классные часы "Воспитай себя сам"
классный час

Каримова Ремида Салаватовна

 "Воспитай себя сам"

Все победы в жизни начинаются с победы над самим собой.

Народная мудрость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitay_sebya_sam.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

 "Воспитай себя сам"

Все победы в жизни начинаются с победы над самим собой.

Народная мудрость.

Цель классного часа: формирование человека, способного к самовоспитанию и саморазвитию, человека самосовершенствующегося.

Задачи:

Способствовать всестороннему развитию личностного роста, максимально удовлетворяя потребности саморазвития личности с учетом постоянного жизненного самосовершенствования.

Направить процесс самовоспитания, саморазвития.

Ознакомить с практическими приемами и методами своего духовного  и физического развития, совершенствования.

Ход классного часа

1. Вступительное слово.

Умный человек не тот, кто     много знает, а тот, кто  знает  самого себя.

В. Гете

Самовоспитание – это процесс намеренного изменения своих качеств, возведение человеком себя на более высокую ступень физического, духовно-нравственного, социального и творческого развития.

У нас разные предпочтения, разные вкусы, привязанности. В нас много несходного, самобытного, неповторимого. И вместе с тем, мы все очень похожи. Каждый хочет любви, понимания, интересных событий в  своей жизни, материального достатка. Мы радуемся успехам, огорчаемся неудачам. Размышляем, переживаем, теряем, находим. Мы все – живые люди и мечтаем жить хорошо и счастливо. Вот как раз для того, чтобы воплотить эти мечты, и пригодятся знания о самом себе.

Человек узнает себя несколькими  путями,  наиболее важны из них такие:

наблюдение за самим собой в различных жизненных ситуациях, осмысливание собственного поведения;

наблюдение за окружающими, сравнение себя с ними;

получение информации о себе от других людей.

 

2. А сейчас я хочу предложить вам прослушать сказку - сказка, которая живет в каждом из нас. Текст сказки "Мальчик и чудовище" у вас на руках, я буду читать её, а вы внимательно слушайте, чтобы потом нам вместе обсудить ее. Постарайтесь ответить на вопрос сказки "Мальчик и чудовище" - что же это было за чудовище? И каждый для себя ответит на вопрос...

 «Я себя узнаю!»

Мальчик и чудовище

Жил-был мальчик. Звали его Георгием в честь знаменитого героя. В каком королевстве он жил, он просил меня не рассказывать, так как он и сейчас там живет после своих странствий. Пока Георгий был мальчиком, все было как обычно: он играл, шалил, возился с друзьями, родителей иногда слушался, иногда нет; иногда он был веселым, иногда грустным, учиться не очень-то любил, но любил придумывать всякие необыкновенные истории и мечтал, как Святой Георгий, победить когда-нибудь злого дракона или другое чудовище. Но когда он подрос, он сам неожиданно для себя стал превращаться в злого дракона или другое чудовище.

Да, мальчик Георгий исчезал, а на его месте появлялось зловредное существо, которое хотело драться, шуметь, обижать всех, особенно родителей, разбивать и расшвыривать всё, что попадалось ему на дороге. При этом чудовище чувствовало себя обиженным на весь свет. И только тогда, когда оно, вдоволь поиздевавшись над всеми, уходило, возвращался удивленный и испуганный мальчик Георгий. Первое время, чувствуя приближение чудовища, Георгий старался убежать подальше, туда, где он навсегда освободился, хотелось забыть о поведении чудовища, даже не верилось, что можно быть таким. Но однажды злой дракон сломал несколько деревьев на соседней улице, с невероятной силой разнес красивую беседку, а на сломанной скамейке расписался со всех сторон:«Пятиглавый дракон ОРГ».

 Теперь Георгий уже не надеялся, что чудовище исчезнет. Он решил посоветоваться со своим отцом. Стыдясь и огорчаясь, он поведал отцу о своих превращениях. Но отец неожиданно сказал:

- Я все собирался предупредить тебя об этом, Георгий, но надеялся, что это тебя не коснется. Из уроков истории ты знаешь, что не только Святой Георгий, но и другие рыцари сражались в нашем королевстве с драконами и чудовищами. Иногда им случалось проиграть решающий бой. Некоторые из них погибали, а некоторые соглашались …   соглашались как бы тебе сказать, ведь об этом в учебниках истории не написано – повиноваться драконам и помогать им. И, быть может, поэтому в нашем королевстве часто случаются такие превращения.

- Что же мне делать? –спросил Георгий. - Я не хочу быть драконом!

- Многие из наших юношей пытались бороться с этими  превращениями. Например, мой старший брат.

- Дядя Александр?

- Да. Он заявил, что убьет своего дракона, как только тот покажется ему на глаза.

- Я никогда бы не подумал, что он способен на такое. Он мне всегда казался таким угрюмым и скучным человеком. Он всегда такой « правильный », ты только не обижайся, папа.

- Это действительно так. Он стал скучным и « правильным », когда убил в себе дракона.

 - А ты, папа? Тебе тоже угрожали превращения?

- Да, Георгий, - сказал отец, опустив глаза.

- И как ты победил?

- Я запер на замок свое чудовище. Иногда оно ворочается и рычит, но я стараюсь, чтобы никто об этом не догадался.

«Бедный папа!» - подумал Георгий.

- А как поступить мне? Я думаю, ты мне что-нибудь посоветуешь, у тебя есть опыт…

- Нет, Георгий, я не вправе давать тебе советы, ведь я не очень-то преуспел в борьбе со своим чудовищем. Но ты уже не мальчик. Я слышал, что на свете есть мудрецы

- Папа, а что, если не бороться, может быть, ему надоест приходить?

- Я знаю о таких случаях, мой мальчик. Дракону, если с ним не борются, незачем и уходить. И тогда в мире становится одним драконом больше.

- Папа, помоги мне собраться. Я отправлюсь искать мудреца, чтобы он подсказал мне, как победить дракона Орга.

«Может, мне удастся найти мудреца, который и отцу поможет бороться с драконом», - мечтал Георгий.

Георгий простился со своими родителями и отправился на поиски мудреца. Долго  ли, коротко ли он странствовал, не одно превращение он испытал за это время, у каждого встречного спрашивал, не мудрец ли он, и вот однажды услышал слова сильного, крепкого молодого человека, приглашавшего в «Школу тайной мудрости».

- Если хочешь научиться мудрости, приходи в мою школу.

- Я хочу научиться побеждать чудовищ, - сказал Георгий.

- А зачем их побеждать?

- Я не хочу быть чудовищем, я хочу быть собой.

- Поучись в моей школе, и ты поймешь, что и ты, и чудовище – всего лишь цепь перерождений, твоя задача выйти из этой цепи. Ты хочешь победить чудовище, оно хочет победить тебя, это одна видимость. Неважно, кем ты себе кажешься, стремись к тайной истине.

- А откуда ты знаешь, что твоя тайная истина не одна видимость?

И Георгий пошел дальше. Следующий – безбородый мудрец средних лет – сказал:

- Твои чудовища – это тени тех неприятностей, которые случаются с тобой в жизни. Это – твои тайные желания, в которых ты не признаешься себе.

- Ты хочешь сказать, что у меня есть тайные желания все ломать, крушить, обижать  людей?

- Да,  поэтому ты превращаешься в чудовище.

- И что же мне делать?

- Прежде всего, понять, почему это происходит, потом ты сможешь решать, что ты позволишь себе, а что нет.

- Я согласен с тобой, мудрец, но не до конца. Мне, например, хотелось, чтобы мое имя знали все, но я не разрешал себе пачкать скамейки. Дракон разрешает себе всё. Но некоторые его поступки я не могу объяснить себе таким образом.

И Георгий пошел дальше. Он брел по лесу, раздумывая над словами второго мудреца. И почти наткнулся на одинокую хижину.

- Кто здесь живет? – спросил мальчик.

Никто не отозвался. Георгий заглянул в хижину. Она была почти пустой: жесткое ложе, маленький очаг, дрова и изображение святого Георгия на стене. Георгий решил дождаться хозяина. Хозяин долго не появлялся.

В какой-то момент юноше показалось, что он снова превращается в Орга. Огромным усилием воли он заставил чудовище сломать не хижину, а несколько сухих деревьев в лесу. А на следующее утро Георгий принес из лесу эти деревья и нарубил дров, чтобы помочь хозяину. Наконец появился хозяин. Это был немолодой человек, его  борода  была почти седой. Держался он прямо и чем-то  напоминал юноше Святого Георгия. Мудрец ласково улыбнулся гостю.

- Ты хочешь о чем-то спросить меня?

- Почему ты живешь один  – ты не любишь людей?

- Я люблю людей и рад помочь каждому гостю. И тебе помогу. Я знаю, что ты не хочешь превращаться в чудовище.

- Да, но я слышал, что убивать свое чудовище опасно, можно убить и что-то важное в себе. Как победить этого дракона?

- Чтобы победить его, ты должен одержать пять добрых побед, тогда дракон окончательно уйдет из твоей жизни. Но это должны быть добрые победы. Если же в одной из сваток победит дракон, то придется начать всё сначала. Но не унывай, ты уже одержал четыре добрые победы, пока странствовал.

- Какие?

- Твоя первая победа в том, что ты решил бороться с чудовищем. Вторая победа пришла к тебе, когда ты не смирился с тем, что дракон – одна видимость.

- А третья?

- Третья победа в том, что ты согласился увидеть в себе что-то злое, на что опирался дракон. А четвертую ты совершил здесь, в этой хижине.

- Но ведь я был чудовищем, - стыдливо сознался юноша.

- Скорее ты, Георгий, заставил его потрудиться. Но будь осторожен, его трудно удержать от зла. Даже сейчас, когда ты уже почти победил. Если тебе придется трудно, попроси помощи у святого Георгия.

- Спасибо тебе, мудрец. Скажи мне еще, как отличит добрую победу от недоброй?

- Это такая победа, за которую не будет стыдно, когда борьба окончится. Она не оставляет после себя сердечной горечи. Иди, я верю в тебя. И помни: если будет неудача – не унывай, начни сначала.

Простившись с мудрецом, Георгий решил вернуться в свой город, не зная, скоро ли представиться случай для следующей схватки. Когда он подходил к своей улице, он услышал шум и пошел взглянуть, что случилось.

Несколько молодых дракончиков резвились. Они сломали забор и выломанными досками играли, перебрасывая друг другу визжащего щенка. Георгий кинулся на выручку. Дракончики накинулись на него. «Мне ничего не стоит сейчас самому превратиться в Орга, - думал Георгий.– Тогда я смогу обуздать этих хулиганов. Они поймут, что на силу всегда сила побольше. И исправятся. Это будет добрая победа? Нет, навряд ли добрая».

Дракончики резвились. «Слабо с нами справиться. Слабак! Слабак!» - звучало в ушах юноши.

- Может быть, позвать на помощь? (Дракон Орг все решительнее шевелился в Георгии)

- Я им покажу!

- Святой Георгий, помоги мне одержать добрую победу – не превращаться в чудовище! Лучше быть слабым, чем жестоким!

Георгий очнулся оттого, что щенок лизал его лицо и тихонько скулил. Юноша с трудом встал на ноги, наклонился и погладил щенка по голове.

- Пойдем домой, - сказал он. – Спасибо тебе!

1.Что же это было за чудовище? ()

2.Сталкивались ли вы с чудовищем в себе? В других людях?        

3.Мы можем        себя спросить Я себя узнаю?, Я себя узнаю!, Я себя узнаю 4.Знаете ли вы, как вы относитесь к своему чудовищу? (отец признался своему сыну, не бойтесь признаться5.Согласны ли вы, что лучше быть слабым, чем жестоким?(ответы учащихся)

6.С кем из мудрецов вы готовы согласиться? 7.Что считать «доброй        победой»(Если можете, приведите примеры)

10.Можно ли считать победу Георгия окончательной?

Задание 2

А сейчас творческое задание:используя краски, цветную бумагу, пластилин, покажите свое видение внутреннего мира главного героя (не конкретный портрет), а  через форму, цвет, линии. Показать,  как он менялся, как он осознал свое отношение к чудовищу, к своим поступкам. Затем рассказать о своем творчестве, что вы хотели передать и что у вас получилось.

Звучит  релаксирующая музыка.

(по окончании задания работы вывешиваются на доску и идет обсуждение)

Классный руководитель. Ребята, обсуждение сказки на этом, конечно же,  не закончено. Вы будете ещё возвращаться к её содержанию, её смыслу.

4. Обществу уже сегодня требуется человек, способный самостоятельно выбирать образ жизни,  друзей и отвечать не только за свои поступки, но и за свою собственную судьбу.

Задание на лепестках

составить азбуку качеств, которые хотели бы в себе воспитать.

А - аккуратный, активный;

Б –благодарный;

В – вежливый, внимательный, верный, весёлый, волевой, воспитанный;

Г - грамотный, галантный, гордый, гармоничный;

Д - добрый, догадливый, деликатный, дружелюбный, дисциплинированный;

Ж – жизнерадостный;

З – заботливый;

И – искренний, исполнительный, инициативный, интеллектуальный, интеллигентный;

К – культурный, компетентный, коммуникабельный;

Л – ласковый, любознательный;

М- мечтательный, милосердный, мобильный, мужественный, мудрый;

Н- наблюдательный, надёжный, находчивый;

О- ответственный, отзывчивый, организованный, общительный;

П- понимающий, практичный, пунктуальный;

Р- радушный, разносторонний, рассудительный;

С- самодисциплинированный, самостоятельный, сдержанный;

Т- терпеливый, трудолюбивый, талантливый, творческий;

У- уважительный, уступчивый, уравновешенный;

Ф- фантастичный;

Х- хозяйственный;

Ц- целеустремлённый;

Ч- честный, человечный, чувствительный;

Ш- шустрый;

Щ-щедрый;

Э- эмоциональный, энергичный;

Я- яркий.

Задание

: теперь я думаю, что каждый из вас и для себя сможет ответить на вопросы:

-Всякий ли человек личность?

-Назвать качества настоящей личности.

-Что должен делать человек, чтобы воспитать себя настоящей личностью?

-Как оценить самого себя?

. Что для этого надо делать?

А надо:

 Пять "надо":

1. Всегда помогать родителям.

2. Выполнять требования учителей учиться добросовестно.

3. Быть честным.

4. Подчинять личные интересы коллективным.

5. Всегда и всюду проявлять добросовестность.

Пять "можно":

1. Веселиться и играть, когда работа сделана на “отлично”.

2. Забывать обиды, но помнить, кого и за что ты обидел сам.

3. Не унывать при неудачах; если упорен, все равно получится!

4. Учиться у других, если они лучше тебя трудятся.

5. Спрашивать, если не знаешь, просить помочь, если не справляешься сам.

 Этого делать нельзя!

1. Учиться без старания, лениво и безответственно.

2. Грубить и драться со сверстниками, обижать младших.

3. Терпеть у себя недостатки, иначе они тебя самого уничтожат. Будь сильней своих слабостей.

4. Проходить мимо, когда рядом обижают малыша, издеваются над товарищем,  нагло лгут в глаза честным людям.

5. Критиковать других, если сам страдаешь подобным же недостатком.

 Это нужно тебе самому!

1. Быть честным! Сила человека в правде, слабость его - ложь.

2. Быть трудолюбивым! Не бояться неудач в новом деле. Кто упорен, тот из неудач создаст успех, из поражений выкует победу.

3. Быть чутким и заботливым! Помни, к тебе будут хорошо относиться, если ты к другим хорошо относишься.

4. Быть здоровым и чистоплотным! Занимайся утренней гимнастикой, закаляйся, мойся до пояса холодной водой каждый день, следи за чистотой рук, час в день выделяй на прогулки и еще час отдай труду или спорту.

5. Быть внимательным, тренировать внимание! Хорошее внимание оберегает от ошибок в учении и неудач в игре, труде, спорте.

Пять "хорошо":

1. Уметь владеть собой (не теряться, не трусить, не выходить из себя по пустякам).

2. Планировать каждый свой день.

3. Оценивать свои поступки.

4. Сначала думать, а потом делать.

5. Браться вначале за самые трудные дела.

хотелось бы закончить словами.

               

Останься честен, говоря с толпой,      

Будь прям и тверд с врагами и друзьями,

Пусть все в свой час считаются с тобой;

Наполни смыслом каждое мгновенье,      

Часов и дней неумолимый бег, -          

Тогда весь мир ты примешь во владенье,  

Тогда, мой сын, ты будешь ЧЕЛОВЕК!

                                                    Р.Киплинг.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Воспитай себя сам" 4 кл.

Цель: продолжить работу по нравственному воспитанию детей, развивать умение анализировать черты характера, формировать правильную самооценку и потребность в работе по самовоспитанию, самосовер...

Классный час "Игры в самих себя" 3 кл.

Цель и задачи: с помощью различных игр дать ребёнку возможность посмотреть на себя глазами одноклассников; повышать самооценку детей; учить оценивать собственные поступки и поведение окружающих....

Классный час «Как вести себя в гостях»

Воспитательная работа с учащимися начальной школы занимает важное место в современном вариативном учебно-воспитательном пространстве. Воспитание – это ежедневный, сложный и многогранный процесс. Форми...

Классный час по теме «Как вести себя в общественных местах».

Культура поведения человека есть внешнее выражение его духовного богатства, умения общаться с людьми. Правила, регулирующие поведение человека в обществе, создавались на протя...

Классный час: "Как вести себя в столовой"

Сюжетно-ролевые ситуации....

классный час "Познавательная игра для 3-4 классов «В космос всем открыта дверь, ну-ка сам себя проверь!»

Познавательная игра для 3 - 4 классов. В ней принимают участие 4 команды. Дети отвечают на вопросы, а из ответов составляют задуманное слово....

Классный час "Себя в бою не пожалел, а Родину сберег"

Цели мероприятия: Способствовать воспитанию патриотических чувств учащихся.Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.Воспитывать уважение к пожилым людям: ветеранам войны, труженик...