Родительское собрание на тему "Самооценка" 3 кл.
материал (3 класс)

Дербилова Наталья Павловна

Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Самооценка это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samootsenka_3_klass.docx20.18 КБ
Файл samootsenka_3_klass_1_ch._1.pptx2.36 МБ
Файл samootsenka_3_klass_1_ch._2.pptx2.69 МБ

Предварительный просмотр:

Тема родительского собрания   в 3 Б классе «Самооценка учащихся».

Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Самооценка это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе.                                    (Слайд 1)

-Что же такое самооценка?     (Слайд 2)

Самооценка  - оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков.

Самооценка  - “оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей”.              (Слайд 3)        

От неё зависят взаимоотношения человека с окружающими его людьми, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности достижения целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями человека и его реальными возможностями ведёт к неправильной самооценке, вследствие чего поведение личности становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т. д.). Самооценка получает объективное выражение и в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других людей.

Термин самооценка – личностью подчеркивает оценочный характер представлений о себе, где присутствуют элементы сравнения себя с другими людьми.       (Слайд 4)    

Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Начав формироваться еще в раннем детстве, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих людей, она продолжает видоизменяться на протяжении всей жизни, становясь все более критичной и содержательной. Важным периодом для становления самооценки как особого компонента самосознания является младший школьный возраст, поэтому представляется необходимым начинать формирование объективной самооценки именно здесь.      (Слайд 5)    

На современном этапе развития начальной школы приоритетной целью обучения является развитие личности школьника. Личностное развитие младшего школьника соотносится с формированием его самосознания, важной и неотъемлемой частью которого является сформированность самоконтроля и самооценки.

В 1 кл. дети заполняли лист самооценки…..Я самый сильный, я самый умный, самый хороший ученик, самый здоровый…. И везде они ставили крестик на самой верхней границе, т.к. их самооценка на тот момент 1 класса в сентябре… не была сформирована.

Все вы наверное знаете,               (Слайд 6)      что традиционно различают три  уровня самооценки.      Самооценка может быть:

- заниженной (из-за кажущейся недооценки себя и своих возможностей);
-  
завышенной (из-за надуманной переоценки себя);
-
 адекватной   (нормальной), соответствующей реальному представлению о себе.

Как проявляется уровень самооценки в поведении?  (Слайд 7)      

Адекватная  самооценка – это

- активность, 

-находчивость

-общительность

- чувство юмора

- желание  идти  на  контакт                                                (Слайд 8)      

Адекватная самооценка – человек реально оценивает себя, видит свои положительные и отрицательные стороны.

Заниженная  самооценка                                                      (Слайд 9)    

 Люди с низкой самооценкой обладают такими личностными чертами, как тревожность, неуверенность, зависимость. Они испытывают большие затруднения в межличностных отношениях. Им чаще кажется, что другие плохо о них думают, недостаточно их любят. Они менее общительны, чаще переживают одиночество, отличаются отсутствием инициативы и настойчивости, склонны к непостоянству и колебаниям.

               (Слайд 10)        

 Низкая самооценка свойственна людям, склонным сомневаться в себе. Принимать на свой счет замечания, недовольство других людей. Они переживают и беспокоятся по малозначительным поводам.

Завышенная  самооценка                                      (Слайд 11) 

Стремятся быть лучше других.

"Я - самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать".  

    (Слайд 12)    Высокая оценка – человек верит в себя, чувствует себя непогрешимым. Однако он может попасть в сложную ситуацию, когда требуется отказаться от привычного взгляда на вещи и признать чужую правоту.

Результаты тестирования в 3Б            (Слайд 13) 

 Мы с 1кл. развиваем самооценку на всех уроках, и в разных  видах деятельности ( самооценка правильно ли я написал цифру и букву

-  сравни с образцом!

- проверь у себя письмо наизусть, открыв учебник

- найди ошибку у себя… соседа….. учителя!

-взаимопроверка словарного диктанта (я же хорошо знаю словарные слова!)…

 Сам оценил товарища!

-момент рефлексии: - хорошо ли я работал на уроке?

- все ли мне было понятно?

-взаимопроверка устного счета,   … оценивание!  

-И, НАКОНЕЦ, взаимопроверка стихотворений наизусть!

(и здесь свои требования…

-проверять может тот, кто его знает на 5!

- умеет выразительно рассказывать!

( все хотят быть проверяющими, но для этого надо хорошо готовиться дома к уроку). ……..

Уровень школьника 3 классника довольно высок, это ребята вам демонстрируют на школьных праздниках. Необходимо развивать их творческие способности, а чтобы они стремились быть лучше, НЕОБХОДИМО РАЗВИВАТЬ САМООЦЕНКУ каждого ребенка в правильном направлении.

К оптимальной самооценке относятся: "высокий уровень" и "выше среднего уровня" (человек заслуженно ценит, уважает себя, доволен собой), а также "средний уровень" (человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию).

 Важно корректировать чрезмерно завышенную  или слишком заниженную самооценку.

- Завышенная самооценка, склонность переоценивать себя может привести к конфликтам с окружающими. Она порождает такие качества, как переоценка своих данных, эгоистичность, чувство превосходства, пренебрежение мнением других.

- Заниженная самооценка личности, напротив, может формировать чувство неуверенности, тревожности, привести к безынициативности. Такой ребенок будет «троечником».

       Основным фактором развития самооценки является семейный фактор.

Именно в семье ребёнок впервые обнаруживает, любят ли его, принимают ли его таким, какой он есть, сопутствуют ли ему успех или неудачи. Как считают многие психологи, именно в первые пять лет жизни у человека в основном формируется структура личности, закладываются основы Я - концепции. В этот период ребёнок особенно уязвим и несамостоятелен, эмоционально зависим от семьи, в которой удовлетворяются полностью или не полностью его потребности.

Ясная и разумная система требований, предъявляемых к ребенку, должна быть основой правильного семейного воспитания.

Это способствует формированию у детей высокой самооценки. И хотя в воспитании этих детей более распространенными были поощрения, наказания воспринимались ими как нечто заслуженное и справедливое.

Если ребенку предоставляется полная свобода в исследовании окружающего мира, если никто не ограничивает и не направляет его деятельность, если воспитательным лозунгом его родителей является мягкость и вседозволенность, результатом этого обычно становится повышенная тревожность, сомнения в собственной ценности, низкий уровень успешности.

Низкая самооценка связана не с наказаниями, а с безразличной реакцией родителей на школьные отметки ребенка. При этом самый низкий уровень самооценки был зафиксирован у тех детей, которые утверждали: "Мама вообще не обращает внимания на мои отметки".

Через 1,5 года вашим детям предстоит переход из младшей школы в среднюю , а это важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучении, которая в средней школе становится предметной.

Пятиклассники испытывают психологические трудности в процессе учебы: с одной стороны трудность учебной работы учащегося зависит от особенностей учебного материала, с другой – от возможности, индивидуальных особенностей ребенка, а именно степени его тревоги и самооценки.

          Выводы:

Регулярно поводить беседы с детьми по правилам поведения дома, в школе, на улице.

Использовать рекомендации педагога по организации учебной деятельности учащихся.

С помощью рисунка семьи постараться приблизиться к восприятию многообразного мира человеческих отношений. В рисунке семьи случайностей быть не может.

   Постараться понять детей и эффективнее помогать им в преодолении трудностей их развития.

   Оценки взрослых, укореняясь в сознании ребенка, становятся их собственными оценками.

    Похвала, поощрение, одобрение, раскрытие возможностей ребенка повышают его самооценку.

    Постоянные упреки, указания на ошибки и недочеты, негативная критика ведут к снижению уровня самооценки ребенка.

Принимайте своего ребенка таким, какой он есть, со всеми его недостатками, странностями, отмечайте его достижения, подчеркивайте его положительные качества, проявляйте глубокую заинтересованность к его делам, его успехам – и вы почувствуете его уверенность в себе, в своих силах.                (Слайд   ) 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание Самооценка учащихся.

Слайд 2

Самооценка - оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков. Что такое самооценка?

Слайд 3

Самооценка - “оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей”. (Из «Психологического словаря») Что такое самооценка?

Слайд 4

Самооценка личностью подчеркивает оценочный характер представлений о себе, где присутствуют элементы сравнения себя с другими людьми.

Слайд 5

«здоровье» «счастье» «привлекательность» Упражнение «Шкала самооценки»

Слайд 6

— заниженной (из-за кажущейся недооценки себя и своих возможностей); - завышенной (из-за надуманной переоценки себя); - адекватной ( нормальной), соответствующей реальному представлению о себе. Самооценка может быть:

Слайд 7

Адекватная самооценка Как проявляется уровень самооценки в поведении? Находчивость Активность Чувство юмора Общительность Желание идти на контакт

Слайд 8

Адекватная самооценка – человек реально оценивает себя, видит свои положительные и отрицательные стороны .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пассивность Мнительность Повышенная ранимость Обидчивость Снижается эффективность учебы. Снижается способность любить и понимать других. Подсознательно придумываются прикрытия, которые помогают спрятаться от мира. Заниженная самооценка

Слайд 2

Низкая самооценка свойственна людям, склонным сомневаться в себе. Принимать на свой счет замечания, недовольство других людей. Они переживают и беспокоятся по малозначительным поводам.

Слайд 3

Стремятся быть лучше других. "Я - самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать". Завышенная самооценка Часто бывают агрессивны с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.

Слайд 4

Высокая оценка – человек верит в себя, чувствует себя непогрешимым. Однако он может попасть в сложную ситуацию, когда требуется отказаться от привычного взгляда на вещи и признать чужую правоту.

Слайд 6

Выводы: Регулярно поводить беседы с детьми по правилам поведения дома, в школе, на улице. Использовать рекомендации педагога по организации учебной деятельности учащихся.

Слайд 7

Выводы: Постараться понять детей и эффективнее помогать им в преодолении трудностей их развития. Похвала, поощрение, одобрение, раскрытие возможностей ребенка повышают его самооценку. Постоянные упреки, указания на ошибки и недочеты, негативная критика ведут к снижению уровня самооценки ребенка.

Слайд 8

Принимайте своего ребенка таким, какой он есть, со всеми его недостатками, странностями, отмечайте его достижения, подчеркивайте его положительные качества, проявляйте глубокую заинтересованность к его делам, его успехам – и вы почувствуете его уверенность в себе, в своих силах.

Слайд 9

«Если ты потерял деньги – ты ничего не потерял; если ты потерял честь – получи славу, и ты найдешь честь; если ты потерял уверенность в себе – ты потерял все» (Гете)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......

Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....

Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...