Рабочая программа Родное слово
рабочая программа

Елькина Любовь Сергеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_rodnoe_slovo.docx46.74 КБ

Предварительный просмотр:

05-06

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ВОРКУТА»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Воркуты

«ВОРКУТА» КАР КЫТШЛÖН  МУНИЦИПАЛЬНÖЙ ЮКÖИСА  АДМИНИСТРАЦИЯ

«12 №-а шöр учреждение» Воркута карса  Муниципальнöй  велöдан  учреждение

169908, Республика Коми, г. Воркута, ул. Возейская, д. 8

Тел.: (82151) 6 -28-77 Факс: 8-82151-6-93-10  E-mail: komischool12@mail.ru 

РАССМОТРЕНА

на заседании ШМО

Протокол № 1

от 31.08.2018 года

УТВЕРЖДАЮ

директор МОУ «СОШ № 12» г. Воркуты

____________________ А.А.Гончар

(приказ от 31.08.2018 года № 525)

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

 «Родное слово»

по интеллектуальному направлению

начального общего образования

срок реализации программы 4 года

(возраст учащихся – 7-11 лет)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена

в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом

начального общего образования,

с учетом Примерной основной образовательной программы начального общего образования

 

Составитель: Елькина Л.С., учитель начальных классов

г.Воркута

                                                             2017 год

Содержание

1. Планируемые результаты освоения программы курса «Родное слово»……...……….

3

2. Содержание программы курса «Родное слово»………..……………………………….

5

3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы…………………………………………………………………………………

8

Приложение:

1.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Родное слово»

В процессе изучения курса внеурочной деятельности «Родное слово» у обучающихся формируются универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), позволяющие достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

Предметными результатами изучения курса «Родное слово» является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
  • понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
  • делить текст на части, озаглавливать части;
  • правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
  • делить слова на части для переноса;
  • производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
  • правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
  • видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
  • графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
  • находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
  • находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
  • обращать внимание на особенности употребления слов;
  • ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
  • составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
  • предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
  • составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

Личностными результатами изучения курса «Родное слово» являются следующие умения:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.

Метапредметные результаты

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказыватьнебольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

  • определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

Требования к уровню подготовки учащихся

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

Осуществлять организацию рабочего места под руководством учителя;

- составлять словесный план собственной деятельности;

- получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя словестный образец, образец на бумажном носителе.

- работать с ребусами,головоломками;

- правильно применять в речи языковые средства;

-грамотно и конкретно выражать свои мысли.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-общения с людьми.

2. Содержание курса внеурочной деятельности «Родное слово»

Человек всю жизнь совершенствует свою устную и письменную речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и школьный периоды. К семилетнему возрасту, дети уже в основном, владеют важнейшими средствами морфологии, многими средствами синтаксиса – в пределах разговорного стиля.

Иными словами, дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение.

Поэтому очень важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения, для выражения своих мыслей.

Развитие речи ребенка не стихийный процесс, оно требует постоянного педагогического руководства. Овладение речью – это познание окружающей действительности. Параллельно ребенок овладевает и письменной речью. Письменная речь всегда строже устной, в ней всегда видны недочеты и ошибки, столь характерные, для младшего школьника. Ребенок живет в слове, развивается, устно и письменно самовыражается, передает и получает информацию.

Программа кружка является попыткой реализовать коммуникативный подход к обучению родному языку младших школьников, который должен на осознанном уровне использовать его в различных речевых и житейских ситуациях. Исходя из этого, в программе кружка особое место отвожу развитию речи, работе со словом.

Программа внеурочной деятельности содержит три раздела.

1.Мир слов (32 часа).

В этом разделе дети знакомятся с происхождением слов, с их составом и местом в речи. Учащиеся проводят исследовательские работы, сначала под руководством учителя, затем в группах и самостоятельно.

Здесь используются такие формы работы как:

  • урок-исследование;
  • урок-загадка;
  • виртуальное путешествие;
  • урок-игра;
  • урок-творчества;
  • практические занятия.

2.Слова-родственники. Секреты родственных слов(18 часов).

В этом разделе учащиеся продолжают работать с составом слов, с отдельными его единицами (морфемами). Учатся составлять словосочетания и предложения. Кроме того, учащиеся знакомятся с понятием «рифма», пробуют себя в создании стихов и рассказов в стихотворной форме. Представляют своё творчество товарищам.

Здесь используются такие формы работы как:

  • урок-исследование;
  • урок-загадка;
  • виртуальное путешествие;
  • урок-игра;
  • урок-творчества;
  • практические занятия;
  • Урок-театрализация.

3. Текст и виды текстов.

В этом разделе учащиеся работают с текстом, его видами и составными частями.

Они исследуют различные виды текстов, анализируют их. Собирают из частей целый текст, и наоборот, разбивают его начасти.

Дети учатся отличать текст от набора предложений, видеть отличия между разными видами текста. Учащиеся сначала с помощью руководителя, затем в группах и самостоятельно составляют тексты, выбранных видов, обосновывают свой выбор, объясняют структуру текста.

Для этого раздела предусмотренны следующие формы работы:

  • урок-исследование;
  • урок-загадка;
  • виртуальное путешествие;
  • урок-игра;
  • урок-творчества;
  • практические занятия;
  • Урок-театрализация;
  • Урок-ознакомление;
  • Диспут.

Итоговой работой всего курса не зря выбрано написание сочинения. Ребята пишут сценарий сказки, в котором каждый выбирает себе роль. «Работая» сценаристами произведения актёры пишут тексты своих реплик. При этом, они работают как с монологовой речью, так и с диалогом. Эта форма работы позволяет понять, на каком уровне ребёнок усвоил курс программы дополнительного образования.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Содержание курса

Тематическое планирование

(темы и основное содержание занятия)

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Мир слов (32 часа)

Занятие 1-2

Как рождаются слова?

Урок- исследование

Знакомятся с историей возникновения речи, слов с помощью различных источников

Занятие 3-4. 

Какие слова стареют и кто такие «архаизмы»?

Урок-загадка

Знакомятся с понятием «архаизм». Учатся делать выводы, обосновывать их. Слушать и понимать друг друга.

Инсценирование русской народной сказки.

Занятие 5-6.

Путешествие по свету. Слово под копирку.

Учатся отличать слова зарубежного происхождения. Искать их в тексте. Обосновывать их появление и назначение.

Занятие 7-8.

Чужие слова.Можно ли без них?

Виртуальное путешествие по разным странам.

Учатся отличать слова зарубежного происхождения. Искать их в тексте. Обосновывать их появление и назначение.

Занятие 9-10.

Слова-братья

Слова- враги 

Урок-игра.

Учатся отличать слова зарубежного происхождения. Искать их в тексте. Обосновывать их появление и назначение. Находить «полезные» и «вредные» слова.

Занятие 11-12

Строим слова

Урок- игра.

Определить какие «строительные блоки необходимы для составления новых слов. Определить их название. Отрабатывать умения «строить» новые слова

Занятие 13-14

Строительные блоки слова – морфема.

Урок творчества

Определить какие «строительные блоки необходимы для составления новых слов. Определить их название. Отрабатывать умения «строить» новые слова. Учиться составлять текст,изменяя слова.

Занятие 15-16

Строительная работа морфем. Приставкина «мыслиночка», «смыслиночка», суффиксов, окончаний.

Практическое занятие.

Определить какие «строительные блоки необходимы для составления новых слов. Определить их название. Отрабатывать умения «строить» новые слова. Учиться составлять текст,изменяя слова.

Занятие 17-18

Копилки слов. Как найти слово в словаре. Виды словарей, энциклопедии.

Практическая работа.

Анализируют виды словарей,рассказывают (по греппам) как найти слово в словаре. Виды словарей, энциклопедии

Занятие 19-20

Что такое «лингвистика».

Урок-исследование.

Знакомятся с понятием «лингвистика», её месте в науке и в жизни.

Занятие 21-22

Приставки труженики. Обо всех приставках сразу.

Урок-исследование.

С помощью учителя исследуют приставки. Учатся их применять. Находить и исправлять ошибки.

Занятие 23-26

Приставки, которые пишутся всегда одинаково. Игры с приставками.

Урок-игра.

Меняют приставки,осознают смысл получившихся слов. Осознают важность приставки в речи жизни.

Отвечают на вопрос Что было бы, если бы не было приставок.

Занятие 27-30

Приставки – нарушители. Игры с и упражнения с приставками.

Урок творчества.

Меняют приставки,осознают смысл получившихся слов. Осознают важность приставки в речи жизни.

Отвечают на вопрос Что было бы, если бы не было приставок.

Занятие 31-32

Самые трудные ПРИ-, ПРЕ-.

Урок-творчества.

Сочинение сказки о двух приставках. Определяя их место в речи, правильное употребления этих приставок в жизни.

Слова-родственники.

Секреты родственных слов

 (18 часов)

Занятие 33-34

Кто «командует» корнями. Орфограмма с девчачьим именем. Когда командует ударение.

Учатся подбирать заданные орфограммы. Правильно работать с ними.

Занятие 35-36

Основа слова хранительница смысла.

Учатся находить основу слова, выделять её.

Понимают роль и место основы в речи.

Занятие 37-38

Строим предложения.

Урок-творчества.

Учатся строить предложения. Составляют сказку.

Занятие 39-40

Память и грамотность. Понятие «словосочетание».

Урок-путешествие.

Учатся разбивать предложения на словосочетания.

Находить словосочетания, отличать словосочетания от грамматической основы.

Занятие 41-42

Предложения и виды предложений. Как устроены стихи. Стихотворная форма.

Урок-творчества.

Учатся понимать что такое рифма.

Собирать из рифм стихотворения.

Пробуют написать своё стихотворение.

Занятие 43-44

Повторяющийся узор.

Урок-творчества.

Учатся понимать что такое рифма.

Собирать из рифм стихотворения.

Пробуют написать своё стихотворение.

Занятие 45-46

Попробую себя в стихах.

Урок-творчества.

Учатся понимать что такое рифма.

Собирать из рифм стихотворения.

Пробуют написать своё стихотворение.

Занятие 47-48

Знакомство со словами синонимов и их содержанием.

Урок-загадка.

Отгадай синоним. Учатся подбирать синонимы. Использовать их в речи.

Занятие 49-50

Крылатые слова и фразеология. Многозначность слова.

Практическое занятие.

Изучат словарь фразеологизмов. Выбирают крылатое выражение.

С помощью технических средст представляют выбранный фразеологизм.

Текст и виды текстов

(18 часов)

Занятие51-52 

Работа над изобразительными средствами языка художественных произведений.

Практическое занятие в группах.

Изучают тексты. Находят художественные средства языка.Делают выводы о их месте в речи

Занятие 53-54

Типы текста. Типы текста. Повествую, рассуждаю, описываю

Занятие-наблюдение.

Наблюдают и сравнивают тексты. Делают выводы. Составляют план текста.

Занятие 55-56

Устный пересказ. Виды пересказов.

Занятие-ознакомление с видами пересказа.

Пробуют пересказать небольшой текст.

Занятие 57-58

Пересказы с перестройкой текста и с творческими дополнениями

Занятие-ознакомление с видами пересказа.

Пробуют пересказать небольшой текст.

Перестраивают тексты.

Занятие 59-60

Письменное изложение близкое к тексту.

Ролевая игра.

Поход в магазин. Тренируют память и внимание. Учатся пересказывать текст близко к тексту.

Занятие 61-62

Творческое изложение.

Занятие-творчество.

Учатся писать творческое изложение изложение. Представлять его перед слушателями.

Занятие 63-64

Сочинения и их темы. Накопление материала для работы

Практическое занятие.

Собирают материал на заданную тему. Учатся выбирать важное и отстранять несущественное.

Занятие 65-66

План. Особенности работы над сочинениями различных видов.

Диспут.

Выясняют и рассказывают о видах плана. Выбирают для себя более удобный, доказывают своё мнение.

Занятие 67-68

Итоговые занятия. «Я пишу сочинение»

Выбирают тип сочинения (проза, стихотворная форма),представляют зрителю. Учатся оценивать работу друг друга. Выполнять самоанализ.

Приложение

Критерии оценки знаний, умений и навыков обучающихся

 

                  Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся начальных классов предназначены для обеспечения прочности усвоения детьми учебного материала по каждому из предметов начального цикла на уровне, требуемом программами.
Эти нормы позволяют осуществить систематический контроль за успешностью обучения учащихся, принимать меры к устранению пробелов, предупреждать неуспеваемость учащихся. При освоении курса «Родное слова» нет цифровой шкалы оценивания.

Достижения учащихся определяются в процессе творческих и игровых заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Родное слово"

Рабочая программа рассчитана для 2 класса.  Требования новых стандартов соблюдены....

Рабочая программа "Родничок" (для дополнгительного образования учащихся 1-4 классов)

Фольклор является богатейшим источником познавательного, нравственного развития учащихся и, конечно же, развития их творческих возможностей....

Рабочая программа "Родной свой край люби и знай". Научно-познавательное направление

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “ма...

Рабочая программа_Родная литература на родном языке (русский)_3 класс

Рабочая программа по родной литературе  на родном языке (русском)  для 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального о...

Рабочая программа Родной язык и родная литература 2-4 УМК школа России.

Рабочая программа Родной язык и родная литература 2-4 УМК школа России....

Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России

Рабочая программа по Чтению на родном языке. Рабочая программа Родной русский язык 3 класс УМК Школа России...