Статья "Роль групп продлённого дня для обучающихся начальной школы с ТНР"
статья (4 класс)

В современных условиях работы  группы продленного дня для школьников с тяжелыми нарушениями речи является одним из инструментов воспитания:

-личности каждого ребенка,как сознательного, здорового члена общества,инициативного,думающего;

-формирования сплоченного коллектива, адаптивного к условиям школы в соответствиис их возрастными и индивидуальными особенностями;

-целенаправленное развитие познавательныхпсихическихпроцессов(дети с тяжелыми нарушениями речи);

-внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления;

-раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья20.31 КБ

Предварительный просмотр:

Роль групп продлённого дня для обучающихся начальной школы с ТНР

«Образование без воспитания есть дело ложное и опасное»

/И.А.Ильина/

Изменения политической и социально-экономической ситуации в нашей стране, социальная дифференциация, происходящая в молодежной среде, оказывает негативное влияние на развитие и воспитание подрастающего поколения. Воспитателей группы продленного дня волнуют такие вопросы как диагностика, причины и проявление отклонений в поведении детей, умственного, психического и физического их развития.

В современных условиях работы  группы продленного дня для школьников с тяжелыми нарушениями речи является одним из инструментов воспитания:

- личности каждого ребенка, как сознательного, здорового члена общества, инициативного, думающего;

- формирования сплоченного коллектива, адаптивного к условиям школы в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;

- целенаправленное развитие познавательных психических  процессов (дети с тяжелыми нарушениями речи);

- внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления;

- раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.

Деятельность школы, работающей в условиях групп продленного дня, требует единой для первой и второй половины дня системы планирования, единства урочной и внеурочной деятельности обучающихся.

Воспитатель согласовывает режим дня группы с режимом внеурочных занятий для создания системы дифференцированного обучения, обеспечения высокого уровня работоспособности, дальнейшей индивидуализации воспитания обучающихся,  стремится повысить мотивацию  воспитанников  к обучению. Внедрение рационального режима дня способствует формированию физически здоровой личности, ликвидации перегрузки обучающихся, обеспечению хорошего нравственно-эстетического самочувствия детей.

Деятельность группы продленного дня для детей с тяжелым нарушением речи строится по следующим направлениям:

1. Здоровьесберегающее

2. Коррекция и развитие речи

3. Художественно-эстетическое

4. Патриотическое воспитание

5. Нравственно-эстетическое

6. Работа с родителями

Речь одна из важных функций, которая существует только у человека. Она формируется в процессе общего психофизического развития ребенка. Нарушение  речи у ребенка зависит от многих факторов (внутриутробные патологии, наследственность, заболевания  в первые годы жизни, неблагоприятные социально-бытовые условия).

Для коррекции речевого развития, связанной с социальными факторами достаточно создать ребенку среду, которая обеспечит его потребности в общении. В связи с большой загруженностью  родителей и проблемами в адаптации обучающихся с нарушениями речи в школьном коллективе дети нуждаются в дополнительной образовательной среде, которую и выполняют группы продленного дня.

Цели и задачи направления коррекция и развитие речи:

- развитие разговорной и связной речи;

- развитие способности правильно и точно выражать свои мысли;

- научить классифицировать, сравнивать, определять последовательность событий, находить простейшие закономерности;

- строить умозаключение, развивать память, внимание и мышление;

- умение устанавливать коммуникативные связи и соблюдение этической и дисциплинарной дистанции при взаимодействии со взрослыми;

- умение решать задачи, возникающие в процессе обучения с окружающим.

 Работа в группе продленного дня по реализации целей и задач основана на принципах

 воспитания:

 - принцип индивидуальности;

 - принцип творчества и успеха;

- принцип доверия и поддержки.

 Исходя из индивидуально-психологических особенностей детей с тяжелыми нарушениями  речи, воспитательная система требует тщательный отбор форм и приемов воспитания.

В своей педагогической деятельности использую интерактивные работы: игры, беседы, клубные часы, викторины, экскурсии. Дети любят участвовать в конкурсах,    школьных и районных  мероприятий, где занимают призовые места.

Методы воспитательной работы для детей с ТНР (тяжелые нарушения речи).

  • коррекция рассеянности;
  • коррекция бродяжничества;
  • коррекция нервного характера;
  • самокоррекция;
  • метод коррекции через труд;
  • метод коррекции путем рациональной организации детского коллектива.

Для реализации каждого метода предполагаю использование приемов, которые соответствуют педагогическим ситуациям, особенностям обучающихся. Для детей своей группы использую стимулирующие приемы: побуждение, доверие, просьба, награда и тормозящие приемы:

  • намек,
  • ирония,
  • предупреждение.

Часто воспитатель группы продленного дня выступает не только как образец правильной речи, но и учит детей выражать свои эмоции, радоваться достижениям и успехам.

Речь - это сложный психический процесс. Ребенок начинает говорить тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат достигают определенного уровня развития. Это зависит от окружающей среды. Если  ребенок получает яркие впечатления, ему созданы условия для общения, то проблема задержки речевого развития будет решена.

Результативность воспитательного процесса - это конечный результат воспитания, сформированность, жизненно важных потенциалов личности обучающихся, интеллектуальная, нравственная и физическая развитость.


Литература:

1. ГерасимоваА.С.  Уникальное руководство по развитию речи/ Под. ред. Б. Ф. Сергеева-

2-е изд.-М.:Айрис-Пресс.2004.-160с.

2. Развитие речи младших школьников/ Т.А.Казарева // Начальная школа.-2007-

-№.-6.-с.76-79


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая воспитательная среда в условиях группы продлённого дня в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Так что же такое коррекционно-развивающая среда?Под этим понимается организация процесса общения воспитателя и воспитанника таким образом, чтобы исправлять, нейтрализовывать, устранять негативны...

Проект. Проектирование работы в группе на современном уроке в начальной школе.

Краткая аннотация инновационного проекта «Умение учиться – это новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» (Г. А. Цукерман).В данном проекте предл...

Программа внеурочной деятельности "Конструирование" для обучающихся начальной школы и участников летней школы "Интеллектуал"

Цели программы:Организация занятости школьников во внеурочное время.Всестороннее развитие личности учащегося:развитие навыков конструирования, моделирования, элементарного программирования;развитие ло...

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)...

Методическая разработка внеурочного мероприятия по ОБЖ для обучающихся начальной школы "Наша школа безопасности"

Цель: формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, популяризация деятельности МЧС России...

Программа группы продлённого дня для обучающихся 2 класса

Программа занятий «Клубного часа» состоит из пяти направлений: «Мы - дети природы», «Волшебный мир красок», «Хочу все знать», «Занимательный час&r...

Особенности обучения детей группы риска русскому языку в начальной школе.

В статье раскрываются цели, задачи и методы  обучения детей группы риска русскому языку....