Внеклассное мероприятие "Будь природе другом"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Мероприятие проходит на свежем воздухе, на лесной поляне, рядом с речкой. По ходу мероприятия ребят встречают сказочные герои (учащиеся старших классов) с заданиями.

Цель: формирование у обучающихся знаний о нормах и правилах поведения в природе.

Задачи:

  • формировать экологическое сознание чувство уважения к планете Земля;
  • развивать любознательность, наблюдательность, мышление, память, самостоятельность суждений;
  • воспитывать стремление беречь и любить природу, заботиться о ее обитателях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_bud_prirode_drugom.rar501.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Вязовская начальная школа - детский сад
Бугульминский муниципальный район
Республика Татарстан

Внеклассное мероприятие

Будь природе другом

               

                                            Разработала и провела:

                                                           Шипилова Татьяна Николаевна,

                                                    учитель начальных классов

                                                           1 квалификационной категории

Цель: формирование у обучающихся знаний о нормах и правилах поведения в природе.

Задачи:

  1. способствовать уточнению представлений детей о значении леса для природы и в жизни человека, повторить экологические правила поведения в природе;
  2. развивать любознательность, наблюдательность, мышление, память, самостоятельность суждений;
  3. воспитывать стремление беречь и любить природу, заботиться о ее обитателях.

Действующие лица: Баба Яга, Красная шапочка. Медведь, Водяной, Рассеянный, Айболит, Хозяйка Леса,  Айболит, Незнайка, Кукушка, Зайка, Сойка, Белки (2), Лисички (2).

Оборудование:  карточки с вопросами, плакаты «Береги природу»

Мероприятие проходит на свежем воздухе, на лесной поляне, рядом с речкой. По ходу мероприятия ребят встречают сказочные герои (учащиеся старших классов) с заданиями.

Учитель:  Ребята, отгадайте загадки.

                                   Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят.

 Ваню - земляникой,

Таню - костяникой,

Машеньку - орешком,

Петю - сыроежкой,

Катеньку - малинкой,

Васю - хворостинкой.   (лес)

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем.    (Лес)

Есть у ребят зеленый друг,

Веселый друг, хороший,

Он им протянет сотни рук

И тысячи ладошек.      (Лес)

Он большой, густой, зелёный

Представляет целый дом

В нём найдут приют и птицы

Зайки, волки, кабаны.        (Лес)

Учитель:  

- Ребята,  о чем мы сегодня будем говорить?

- Какие чудеса можно увидеть в лесу?

- Почему лес для ребят друг?

- А как вы думаете, кто главный в лесу?    

- Сегодня мы с вами отправляемся в гости  к Хозяйке леса. Посмотрим, легко ли в наше время жить в лесу.  И начнем мы наше путешествие с лесной опушки. Отправляемся в путь.  

Группа ребят во главе с учителем подходит к опушке леса. Здесь верхом на метле летает Баба-яга. Неожиданно она останавливается перед большой кучей мусора и произносит страшные заклинания, но мусор не исчезает. Разъяренная Баба-Яга замечает детей.

Б.Я. (кричит страшным голосом)

      - А ну, поворачивайте назад! Не пущу! Ходят тут всякие! Лес поганят!

Дети:-  Мы не  всякие! Мы – туристы!

Б.Я.

  - Те ребята тоже называли себя туристами, а посмотрите что натворили!

  -  Ах, какая была поляна! Я здесь резвилась еще в детстве, когда мне было   всего 100 лет.

  - Ах, какой был воздух! Аромат!

  - А теперь…?! Эта бумажка пролежит 3, а может и больше лет, пока природа переварит её.

   - А эта металлическая консервная банка за 15 и 20 лет не исчезнет.

   - А эти бутылочные осколки, чует мое  сердце, вызовут пожар.

Дети: - Как?

Б.Я. – Очень просто! это же настоящие линзы. Солнце пройдет через них…. Такое уже случалось на моем веку! А это изобретение химиков (берет полиэтиленовый пакет), как бельмо на глазу. Ух! Лежит на земле, всякая трава гибнет под ним, а сам мешок всех переживет и даже меня, Бабу-Ягу.

  - Что уставились? Убирайтесь! сказано: не пущу!

Учитель: - Уважаемая Баба-Яга, я думаю, что ребята знают, как надо вести себя в лесу.

Б.Я. – А это мы проверим сейчас. Скажите, куда девать мусор после себя?

Дети отвечают,  как надо убрать поляну после привала. Они называют свой девиз: «После нас лучше, чем до нас». Ребята убирают мусор в свои мешочки, приглашают с собой Б.Я. и продолжаю путь

Навстречу из леса выходит Красная Шапочка, дети здороваются с ней.

Кр. Ш.: - Здравствуйте. Куда путь держите!

Дети: - Мы идем к Хозяйке леса на волшебную поляну. Не знаешь ли дорогу туда?

Кр. Ш.: - Как же? Знаю. Но покажу дорогу только тому, кто ответит на мои вопросы.

  1. какое дерево цветет позже всех? (Липа)
  2. почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели – нет?   (Сосна – светолюбивое растение)
  3. самый чистоплотный зверек? (Барсук: около его норы всегда чисто)
  4. у кукушки кукукает самец или самка? (Самец)
  5. название какого ядовитого растения связано с названием птицы? (Вороний глаз)
  6. почему не в каждом лесу растут лишайники? (Лишайники растут лишь там, где чистый воздух)
  7. какие животные помогают  растениям распространять семена? (птицы, мыши, муравьи, бурундуки и др.)
  8. как можно помочь дереву, если на стволе рана? (Замазать глиной, чтобы не попали болезнетворные микробы)
  9. какую пользу приносят дождевые черви? (Рыхлят почву, улучшают ее плодородие)
  10. назовите друзей леса среди животных. (Муравьи, дятлы)

Кр. Ш.: (показывает дорогу и идет вместе с ребятами)

- Через некоторое время ребята встречают Рассеянного. Он сидит на тропе, перед ним разбросаны вещи, он тщательно пытается уложить их в рюкзак. Ребята здороваются с ним.

Рассеянный: (обращается к учителю)

 - Что это за ребята? И куда они идут?

Дети: Мы туристы. Идем на волшебную поляну. А вы кто такой?

Рассеянный: - Знаете такого? (Читает несколько строк из стихотворения С.Я. Маршака)

      - Я тоже иду на Волшебную поляну. Сначала ехал я в вагоне, не доехал. Решил, что лучше всего шагать пешком с заплечным мешком. Всё, что нужно, закупил. Да не могу разобраться, где тут мешок, а где заплечник. Помогите ребята.

Дети помогают ему уложить в рюкзак только то, что нужно туристам, отложив в сторону ненужные вещи. Все вместе продолжают путь.

 Под деревом сидит доктор Айболит. На дереве плакат «Добрый доктор Айболит». Перед ним больные.

Айболит: (испуганно) – Ой, дети! И вы ко мне? Но я лечу только зверюшек.

Дети: - Нет, мы не больные. Мы – туристы. Идем на волшебную поляну к Хозяйке леса.

Айболит: - Какие вы счастливые! Давно мечтал попасть на эту Волшебную поляну. Но всегда я очень занят. И сегодня столько больных. О нет,  никогда мне туда не попасть. Надо больным зверюшкам рассказать о лесной аптеке.

Учитель: - Ребята, давайте поможем доброму доктору Айболиту.

Айболит:

  1. листья какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомых?  (Листья подорожника)
  2. какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? ( Сфагнум, или торфяной мох, он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол)
  3. какая ягода заменяет лимон? (Клюква, содержит лимонную кислоту)
  4. плоды каких кустарников очень богаты витамином С? (Черная смородина, шиповник)
  5. какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха? (Отвар из сухих цветков и листьев – хорошее средство от кашля)
  6. какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает? (валериану; валериановые капли употребляют при нервных расстройствах и бессоннице)
  7. какие болезни лечит красавица-березка? (Почки березы используются как мочегонное, потогонное и желчегонное средство)
  8. какое растение является противовоспалительным, успокаивающим и желчегонным средством? (Ромашка)
  9. при зубной боли поможет настойка…

                                 1) из березовых почек

                                 2) подорожника

                                 3) незабудки            

  1. во время ангины для полоскания горла не подойдет…

                                  1) настой  цветков календулы

                                  2) настой цветков ромашки

                                  3) настой листьев лопуха

Айболит: - Молодцы, ребята. Зверюшки хорошо усвоили урок и теперь не будут болеть.

Крик: - Эй, ребята! Стойте! Стойте!

(Вбегает Незнайка)

Незнайка. – Ребята, помогите мне выполнить задание Знайки. Если я не сделаю его, он не возьмет меня в путешествие.  А мне так хочется много узнать интересного о лесе, о его обитателях и растениях.

Дети: - А какое у тебя задание?

Незнайка: - Надо найти ошибки в тексте. У меня не получается.

Учитель: - Поможем Незнайке?

(Учитель читает текст, а дети находят ошибки)

Рассказ «Воскресенье в лесу»

   За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор. Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! День стоял жаркий, сухой, но в лесу жара так не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками.

    Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер.

Заварили в котелке чай, закусили, пошли дальше. Перед уходом из рощи Петрик повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы все равно их разрушат!» горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось жарко. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли с собой – в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петрик решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали палочки.

   Постепенно начали набегать тучи, стало темнее. Засверкала молния, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы уже успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

    Оживленные. Мы шли на станцию, перепрыгивая через лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. «Это гадюка!» - закричал Петрик и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка, - тихо сказала Маша, - это уж» «Все равно – гадюка!» - ответил Петрик. С охапками луговых и лесных цветов мы подошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошел день!

- Какие ошибки совершили дети?

- Можно ли оставлять непотушенный костер?

- Что может произойти?

- Правильно ли ребята поступали с грибами?

- Какой вред нанесли муравейнику?

- Какую пользу приносят муравьи лесу и т.д.

Незнайка: - Спасибо, ребята, за помощь. Желаю вам дальнейших успехов.

   Ребята со сказочными героями подходят к реке. Рассеянный хочет напиться из речки.

Учитель: - Постой, Рассеянный. Не пей эту воду. Она грязная. Ребята, как вы думаете, почему она стала такой. Кто в этом виноват?

- Посмотрите, кто это?  (Появляется Водяной)

Водяной:

Я – одинокий водяной,

Никто не водится со мной.

Друзья мои, лягушки,

Болеют как старушки!

На дне моей квартиры –

Бутылки, тряпки, вилы,

Не озеро – помойка!

Кругом лежат жестянки,

Запчасти, склянки, банки –

Тьфу, какая гадость!

А мне так жить охота!

- Здравствуйте, ребята. Вы тоже пришли загрязнять мой водоем. Уходите, нам и так здесь тяжело жить. Перед вами тоже были туристы, так они взяли и весь мусор побросали в воду. Разве так можно?

Дети: - Нет. Мы не будем загрязнять реку. Мы любим природу и заботимся о её красоте.

Учитель: - Если в воду не будут сбрасывать всякие отходы, то постепенно вода сама очистится. Это только при условии, что никто больше ничего не бросит в воду, даже бумажку. А если еще и помочь воде: убрать все, что сбросили, - возвратиться жизнь. Будут плавать рыбки, цвести кувшинки, кружиться над озером чайки!

Учитель: - Водяной, укажи нам, пожалуйста, дорогу на Волшебную поляну.

Водяной: - Идите вот по этой тропинке и никуда не сворачивайте.

Дети: - Большое спасибо.

(выходят на Волшебную поляну)

Учитель: - Вот мы с вами и пришли на Волшебную поляну.

Выходит Хозяйка леса.

Х.Л. – Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй, Хозяйка леса!

Х.Л. – Я очень рада, что вы посетили мою Волшебную поляну. Я знаю, что вы друзья природы. И я хотела бы провести небольшой экзамен. Хочу знать: умеете ли вы вести себя в моих владениях.

Чтобы река и ручьи не мутнели,

Рыбы резвились, и птицы бы пели

Зелень от солнца в жару бы спасала

Каждому правила знать не мешало бы.

1 задание

- Что обозначают эти плакаты? (набор плакатов «Бережное отношение к природе)

2 задание «Экологическая викторина»

  1. назовите животного водоемов, которое является настоящим живым фильтром. (Улитка, пропуская через себя воду, улитка очищает ее; вот почему нельзя брать улиток из пруда и реки)
  2. кого, по праву, в народе называют «лесным доктором»? (Дятла)
  3. как называется трава от 99 болезней. (Зверобой) 
  4. какой цветок лето начинает? (колокольчик)
  5. почему погиб лес, когда вырубили старые дуплистые деревья? (В дуплах старых деревьев гнездятся птицы, живут летучие мыши, поедающие опасных для леса насекомых)
  6. может ли гриб дерево съесть? (Да; трутовики разрушают древесину, превращают ее в труху)
  7. почему весной строго запрещена охота на пушных зверей?
  8. кто такие слетки? Почему нельзя их трогать? (Птенцы, которые выпали из гнезда)
  9. почему нельзя трогать руками яйца птиц в гнездах? (Многие птицы после этого бросают свое гнездо)

3 задание «Живые синонимы»

  1. Хитрый, как … (лиса).
  2. Трусливый, как … (заяц).
  3. Запасливый, хозяйственный … (белка).
  4. Косолапый, как … (медведь).
  5. Голодный, как … (волк).
  6. Колючий, как … (еж).
  7. Мчаться, как … (олень).
  8. Переваливаться, как … (медведь).
  9. Выть, как … (волк).

4 задание «Угадай по описанию»

  1. Срежешь гриб и вскоре увидишь: ножка его на срезе потемнела.  А у этого не темнеет никогда, даже если его высушить. Может, потому и получил гриб свое название. (Белый гриб)
  2. Голубая поляна. Разве такая бывает? Но приглядись, вся она покрыта какими-то кустарниками. А на этих кустарничках висят голубые ягоды. Они окрашивают поляну в голубой цвет. (Голубика)
  3. Приникли к земле красивые, вырезанные по краям листочки. А между ними на тонкой ножке – вкусная и ароматная ягода. Первая ягода лета. (Земляника)
  4. В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примечательны, а в сырую блестят, будто смазанные маслом. (Маслята)
  5. Красивый гриб, яркий, а есть его нельзя. Но и не уничтожай, он нужен лесу. Для некоторых животных этот гриб лекарство, а для многих насекомых, вредящих лесу и человеку, - смертельный яд. (Мухомор)
  6. Живут эти грибы на деревьях или на пнях большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно сразу собрать чуть не целое лукошко. (Опята)
  7. У этих грибов шляпки самого разного цвета: и синие, и красные, и желтые, и фиолетовые. А название одно… (Сыроежки)
  8. Ты сорвал с куста ягоду, проглотил и даже не знаешь, что съел не одну, а сразу много ягод. Только они маленькие и слеплены вместе (Малина, ежевика)

Х.Л. – Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете природу леса,  правила поведения в лесу и надеюсь, что вы всегда их будете соблюдать.

  Учитель. – вот и заканчивается наше путешествие на Волшебную поляну. Посмотрите, какой прекрасный, удивительный мир окружает нас. Надеюсь, что после этого занятия вы еще больше будете любить и лучше охранять природу, научитесь слушать ее и видеть не только глазами, но и сердцем, никогда не будете причинять ей зла.

Исполнение песни «Родная песенка»

   Литература.

1. «Тайны живой природы». Энциклопедия, Москва,  «РОСМЭН»,1998г.

2.  Т.М. Бондаренко «Экологические занятия»,  Воронеж, ТЦ «Учитель»,2004г.

3. Л.М.Потапова «Детям о природе»-экология в играх, Ярославль, «Академия Холдинг», 2002г.

4 Журналы «Начальная школа» 2008-2012 г.

5. И.Н. Горенко «Экологическое воспитание в школе», Волгоград, «Учитель», 2007 г.

6. Журналы «ПедСовет», «Педагогическое творчество»  и «Школьные игры и конкурсы»

7. Е.М. Елизарова «Знакомые незнакомцы» (кружковая работа), Волгоград, «Учитель», 2007 г.

8. Г.Н. Решетникова, Н.и. Стрельникова «Окружающий мир»   (занимательные материалы), Волгоград, «Учитель», 2007 г.