Патриотическое воспитание младших школьников на событиях Великой Отечественной войны
методическая разработка (4 класс)

Михайлова Венера Витальевна
Материал для проведения внеклассного мероприятия,посвященного памяти Блокадного Ленинграда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokadnyy_leningrad.docx41.59 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему    «Помним блокадный Ленинград» 

Автор сценария:

Михайлова Венера Витальевна, учитель начальных классов

 «МБОУ «Верхнеяндобинская начальная школа-детский сад «Яндобинка» Канашского района Чувашской Республики

Цель  – ознакомить учащихся о блокаде Ленинграда, причинах ее возникновения, рассказать о героизме жителей блокадного города; прививать  чувство патриотизма и гордости за свою Родину.

Оборудование: Компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация, плакаты ««Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о павших». Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский.»,  «Блокада Ленинграда 8 сентября 1941 г. – 27 января 1944 г. 872 дня и ночи».

 Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня 27 января. Что вы можете сказать о сегодняшнем дне? (ответы детей). Какая же тема нашего мероприятия?

 

Учитель: Всем героическим защитникам Ленинграда,

Всем участникам прорыва и снятия блокады героического города,

Всем, пережившим страшную 900дневную блокаду,

Всем, ныне живущим и павшим смертью храбрых

ПОСВЯЩАЕТСЯ!

Учитель

27 января 1944 года. Что это за дата?

27 января 1944 года.   Это день, который знают и чтут ленинградцы. Это день окончания и  полного снятия немецко-фашистской блокады города Ленинграда.

1 ученик 

8 сентября, обычный день недели,
Начало осени, красивое и яркое,
Сентябрьский ветерок, и голуби летели,
И лес к себе манил людей подарками,
И тишиной, и свежестью дыхания.
Привычно занималось утро раннее…
Так было до того или потом,
Но в год беды война стучалась в дом.
В том 41-ом памятном году
Железным обручем сковало красоту:
Безжалостный, губительный  охват,
Жизнь ленинградцев превративший в ад, 

Г. Станиславская

2 ученик 

Я вспоминаю хлеб блокадных лет,

Который в детском доме нам давали.

Не из муки он был - из наших бед,

И что в него тогда только не клали!

Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,

С корой. Колючий так, что режет десна.

Тяжелый, горький - с хвоей, лебедой,

На праздник, очень редко - чистый просто.

3 ученик.

Но самый сильный голод был, когда

Хлеб мы по два-три дня не получали.

Мы понимали, что война – это беда,

Но каждый день с надеждой хлеба ждали.

Не дни мы голодали, а года.

Хоть раз наесться досыта мечтали.

Кто видел, не забудет никогда,

Как с голоду детишки умирали.

Учитель Гитлер готовил Ленинграду ужасную участь.  Сохранилась выдержка секретного документа, в которой записано: «Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населённого пункта. Предложено блокировать город и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять его с землёй. С нашей стороны  нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».

4 ученик БЛОКАДА.
Нам, живущим, не понять,
Что чувствовал ребёнок, угасая,
Везя на санках умершую мать
И губы от бессилия кусая…
Звучат сирены, метронома звук
Тревожит память деточек блокадных.
Им выпало без счёта адских мук,
Труда для фронта без речей парадных.
Им выпало, но люди не сдались,
Не сдался город, взрослые и дети!
Их подвигу, живущий, поклонись
И расскажи – пусть помнят!- нашим детям.

Г. Станиславская

Учитель. Фашисты, стремясь сравнять город с землёй, обрушили на него за время осады: сто пятьдесят тысяч тяжёлых снарядов, пять тысяч фугасных и более ста тысяч зажигательных бомб. 8 сентября 1941 года немецкие фашисты прорвались на южный берег Ладожского озера и город Ленинград оказался полностью блокирован с суши.

Учитель. На начало  блокады в городе Ленинграде находилось два миллиона пятьсот сорок четыре  тысячи человек, в том числе около четырех тысяч детей. Также в пригородных районах, то есть тоже в кольце блокады, осталось триста сорок три тысячи человек. В сентябре, когда начались постоянные бомбежки, обстрелы и пожары, многие хотели выехать, но возможностей не было, пути уже были отрезаны.

Учитель. Постепенно в городе закончились запасы топлива, еды, даже питьевой воды, которую потом набирали с  набережной реки Невы, которая протекает в городе Ленинграде. Делали прорубь и набирали воду иногда даже  под обстрелами немцев. Смерть входила в каждый дом, уносила близких и родных людей. Запасы продовольствия и еды таяли с каждым часом.

Учитель. На близлежащих полях и огородов блокадного кольца  собирали: очистки, мерзлый картофель, ботву, сорняки, все, что могло пригодиться в пищу. Однако все эти меры не могли спасти от голода.

20 ноября    пришлось сократить нормы выдачи хлеба. Воины на передовой стали получать 500 граммов в сутки, рабочие  по 250 граммов, служащие, иждивенцы и воины, не находящиеся на передовой и дети только 125 граммов.

Учитель. И кроме хлеба, почти ничего. В блокированном городе Ленинграде начались голод, болезни. В этом хлебе муки почти не было, его выпекали из мякоти, целлюлозы, добавляли опилки, кору, хвою, мякину, жмых…Вот таблица, на которой показано, как сокращались нормы выдачи хлеба жителям Ленинграда

Норма продажи хлеба населению

рабочие

Инженеры,

служащие

Пенсионеры, не работающие иждивенцы

дети

Сентябрь 41

600 гр

400 гр

300 гр

300 гр

11 сентября 41

500 гр

300 гр

250 гр

300 гр

13 ноября 41

300 гр

150 гр

150 гр

150 гр

20 ноября 41

250 гр

125 гр

125 гр

125 гр

25 декабря 41

350 гр

200 гр

200 гр

200 гр

24 января 42

400 гр

300 гр

250 гр

250 гр

11 февраля 42

500 гр

400 гр

300 гр

300 гр

Учитель

Рецепт блокадного хлеба

 Мука ржаная – 50%

Целлюлоза – 15 %(20-25% иногда больше)

Соевая мука, отруби и обойная пыль–25 %

Учитель. Фашисты думали,  что голодные, измученные,  мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город  и… в конце концов – сдадут его.

Но гитлеровцы ошиблись, ведь Ленинград не боялся смерти, смерть боялась ленинградцев.

Учитель. Люди, перенесшие эту блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.

5 ученик

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

не поколеблет грохот канонад,

и если завтра будут баррикады-

мы не покинем наших баррикад…

И женщины с бойцами встанут рядом,

и дети нам патроны поднесут,

и надо всеми нами зацветут

старинные знамена Петрограда.

 О.Берггольц

Учитель. Но город Ленинград жил и боролся. Заводы и фабрики продолжали изготавливать военную продукцию. Голодные и измученные люди все равно находили в себе силы работать, бороться с врагами. У станков продолжали работать мужчины, женщины и дети-подростки.

6 ученик

Дорогой папа! Я теперь не учусь в школе, а работаю на станках… А мама работает тоже, только в другом цехе, где делают мины. Я всё время хочу есть, и мама тоже всё время хочет есть……твой сын,… Фёдор Быков »

 

Учитель. Морозы в 1942 г.  были  страшные, небывало сильные  – под сорок градусов. Но даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. В осаждённом городе продолжали работать тридцать девять школ. В бомбоубежищах, где проводились уроки, стоял такой холод, что замерзали чернила. Ученики сидели в одежде, шапках,  рукавицах.  Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев…

Учитель. От голода дети шатались.  Почти у всех была такая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась цинга. Дети умирали не только дома, на улице по дороге в школу, везде, и даже случалось, что  прямо в классе.

Учитель. 20 февраля 1942 г. Статистика.

 Фрунзенский район — 987 трупов.

Свердловский район — 749 трупов.

Василеостровский район — 870 трупов.

Куйбышевский район — 680 трупов.

Петроградский ...

Выборгский ...

Всего в этот день на кладбище привезли 10043 ленинградца

7 ученик 

В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?..
Нам в сорок третьем
Выдали медали.
И только в сорок пятом -
Паспорта. 
И в этом нет беды...
Но взрослым людям, 
Уже прожившим многие года, 
Вдруг страшно оттого, 
Что мы не будем
Ни старше, ни взрослее, 
Чем тогда.

Юрий Воронов

Учитель. Печальна история ленинградской школьницы Тани Савичевой, которая во время блокады города записывала в дневнике. В ней девять страниц, на шести из них - даты. Шесть страниц - шесть смертей.. Этот дневник – документ, свидетельство тех страшных дней. Ей тогда было только 11 лет.

8 ученик

В осаждённом Ленинграде 
Эта девочка жила.
В ученической тетради
Свой дневник она вела.
В дни войны погибла Таня,
Таня в памяти жива:
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир её слова:

«Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года. 
Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года..»

«Лека умер 12 марта в 8 часов утра 1942 года. 
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года». 

9 ученик

Отшумела, отгремела
Орудийная гроза,
Только память то и дело
Смотрит пристально в глаза.
К солнцу тянутся берёзки,
Пробивается трава,
А на скорбном Пискарёвском
Остановят вдруг слова:
«Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. 
Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года».

10 ученик

У планеты нашей сердце
Бьётся гулко, как набат.
Не забыть земле Освенцим,
Бухенвальд и Ленинград.
Светлый день встречайте, люди,
Люди, вслушайтесь в  дневник:
Он звучит сильней орудий,
Тот безмолвный детский крик:

 «Савичевы умерли.

Умерли все.

Осталась одна Таня!»

…..

Учитель. Девочку Таню нашла санитарная команда, обходившая ленинградские дома. От голода девочка была без сознания.

Вместе с другими детьми в августе 1942 года её эвакуировали в село Красный Бор Горьковской области. Хотя врачи два года боролись за ее жизнь, но болезнь уже была неизлечимой. 24 мая девочку Таню перевезли в Шатковскую районную больницу , где незадолго до смерти она ослепла.

Таня Савичева умерла от туберкулёза кишечника. 1 июля 1944 в возрасте 14-ти  лет.

Учитель. Ленинграду в его героической борьбе помогала вся страна.

С Большой Земли в осаждённый город с огромными трудностями привозили продукты питания и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера.

11 ученик

 Дорогой жизни шел к нам хлеб,

дорогой дружбы многих к многим.

Еще не знают на земле

страшней и радостней дороги.

Ольга Берггольц

Учитель. Поздней осенью Ладога замёрзла и эта единственная ниточка, связывающая город со страной, оборвалась. Но тогда проложили автомобильную трассу , от которой зависело спасение жителей города.

 

Учитель. Наконец вечером 27 января 1944 года над Ленинградом загрохотал праздничный салют. Армии Ленинградского, Волховского, второго Прибалтийского фронтов отбросили немецкие войска от города, им удалось освободить Ленинградскую область. Блокаде, в железном кольце которой долгих 900 дней и ночей задыхался Ленинград, был положен конец. 27 января 1944 года в честь полной ликвидации  вражеской  блокады- разгрома немцев под Ленинградом,   салютовал  двадцать четырьмя  залпами  из трехсот двадцати орудий

12 ученик

Салют

За залпом залп. Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем цветами пестрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока, ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика, но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол-Ленинграда не поднялось…
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе – салют!
Сегодня ленинградцы плачут…

Ю. Воронов

Учитель. Тот день стал одним из самых счастливых, одновременно одним из самых скорбных – каждый, доживший до этого праздника, за время блокады потерял или родственника, или друзей…

Учитель. А теперь мы с вами просмотрим видео «Кусочек хлеба на один день в блокадном Ленинграде. ЖИТЬ» (ссылкаhttps://www.youtube.com/watch?v=GTZ-Pxo97ok)

Учитель. Это кусок хлеба был очень дорог жителям блокадного Ленинграда. Теперь вы получите кусок хлеба весом в 125 грамм-норма , которую жители Ленинграда получали на сутки. (раздают учащимся куски хлеба)

Учитель. За годы блокады погибло  полтора миллиона. человек. Причем только 3% из них от бомбежек, артобстрелов и т.д., а остальные 97% от голода. Вечная им память.

13 ученик

Мы чашу горя выпили до дна.

Но враг не взял нас никаким измором.

И жизнью смерть была побеждена,

И победили человек и город!

Год сорок второй…

Полгорода лежит в земле сырой.

Неугасима память поколений.

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье,

И в скорби постоим и помолчим.

В. Суслов

Учитель. Теперь почтим погибших минутой молчания, в этой минуте не 60 секунд, в ней  - 900 блокадных дней и ночей.  Эта минута – самая тихая, самая скорбная. Прошу всех встать. Объявляется минута молчания.

Учитель. За  мужество  и  героизм,  проявленные  жителями  блокадного  города, Ленинград  получил  звание  Город-Герой,  награждён  орденом  Ленина  и медалью «Золотая Звезда».

Учитель. О чем заставил задуматься наш классный час?

Учитель. Наш классный час подошёл к концу, но мы еще не ставим точку… Еще не раз будем говорить и вспоминать ужасы и трагедию войны, подвиги героев Великой Отечественной войны.

Большое спасибо за вашу активную работу.

Список использованной литературы и интернет-ресурсы:

  1. Алексеев С. П. Рассказы об обороне Ленинграда / С. П. Алексеев ; худож. Н. И. Андреев. – М. : Дрофа, 2003. - 80 с.
  2. Берггольц О.Ф. Стихи о Ленинграде.-Л.: Лениздат, 1967.-35с
  3. Дети города-героя / сост. А. Л. Мойжес. - Ленинград : Лениздат, 1974. - 423 с.

https://www.youtube.com/watch?v=GTZ-Pxo97ok фильм «Кусочек хлеба на один день в блокадном Ленинграде. ЖИТЬ»

https://librebook.me/golos_blokadnogo_leningrada стихи о блокадном Ленинграде.

https://www.deti.spb.ru/glory_days/27_jan/  Региональный сайт детских библиотек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вставай, страна огромная!" Классный час для 1 класса, посвящённый событиям Великой Отечественной войны.

Что наши дети знают о Великой Отечественной войне? Проходит время. Это событие уходит в историю, но  "чтоб не забылась та война: ведь эта память - наша совесть, она, как сила, нам нужна"Предлагаю...

События Великой Отечественной войны на Кубани. Кубань – многонациональный край.

«Вспомним всех поименно»к 70-летию освобождения Кубани от не«Вспомним всех поименно»к 70-летию освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков.мецко-фашистских захватчиков.Битва за Кавказ была о...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ПРИМЕРЕ ПОДВИГОВ ГЕРОЕВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ГОРОДА БЕЛГОРОДА

Проблема воспитания молодого поколения на примере исторического опыта Великой Отечественной войны в современных условиях является очень актуальной. Патриотическое воспитание молодежи неразрывно связан...

Празднование 73-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. как неотъемлимая часть формирования патриотического воспитания младших школьников

Патриотическое  воспитание -  неотъемлемая  часть  общей  культуры  государства. Стала  все  более  заметной тенденция  постепенной  утраты...

Методическая разработка мероприятия, посвящённого событиям Великой Отечественной войны 1941-1945г.

Формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основеисторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранять и развиватьчувства гордости за свою страну;- Воспитывать личность граждан...

Рабочая программа нравственно-патриотического воспитания младших школьников " Мы - патриоты Великой страны!" 1 класс 2022-2023 уч.г.

Рабочая программа нравственно-патриотического воспитания младших школьников. Составитель воспитатель ГПД Матвиенко Алла Ивановна....