Сценарии классных часов по вопросам правового воспитания и формирования толерантных отношений в образовательном пространстве для учащихся 1-4 классов.
классный час

Булавкина Любовь Александровна

Программа: духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования.

Напраление: правовое воспитание. 

Ценностные ориентиры: правовая культура, права и обязанности человека, свобода личности, демократия, электоральная культура, безопасность, безопасная среда школы, безопасность информационного пространства, безопасное поведение в природной и техногенной среде

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotannye_kl_chasy_42.docx89.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 42» г. Воркуты

СЦЕНАРИИ КЛАССНЫХ ЧАСОВ

ПО ВОПРОСАМ  ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ

И ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ

Авторы:

Монтримене Т.В., учитель начальных классов;

Осипова С. А., учитель начальных классов;

Кулик Л.В.,учитель начальных классов;

Булавкина Л.А., учитель начальных классов;

Краснова М.В.,учитель начальных классов;

СидельникЕ.П., учитель начальных классов.

Воркута 2016

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №42» г.Воркуты

Классный час

Тема: «Что такое право?»

Цель: дать детям правовые знания.

Задачи: познакомить с Декларацией прав человека, с Конвенцией о правах ребенка; способствовать осознанию детьми ответственности за свои права и формировать положительное отношение к правам других.

Планируемые результаты:

- личностные: принятие и освоение социальной роли ребенка;

- метапредметные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; умение сравнивать, анализировать.

Оборудование и материалы: слайды с текстом основных прав, мультимедийный проектор, Декларация прав человека, слова с анаграммами, табличка со словом «Права», знаки о запрещении и разрешении, Конституция РФ.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Беседа.

Учитель:- Ребята, все мы разные, у нас разные вкусы, интересы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть что-то свое, что отличает его от остальных людей. Все мы понимаем друг друга. У нас есть что-то общее, что нас объединяет. (Принимаются варианты ответов. Учитель подводит детей к тому, что это общее и есть права человека.)

Учитель: Права человека есть у всех людей, в том числе и у детей. Права человека никто не дает, человек получает их от рождения. Все мы люди, и мы все равны, а значит у нас одинаковые, равные права. Все основные права записаны в документе – Всеобщая декларация прав человека.

Права человека надо знать. Попробуйте сказать, на что вы имеете право?

Дети: - На жизнь, учебу, отдых, лечение, заботу.

Учитель:- Кроме прав есть и обязанности. Иногда люди путают, потому что они тесно связаны. Давайте поиграем в игру «Разрешается, запрещается».

Учитель: - Руку поднял мальчонка,

Слушать мнение ребенка

Дети: - Разрешается.

Учитель: - Вот в углу мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка

Дети: - Это запрещается.

Учитель: - С мамой дети должны жить,

Ей всегда цветы дарить.

Дети: - Это разрешается.

Учитель: - Мать с ребенком разлучать

Дети: - Это запрещается.

Учитель:- Рисовать, и петь, учиться,

Если заболел лечиться.

Дети: - Это разрешается.

Учитель: - Этот трудится ребенок,

Мало у него силенок.

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа

Дети: - Запрещается.

Учитель: - Вместе в мире дружно жить,

С разными детьми дружить

Дети: - Это разрешается.

Учитель: - Этот слабый горбит спину,

Пред сильным преклоняется.

Быть рабом у господина

Дети: - Это запрещается.

Учитель: - Молодцы! Вы отлично справились с заданием. В США в городе Нью-Йорке есть 39-этажный дом, где размещена Штаб-квартира ООН, главная цель которой избавление поколений от бедствий войны. В ООН в 1948 году была принята Всеобщая декларация прав человека. В Декларации прав человека есть 5-я статья, где говорится: «Никто не может быть подвергнут жестокому, бесчеловечному отношению». Ребята, каким вы представляете себе жестокого, злого человека? Какие черты его лица? Как он себя ведет?

(Дети составляют словесные портреты, рисуют на бумаге, свой рисунок комментируют)

Дети:- Злой человек заставляет слабого делать тяжелые работы.

- Злой человек заставляет преклоняться перед ним.

- Злой человек бьет детей…

Учитель: А вы, ребята, будете жестокими, злыми? (Беседа)

III.Знакомство с Конвенцией о правах ребенка.

Учитель: - В ООН в 1989 году единогласно была принята Конвенция о правах ребенка. Почему возникла необходимость в принятии этой Конвенции?

Приведу примеры только нескольких фактов:

-покинутые своими семьями, около 100 млн. детей существуют за счет изнурительной работы, воровства, нищенства.

-120 млн. детей в возрасте от 9 до 11 лет лишены возможности посещать школу.

- ежегодно около 3,5 млн. детей умирают от болезней, которые можно вылечить.

Конвенция – это очень большой документ. Мы сегодня рассмотрим только основные положения. Ребята, посмотрите на слайды.(Показываются слайды)

Каждый ребенок имеет право на жизнь.

Дети имеют право свободно выражать свое мнение.

Родители несут ответственность за воспитание ребенка, государства должны оказывать им помощь и развивать сеть детских учреждений.

Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического и психического ущерба.

Ребенок имеет право на образование.

Государства уважают право ребенка на свободу мысли, совести, религии.

IV. Рассказ учителя о Пете и размышления об обязанностях ребенка.

Учитель:- Вся семья в сборе: бабушка вяжет, мама что-то пишет, папа смотрит телевизор. Вбегает Петя и кричит: - Мам, я голодный! Дай скорей поесть. Он садится за стол, а мама говорит:- Петя, сначала вымой руки. Сейчас все будем ужинать.

А Петя говорит, что это насилие над личностью.

-Мы сегодня в школе с Конвенцией о правах ребенка знакомились. Я теперь знаю, кто меня защитит,- добавил он.

И бабушка попросила его сходить в аптеку за лекарствами, а он сказал ей, что она не имеет права эксплуатировать ребенка. Мама попросила вымыть посуду, а Петя сказал, что она не имеет права использовать детский труд. Потом Петя сел рядом с отцом и начал смотреть телевизор. А папа сказал:

-Выключи телевизор и садись за уроки, иначе тебе от меня здорово влетит!

А Петя говорит:

-Это проявление жестокости, запрещенное Конвенцией о правах ребенка.

Ребята, прав ли Петя? (Беседа)

V. Составление слов по анаграммам.

НОКЕВНИЦЯ, РДОТИЕИЛ, ГОУСАРДТСОВ, ИЗЖНЬ,РБОАЗОАВИНЕ.

VI. 20 ноября – День прав ребенка. Как можно провести этот день в школе? Беседа.

VII. Подведение итогов.

Учитель:- Ребята, мы с вами поговорили о правах ребенка и взрослых. Какой вывод можно сделать?

Дети:- Мы должны слушаться взрослых.

-Уметь признаваться, что были не правы.

- Говорить только правду.

-Мы имеем право на жизнь, на учебу, на отдых, На лечение.

-Мы должны дружить. Ни один ребенок не может быть продан или куплен.

-Каждый ребенок имеет право на бесплатное и обязательное образование.

-Каждый ребенок нуждается в любви и ласке, понимании…

Учитель:- Молодцы, ребята! Я сегодня раздаю вам блокноты и предлагаю начать писать свою книгу о правах ребенка. Давайте придумаем название этой книге. Можно «Мои права». Пусть первая страничка книги будет называться «Кто Я?». Сюда вы можете вклеить свою фотографию. Запишите, сколько вам лет, какие у вас интересы, что вы любите. Пишите немного о своей семье, домашних животных, обо всем, что вам нравится. В дальнейшем записывайте свои интересные суждения, рисуйте свои права.

-Давайте классный час закончим с этими словами:

Я имею право быть черным и белым!

Я имею право быть ловким и смелым!

Ты имеешь право иметь свое имя!

Ты имеешь право быть просто любимым!

Мы имеем право на всем белом свете!

Мы имеем право – мы дети!

Учитель:- Ребята, будьте счастливыми!

(Включается фонограмма песни «Должны смеяться дети».)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 42» г. Воркуты

Классный час

Тема: «Уважение и взаимопонимание»

Цель: формировать представление об уважении,  взаимопонимании .

Задачи: воспитывать уважительное отношение к людям старшего поколения, родным, близким, друзьям; развивать умение видеть положительные качества в себе и других.

Планируемые результаты:

- личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося;

- метапредметные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; умение сравнивать, анализировать.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, карточки.

Ход занятия.

I. Организационный момент

 II. Мотивация и определение темы

1. Игра «Мы разные»

– Встаньте, пожалуйста, девочки. Посмотрите, какие у нас красивые и нарядные девочки.

- А сейчас встаньте, пожалуйста, мальчики. Посмотрите, какие у нас подтянутые и крепкие мальчики.

- Встаньте, пожалуйста, ребята, у которых русые волосы. А сейчас я попрошу встать ребят с тёмным цветом волос.

- Поднимите правую руку те ребята, у кого глаза голубого цвета. Ребята с карими глазами поднимите левую руку. Поднимите руки те, у кого цвет глаз зелёный.

- Похлопайте в ладоши те ребята, у кого в нашем классе есть друзья.

Как вы думаете, можно ли среди нас найти хотя бы два одинаковых человека? (ответы детей)

- Значит, какие мы все? (Все мы разные, непохожие друг на друга, но у нас есть и общее, например, учимся в одном классе, живём в одном городе, отмечаем вместе праздники, и, несмотря на это, мы все дружим, уважительно относимся друг другу.)

- Попробуйте определить тему нашего классного часа. (мы дружим и уважаем друг друга)

II. Беседа

– Мы с вами живём красивом городе Воркута. Здесь живут люди разных национальностей. Среди них есть  украинцы, белорусы, молдаване, армяне, узбеки, азербайджанцы, грузины, татары, русские.

Когда-то люди из других городов приехали в наш город и остались здесь навсегда. Все они помнят и уважают свой язык, свои традиции, свои обычаи. И в нашем классе есть ребята, которые приехали из других городов. А ещё в нашем классе учатся ребята разных национальностей. Но, несмотря на это, мы все живём, как одна дружная семья и уважаем друг друга.

       Человек не одинок. Он живёт среди людей. Жить среди людей – это жить для людей, а значит, и для себя, поскольку не может быть хорошо одному, если всем остальным плохо.

Важным показателем личных качеств является уважительное отношение к другому человеку. Предъявляя требования к другим, в первую очередь предъявляют требования к себе. Требуя уважения, доброты, справедливости, надо быть таким самому по отношению к людям. Уступайте и помогайте друг другу.

    Насколько человек становится человеком, видно из того, как он умеет играть с товарищами, сотрудничать в играх, соблюдать дисциплину и правила игры, приспосабливаться к коллективу.

   - Я предлагаю вам сыграть в игру, которая поможет нам сблизиться, развить чувство доверия к одноклассникам, выработать правила взаимодействия друг с другом.

Игра «На одной ноге»

Цель: Эта короткая игра помогает детям почувствовать поддержку товарищей

Инструкция: Встаньте парами лицом друг к другу. Стоять надо на одной ноге, не сходя с места.

  -Устоять долго – трудно.

 - Теперь подайте друг другу руки. Вы видите, теперь устоять легче.

-  Как вы думаете, почему?

Так бывает всегда, когда люди помогают друг другу. Сформулируйте  правило.

Помоги, если видишь, что другому человеку трудно.

      Ты проживаешь в человеческом обществе, в котором есть свои законы, порядки, правила. Правил много, их все нужно знать! Но самое главное - уважай себя и других.

    - Ребята, что означает «себя уважать»? Как вы это понимаете?

(Ответы учеников).

    - Себя уважать - это значит вести себя так, чтобы с тебя брали пример все остальные, чтобы твое поведение вызывало уважение и восхищение, а не осуждение. Тогда люди будут относиться к тебе с уважением. А для этого надо хорошо знать правила поведения и их выполнять всегда. Но это делать нужно не только для того, чтобы тобой восхищались, но и для личной безопасности. Ведь люди, которые знают и соблюдают правила, не попадут в беду. Поэтому правила поведения нужно знать всем детям, чтобы быть достойными членами общества, в котором они живут, и еще сохранить свою жизнь и здоровье.

- Теперь сядьте ровно и послушайте мой рассказ.

        Обсуждение рассказа.

Шёл по дороге ослик Митя. Шёл и плакал. Встретил его козлёнок Тоби и спрашивает:

— Ты почему плачешь? Может, тебя обидели?

— Нет. Никто меня не обижал.

— В чём же дело?

— Бабушка прогнала меня из дому и сказала, чтобы я не возвращался до тех пор, пока не научусь… уважать… старших… А как я могу научиться, если нигде нет такой школы?

— Вытри слёзы, ослик. Я помогу тебе.

— Правда, поможешь?

— Правда, помогу. Ты должен запомнить несколько правил. У тебя хорошая память?

— Не жалуюсь!

— Вот и чудесно! Значит, запоминай: старшим надо уступать дорогу, пропускать их вперёд, вежливо разговаривать с ними, не дерзить, не пререкаться, не похлопывать по спине, как равных, а самое главное — не забывай прислушиваться к их советам…

— Ой, сколько правил! И как ты смог их все запомнить?

— Я воспитанный козлёнок, вот и всё.

— А я, по-твоему, невоспитанный ослик, да?

— Ничего такого я, кажется, не говорил, — смутился козленок Тоби. — Однако мне пора.

И он быстро распрощался с осликом, чтобы не поссориться. Догнал ослик по дороге старенькую лошадь, нагружённую разными покупками, и думает: «Сейчас проверю, научил ли меня козлёнок старших уважать…»

Поравнялся ослик с лошадью и говорит:

— Здравствуйте, лошадь Марта! Не бойтесь, я вам дерзить не буду. И похлопывать по спине, как равную, тоже не буду.

— А ещё что? — улыбнулась старая лошадь.

— А ещё я вас вперёд пропускать постараюсь. А ещё если вы вдруг мне что-нибудь посоветуете, то я прислушаюсь.

— Прекрасно! — похвалила лошадь Марта. — Но для чего ты мне об этом говоришь?

— Видите ли, бабушка прогнала меня из дому и сказала, чтобы я не возвращался, пока не научусь уважать старших. Как вы думаете, я уже научился?

— Почти научился. И я сама скажу об этом твоей бабушке. Но хочешь, я дам тебе всё же один совет?

— Конечно, хочу! — В следующий раз, когда встретишь пожилую лошадь, нагружённую разными покупками, ты помоги ей их нести. Ладно?

— Обязательно! — пообещал ослик. А потом подумал немного и добавил: — А можно, я сейчас вам помогу?

— Почему Ослик в конце сказки всё-таки решил помочь Лошади?

— Как бы вы поступили?

       (  Рассуждение и беседа.)

III.   Физминутка

Очень я себя люблю, (дети обнимают себя)
Очень уважаю.
Потому что я расту!
(поднимают руки вверх)
Ночью сплю,
(приседают, руки под щеку)

А днем играю, (прыгают на месте)
Прыгаю и в облаках летаю, (изображают движения пловца и птицы)
Бегаю и кушаю… (бегают на месте)
Маму с папой слушаю!
(наклоняются вперед)

Молодцы!

Учитель читает отрывок из стихотворения Евгения Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет…»:

Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самой не интересностью своей.

У каждого — свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это все неведомо для нас.

   -    Как вы думаете, о чем говорится в этом стихотворении?

- В этом стихотворении говорится о неповторимости каждого человека,  о том, что каждый человек непременно чем-нибудь интересен, уникален и поэтому заслуживает уважения.

- А так что же такое уважение? Как вы считаете?

- Уважение — это чувство почтения, отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств, заслуг, высоких качеств.

Наверняка вы знаете, что, когда горит красный свет светофора, идти опасно. Вот и по отношению к людям надо помнить о таком сигнале. Я буду     рассказывать вам маленькие эпизоды, как только вы заметите неуважительное поведение – поднимите красную карточку, если одобряете – поднимите зеленую карточку.

1) Два мальчика о чем-то увлеченно спорили в автобусе и так громко, что все стали на них оглядываться. (Красная)

2) На перемене у двери буфета два мальчика, обогнав девочку и отстранив ее, первыми вбежали в буфет. (Красная)

3) По утрам убираем свою постель. (Зеленая)

4) Мальчишки во дворе отнимают мороженое у малышей, бросают камни в птиц. (Красная)

5) После игры убираем в положенное место игрушки, книжки, цветные карандаши.
(Зеленая)

6) Взрослые возьмут все-все домашние дела на себя, а мальчишки и девчонкам будет весело жить-поживать на белом свете. (Красная)

7) Если я за что-либо обиделся на своего друга, постараюсь поскорей забыть и простить ему свою обиду. (Зеленая)

    Молодцы! Вы отлично справились!

«На чём основано взаимопонимание».

В жизни нам часто приходится обижаться на окружающих за то, что нас неправильно поняли, напрасно обидели.

Без взаимопонимания не может быть ни дружбы, ни общения. Взаимопонимание во многом зависит от того, насколько мы правильно оцениваем своих товарищей, хорошо знаем их. Попробуем выяснить, насколько мы владеем умением судить о людях.

- Отгадайте, кто это?

Учитель даёт словесный портрет одного ученика из класса и предлагает ребятам отгадать, кто это. Одноклассники должны узнать, о ком идет речь, и оценить, насколько словесный портрет соответствует действительному облику ученика (в характеристике надо отразить физические данные, внешность, манеры поведения, темперамент, положительные черты характера, увлечения, привычки).

Взаимопонимание определяется способностью наблюдать за людьми, умением по малейшим движениям лица, позы, понимать душевное состояние окружающих, их стремления и желания.

- Посмотрите на своего соседа. Попробуйте определить, в каком настроении ваш товарищ, как он себя чувствует, о чем думает, чем озабочен. Обменяйтесь своими наблюдениями, выводами.

      - Итак, скажите, о чем мы сегодня разговаривали на уроке? (Об уважении, о взаимопонимании)

     -   А что такое уважение и взаимопонимание,  как вы поняли? К кому мы прежде всего, должны проявлять уважение?

IV.  Рефлексия

     Сейчас, я вам раздам смайлики:  желтый смайлик с веселой улыбкой и зеленый смайлик с грустным лицом. Если вам все было понятно и все понравилось, то поднимите вверх желтый смайлик, а если вам было не все понятно, есть еще  трудности, то поднимите зеленый смайлик! Молодцы!

Спасибо всем! Наш классный час подошел к концу. До свидания!

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 42» г. Воркуты

Классный час

Тема: «За свое постою, а чужое не возьму»

Цель: научить детей видеть разницу между своим и чужим; подвести их к пониманию, что нельзя присваивать чужое.

Задачи: сформировать представление у детей о биополярных понятиях: честность – ложь; развивать коммуникативные навыки работы в группе; учить использовать в повседневной жизни правила честности; учить видеть и анализировать собственное поведение и поведение других людей.

Планируемые результаты:

- личностные: принятие и освоение социальной роли ребенка (человека);

- метапредметные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; умение сравнивать, анализировать.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, карточки.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Вступительная беседа с детьми по вопросам

«Брать чужие вещи — это хорошо или плохо?»

(В начале беседы один из ребят рассказывает следующее стихотворение):

Что такое, что случилось,

Что это за «волшебство»?

Пропадают вещи, деньги, —

Может, это воровство?

Что значит воровать?

Какого человека называют вором?

Почему люди воруют?

Нужно ли наказывать за воровство?

-Можно ли в магазине взять игрушку (или другой предмет) и, не заплатив, идти домой?

-Можно ли брать чужую игрушку, если она тебе понравилась? Почему вы так считаете?

-Если ребенок домой приносит чужую вещь (игрушку, книгу, конфету), можно ли назвать его вором?

(Педагог обобщает ответы и подводит детей к мысли: брать чужие вещи без разрешения нельзя, это плохо.)

Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Косточка»

- Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось их съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать посчитала сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

- За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел как рак и сказал тоже: «Нет, я не ел».

- Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, нехорошо; не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь».

-Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко».

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Вопросы для анализа:

-Что сделал Ваня, когда никого не было в горнице?

-Признался ли мальчик, что съел сливу, когда об этом его спросил отец?

-Почему он не признался в содеянном?

-Отчего мальчик побледнел и заплакал?

-Как вы думаете, ругали бы родители мальчика, если бы он сказал правду?

-Хорошо ли поступил Ваня, что солгал родителям?

III. Чтение и анализ пословиц

- Педагог предлагает детям задуматься, почему так говорят в народе:        

На воровстве далеко не уедешь.

Раз взял — навеки вором стал.

У вора короткие ножки.

IV. Практическое задание: «Кто взял деньги?»

-Однажды на книжной полке в толстой книге мальчик нашел деньги. Он подумал, что взрослые забыли их здесь и не вспомнят. Мальчик решил пойти в магазин и купить все, что ему захочется. Он почувствовал себя совсем взрослым, ему понравилось делать покупки. Часть игрушек мальчик подарил детям во дворе, а другие — принес домой. Вечером мама вспомнила о деньгах и спросила сына: «Ты деньги не брал?». Мальчик промолчал.

Задание:

- Проиграйте ситуацию. Дайте оценку происходящему. Докажите, почему так поступать нельзя.

- Проиграйте ситуацию так, как надо себя вести в данном случае.

V. Рассказы «Поступки детей»

- Ребятам предлагается придумать продолжение рассказов.

Рассказ 1.

В первом классе учились два друга — Дима и Саша. Саше очень нравились у Димы часы. Вот однажды на уроке физкультуры, когда Дима переодевался, Саша не заметно взял часы себе. Вечером Сашина мама гладила рубашку сына и с удивлением обнаружила в кармане ручные часы. Она тут же показала часы мужу, и они вместе стали выяснять у сына, откуда они у него. Мальчик сначала сказал, что часы дал ему Дима. Тогда Сашины родители позвонили родителям Димы....

Вопросы для рассуждения:

- Почему Саша не сказал правду родителям?

- Как лучше следовало ему поступить?

- Понравился вам поступок мальчика?

 - Можно ли брать понравившуюся вещь без разрешения хозяина?

Рассказ 2.

-На школьный завтрак ученикам давали творожные сырки, по желанию их можно было взять домой. Большая часть ребят взяли сырки с собой. Сережа любил творожный сырок и съел его сразу. Когда мальчик зашел в класс, то увидел, что Анжела и Оля положили свои сырки на парту и вышли из класса. Сережа взял их и спрятал в свой портфель. Когда закончилась перемена, и дети вернулись в класс, обнаружилась пропажа сырков. Учительница обратилась с просьбой к детям сознаться в содеянном и извиниться перед девочками. Сережа промолчал, но не знал, что это видел кто-то из учеников.

Вопросы для рассуждения:

-Почему Сережа не сказал правду учительнице?

-Можно ли Сережу назвать вором?

-Как следовало поступить в данной ситуации?

Рассказ З.

 Вити была большая коллекция фишек, которую он давно собирал и которой очень гордился. Воспитательница предложила ему принести коллекцию в детский сад и показать всем детям. Каково же было ее удивление, когда несколько ребят в группе стали показывать пометки на фишках и утверждать, что они принадлежат им. Витя все отрицал....

Вопросы для рассуждения:

-Следует ли наказывать Витю?

-Можно ли мальчика назвать вором?

-Что вы посоветуете Вите?

-Как следует поступить педагогу?

VI. Что необходимо сделать, чтобы избежать воровства?

-Дети предлагают свои варианты ответов на поставленный вопрос, педагог обобщает сказанное и знакомит их с правилами.

Чужие вещи без разрешения брать нельзя.

Если понравилась какая-либо вещь (игрушка, книга и др.), то необходимо попросить разрешение у хозяина посмотреть ее или поиграть с нею.

Взял без разрешения — честно сознайся в этом, попроси прощения.

Нужно соблюдать правила, тогда тебя никто не будет считать вором.

VII. Подведение итогов занятия

Дети отвечают на следующие вопросы педагога:

— О чем мы говорили сегодня на занятии?

— Почему нельзя воровать?

— А что делать, если случайно взял чужое?

Педагог обобщает ответы детей.

Цель: на примере прочитанных рассказов, стихов дать понятие о настоящей бескорыстной дружбе.

Задачи: воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение ребят друг к другу; показать, что человек не может жить один, ему нужны верные друзья; помочь осознать необходимую добрую взаимосвязь с другими людьми как самую большую человеческую ценность.

Планируемые результаты:

- личностные: принятие и освоение социальной роли друга;

- метапредметные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; умение сравнивать, анализировать.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, карточки.

  1. Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Дать понятия “друг, дружба”.

Очень давно, когда люди жили маленькими селениями, во главе стоял князь. Чтобы защитить своё селение от врагов, набирал он себе верных, храбрых и мужественных людей в своё войско, которое называлось дружина. Каждого воина потом стали звать другом. Прошли века и теперь другом называют самого верного и надежного человека, который всегда разделит с тобой и радость, и горе, и придет тебе на помощь.

Какое прекрасное слово – “дружба”! Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своём. Произносишь слово “дружба” - и сразу вспоминаешь весёлых герое мультфильмов: это забавный Маугли со своим умным Балу, это музыкальный Львёнок и мудрая Черепаха. Мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живём, дарит нам прекрасное общение – общение с другом.

Друг – это любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней, друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту, друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний, друг – это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо. Русская пословица гласит: “Не имей сто рублей, а имей сто друзей”.

Ученик:

Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надёжный друг
Ему протянет руку.

(герои из мультфильмов, надо их правильно подобрать).

Забавный бурундук Чип и … (Дейл)

Добрая Белоснежка и … (семь гномов)

Забавный Винни-Пух и … (Тигра)

Добрый Малыш и … (Карлсон)

Доверчивый Буратино и … (папа Карло)

Печальный Пьеро и … (Мальвина)

Зеленый крокодил Гена и … (Чебурашка)

С чего же всё началось? Как возникло само слово “друг”? Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется “Слово “друг”:

Когда еще никто не знал ни слова –
Ни “здравствуйте”, ни “солнце”, ни “корова”, -
Соседям древний человек привык,
Показывать кулак или язык.
И корчить рожи (что одно и то же),
Но словом стал гортанный резкий звук,
Осмысленней лицо, умнее руки,
И человек придумал слово “друг”,
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Ему спасибо за друзей моих.
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей – людей, которых я люблю,
Я никогда ничем не оскорблю,
Не для того наш предок шел сквозь мрак,
Чтоб, встретив друга, я кричал “Дурак!”
Показывал язык или кулак,
И корчил рожи (что одно и то же).
И злое слово я приберегу,
Пускай оно достанется врагу!

  1. Зачем человеку понадобился друг?
  2. Можно ли другу корчить гримасы и, показывать кулаки, даже если вы это делаете безобидно?

К сожалению, грубые слова иногда приходится слышать и в нашей школе. Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Говорят, что друг познается в беде. В этом случае особенно остро проявляются такие качества как бескорыстные, доброта, отзывчивость. Хотели бы вы иметь такую подругу, как в рассказе Н.Чабаевского “Одинаковые”.

Жили две неразлучные подружки. Обе они походили друг на друга. Обеих  мамы одевали в одинаковые платьица, обе учились только на пятерки.

Мы во всём, во всём одинаковые, - с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня (так звали одну из девочек) прибежала домой и похвасталась маме:

Я получила по математике пять, а Вера только тройку. Мы стояли уже не одинаковые…

Мама внимательно посмотрела на дочку, потом сказала грустно:

Да ты стала хуже…

Я? – удивилась Соня – но ведь тройку получила не я!

Тройку получила Вера, но она получила её, потому что на днях болела. А ты обрадовалась, а это значительно хуже!

  1. За что мама осудила Соню?
  2. Что бы вы сказали Соне?
  3. Как ей надо было поступить?

Ученик.

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно,
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет,
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!
На свете живешь ты не зря!
(Звучит песня “Как положено друзьям”).

А что вы скажете о герое следующего произведения ?

“Друг напомнил мне вчера”.

Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра:
Карандаш дал мне однажды
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка,
Не жалел и пирожка –
Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил в счет,
Не влечет меня, ребята,
Больше к другу, не влечёт!

  1. Можно ли такого человека назвать настоящим другом? Если нет, то почему?

А как бы вы поступили в таком случае. Послушайте рассказ В. Сухомлинского “Как на свете жить?”

У маленькой Кати большая радость – поправился её папа. Больше года он болел, лежал в больнице, перенес три операции. Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснется ночью Катя и слышит: мама плачет. А сегодня отец уже на работе. Здоровы и бодрый.

Встретила девочка во дворе своих одноклассников Петю и Гришу и поделилась радостью:

Наш папа выздоровел!

Мальчишки посмотрели на Катю с удивлением, пожали плечами и, ничего не сказав, побежали гонять мяч.

Катя пошла к девочкам, игравшим в классики:

Наш папа выздоровел! – сказала она.

Одна девочка с удивлением спросила:

Ну и что же?

Катя почувствовала, как к горлу подкатился комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому деревцу и заплакала.

Почему заплакала Катя?

Нельзя быть равнодушными к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз на Земле, поэтому каждый день нужно творить добро.

Ученики.

Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий – для всех настоящие.
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие.

Друг не будет смотреть свысока,
Наизусть он характер твой выучит.
Нужно верить, что друга рука,
В трудный час обязательно выручит.

Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся,
Если дружбой – всегда дорожить,
То любое желанье исполнится.

Песня “Ты, да я, да мы с тобой…»

Назовите слова с корнем - друж (дружить, подружишь, дружелюбие, дружественный, дружок и др.).

Задание: Назови качества, которыми должен обладать человек, чтобы:

I

II

III

Считаться твоим другом

Заслужить твоё доверие

Вызвать симпатию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята выбирают нужную карточку и прикрепляют на доску в нужный столбик. Доказывают, почему выбрали именно эту карточку.

Учитель. Очень много написано и придумано пословиц о дружбе.

Дружба – как стекло, разобьёшь – не сложишь. Дружбой дорожи, забывать её не спеши. Вот мы с вами и поиграем в пословицы. У каждого из вас карточка, на которой написана только половина пословицы, вы должны назвать другую половину.

  1. Дерево живет корнями, (а человек друзьями).
  2. Друга ищи, (а найдёшь - береги).
  3. Друг за друга стой, (выиграешь бой).
  4. Доброе братство, (лучше богатства).
  5. Друг лучше старый, (а платье новое).
  6. Старый друг – (лучше новых двух).
  7. Дружба не гриб, (в лесу не найдёшь).

У детей на партах листочки, им предлагается написать законы дружбы. Своё понимание, что значит дружить, что можно, а чего нельзя в дружбе, вырабатывают единые законы, которые вывешиваются в классе.

ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ.

  1. Не обзывай и не унижай своего друга.
  2. Помогай другу в беде.
  3. Не обманывай друга, будь с ним честен.
  4. Не предавай своего друга.
  5. Умей признать свои ошибки и помириться с другом.

Учитель. Какое надёжное и ёмкое слово “дружба!”. Дружить можно и в классе, и в семье, но всё-таки самая главная дружба начинается в семье. Ведь семья – это начало нашей жизни, мы здесь родились, растём и взрослеем.

Чаще всего дружба бывает крепкой, верной и долгой, если у людей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры, занятия, если они добрые, отзывчивые.

На партах у ребят круги и фломастеры. Надо нарисовать своё отношение к уроку, к друзьям, к школе, к классу, что они испытывают, придя в школу и т.д.

Что они испытывают удивление, радость, грусть, печаль и т.д. Все эти круги прикрепляются к доске.

Учитель. Вот и подошел к концу наш классный час о дружбе. Давайте сделаем нашу жизнь хорошей, давайте помогать друг к другу в трудную минуту, давайте выбирать хороших и верных друзей. Давайте не будем ссориться и скажем, друг другу слова известного мультипликационного героя, терпеливого и добрейшего кота Леопольда “Ребята, давайте жить дружно!”.

Дома: Написать мини сочинение о друге.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 42» г. Воркуты

Классный час

Тема:

«Чего в другом не любишь, того и сам не делай»

Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Задачи: воспитывать нравственные чувства и этическое сознание, готовность совершать позитивные поступки, в том числе и речевые; прививать навыки культурного поведения; воспитывать чувство уважения к другим; учить правилам ведения дискуссии, умению выслушивать мнение других,            доказывать свою точку зрения; развивать познавательные способности детей, их кругозор

Планируемые результаты:

- личностные: принятие и освоение социальной роли ребенка (человека);

- метапредметные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; умение сравнивать, анализировать.

Оборудование и материалы: толковый словарь, энциклопедия, карточки с заданиями, компьютер с интернетом; призы, грамоты.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

II. Сообщение темы классного часа.

- У вас на столах лежит лист бумаги. Согните его пополам. Оторвите верхний правый уголок, теперь нижний левый. Оторвите кусочек в центре. А теперь разверните листы и сравните с соседними, одинаковы ли они?  Так и мы, люди, все абсолютно разные и живём в самых разных уголках Земли, но всё-таки есть кое-что нас для всех государств общее, без чего любое государство обходиться не может. Что это? - Конечно же, это правила поведения в обществе, т.е. Этикет.

-Прочитайте пословицы:

1. Делая зло, на добро не надейся.

2. Учись доброму, дурное на ум не пойдет.

3. Делай другим добро - будешь сам без беды.

  • Как вы их понимаете?
  • Как вы думаете, о чём пойдёт речь на классном часе? (О вежливости, об уважении друг к другу, о поступках.)
  • Правильно, тема нашего классного часа «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».
  • И сегодня мы с вами совершим не совсем обычное путешествие в страну Этикета. В ходе нашего путешествия мы с вами будем рассуждать, доказывать свое мнение, вспомним и закрепим основные правила этикета. Для этого нам нужны 3 команды. За каждый правильный ответ команда получает жетон. В конце занятия мы подсчитаем количество жетонов у каждой команды. А чтобы получить больше жетонов, нужно активно принять участие в нашем занятии. Давайте вспомним правила работы в команде?
  • Итак, команды готовы. Прежде чем отправиться в наше путешествие, давайте вспомним, а что же такое Этикет и откуда он к нам пришел? Прочитайте понятие этикета. Где будите искать? (в словаре, энциклопедии, в интернете)
  • Мы вспомнили, что такое этикет, откуда он пришел, теперь можем смело отправляться в наше путешествие. На каждом острове нас будут ждать приключения, а кое-где и испытания.
  • В течение тысячелетий люди искали такие способы и формы общения, при которых всем было бы удобно и хорошо, чтобы никто не чувствовал себя неловко. Интересно проследить, как развивалась человеческая мысль, как люди учились вести себя. Начнём с приветствий.

III. Первый остров, который встречается нам на пути Остров приветствий.

  • В разных странах люди приветствовали друг друга по-разному. Найдите и зачитайте с карточек, как в разных странах люди приветствовали друг друга.
        *У некоторых индейских племён принято при виде незнакомого человека до тех пор сидеть на корточках, пока он не приблизится и не заметит этой миролюбивой позы. Иногда для приветствия они снимают обувь.

*Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку закладывают они за ухо, ещё высовывают язык.

*В Конго во время приветствия протягивают друг другу обе руки и при этом дуют на них.

*В Новой Зеландии, встречаясь и приветствуя, друг друга, люди трутся носами.

Игра « Аукцион приветствий».

Вам по очереди нужно будет назвать слова приветствия, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, причем повторять ранее сказанное приветствие нельзя. За каждое приветствие вы получаете жетон.

 - Молодцы! Справились с заданием. Получите жетоны. Давайте посчитаем, сколько жетонов у команд.

IV. Второй остров, который встречается нам на пути Остров размышлений.

Кто такой человек, знают, конечно, все. Правда, ни наука, ни философия, ни религия – не могут полностью постичь смысл этого понятия. Ибо человек – это огромный, наверное, даже бесконечный мир, уникальное во многом загадочное творение Вселенной.

Каждый человек уникален и неповторим. Каждому из нас  присуще - наши душевные качества, наш душевный мир.  Каждый человек совершает поступки.

  • А какие поступки бывают? (добрые и злые, хорошие и плохие, положительные и отрицательные)
  • Что значит совершать добрые поступки? (созидательны: они строят мир, соединяют людей),  злые поступки?(ведут к разрушению, вражде, разделяют людей)
  • Добрые поступки противостоят злым поступкам? Что должно побеждать? Что нужно делать людям? С кого начнем, чтобы были добрые поступки?
  •  У добрых поступков доброе сердце, в них проявляется забота не только о себе, но и о других. Народная мудрость гласит: нравственность (мораль) начинается там, где один человек позаботился о другом человеке. Следовательно, на каждом из нас – хотим этого или не хотим – всегда лежит ответственность за общественные результаты наших поступков. Нужно предвидеть и уметь отвечать за них. Есть разные виды ответственности, но самая главная ответственность – моральная, ответственность перед своей собственной совестью.

- Какие правила для всех людей вы знаете? (не делай другому того, чего не желаешь сам (золотое правило морали), почитай старших, не убивай, не воруй, не лги, не завидуй, не посягай на чужое).

  • Какие качества мы ценим в людях? (доброту, мужество, честность, самообладание, скромность).
  • Какие осуждаем? (Люди всегда осуждали злобность, подлость, предательство, жестокость, воровство, ложь, клевету).

- Тысячелетия назад люди открыли самую высшую моральную ценность. Любовь к ближнему,  любовь к человеку. Это значит, что нужно стремиться к миру и братству. Нужно быть милосердным и великодушным. Нужно уметь терпеливо относиться к недостаткам других людей, уметь прощать, жертвуя подчас и своими интересами. В этом и проявляется любовь, любовь к человеку.

Отражение общечеловеческих ценностей вы найдете во всех религиях мира – у христиан в священной книге Библии, в Десяти заповедях; у иудеев в священной книге Торе; у мусульман в священной книге Коране; в древних индийских, китайских, буддийских верованиях.

В XVIII веке известный великий немецкий ученый Кант, изучив историю морали, кратко сформулировал требования морали. Оно звучит примерно так: поступайте так, чтобы твои действия могли стать образцом для всех, всеобщим моральным законом.

- Молодцы! Справились с заданием. Получите жетоны. Давайте посчитаем, сколько жетонов у команд.

V.Третий остров, остров «Волшебные слова»
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на этом острове?

- А какие слова мы называем волшебными? В обиходе вежливого, воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем "волшебными". С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку помочь вернуть хорошее настроение, расположение духа.

На этом острове мы поиграем в игру, которая называется "Допиши словечко".
Вам предложен набор карточек, в которых вы должны будете дописать по смыслу волшебное слово.

-  Итак, предоставим слово командам. За каждый правильный ответ команда получает жетон. Это конечно малая часть существующих вежливых слов. Согласитесь, что очень важно знать и произносить все вежливые и потому волшебные слова.

 - Подведем итог после этого конкурса, посчитаем жетоны.

VI. А сейчас предлагаю вам немного отдохнуть и пройти тест на знание правил этикета. Для этого поиграем в игру «Верно-неверно».

  • Предлагаю всем встать в круг. Если ситуация верная, вы делаете хлопок, если нет, притоп ногами.
  • Поздороваться при встрече.
  • Толкнуть, не извиниться.
  • Во время беседы быть тактичным.  
  • Не выслушивать своего собеседника.
  • Обратиться к незнакомцу: «Эй, ты, как тебя зовут?».
  • Перебить во время разговора взрослого или ребенка.
  • Поблагодарить за подарок…
  • Какие молодцы! Вы прошли тест на знание правил этикета.

Итог:
Сегодня мы путешествовали по стране Этикета.

 У мудреца этой страны спросили: “Какая жизнь самая лучшая?” он ответил: “Когда мы не делаем того, что осуждаем в других”. Объясните это высказывание.

- Понравилось ли вам путешествие?

VII. Последнее задание командам игра «Собери пословицу»: (в конвертиках у каждой команды — разрезанная пословица по словам)

1. Люби людей, если хочешь,  чтобы тебя любили.

2. Хороший человек тот, кто способен делать другим людям добро.

3. Твори добро, чтобы любя, добро тебя нашло. Зла не верши, чтобы тебя не погубило зло.

  • Команды, зачитайте ваши пословицы.
  • Кто хочет поделиться: какой урок (вывод) сделал для себя после нашей беседы?
  • Спасибо.
  • Подводим итоги соревнований. Давайте посчитаем, сколько жетонов у команд. Награждение.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 42» г. Воркуты

Классный час

Тема:

«Права и обязанности. Правила для учащихся»

Цель: познакомить учащихся с «Конвенцией ООН о правах ребенка и другими документами, отражающими права и обязанности детей

Задачи: через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся; познакомить учащихся с «Конвенцией ООН о правах ребенка и другими документами, отражающими права и обязанности детей; обобщить знания учащихся о таких понятиях как «право» и «обязанность», показать их единство; учить применять правовые знания в повседневной жизни; формировать уважительное отношение к правам других людей;способствовать формированию активной гражданской позиции

Планируемые результаты:

- личностные: принятие и освоение социальной роли ребенка (учащегося);

- метапредметные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; умение сравнивать, анализировать.

Оборудование и материалы: памятка «Мои права и обязанности» (на каждого ребенка), карточки к игре «Юридическая консультация», карточки с ситуациями из жизни литературных героев, памятки о правах и обязанностях, компьютер.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Рада вас приветствовать в нашем классе. Сегодня мы с вами должны поговорить на очень серьезную и важную для всех тему. Но пока я не могу ее огласить. Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь.

II. Постановка и решение проблемного вопроса.      

Учитель:

Вы знаете девушку эту,

Она в старой сказке воспета.

Работала, скромно жила,

Не видела ясного солнышка,

Вокруг – только грязь и зола.

А звали красавицу….

(Золушка).

 - Золушка – главная героиня сказки… («Золушка»), которую написал…

(Шарль Перро).

- Послушайте фрагмент из этой сказки:

«…Мачеха невзлюбила падчерицу и взвалила на нее самую грязную работу. После работы бедная девушка садилась в уголок возле камина прямо на золу. Вот и прозвали ее сестры в насмешку Золушкой.

Сами они жили в неге и довольстве.

Однажды в королевском дворце решили устроить бал. Приглашены на него были все знатные и богатые люди. Приглашение получили и сестры золушки.

Они бросились примерять нарядные бальные платья, а Золушка должна была их одевать и причесывать, да еще терпеть нескончаемые капризы.

В конце концов, приготовления закончились, и сестры с матерью отправились на бал.

Золушка же осталась дома и плакала в уголке. Очень уж ей хотелось тоже поехать на бал, да куда там – в таком рваном, испачканном золой платье…»

- Как мачеха и ее дочери обращались к Золушке? (Выслушиваются ответы детей).

- Почему они не правы? (Дискуссия. Дети говорят. Заслушиваются  различные точки зрения.)

III. Объявление темы и постановка цели.

 Учитель:  Может, кто-то  догадался о теме нашего разговора? (Заслушиваются предположения детей)

Итак, тема нашего разговора звучит так «Мои права и обязанности». Сегодня мы поговорим о наших правах и обязанностях, попробуем разобраться в тех ситуациях, которые встречаются в жизни, выскажем мнение о том, почему так важно соблюдать права и обязанности.

С детьми порой тоже обращаются несправедливо, иногда даже жестоко. Чтобы прекратить это, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство

IV. Обзорное  знакомство с «Конвецией о правах ребенка».

1) беседа

Учитель: А что такое «право», «права»?  Как вы думаете?

Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством  норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь»  С. И. Ожегова)

Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.

- А есть ли права у вас, у детей?

Существуют ли документы, где прописаны права ребенка? Давайте разберемся. (Заслушиваются ответы детей.)

Учитель:   

В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН  (это такая международная организация, которая объединяет 190 стран на земле) провозгласила Декларацию прав ребёнка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.

Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, ее нормы не обязательны для исполнения.

Другое дело - конвенция; это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год   была  принята и в нашей стране  Конвенция о правах ребенка.

Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей. Сегодня мы познакомимся с некоторыми правами ребенка, прописанными в данном документе. Внимание на доску. (Комментарии учителя по ходу показа данных иллюстраций).

2)Знакомство с правами детей.

Учитель: В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

- Право на жизнь.

- Право на имя при рождении.

- Право на медицинскую помощь.

- Право на образование.

- Право на отдых и досуг.

- Право иметь имущество (полученное в дар или по наследству, а также приобретенное на средства ребенка).

- Право свободно выражать свои взгляды.

- Право на свободное перемещение.

- Право на заботу и воспитание родителями.

- Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям).

- Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

- Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

 - Скажите, какие из этих прав были нарушены в сказке «Золушка»?

- Ребята, а кто еще проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Только ли государство? (ответы детей)

- Конечно, это ваши родители. Семья – важная часть общества.  Семья для каждого из нас  - самое главное, самое нужное в жизни. И если в семье царят взаимопонимание, доверие и тепло – это настоящее счастье.

 3)памятки для учащихся

-Чтобы вы не забыли о том, какими правами обладаете, я хочу подарить вам вот такую памятку, которая называется «Мои права». Рассмотрите ее. (Учитель раздает памятки «Мои права» (см. Приложение 1).

V.  Практическая часть классного часа.   

Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация - это совет, разъяснение, а юристы - это люди, которые хорошо знают законы. Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация». Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей. И к вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите в памятку , подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, пожалуйста, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах детей». Надо начинать так: «Согласно Конвенции "О правах ребенка"...» (см. Приложение 2).

1 . Работа в группах.

- Не случайно я ваш класс разбила на две группы. Одна группа вначале будут юристы, а другая группа дети, которые обратились за помощью к юристам, а затем поменяемся. Каждая группа рассмотрит по пять примеров. (в помощь детям памятки о правах)

  -Давайте на примере литературных   героев попробуем разобраться и выяснить, как вы поняли названные права.

 (Во время игры дети  читают задание из карточки, а «юристы»   комментируют, какие права   были нарушены в данном случае).   Ответ должен начинаться со слов: «Согласно Конвенции о правах ребенка …»(один пример приводит учитель)

1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни? (Согласно Конвенции о правах ребенка - Право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, и свободно участвовать   в культурной жизни и заниматься искусством)

- Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевять земель в тридесятое царство.

Какая статья Конвенции была нарушена?(Согласно Конвенции о правах ребенка - Право на личную жизнь, неприкосновенность и свободу)

 - Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!» Буратино… (Согласно конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет права на личное имущество.)

- Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!» Колобок… (Согласно Конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет право на защиту от физического насилия.)

- Волк: «Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка». Козлята… (Согласно Конвенции оправах ребенка каждый ребенок имеет право на защиту от физического насилия.)

- Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша…(Согласно Конвенции о правах ребенка, запрещена эксплуатация детского труда.)

- Тигр Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его». Волчица… (Согласно Конвенции оправах ребенка, каждый ребенок имеет право воспитываться и жить в семье, где о нем заботятся и любят.)

- Снежная Королева похитила Кая. Кай… (Согласно Конвенции оправах ребенка каждый ребенок имеет право проживать в своей семье со своими родителями и никто не праве разлучить их.)

- Князь Гвидон младенцем вместе с матерью был посажен в бочку и выброшен в море. Князь Гвидон … (Согласно Конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет право на жизнь.)

- Злая мачеха послала бедную падчерицу в декабре за подснежниками. Падчерица … (Согласно Конвенции оправах ребенка государство должно защищать всех детей.)

- Маугли: «Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?» (Согласно Конвенции о правах ребенка, дети любых национальностей, пола, расы имеют равные права и обеспечиваются защитой до 18 лет.)

VI. Обязанности. Анализ ситуаций.

Учитель: C правами у нас, как я погляжу, все в порядке. А теперь давайте поговорим об обязанностях. А обязанности у вас есть?

Ответы детей

 Учитель: Главный закон нашей страны называется «Конституция Российской Федерации». Вот в ней-то об обязанностях и написано.

Какие у вас есть обязанности, которые внесены в Конституцию РФ: (Обязанность – круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных  для выполнения. Толковый словарь С. И. Ожегова).

Обязанности:

Соблюдать законы.

Охранять природу.                    

Защищать отечество.

Заботиться о родителях.

Получить образование.

Учитель: Ребята, как вы думаете, что получится, если мы будем следить за выполнением своих прав, не обращая внимания на права других людей? Представьте себе вот такую сценку:

Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми.

- Какая самая главная обязанность у вас в семье?

-Существуют ли обязанности у учеников? Какие?

- А откуда вы это знаете? (Устав школы).

- Где могут быть записаны обязанности учеников?

-Вот в уставе нашей школы тоже есть обязанности учеников, которые мы должны неукоснительно выполнять. Перед вами памятки, где прописаны ваши основные обязанности учащихся. 

На память я хотела бы вам  вручить  памятку школьника с обязанностями, которая, я надеюсь, будет помощником в вашей  школьной жизни.

 P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.

VII. Подведение итогов беседы. Рефлексия.

Учитель:  

Вот и подошел к концу наш классный час. Мы хорошо поработали, узнали много нового и полезного для каждого из вас. Хотелось бы проверить ваши знания. Внимание на экран. Мы узнали новые слова, новые сведения. Я зачитаю вам объяснение слова, задам вопросы, а вы постарайтесь их вспомнить.

Круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных  для выполнения (обязанность).

Договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал (Конвенция).

Совокупность установленных и охраняемых государством  норм и правил об  отношениях людей в обществе (права).

Документ, в котором записаны права и обязанности учеников нашей школы (Устав школы).

До какого возраста человек считается ребенком (до 18 лет)? 

Почему так важно всем людям – и взрослым и детям соблюдать выполнение прав и обязанностей человека?

Учитель: Спасибо за внимание. Выполняйте свои обязанности и помните о своих правах.

 Закончить нашу встречу можно такими словами:

Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права

На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.

Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,

Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.

Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.

Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.

Наш классный час еще раз доказал, что у всех у нас есть права и обязанности.

Приложение №1.  

Памятка о правах

- Право на жизнь.

- Право на имя при рождении.

- Право на медицинскую помощь.

- Право на образование.

- Право на отдых и досуг.

- Право иметь имущество (полученное в дар или по наследству, а также приобретенное на средства ребенка).

- Право свободно выражать свои взгляды.

- Право на свободное перемещение.

- Право на заботу и воспитание родителями.

- Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям).

- Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

 - Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

Памятка о правах

- Право на жизнь.

- Право на имя при рождении.

- Право на медицинскую помощь.

- Право на образование.

- Право на отдых и досуг.

- Право иметь имущество (полученное в дар или по наследству, а также приобретенное на средства ребенка).

- Право свободно выражать свои взгляды.

- Право на свободное перемещение.

- Право на заботу и воспитание родителями.

- Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям).

- Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

 - Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

Ученики обязаны

Ученики обязаны

(из Устава школы):

(из Устава школы):

  1. Выполнять Устав школы, правила поведения для учащихся, правила внутреннего распорядка в школе, правила техники безопасности, санитарии, гигиены.
  2. Учиться в меру своих способностей и возможностей, стремиться к своему развитию и совершенствованию.
  3. Посещать все предусмотренные учебным планом мероприятия.
  4. Беречь школьные здания, имущество, бережно относиться к труду, зеленым насаждениям, с помощью родителей возмещать причиненный школе ущерб.
  5. Не подвергать опасности жизнь и здоровье других школьников

  1. Выполнять Устав школы, правила поведения для учащихся, правила внутреннего распорядка в школе, правила техники безопасности, санитарии, гигиены.
  2. Учиться в меру своих способностей и возможностей, стремиться к своему развитию и совершенствованию.
  3. Посещать все предусмотренные учебным планом мероприятия.
  4. Беречь школьные здания, имущество, бережно относиться к труду, зеленым насаждениям, с помощью родителей возмещать причиненный школе ущерб.
  5. Не подвергать опасности жизнь и здоровье других школьников.

Приложение №2

Какая статья Конвенции была нарушена?

- Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевять земель в тридесятое царство.

- Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!». 

-Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!».

-Волк: «Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка».

-Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша.

-Тигр Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его».  

- Снежная Королева похитила Кая.

-Князь Гвидон младенцем вместе с матерью был посажен в бочку и выброшен в море.

- Злая мачеха послала бедную падчерицу в декабре за подснежниками.

Маугли: «Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?»  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология оценивания образовательных результатов в условиях введения ФГОС как средство формирования осознанного отношения к образовательной деятельности учащихся

В условиях  введения Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования возникла необходимость не только создания новой образовательной программы начальн...

О формировании толерантных отношений в образовательной среде

Статья А.Е.Дружининой "О формировании толерантных отношений в образовательной среде"...

Формирование толерантного отношения к детям-инвалидам и детям с ОВЗ в классном коллективе образовательного учреждения.

Формирование толерантного отношения к детям-инвалидам и детям с ОВЗ в классном коллективе образовательного учреждения....

Страничка для коллег. Методический и наглядный материал для проведения классных часов "Формирование толерантного отношения к людям с РАС"

Уважаемые коллеги!Данный материал поможет Вам рассказать Вашим ученикам о людях с аутизмом...

Проект сценария классного часа к 9 Мая,как способ формирования патриотических чувств у учащихся младшего школьного возраста

В проекте разработаны формы и средства, направленные на патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в процессе подготовки и проведения классного часа, посвященного Дню Победы....