Воспитательное мероприятие «Будь настоящим другом»
классный час (2 класс)

Овсиенко Татьяна Алексеевна

Помочь детям понять духовную ценность дружбы, рас­крывать качества, которые дети ценят в друге. Учить распознавать настоя­щую дружбу. Ознакомить с правила­ми дружбы, развивать умение детей общаться и поддерживать дружеские отношения в классе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитательное мероприятие «Будь настоящим другом»

Цель: помочь детям понять духовную ценность дружбы; на материалах произведений В. А. Сухомлинского раскрывать качества, которые дети ценят в друге, учить распознавать настоящую дружбу; ознакомить с правилами дружбы; развивать умение детей общаться и поддерживать дружеские отношения в классе; воспитывать чувства уважения к товарищам, готовность помочь и поддержать.

Оборудование: произведения В. Сухомлинского, иллюстрации, детские рисунки, карточки для чтения, карточки для индивидуальной работы, грамзапись песни В. Шаинского «Настоящий друг».

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I.        Организационный момент

II.        Сообщение темы и целей мероприятия

1. Слушание песни «Улыбка»

Беседа

Скажите, что начинается с улыбки?

Как вы думаете, без кого и без чего не может жить человек?

Сегодня наш разговор пройдет под девизом «Будь настоящим другом». Мы поговорим о том, что такое дружба, каким должен быть настоящий друг, ознакомимся с правилами дружбы.

А помогут нам в размышлениях герои рассказов В. А. Сухомлинского.

III.        Обсуждение вопроса «Что такое дружба»

1. Объяснения детей «Что такое дружба»

2.        Словарная работа

Дружба—это отношения между людьми, в основе которых находится взаимная привязанность, преданность, духовная близость, общность интересов.

3.        Составление пословицы

Человек без друга, как дерево без корня.

IV. Каким должен быть друг?

1. Рассуждения детей

 Чтение учителем рассказа В. Сухомлинского «Ландыш перед окном»

Беседа

Что произошло с Наташей?

Как одноклассницы поддерживали больную девочку?

Какое чудо увидела Наташа?

Докажите, что у Наташи были настоящие друзья.

3.        Работа в группах

Детям предлагаются карточки для чтения с рассказами В.Сухомлинского:

«Как Павлик списал задачу»;

«Конь убежал»;

«Собери ее слезы».

4.        Обсуждение прочитанного

Можно ли считать героя рассказа настоящим другом? Почему?

Как должен был поступить настоящий друг?

Хотели бы вы иметь такого друга?

5.        «Сделай выбор!»

1) Как выбрать себе друга?

—        Как же нужно выбирать себе друзей? (Нужно побольше узнать о человеке, поговорить с ним об интересных вещах, о жизни, о том, как он поведет себя в трудных испытаниях. Если интересы сходятся, можно продолжать знакомство. Но главное — нужно дружить с хорошими ребятами.)

        А что значит с хорошими ребятами? Каким должен быть друг?

2) Игра «Выбор слов»

—        Прочитайте, пожалуйста, эти слова. Какими словами можно охарактеризовать друга? Какие из них лишние?

Верный                 Жадный

Сердитый                 Ленивый

Добрый                 Заботливый

Честный                 Щедрый

Хмурый                 Вежливый

Отзывчивый                 Злой

Сердечный                 Веселый

Грубый

Дети составляют группы слов.

V. Игра «Это я, это я, это все мои друзья»

Кто делиться книжкой будет, если друг ее забудет?

Кто из вас такой хороший, отобрал мяч у Алеши?

Кто из вас поможет Саше, объяснит ему задачу?

Кто влетает пулей в класс с опозданием на час?

Кто толкал сегодня Таню и дразнил мальчишку Ваню?

Кто из вас всегда не прочь другу своему помочь?

Признавайтесь, кто из вас хочет, чтобы дружным был наш класс?

Конечно, ребята, мы должны жить дружно, поддерживать друг друга, радоваться успехам каждого.

Что значит дружить? (Внимательно относиться к другу, не ссориться, делиться с другом, делать что-то хорошее, помогать в трудную минуту, вместе играть...)

VI.        Правила дружбы

—        С давних времен появилась традиция: здороваясь, снимать перчатку. Говорили: «Не бойтесь! Вот вам теплая ладонь. Оружия в моей руке нет!»

Руку помощи протягивают товарищу в трудную минуту.

Друзья всегда идут, держась за руки.

Рука, открытая ладонь — символ дружбы.

У каждого из вас на парте лежит такой символ дружбы—ладошка. Возьмите его. Прочитайте правила дружбы. (Дети зачитывают.)

Правила дружбы

Помогай товарищу: если умеешь что-то делать, научи и его.

Если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь.

Делись, с товарищами: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, с теми, у кого их нет.

Играй и работай с друзьями так, чтобы не брать себе все самое лучшее.

Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если друг в чем-то не прав, скажи ему об этом.

Не ссорься с друзьями: старайся работать и играть с ними дружно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не завидуй товарищам — нужно радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.

Умей принять помощь, советы и замечания от других ребят.

VII.        Пожелание другу. Портрет друга

—        На обратной стороне ладошки напишите несколько слов для своего друга. Нарисуйте его портрет. Поднимите свои символы дружбы вверх. Сколько друзей в нашем классе!

Дети читают стихотворение И. Мазина «Давайте дружить».

Давайте, люди,

Дружить друг с другом,

Как птица — с небом,

как травы — с лугом,

Как ветер — с морем,

Поле — с дождями,

Как дружит солнце

Со всеми нами!..

Давайте, люди,

К тому стремиться,

Чтоб нас любили

И зверь, и птица,

И доверяли повсюду нам,

Как самым верным

Своим друзьям!

Давайте, люди,

Беречь планету —

Во всей Вселенной

Похожей нету.

Во всей Вселенной

На всех одна,

Что будет делать

Без нас она?

Исполнение песни «Настоящий друг».

VIII. Итог

—        Подошел к концу наш «Час дружбы». Надеюсь, он вам запомнился, и среди вас всегда будет царить дружба, взаимопонимание.

Приложение

СОБЕРИ ЕЕ СЛЕЗЫ...

Семиклассник Анатолий дружил с одноклассницей Олей. Он был на год старше Оли, хорошо знал математику и часто помогал девочке решать задачи.

Однажды Анатолий и Оля пришли в школу очень рано, никого еще не было — ни учителей, ни школьников. Оля попросила Анатолия помочь ей по алгебре. Сели мальчик и девочка в классе. Увлеченные задачами, они не заметили, как товарищи, пришедшие на занятия, стали заглядывать в окно и посмеиваться: жених и невеста...

Анатолия испугали насмешки. На перемене он подошел к Оле и сердито сказал:

—        Больше не подходи ко мне. Ты виновата, что надо мной смеются.

Оля с удивлением посмотрела на Анатолия.

—        Чем же я провинилась? — спросила она и добавила: — Не обращай внимания на глупые шутки.

Анатолий сказал девочке грубое, оскорбительное слово. Оля заплакала. Проплакала она долго, не пошла на урок.

Анатолий опомнился. «Я оскорбил ее,— думал он.— Что теперь она будет думать обо мне?»

Дома мальчик не мог успокоиться. Его мучили укоры совести. Из головы не шли слова девочки, слышался ее дрожащий голос. Он как будто сейчас видел ее — одинокую, склонившуюся у окна.

Вечером он рассказал обо всем матери.

—        Мама, скажи, что мне надо сделать, чтобы Оля забыла оскорбительное слово, которое я сказал?

Мать долго думала.

У тебя хватит совести повтор мне это слово? — спросила она.

Нет, мама... Я скорее умру, но не смогу при тебе произнести это слово

— Ну, что же... Скажу тебе, что сделать... Собери ее слезы. Да, собери до единой слезинки, которые выплакала она. Только тогда девушка забудет оскорбительное слово, которое нельзя произносить при матери.

Анатолий наклонил голову в тяжелом раздумье.

(В. А. Сухомлинский)

КАК ПАВЛИК СПИСАЛ ЗАДАЧУ

Павлик пришел в школу озабоченный. Дома он долго сидел над задачкой и не мог решить. Теперь его занимала одна мысль: у кого бы cписать задачу?

Пришла Зина. Она хорошо решал задачи. Павлик спросил у нее:

Зина, сколько действий в задаче?

Три,— ответила Зина.— А разве ты не решил?

Не получилось... Дай, Зина, списать...

Ой, Павлик, почему ты сам не хочешь подумать? — сказала Зина.

Она дала ему свою тетрадь.

Павлик списал одно действие, второе, перешел к третьему. В третьем действии заметил у Зины ошибку: там, где надо было написать 23, Зина написала 32.

В своей тетради Павлик написал правильно, а Зине не сказал, что у нее ошибка.

Учительница собрала тетради для проверки. На следующий день она сказала:

—        У Павлика — пять. Молодец, Павлик, хорошо поработал над задачей. А у тебя, Зина,— четыре. Ошибку допустила...

Зина удивилась. Она взглянула на Павлика. Павлик покраснел и опустил голову.

(В. А. Сухомлинский)

КОНЬ УБЕЖАЛ...

В четвертом классе на уроке математики учитель дал задачи для самостоятельной работы. Все склонились над тетрадями и сосредоточенно писали.

На последней парте сидел Витя. Он заканчивал решать задачу, как вдруг на парту упала записка.

«Это опять, наверное, от Петрика,— подумал Витя.— Опять просит коньки. Что же я ему все время буду давать свои коньки?»

Иван Петрович,— поднялся Витя,— мне кто-то записку бросил... Разве можно на уроке записки писать?

Записки на уроке писать нельзя,— сказал Иван Петрович.— Но если уж тебе кто-то написал записку, то рассказывать о ней учителю — нехорошо, Витя. Записка — это же тайна, которая должна быть известна только тебе и твоему товарищу. А ты раскрываешь эту тайну. Возьми записку, спрячь, на перемене прочтешь...

Витя покраснел. В классе воцарилась тишина. Время от времени некоторые мальчики поднимали голову, смотрели на Витю, и в их взглядах он видел удивление и возмущение.

Витя развернул записку и прочитал. «Витя,— писал Петрик,— я нарисовал огнегривого коня. Если хочешь, дам тебе».

На перемене Витя подошел к Петрику.

Давай коня,— сказал Витя.

Конь убежал... — тихо ответил Петрик.

(В. А. Сухомлинский)

ЛАНДЫШ ПЕРЕД ОКНОМ

Уже полгода болеет наша одноклассница Наташа. У нее тяжелая болезнь: ноги неподвижные, будто чужие. Лежит Наташа в кровати день и ночь.

Мы не забываем о Наташе, ходим к ней каждый день. Мы научились хорошо читать — и Наташа научилась. Часто мы рисовали на листочке бабочку или ласточку и несли свой рисунок девочке. Она очень любила бабочек и ласточек.

Весной Наташину кровать поставили возле окна. Она смотрела на траву, на листья и говорила:

—        Как мне хочется ходить по траве.

Однажды Наташа увидела в траве два больших зеленых листочка — будто две ленты.

—        Смотрите,— прошептала она,— ландыш!

В саду на самом деле рос ландыш. Как он оказался здесь, среди травы?

Мы каждый день ходили смотреть, скоро ли зацветет ландыш. Когда между зелеными листьями появились белые звоночки, Наташа была так рада, что щечки ее раскраснелись.

Но вдруг случилась беда. Ночью прошел большой ливень. Рано утром, до восхода солнца, когда Наташа еще спала, мы пришли в сад и увидели: ландыш сломан.

—        Что же делать? Для Наташи это ведь будет большим горем...

Мы взяли лопату, пошли в лес, выкопали ландыш, перенесли его с большим комком земли в Наташин сад и посадили у нее под окном.

Проснувшись, Наташа попросила маму открыть окно. Мы уже ждали ее. Наташа улыбнулась нам и спросила:

—        А как поживает ландыш?

(В. А. Сухомлинский)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Будь природе другом"

Мероприятие проходит на свежем воздухе, на лесной поляне, рядом с речкой. По ходу мероприятия ребят встречают сказочные герои (учащиеся старших классов) с заданиями.Цель: формирование у обучающихся зн...

Внеклассное мероприятие Будь природе другом

формирование у обучающихся знаний о нормах и правилах поведения в природе...

Сценарий внеклассного мероприятия "Будь природе другом"

В материале  представлен сценарий внеклассного мероприятия "Будь природе другом". На занятии учащиеся  познакомятся с растениями, занесёнными в Красную книгу....

Сценарий внеклассного мероприятия " Будь природе другом"

Сценарий внеклассного мероприятия "Будь природе другом" предназначен для учащихся 1-2 классов....

внеклассное мероприятие Будь природе другом

Внеклассное мероприятие предназначено для детей 1 класса(разработка и презентация)...

Внеклассное мероприятие: "Будь природе другом"

Данное внеклассное мероприятие проводится согласно плану воспитательной работы в октябре месяце, с целью продолжения развития усвоения бережного отношения, младшего школьника, к окружающей среде. Данн...