В мире природы
методическая разработка

Дамба Урана Монгеевна

В мире природы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_prirody.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

В мире природы

                                    ( путешествие – викторина)

Цели: формировать у детей познавательный интерес к окружающему нас миру природы; развивать память, ассоциативное мышление.

                                     Ход занятия

I. Введение в тему.

 1. Сообщение темы и задач занятия.

 2. Вступительная беседа.

- Посмотрите в окно. Что вы там видите?

                                 ( дети отвечают)

Загадки:

- Что видно только ночью?  ( Звезды, луна)

- Летом греет, зимой холодит.  ( Солнце)

- Без рук, без ног, а бежит.  (Вода)

- Дышит, растет, а ходить не может.  ( Растение)

- В лесу на ножке выросла лепешка. ( Гриб)

- Под мостиком виляет хвостиком. (Рыба)

- На шесте – дворец, во дворце – певец. ( скворец)

- Ползун ползет, иглы везет. (ёж)

- Как все это назвать одним словом?   ( Окружающая  природа)

II. Часть.

1. Явления природы.

- Что такое погода?

    ( Погода – определенное состояние окружающей нас атмосферы, которое зависит от передвижения  огромных масс воздуха и от разницы в атмосферном давлении, температуре и влажности.)

-  А как же узнать, какая погода нас ждет сегодня?  завтра?  через неделю?  

( Для этого существует метеослужба и  метеорологи)

      Метеорологи собирают сведения о погодных  условиях и закладывают  информацию в компьютер. Компьютеры вычисляют температуру, давление воздуха, влажность, скорость и направление ветра для тысяч мест нашей планеты. Результаты наносят на карту. Погодные карты показывают по телевидению,  печатают в газетах, передают в специальные службы движения.

      Огромную помощь метеослужбам оказывают погодные спутники. Они вращаются на орбите на высоте от 800 до 1100 километров. Вся  земная поверхность изучается дважды в сутки.

     Погодные спутники ведут фотосъемку днем и ночью, используя специальные  камеры. Фотографии со спутников ценны тем, что по ним можно предсказать погоду на две недели вперед.

- Что вы знаете о явлениях природы?

                                                  ( ответы детей)

Это интересно!

 

  • 24 июня 1904 года в Москве выпал крупный град. Вес градин достигал 400 г и более. Они имели острые шипы, град падал отвесно и с такой силой , что стекла теплиц и оранжерей были словно прострелены ядрами. В почве градины выбивали углубления до 6 см.
  • Торнадо – это очень сильный вихрь. Его предвестником является появление облака в виде  воронки, а также грозовых туч. Основание такой воронки  достигает всего лишь сотни метров в диаметре, но она разрушает все, что встречается на пути. Разрушающей мощью обладает огромная сила ветра. Рушатся стены домов, здания рассыпаются, как карточный домик. Торнадо несут такие разрушения, что в тех районах, где они наиболее часты, жители строят специальные укрытия.

  1. й этап викторины.

  1. На небе стукнет, на земле слышно.  (Гром)
  2. Ни огня, ни жару не имею, а все пожигаю. ( Молния)
  3. Не огонь, а жжется.  ( Мороз)
  4. Кручу, бурчу, знать никого не хочу.  ( Метель, вьюга)
  5. Седой дедушка у ворот

      В сем глаза заволок.  ( Туман)

6)  Поднялись врата – всему миру красота. ( Радуга)

7)  Что случается, если вулкан  «сердится»?  ( Извержение)

8)  По синему морю

      Белые гуси плывут.  ( облака)

  1. Зимой греет,

           Весной тлеет,

           Летом умирает,

           Осенью оживает. (снег)

  1. Гуляет в поле, да не конь,

      Летает на воле, да не птица.  ( Ветер)

2. Звери.

- Какое животное живет дольше всех?

                                                ( ответы детей)

           Это интересно!

  • Среди млекопитающих обычно слон считается самым долгоживущим. Зарегистрированный рекорд – чуть более 60 лет.

     Лошадь разделяет со слоном первенство по долготе жизни.        

     Известно много случаев, когда эти животные  жили более 50 лет.

     А вот другие, не подвергаемые  сомнению  факты долголетия: беге

     мот  - 41 год, носорог – 40, медведь – 34, обезьяны – более 20 лет,  

     кошки – около 23 лет, собаки – 22 года. Эти данные  относятся к

     отдельным  особям  животных.

2-й этап викторины.

 

1) Не земледелец, не кузнец, не плотник,

     А первый на селе работник.   ( Лошадь)

2) Летом гуляет, зимой отдыхает.  ( Медведь)

3) Среди двора стоит копна,

     Спереди вилы, сзади метла. (Корова)

4)  В заплатках шея и бока,

      На всех глядит он свысока. ( Жираф)

5)  Не мышь, не птица

     В лесу резвится,

     На деревьях живет

      И орешки грызет.  ( Белка)

6)  Не дерево, а суковато.   ( Олень)

7)  Крупнейший африканский хищник из породы кошачьих. ( лев)

8) Самый крупный хищник. ( Белый медведь)

9)  Она похожа на тетрадь в линию. (Зебра)

10) Серовато, зубовато,

       По полю рыщет,

       Телят, ягнят ищет. (Волк)

  1. Птицы.

   - Какая из летающих птиц самая большая?

                                                ( ответы детей )

Это  интересно!

  •   Самая большая из живущих на Земле птиц вообще не умеет летать. Это африканский страус. Он достигает 2, 5 м в высоту и весит более 135 кг. Это была бы тяжелая работа – поднять в воздух такую птицу.
  •  Самый большой размах крыльев из летающих птиц имеют два вида: это альбатрос и кондор.  Взрослые птицы весят около 13 кг.
  • Скорость полета у разных птиц очень различается. Самая большая из измеренных скоростей принадлежит двум стрижам из Индии. Они пролетели по курсу 3.2 км, преодолев это расстояние за 36 и 42 секунды, то есть 274 и 320 км в час! Домашний голубь пролетает около 96 км в час, а колибри – от 80 до 88 км в час.

3-й этап викторины.

1) Щиплет за пятки – беги без оглядки. ( Гусь)

2)  Днем молчит, ночью кричит. ( Филин)

3) Начальник невелик, а долго спать не велит. ( Петух)

4) Чернее сажи, белее снега, выше дома, ниже травы.  ( сорока)

5) У каких птиц крылья покрыты  чешуей?  ( Пингвин)

6)  Какая из птиц нашей страны летает быстрее всех? ( стриж)

7)  Какая птица строит гнездо на крыше домов? (Аист)

8) Самая певчая птица России?  (Соловей)  

9)  Зачем страус голову в песок прячет ?  (Освобождается от паразитов)

10) Посередь деревьев кузнецы куют. (Дятел)

  1. Насекомые.  

- Что вы знаете о насекомых?    ( ответы детей)

Это интересно!

  •  На нашей планете живет 2 млн видов насекомых, более, чем всех остальных животных, да и растений, вместе взятых. Они обитают в почве, на земле, в воде, в воздухе – везде.  Самое большое насекомое – бабочка орнитоптера  с Соломоновых островов. Размах её крыльев около 30 см. Длина жука- голиафа более 20 см.   Наряду с великанами есть и крошки. Так, длина жука- трихоптерикса равна всего лишь третьей части миллиметра. И у такой малютки есть мозг, сердце, органы дыхания, кишечник!
  • Скорость полета насекомых невелика. Пчела пролетает в среднем 10 – 20 км в час; шмель – 3,5; муха – 2; златоглазка – всего лишь 0,5 км. Зато слепни летят с быстротой до 40 км в час, бабочки- бражницы – около  60 км.

           - Наука изучающая насекомых, называется  энтомологией.

 

           4 –й  этап   викторины.

  1. Без рук, без ног, на брюхе ползет.  ( червяк)
  2. Не птичка, а с крыльями.   ( бабочка)
  3. Шли плотнички без топоров, срубили избу без углов. (Муравьи)
  4. Ниток  много-много

     А в клубок не смотает,

    Одежду себе не шьёт,

    А ткань всегда ткет.   (Паук и паутина)

5)  Домашнее насекомое, от которого все стараются избавиться.  ( таракан)

6)  Летающий кровопийца. ( комар)

7)  Кто за печкою живет, спать мне ночью не дает?  (Сверчок)

8) Что случится с пчелой после того, как она ужалит? ( погибнет)

9) Сколько ног у паука?  (Восемь)

10) Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок)

  1. Рыбы, пресмыкающиеся, земноводные.

Это интересно!

  • Как мы знаем, рыбы дышат при помощи жабр, через которые постоянно проходит вода. Но существуют и такие рыбы, которые могут проводить достаточно времени и без воды.
  • Очень занимательна летающая рыба. Она стремительно плывёт, очень энергично двигая своим хвостом. Затем расправляет плавники и на скорости выпрыгивает из воды. Она может пролететь над водой несколько сотен метров.
  • Ещё более необычная рыба – это лазающий окунь. Он обитает на Дальнем Востоке. Отдельные особи имеют в длину от 8 до 20 см. Они могут вылезать на берег при помощи двигающейся чешуи, которая покрывает жабры. Проталкиваясь хвостом и плавниками, окунь может «разгуливать» по земле!  К тому же они могут быть найдены на деревьях на высоте около 1,5 м.

5-й этап викторины.

1) Он в самом омуте живет-

     Хозяин глубины.

     Имеет он огромный рот,

     А глазки чуть видны.           (Сом)

2)  Выпучив глаза следит,

     По-французки говорит,

     По- блошьи прыгает,

     По человечьи плавает.       ( Лягушка)

3) Кто на себе свой дом носит?   (Улитка)

4) Не кузнец, а склещами.       ( Рак)

5) Он превращается в лягушку.   ( Головастик)

6) Неядовитая змея?            ( Уж)

7) Кого поймал Емеля?        ( Щука)

8) Кто ходит в каменной рубахе?    ( черепаха)

9) Кто автор басни « Лебедь, щука и рак» ?     (Н.А.Крылов)

6. Растения.

 

Это интересно!

  •  Деревья достигают наибольших для высших растений размеров.    В тропических лесах – в среднем 50 – 80 м, нередко до 100м; максимальная высота деревьев – у эквалиптов и секвой – около 150 м.
  •  Общая длительность жизни кустарника может быть очень большой, несколько сотен лет, однако каждый стволик со своей кроной живёт ограниченное  время,  в среднем 20-40 лет ( но у малины – всего 2 года, а у сирени – до 60 лет.
  • Кустарники встречаются почти во всех областях Земли и в разнообразных типах растительности, но в лесах в виде второго яруса – подлеска, то есть в затенении, которое может быть одним из факторов угнетения роста отдельных стволиков.
  • Кустарнички – миниатюрные кустарники  высотой не более 50 см, в среднем 10 – 30 см. Длительность жизни отдельных скелетных осей меньше, чем  у кустарников, в среднем порядка 5 – 10 лет. В лесах кустарнички образуют низкий кустарничковый ярус, иногда вместе  с травами ( черника, брусника)

           6-й этап  викторины.

         

  1. Не огонь, а жжется.  ( крапива)

2) Чей пух по городу летает?

     Среди июля – снегопад.

     Прохожие его ругают,

     А это ветер виноват.  (тополь)

3)  Стоит лепешка

     На одной ножке,

     Кто мимо ни пройдет,

     Всяк поклонится.    ( гриб)

4)  Стоят в поле сестрички -

      Желтый глазок, белые реснички.  (ромашка)

5)  Мягок , а не пух,

     Зелен, а не трава.  (Мох)

 

 6) Дерево, из которого делают спички.  ( осина)

       

        7) Белые горошки на зеленой ножке.   ( ландыш)

             8)  Какая самая большая ягода?   ( Арбуз)

  1. На солнца я похожий,

     И солнце я люблю,

     За солнцем поворачиваю

     Я голову свою.         ( подсолнечник)

10)  Пища моя сладка, а мщение ужасно.    ( пчела)

           III. Итог игры.

                 Награждение активных участников викторины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Природа в опасности. Охрана природы"

Круглый стол. в ходе которого обсуждаются проблемы полезных ископаемых...

Конспект урока по окружающему миру "Природа в опасности! Охрана природы"

Конспект урока окружающего мира "Природа в опасности! Охрана природы"   Школа России 3 класс...

Презентация к игре по станциям "В мире природы" (ст. "Неживая природа")

Задание 1. Угадай явление по звуку (прибой, гроза, дождь)Задание 2. Отгадай загадку (град, гора, туча, радуга, море, туман)Задание 3. Третий лишний (вода - вещество, остальное -  явления)...

Презентация к уроку окружающего мира "Природа в опасности. Охрана природы" 3 класс

Презентация подготовлена к уроку окружающего мира в 3 классе (УМК "Школа России". В ходе презентации ребята в игровой форме узнают о малых и больших ранах Земли, об охране природы, о Красной книге Рос...

Самостоятельная работа по окружающему миру "Природа.Ценность природы для людей"

Самостоятельная работа в двух вариантах оп теме "Природа.Ценность природы для людей", 3 класс ("Школа России")...

Конспект урока по окружающему миру "Природа. Ценность природы для людей."

Учащиеся познакомятся с разнооб­разием природы; научатся классифицировать объекты природы, устанавливать связи между живой и неживой природой; осознают ценность природы для людей; научатся договар...