Фольклорный праздник "Как у наших у ворот"
методическая разработка (2 класс)

Шалонская Надежда Владимировна

Мероприятие для учащихся начальной школы. В него включен фольклор русского народа: пословицы и поговорки, небылицы, русские народные песни, игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_u_nashih_u_vorot.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Алгасовская средняя общеобразовательная школа

Моршанского района Тамбовской области

Фольклорный праздник

КАК

У НАШИХ

 У ВОРОТ

Проведено во 2 а классе

Классной руководитель

Шалонская Н.В.

2018 год

Цели внеклассного мероприятия: систематизация и обобщение знаний учащихся о жанрах фольклора; выявление и развитие у детей творческих способностей, совершенствование навыков совместного творчества.

Формирование основ духовно-нравственного воспитания учащихся через приобщение к устному народному творчеству и музыкальной культуре

Задачи: привить уважение к народным (плясовым, шуточным) песням как историческим корням русского народа; способствовать формированию эмоциональности в раскрытии характера русского народа через потешки, песни и танцы; развивать основы художественного вкуса.

Ход мероприятия.

Звучит русская народная музыка

Ведущий:

Россия, Россия, края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют просторы родные,

Раздольные русские песни поют.

На сцене декорации русской деревни. Хозяйка за домашней работой, дочка занимается рукодельем, отец и сын плетут лапти.

Хозяйка: Дом вести - не головой трясти, Все надо припасти.

Акуля, Акуля, что шьешь не оттуля?

Дочка: Да, я, матушка, еще пороть буду.

Хозяйка: Поспешишь - людей насмешишь.

Дочка: Знаю, матушка, знаю. Семь раз отмерь - один раз отрежь!

Хозяин: Домом жить - обо всем надо тужить. (Плетет лапти, учит сына Федюшу).

Сын: Тятенька, а тятенька, а давай с тобой в рифмы играть.

Хозяин: А что это такое - рифмы?

Сын: А это так надо говорить, чтоб складно было.

           Вот скажи, как твоего отца звали?

Хозяин: Моего папашу Кузьмой звали.

Сын: Вот я твоего Кузьму за бороду возьму!

Хозяин: Это зачем же ты моего папашу за бороду брать будешь?

Сын: Тятенька, ну это же шутка. Так для рифмы говорят.

Хозяин: Вот я тебе сам рифму скажу! Тебя как зовут?

Сын: Федя!

Хозяин: Если ты Федя, то поймал в лесу медведя. На медведя полезай, а с моей скамьи слезай!

Хозяйка: Будет вам ругаться, да ссориться.

Заходят ученики, остальные участники представления.

Дочка: Ой, подружки пожаловали.

Девочки заходят, кланяются и хором:

Девочки: Пришли мы песни петь, да плясать, да себя показать.

                    Мир вашему дому!

Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Хозяин: Веселья вам да радости!

Прихорашиваются, рассаживаются на лавке.

1 девочка: Хозяюшка, а что ты нам сегодня делать дашь?

Хозяйка: Красным молодушкам дам вышивать белый ленок.

Раздает пяльцы, звучит песня «Во поле береза стояла»

Стук в дверь. Входят парни

Мальчик: Расступись, честной народ, не пыли дорожка, Добры молодцы идут - погулять немножко.

Шутят, рассаживаются.

Хозяйка: Давно мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем.

Хозяин: У нас для каждого найдется теплое местечко и приветливое словечко.

Хозяйка: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому - сказку, кому — правду, кому — песенку.

Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Гость: Места-то хватило, а вот вам, хозяйка с хозяином, не тесновато ли?

Хозяин: В тесноте, да не в обиде!

(Хозяева усаживаются среди гостей)

Хозяйка: Небылицы в лицах сидят в теремах, щелкают орешки да говорят потешки.

Хозяин: Эй, собирайся, народ,

Становись в хоровод,

Без толчеи, без спешки,

Вас сегодня ожидают русские потешки.

Два ученика ведут диалог:

— Что ваши девчата делают?

— Шьют да поют.

— А матушки?

— Порют да плачут.

Девочка и мальчик:

— Сынок, сходи за водицей на речку.

— Живот болит.

— Сынок, иди кашу есть.

— Ну, что ж, коль мать зовет, надо идти.

Два мальчика:

— Что везешь?

— Сено.

— Какое же это сено?

— А коль видишь, что же спрашиваешь?

Девочка и мальчик:

— Фома, что из леса не идешь?

— Медведя поймал.

— Так веди его сюда!

— Да он не идет.

— Ну так сам иди.

— Да он меня не пускает.

Девочка: Федул, что губы надул?

Мальчик: Да кафтан прожег.

Девочка: Зачинить можно!

Мальчик: Да иглы нет.

Девочка: А велика ли дыра?

Мальчик: Да один ворот остался.

Другая девочка другому мальчику

Девочка: Где ты, брат Иван?

Мальчик: В горнице.

Девочка: А что делаешь?

Мальчик: Помогаю Петру.

Девочка: Петр что делает?

Мальчик: Да на печи лежит.

Мальчик девочке

Мальчик: Вставай, Дунюшка, уже день занимается!

Девочка: Пусть занимается, у него до вечера много дел.

Мальчик: Вставай, Дунюшка, вставай, петушок поет!

Девочка: Пусть поет! Петушок маленький, ему и ночь долга!

Мальчик: Вставай, Дунюшка, уже солнышко всходит!

Девочка: Пусть всходит, ему далеко бежать нужно!

Мальчик: Вставай, Дунюшка, каша готова!

Девочка: А я уж за столом сижу!

Мальчики исполняют песню «Во кузнице..»

Хозяйка: Ну, гости дорогие, посмеялися, чай проголодалися?

Хозяин: Все, что есть в печи - все на стол мечи!

Хозяйка: Я иду, иду, иду, самовар в руках несу, прибауточку пою.

Вот чай, чай, чай... Гость хозяюшку встречай! Прибауткой отвечай! 

(разливает чай, гости отвечают)

1 гость: Чай пить - приятно жить.

2 гость: Попьешь чайку - позабудешь про тоску!

3 гость: Чай не пьешь - какая сила? Чай попил - совсем ослаб!

4 гость: От чая лиха не бывает.

Хозяйка: Как Марфуша для Петра

Наварила, напекла,43 пирога, 92 блина.

Вот какие блины! (угощает гостей блинами)

Исполняется песня «Блины»

Хозяин: Ну, а теперь, красны девицы да добры молоды потешьте хозяев.

Исполняются Частушки

1. Эх, топни, нога,

Топни, правенькая,

Я плясать пойду,

Хоть и маленькая,

2. Я плясать пойду

По соломушке,

Раздайся народ

По сторонушке!

3. Я стояла босиком,

Осмотрела все кругом.

Оглянулася назад –

Сапоги мои лежат.

4. От подружек-хохотушек

Столько шума-звона,

 Как от сотни погремушек,

 Даже миллиона!

5. Сидит ежик на березе –

Белая рубашка,

На головке – сапожок,

На ноге – фуражка.

6. На горе стоит телега,

Слезы капают с дуги.

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги

7. Балалаечка-гудок

  Свое дело знает,

   Она в Ваниных руках

Хорошо играет.

8. Если б Маша не глазела

В скважину замочную,

То на лбу бы не имела

Шишку крупноблочную.

9. Если б не было воды,

Не было б и кружки,

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?

Сын:

Хорошо траву косить,

которая зеленая

Хорошо девку любить,

которая веселая.

Хозяин: (выходит и берет его за ухо) Рано тебе еще в наш круг, молоко мамкино на губах не обсохло.

Хозяйка: Складно молодцы поют, да и девицы от них не отстают. А плясать сегодня будем?

Исполняется хоровод. Все танцуют «Барыню»

Дочка:

Что-то мы немножко притомились.

Сядем рядышком на лавке.

Вместе с вами посидим.

Загадаем всем загадки.

Кто смышленей – поглядим!

Загадки

   1.  Ходит барин по двору?

Придирается ко всему.

Красная головушка,

Двойная бородушка. (Петух).

2. Мохнатенькая, усатенькая,

Сядет – песенку поет. (Кошка)

3. Маленький, беленький,

По дорожке прыг-прыг,

По снежочку тык-тык. (Заяц)

4. Пришла из лесу птичница в рыжей шубке – кур посчитать. (Лиса)

5. Гладишь – ласкается. Дразнишь – кусается. (Собака)

Хозяин: Ну, гости дорогие, хватит петь да танцевать, пришло время поиграть!

Русские народные игры «Петушиные бои», «Бояре, а мы к вам пришли…»

Хозяйка: Гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать, да сказочку послушать?

(Раздаются сладости всем гостям)

(Инсценировка сказки «Золотое яичко» из серии «Старая сказка на новый лад»)

1 Гость: Ну, пора и честь знать. Хозяину с хозяюшкой пора отдыхать.

Гости встают, благодарят хозяев

2 гость: Спасибо, вам, хозяин с хозяюшкой.

3 гость: Спасибо за хлеб, за соль.

4 гость: Пироги у вас хорошие, сердца ваши приветливые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа фольклорного кружка "Наши истоки"

Программа содержит тематическое планирование....

Фольклорный праздник «Идет красавица Весна, отворяй-ка ворота!»

Праздник проводится в начале весны. Родители с удовольствием участвуют в играх,хороводах, поют песни, помогают в подготовке костюмов....

праздник "КАК У НАШИХ У ВОРОТ"

Кружок "Народные игры"...

Фольклорный праздник: «Пришла Коляда – отворяй ворота»

Цель: Приобщение детей к русской традиционной культуре, развитие навыков сценической культуры поведения, творческого мышления. Задачи:1.Знакомство с обрядом колядования на Руси.2. Воспитыва...

Рабочая программа курса "Как у наших у ворот"

Программа «Как у наших у ворот» разработана для обучающихся 3,4 классов и составлена на основе примерных программ по внеурочной деятельности ФГОС. Данная программа представляет собой разра...

Положение конкурса инсценировок по произведениям К.И. Чуковского "Как у наших у ворот"

Положение конкурса инсценировок по произведениям К.И. Чуковского "Как у наших у ворот"...