Консультация для родителей ДОУ
консультация

Кукушкина Светлана Викторовна

«Бережное отношение детей к природе с помощью разнообразных игр»

     Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть и катастрофы, нависла над человечеством, и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас Дома- Земли.

     Трудно найти человека, равнодушного к русской природе. С помощью рассказов о природе взрослые имеют возможность всесторонне развивать ребёнка: расширяя его кругозор, показывая взаимосвязи в природе, побуждая ребёнка к сочувствию, сопереживанию, воспитывая желание помочь делом. У природы ребёнок учится красоте, чувству меры, добру, справедливости.

      Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребёнка. На природе можно не только отдохнуть и прекрасно провести время, но и пообщаться со своим ребёнком, обогатить его новыми знаниями и представлениями, например, наблюдая за жизнью бабочек и жуков, полюбоваться красотами родной природы, вдохнуть глоток свежего и чистого воздуха, подзарядиться положительными эмоциями.

1. Детям можно загадывать загадки о природе и отгадывание по описанию. Сочинять свои загадки, песенки, стихи.

 2. Подбирать сравнения и эпитеты к природным явлениям. Читать дополнительную литературу, использовать поэтическое слово.

 3. Использовать совместный просмотр телепередач о природе.

 4. Играть дома в настольные игры природоведческого характера.

 5. Предоставлять возможность ребёнку рисовать, лепить, выполнять аппликации, вместе мастерить поделки из природного материала.

 Природоведческая книга позволяет присматриваться к окружающей природе и учит правильно её воспринимать.

 Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребёнка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создаёт у детей определённое настроение, повышает познавательный интерес к природе. В продуктивных видах деятельности учите детей отражать своё отношение к миру природы; формируйте эстетическое отношение к окружающей действительности: на прогулках предлагайте выделять и описывать красивые объекты природы, здания, улицы и т. п.

 Целесообразно создать дома библиотечку книг о природе, в которой должны быть представлены рассказы таких писателей, как: И. Соколов-Микитов, М. Пришвин, В. Бианки, Г. Скребицкий, Н. Сладков, К. Ушинский, Б. Житков и т. п. Для рассматривания можно использовать любые книги, иллюстрации которых доступны и понятны детям, а также картины разных художников, посвящённые природе.

     Учите детей видеть состояние растений и животных, находящихся рядом с человеком; проявлять соответствующее отношение в каждом конкретном случае. Всё это способствует развитию эмоциональной сферы ребёнка.

      Более глубокому пониманию окружающей действительности способствуют художественные произведения русского фольклора (сказки, пословицы, поговорки, загадки и др.) ; инсценирование сказок по сюжетам литературных произведений, а также по сказкам, придуманным детьми.

 Но, сколько бы мы не проводили разговоров, бесед с детьми о природе, о бережном отношении к ней, мы не достигнем желаемого результата, пока не будем выводить ребёнка на природу, пока сами не будем показывать пример бережного и заботливого отношения к ней.

 Поэтому прививать любовь к родной природе необходимо используя комплексный подход: чтение, анализ, применение на практике, выполнение заданий с родителями в качестве закрепления материала.

      В заключение хочется отметить, что формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающей его природе, единства с нею, осознание необходимости оберегать её. В детстве эти умения формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологически целесообразного взаимодействия с природой и социумом.

     От рождения в маленьком человечке заложен огромный потенциал любви к природе... Но если подросший карапуз ломает ветки деревьев, топчет цветы, кидает камень в голубя или без сожаления наступает ногой на гусеницу, то виноваты в этом мы, взрослые, потому что вовремя не поддержали интерес малыша, не познакомили его с жизнью растений и животных...

     Окружающая природа — замечательный помощник в воспитании добрых чувств в детской душе. Наблюдения за растениями и животными помогут крохе не только приобрести начальные знания биологии, но и научат любить, заботиться, быть внимательным и ответственным, донесут до малыша мысль о единстве и неповторимости всего живого на земле.

Люблю муравья...

     Это может показаться странным, но воспитание любви к природе начинается с уважительного отношения к самым крошечным существам — насекомым. Котенок или щенок вполне могут за себя постоять, а вот маленькие жучки — нет. Малыши в возрасте около 1 года начинают активно интересоваться ползающими и летающими существами: могут засмотреться на бабочку, приходят в восторг от божьей коровки или муравья. И уже в этом возрасте стоит учить ребенка обращаться с насекомыми осторожно. Ведь они такие хрупкие! Естественно, кроха не раз попытается наступить ногой на жука или сдавить его посильнее в пальцах. Он пока не осознает, что эти малыши тоже живые. Что мы можем сделать? Пресекать подобные попытки, объяснять, что насекомые — это живые существа, искренне удивляться вместе с ребенком даже самой крошечной букашке, рассматривать дома картинки с насекомыми, запоминать их названия. Постепенно ваши усилия дадут свои положительные результаты.

     Старайтесь вместе с ребенком приходить на помощь попавшим в беду насекомым: вытащите угодившую в лужу божью коровку, уберите с дороги в траву неосмотрительного жука. Конечно, все это может показаться смешным и наивным. Подумаешь, какой подвиг — спас жука! Но именно такие крошечные подвиги и поселяют в душе ребенка маленькие росточки доброты и сострадания, учат его понимать, любить и ценить все живое вокруг. Пусть даже, на первый взгляд, совсем неприметное.

      Выучите несколько стихотворений о насекомых, которых вы каждый день встречаете на прогулке, рассказывайте их вместе с малышом. «Божья коровка, полети на небо!» Помните? Пусть ребенок подержит на ладошке божью коровку, приговаривая закличку. И жучок, как будто послушавшись, раскроет крылышки и полетит к «деткам, которые кушают котлетки». И уже никогда больше не захочется его обижать, ведь ты разговаривал с жучком, и он даже тебя понял... Есть много стишков, которые помогут воспитать в малыше бережное отношение к насекомым. Особенно, если рассказывать их «в тему». Вот, скажем, заметили на тропинке жука и вспомнили стихотворение Э. Мошковской:

Он прыгнул на дорогу,

 А я уж ставил ногу

 И чуть не наступил,

 И я б его убил.

 Как подпрыгнет тот кузнечик!

 Он веселый! Он живой!

 Хорошо, что я заметил!

 Хорошо, что он живой!

А вот замечательное стихотворение А. Усачева:

Беги, жучок,

 Сверчи, сверчок,

 И бабочка — лети...

 Я обижать не буду вас,

 Счастливого пути!

Разве после таких слов захочется кого-нибудь обижать?

Четвероногие воспитатели

     Действительно, домашние питомцы — одни из самых лучших воспитателей малыша. Никто не научит ребенка любви и состраданию так, как это сделают они. Конечно, не без нашей взрослой помощи. Очень сложно отыскать отрицательные моменты в общении ребенка и животного. Игры с братьями меньшими (особенно собаками и кошками) тренируют малыша физически. Ребенок становится более подвижным и ловким, совершенствуется его моторика и координация движений.

 

     Животное помогает малышу быстрее развиваться, легче адаптироваться в новом коллективе и заводить друзей. Кроме того, наличие животного в доме делает дружнее и сплоченнее семью. Животные — замечательные психотерапевты. Играя с ними, ребенок постепенно учится контролировать свои негативные эмоции и агрессивные порывы. Научившись сопереживать и сочувствовать «братьям меньшим», маленький человечек перенесет эти умения и на отношения со сверстниками и другими людьми. Если ты смог понять животное, понять людей будет куда как легче... С животным — другом можно поговорить на любые темы, открыть ему самые сокровенные тайны. И получить в ответ молчаливое сочувствие. Животное не станет ругать за проступок и указывать на ошибки. Психологам хорошо известно, что особенно стремятся к дружбе с животными те ребятишки, которым не хватает тепла и общения с близкими людьми. В конце концов, общение с животными для малыша — это просто огромная радость. И ее ничем нельзя заменить. Ни новой игрушкой, ни желанным лакомством.

Усатые и полосатые

     Наверняка, каждый из нас не раз наблюдал картины общения малыша с животными. Согласитесь, зрелище это не всегда бывает приятным. Мы снова и снова кричим малышу «не смей тыкать пальчиком кисе в глаз» или «не поднимай собачку за хвост», но юный исследователь повторяет свои эксперименты с завидным постоянством. Не стоит впадать в панику, переживая, что с сыном или дочуркой «что-то не так», что они вырастут жестокими людьми. Причина такого поведения именно в экспериментировании. В желании понять, а что же будет, если... Кроме того, мы, взрослые, иногда просто не задумываемся о том, что многих, элементарных на наш взгляд вещей малыш может попросту не знать. Например, маленький ребенок порой не осознает, что животное точно так же, как и он сам, может испытывать боль, чувство голода, страх. И наша задача все это объяснять крохе спокойно и доступно.

Домашние питомцы — одни из самых лучших воспитателей малыша.

     Проводите вместе с животным достаточно времени, наблюдайте за ним, обсуждайте его поведение. Рассказывайте малышу о том, что его зверьку, будь то щенок, котенок или кролик, не нравится, когда его беспрестанно тискают. Ему нужно кушать и пить, у него есть блюда любимые и не любимые, а если его долго не кормить — животному будет очень плохо, оно может заболеть. Не стоит добавлять «и умереть». Это не поможет малышу глубже проникнуться любовью к питомцу, а вот напугать кроху вы можете.

Не забывайте напоминать малышу, что животное, особенно маленькое — существо хрупкое. И если играть и общаться с ним неосторожно — можно легко причинить ему боль, повредить лапку или даже нанести более серьезную травму. Подобные напоминания действуют на подросших карапузов. А вот самые маленькие любители животных пока еще не могут правильно рассчитать силу своей любви. От полноты чувств они крепко стискивают в ручонках котенка или хомячка, ведь только так они могут выразить ему свое восхищение. Выход здесь один: никогда не оставляйте малыша с животным наедине даже на короткий промежуток времени, это касается также и безопасности самого ребенка, которому рассерженное животное может причинить вред. По мере взросления кроха начнет строить свои взаимоотношения с животным совсем иначе, чем в раннем возрасте. Появится и истинная любовь, и забота, и участие и бережное отношение. А пока общайтесь все вместе. Так ведь даже веселее!

     Всем известны ситуации, когда малыши пытаются переносить привычные игры с игрушками на своих маленьких подопечных. Хотим мы того или нет, но кроха действительно воспринимает животное как живую игрушку. И только постепенно, по мере взросления, под действием нашего правильного воспитания, малыш поймет, что это не так. Будет весьма полезно посмотреть вместе замечательный мультфильм «Живая игрушка», о том, как девочка пыталась превратить в куклу Катю живого зайчонка. У этой поучительной истории счастливый конец. Обязательно обсудите с малышом мультфильм, пусть сам ответит, почему зайчишке было плохо у девочки, почему он убежал. А потом подумайте вместе, не похож ли и сам малыш на эту девочку. Всегда полезно увидеть себя со стороны.

     И, конечно, прочитайте крохе стихотворение С. Маршака «Усатый-полосатый». В нем тоже много моментов для обсуждения. Например, почему котенок не захотел мыться в корытце. Да потому, что у каждого живого существа свой способ купания. Малыш моется в ванне, а котенок — язычком. И если ты любишь своего друга, нужно непременно уважать и его привычки. Постепенно кроха усвоит: для того чтобы сохранить доверие и привязанность своего любимца, нужно соблюдать множество всевозможных правил общения с ним — не беспокоить во время сна или еды, не пытаться играть, когда у животного нет на это настроения, не причинять боль и не относиться как к плюшевому мишке. Только тогда можно получить тепло, ласку и любовь взамен.

Мои любимые зверушки

     Заводя домашнего питомца, вы должны отдавать себе отчет в том, что вся радость (или бремя — для кого как) забот о нем ляжет на ваши плечи. Даже если малыш слезно уверяет, что будет сам чистить клетку или кормить животное. Да, сейчас он и сам в это верит. Но на практике все окажется совсем по-другому. И винить в этом ребенка нельзя. В большинстве случаев, уход за животным — пока еще непосильная задача для вашего маленького натуралиста. Кроме того, превращая заботу в трудовую повинность, вы тем самым воспитаете нелюбовь, а неприязнь. Разве можно заставить любить? Разве можно искренне заботиться из-под палки? Нет, любовь можно только вырастить, бережно и аккуратно. Только добровольная помощь в уходе за животным постепенно будет вырабатывать у крохи чувство ответственности, понимание того, что животное полностью зависит от своего хозяина, от его заботы и любви. Именно так зарождаются в маленькой детской душе первые росточки доброты, которые обязательно вырастут в большое и сильное дерево.

Цветики-семицветики

     Если по той или иной причине вы пока не можете завести домашнего питомца, призовите в союзники менее требовательных помощников. Речь пойдет о комнатных растениях.

     Полив комнатных растений станет первым важным и ответственным поручением малышу. Если растений много или ребенок еще слишком мал, выделите для него один-два цветка и поставьте их отдельно. Пусть это будут личные растения малыша, за которыми он будет сам ухаживать. Расскажите, что растениям для жизни необходима вода. Так же, как и сам малыш, они могут испытывать жажду. Покажите, как нужно поливать цветок. Чтобы юный ботаник не налил в цветочный горшок слишком много воды, дайте ему, например, стаканчик от йогурта и объясните, что именно столько воды необходимо для полива. Составьте календарь на месяц, обозначив условными значками дни, в которые нужно поливать цветы. Пусть малыш сам следит за этим. Если ребенок еще не знаком с календарем — помогайте ему.

     Ответственность — важное человеческое качество. И именно его мы будем развивать, доверяя крохе жизнь зеленых питомцев. Не расстраивайтесь, если малыш часто забывает поливать цветы Он пока еще слишком мал, чтобы делать это наравне со взрослыми. Воспитание ответственности — процесс длительный. Наберитесь терпения, помогайте, подсказывайте, мягко напоминайте — и все получится!

     Еще интересней наблюдать за растениями, посаженными самостоятельно. Для этих целей подойдет, например всем известное каланхоэ. На его листьях образуются «детки», имеющие маленькие корешки. Приготовьте с малышом цветочный горшок с землей. Пусть кроха сорвет несколько «деток», воткнет их корешками в землю и польет. Каланхоэ растет быстро. Это заметно и на глаз, но можно время от времени измерять длину стебля сантиметром. Так малыш на собственном опыте убедится, что растения, как и все живые существа, растут. Поэкспериментируйте и с другими неприхотливыми комнатными растениями, которые размножаются черенками (хлорофитум, фуксия, традесканция, пеларгония, сенполия). И скоро на подоконнике у вашего крохи будет целое опытное хозяйство. А это неизбежно повлечет за собой вопросы, связанные с особенностями ухода за тем или иным растением. Малыш может заинтересоваться, чем растение питается, как оно растет, почему листья у него зеленые. Помогите ему отыскать ответы в специальных книгах и энциклопедиях. Умение работать со справочной литературой — очень полезный навык во всех отношениях.

     Проведите еще один эксперимент. После прогулки в дождливую погоду соберите грязь с обуви малыша и «посейте» в землю. Очень вероятно, что вы сможете наблюдать всходы. Это говорит о том, что мы тоже помогаем растениям путешествовать, перенося семена на своей обуви.

      Не нужно жалеть времени, потраченного вместе с ребенком на игры с домашними животными, на ботанические эксперименты, на чтение хороших, добрых стихов и рассказов о природе, на прогулки и путешествия. Благодаря вашим стараниям из маленького человечка вырастет человек, который будет любить и ценить то, что его окружает, станет относиться ко всему живому бережно, вдумчиво, с пониманием и уважением.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

 Консультация для родителей «История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»...

Консультация для родителей "Как поведение родителей влияет на ребёнка"

Исследования  показали, что  большинство  людей  употребляют  алкоголь  или  курят  так  же, как  это  делали  их  родители. Такж...

Консультация для родителей «Заповеди мудрого родителя»

Публикуемые рекомендации помогут наладить взаимоотношения с самым дорогим существом в жизни- вашим ребёнком!...

Работа с родителями. Консультации для родителей "Влияние родительских установок на развитие детей"

Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться!...

Консультация для родителей :"Формы участия родителей в реализации идей ФГОС нового поколения".

С принятием Закона Российской Федерации “Об образовании” возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Это выражается в ориентации на государстве...

консультация для родителей. Пример родителей - один из основных факторов успешного воспитания у детей - навыков безопасного поведения на улице.

На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин. В современном мире между человеком и машин...

Статьи по здоровьесберегающим технологиям в ГПД. Консультации для родителей.Неделя русского языка в начальной школе. Внеклассное мероприятие. Доклады, консультации для родителей, рабочая программа воспитательной работы ГПД.

Применение здоровьесберегающих технологий в группе продлённого дня. "Неделя русскогоязыка в начальной школе" - внеклассное мероприятие для учеников 1 - 4 классов. Содержит план проведения ме...