Программа профилактики суицидального поведения обучающихся школы
методическая разработка

Хоткевич Ольга Петровна

Для работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Александроневская средняя школа»

Убинского района Новосибирской области

                           

  Утверждаю

Директор школы

______________

                               

Программа профилактики суицидального поведения обучающихся   школы

на 2015 – 2018 г.г.

(План реализации программы сентябрь, 2015г-май, 2018г)

                                                                                               

                                                                                           

                                                     Разработала программу : зам.директора по ВР –Петрушкова О.П.

                                                                                          Ответственные  за реализацию программы:

                                                                                                                        Директор школы                                      

                                                                                      Зам.директора по   УВР и ВР

                                                                                        Соц.педагог

                                                                                            Педагог-психолог

                                                                                                                        Кл.руководители

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЁ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношения к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.

По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни.

Анализ данных показывает, что основными причинами суицидального поведения детей являются:

  • сложные взаимоотношения и конфликты с педагогами,
  • социально-психологическое состояние,
  • межличностные отношения,
  • неблагоприятные семейно-общественные условия жизни детей,
  • отсутствие поддержки в морально-духовном росте и понимания проблем ребенка со стороны родителей.

Серьезную обеспокоенность сегодня вызывает снижение возрастной границы среди детей, совершающих самоубийство.

Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.

В этой связи необходимо проведение работы педагогического коллектива по профилактике суицидального поведения учащихся школы.

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы всех участников образовательного процесса по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении.

Целью данной программы является профилактика суицидов и суицидальных попыток среди несовершеннолетних школы.

Поставленная цель достигается за счёт решения следующих задач:

  • создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп;
  • изучение особенностей психолого-педагогического статуса учащихся, с последующим выявлением детей, нуждающихся в незамедлительной помощи;
  • обеспечение безопасности ребенка, снятие суицидального риска;
  • сопровождающая деятельность детей группы риска и их семей.

3. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

  • Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности каждого участника образовательного процесса.
  • Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности каждого участника образовательного процесса.
  • Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
  • Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
  • Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • Работа с подростками, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.
  • Работа с детьми, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.
  • Профилактическая работа со всеми учащимися школы.
  • Работа с неблагополучными семьями.
  • Просветительская работа с родителями учащихся.

5. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ.

Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам.

Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления.

Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.

Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам).

Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.

Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально - психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата.

Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.

Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.

Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.

Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.

6. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток, организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде. Также позволит продуманно планировать готовность действовать в острых кризисных ситуациях, периодах преодоления последствий ситуаций кризиса, пост кризисного сопровождения

О мерах профилактики суицида среди детей и подростков.

Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии. Напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей -неволей он оказывается.

СТАТИСТИКА:

 Самоубийства среди молодежи. За последнее десятилетие число самоубийств среди молодежи выросло в 3 раза. Основные причины суицида:  неразделенная любовь,  конфликты с родителями и сверстниками, страх перед будущим, одиночество. Ежегодно, каждый двенадцатый подросток в возрасте 15-19 лет пытается совершить попытку самоубийства. В России показатель суицида среди молодежи на 100 тыс. составляет 20, что превышает средний мировой показатель в 2,7 раза.

□ 60% всех суицидов приходится на лето и весну. Может быть потому, что именно в этот период особенно заметен контраст между  расцветом природы и неизменностью внутреннего состояния.

□ Считается, что болезнью самоубийц является депрессия — более 70% депрессивных больных обнаруживают суицидальные тенденции,  а 15% из них совершают самоубийства. Поэтому проблема самоубийств — это проблема депрессий.

□ Психиатрия прошлого полагала, что практически все самоубийцы - люди психически ненормальные. Сейчас данные о психической ненормальности покончивших с собой настолько расходятся, что я не решусь приводить их здесь. Более интересным мне показалось гарвардское исследование, во время которого врачам раздали истории болезни людей, которые покончили с собой и попросили поставить диагноз. Врачи не знали о том, что некоторые истории, отобранные случайным образом, были отредактированы - в них отсутствовала информация о том, что человек покончил с собой, все остальное оставалось без изменения. Результаты диагностики сильно отличались: тем, в чьих историях было написано про самоубийство, диагноз о психическом заболевании был поставлен в 90% случаев, а в отредактированных историях - всего лишь в 22%.

□ ВОЗ насчитывает 800 причин самоубийств. Из них:
- 41% - неизвестны
- 19% - страх перед наказанием 
- 18% – душевная болезнь
- 18% - домашние огорчения
- 6% - страсти
- 3% денежные потери
- 1,4% - пресыщенность жизнью
- 1,2% - физические болезни.

Причины самоубийство сильно отличаются в разных возрастных группах - так, суициды из за неразделенной любви у подростков до 16 лет составляют практически половину от общего числа самоубийств, а после  25 лет по этой причине кончают с собой гораздо реже.

ВРЕМЯ ГОДА

Больше всего самоубийств регистрируется весной, когда человеческие несчастья контрастируют с цветением окружающей природы. Тусклые краски зимы в какой-то мере гармонируют с душевной подавленностью, но между мрачными переживаниями «Я» и яркими днями весны возникает явный контраст. Исторически неврозы весной отождествлялись с издревле существовавшими празднованиями сева, сопровождавшимися весельем и радостью. Резкое несоответствие весеннего радующегося мира и отчаянного состояния души может провоцировать самоубийства. Как писал американский поэт Томас Эллиот, «апрель — самый жестокий месяц». Уровень суицидов в апреле выше примерно на 120%, чем среднегодовой.

Суицидальное поведение встречается как в норме (без психопатологии), так и при психопатиях и при акцентуациях характера - в последнем случае оно является одной из форм девиантного поведения при острых аффективных или патохарактерологических реакциях.

При изучении суицидального поведения следует различать следующие типы: Демонстративное поведение.

При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения

              Аффективное суицидальное поведение.

При аффективном суицидальном поведении чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.

Истинное суицидальное поведение.

При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению.

Предсуицидальный синдром. Психологический симптомокомплекс, свидетельствующий о надвигающемся суицидальном акте, т. е. этап суицидальной динамики, длительность которого составляет от нескольких минут до нескольких недель и месяцев, наблюдается чаще у старших подростков и взрослых в случае наличия тенденции к суицидальным актам в сложных ситуациях.

Дети - суициденты чаще лишены родительского внимания и заботы, в 75 % их родителей разведены или проживают отдельно, часто дети проживают в интернатах или с приемными родителями.

КАК ЗАМЕТИТЬ НАДВИГАЮЩИЙСЯ СУИЦИД. ПРИЗНАКАМИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ ЯВЛЯЮТСЯ:

Внешний вид и поведение

  • Тоскливое выражение лица (скорбная мимика)
  • Гипопомия
  • Амимия
  • Тихий монотонный голос
  • Замедленная речь
  • Краткость ответов
  • Отсутствие ответов
  • Ускоренная экспрессивная речь
  • Отсутствие ответов
  • Патетические интонации
  • Причитания
  • Склонность к нытью
  • Общая двигательная заторможенность
  • Бездеятельность, адинамия
  • Двигательное возбуждение

Эмоциональные нарушения

  • Скука
  • Грусть
  • Уныние
  • Угнетенность
  • Мрачная угрюмость
  • Злобность
  • Раздражительность
  • Ворчливость
  • Брюзжание
  • Неприязненное, враждебное отношение к окружающим
  • Чувство ненависти к благополучию окружающих
  • Чувство физического недовольства
  • Безразличное отношение к себе, окружающим
  • Чувство бесчувствия
  • Тревога беспредметная (немотивированная)
  • Тревога предметная(мотивированная)
  • Ожидание непоправимой беды
  • Страх немотивированный
  • Страх мотивированный
  • Тоска как постоянный фон настроения
  • Взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности
  • Углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг

Психические заболевания

  • Депрессия
  • неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой
  • маниакально-депрессивный психоз
  • шизофрения

Оценка жизни собственной

  • Пессимистическая оценка своего прошлого
  • Избирательное воспоминание неприятных событий прошлого
  • Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния
  • Отсутствие перспектив в будущем

Взаимодействие с окружающим

  • Нелюдимость, избегание контактов с окружающими
  • Стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к врачу за помощью
  • Склонность к нытью
  • Капризность
  • Эгоцентрическая направленность на свои страдания

Вегетативные нарушения

  • Слезливость
  • Расширение зрачков
  • Сухость во рту ("симптомы сухого языка")
  • Тахикардия
  • Повышенное АД
  • Ощущение стесненного дыхания, нехваткивоздуха
  • Ощущение комка в горле
  • Головные боли
  • Бессонница
  • Повышенная сонливость
  • Нарушение ритма сна
  • Отсутствие чувства сна
  • Чувство физической тяжести, душевной боли в груди
  • То же в других частях тела (голове, эпигастрии, животе)
  • Запоры
  • Снижение веса тела
  • Повышение веса тела
  • Снижение аппетита
  • Пища ощущается безвкусной
  • Снижение либидо
  • Нарушение менструального цикла (задержка)

Динамика состояния в течение суток

  • Улучшение состояния к вечеру
  • Ухудшение состояния к вечеру

ПСИХОДИАГНОСТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе, дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства часто не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намерился совершить суицид, от 70 до 75 % тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что 3/4 тех, кто совершает самоубийства, посещают врачей, психологов, педагогов, работников социальных служб, до этого по какому-либо поводу в течение ближайших недель и месяцев. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто врачи, соцработники и семья не слушают их.

Суицидальными людьми, в целом, часто руководят амбивалентные чувства. Они испытывают безнадежность, и в то же самое время надеются на спасение. Часто желания за и против суицида настолько уравновешены, что если близкие в эти минуты проявят теплоту, заботу и проницательность, то весы могутнакрениться в сторону выбора жизни. Поэтому очень важно знать во время беседы с суицидальным человеком об особых ключах и предостерегающих признаках самоубийства.

Различают склонности к суицидальному поведению в зависимости от типа личности. Так, приводится статистика, что в 36% суициды совершают истероиды, в 33% - инфантильные эмоционально лабильные субъекты, и в 13% - у субъектов отмечались астенические черты.

Диагностика предсуицидального синдрома имеет важное профилактическое значение. Лица, находящиеся, а в предсуицидальном периоде, нуждающиеся в индивидуальной, групповой и (или) семейной психотерапии. Особую практическую значимость имеет анализ факторов, удерживающих детей от самоубийства. К их числу относят отсутствие психических заболеваний, протекающих с депрессивными расстройствами; лучшая интегрированность в семье; когнитивное функционирование, не достигшее уровня конкретного или формального мышления, наличие культуральных и духовно-религиозных факторов, делающих суицид менее приемлемым или табулирующих его, проведение индивидуализированной терапии, направленной на купирование травматизации и избирательно адресующейся к слабым сторонам акцентуированной или психотической личности (сенситивчооть, склонность к депрессивным состояниям у шизоидов и циклоидов).

РОЛЬ ПЕДАГОГА В РАБОТЕ С СУИЦИДАЛЬНЫМИ ДЕТЬМИ

Многие будут правы, если скажут: такие дети нуждаются в помощи специалистов. Нагружать неискушенного педагога работой с суицидентами -значит поставить его в сложную ситуацию: помочь нужно, но нет необходимых знаний. Начнем с того, что отведем педагогу свою роль в работе с такими подростками. Эту роль можно обозначить так: помощь в своевременном выявлении таких детей и первичная профилактика.

Помощь педагога в заблаговременном выявлении таких детей может выразиться в том, что часто общаясь с ребенком, он может увидеть признаки проблемного состояния: напряжение, апатию, агрессивность и т.п.

Педагог может обратить внимание школьного врача, родителей, администрации школы на этого подростка. Старшему подростку он может предложить разъяснительную беседу, в которой пояснит, что видит его состояние и советует обратиться к психологу, психотерапевту, так как оно требует работы специалиста.

Даже такая роль педагога приносит свои плоды. Важно лишь педагогу вложить в такую работу немного искреннего сочувствия и душевного тепла.

РЕКОМЕНДАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И ПСИХОЛОГОВ

  1. Наблюдайте за изменениями в поведении ребенка, потерявшего кого-то из близких. В первые недели обычно отмечаются тенденция к уходу, агрессивность, гнев, нервозность, замкнутость, невнимательность. Относитесь к этому с терпением, никогда не показывайте своего удивления. Не действуйте вопреки ребенку.
  2. Если ребенок хочет поговорить, найдите время выслушать его. Это не всегда легко сделать, и все же попытайтесь. Объясните ребенку, что вы хотите поговорить с ним, выберите удобное для этого время.

При разговоре слушайте не только ушами, но и глазами, сердцем. Обнимите ребенка, возьмите его за руку. Прикосновение имеет для ребенка огромное значение, ведь он потерял тепло любящего родителя. Это позволяет ребенку почувствовать, что вы заботитесь о нем и в любое время готовы помочь ему. Поддержите его желание говорить о родителе и делайте это сами.

  1. Постарайтесь привлечь лучших друзей ребенка. Если вам удастся их собрать, объясните им, что, когда умирает кто-то, кого вы любите, беседы об этом человеке помогут сохранить о нем добрую память.
  2. Будьте готовы к вопросам и всегда будьте честными в ответах. Детей часто интересуют вопросы рождения и смерти. Учитель никогда не должен бояться сказать «Я не знаю». Очень важно знать культурный уровень семьи ребенка, ее религиозные установки. Ваши собственные чувства никогда недолжны вступать в противоречие с чувствами родителя или смущать ребенка.
  1. Покажите ребенку, что плакать не стыдно. Если ваши глаза наполнились слезами, не скрывайте этого. «Ты очень любил маму, и я это понимаю. Очень грустно, что она умерла». В это время ребенку можно рассказывать множество трогательных историй. Покажите ему, что можно улыбаться и смеяться. «Мама любила клоунов, не правда ли?» - такая фраза может стать началом разговора о цирке и на уроке рисования можно предложить изобразить что-нибудь веселое.
  2. Никогда не говорите: «Ты ведь так не думаешь, не так ли?» Не говорите, что вы надеетесь на исчезновение у ребенка страхов, и не пытайтесь сменить тему разговора. Когда ребенок говорит, что считает себя виноватым в смерти отца, он действительно так думал. Дети честны, они говорят то, что думают. Их чувства реальны и сильны, и о них надо знать, им надо верить, о них надо говорить. Не следует произносить фраз типа «Скоро тебе будет лучше».

Гораздо лучше будет сказать: «Я знаю, что ты чувствуешь, и тоже не понимаю, почему твой отец должен был умереть таким молодым. Я только знаю, что он любил тебя, и ты никогда не забудешь его».

7. Старайтесь быть в контакте с родителем. Ребенок быстро почувствует связь между вами и его семьей, и это создаст у него ощущение безопасности. Обсуждайте с ними изменения в поведении ребенка, в его привычках.

Необходимо с особым вниманием относиться к трудным для потерявшего родителя ребенка дням. Такими днями являются праздники, когда дети поздравляют маму или папу. Ребенку, у которого нет матери, нужно посоветовать приготовить поздравление для бабушки. Конечно, невозможно заранее учесть все возможные случайности.

Понимающий учитель, вооруженный знаниями о том, что смерть не является запретной темой, поможет страдающему ребенку пережить трудный для него период с минимальными потерями. Конечно, ребенок, долгое время не выходящий из кризиса, нуждается в специальной помощи.

Здесь требуется специализированная индивидуальная психотерапия как для ребенка, так и для родителя, а часто полезной оказывается и семейная терапия.

Приведенные выше приемы кажутся на первый взгляд очень простыми и естественными. Однако в большинстве случаев взрослые ведут себя по отношению к страдающему ребенку именно так, как не надо себя вести: делают вид, что ничего не случилось, стараются избегать упоминаний о постигшем ребенка горе, а на самом деле предлагают ему самому справляться с горем, самому вырабатывать способы поведения и защиты и искать пути выхода из кризиса. Далеко не всегда он справляется с этой задачей.

Помочь ребенку, поддержать его в столь трудной ситуации должны уметь в первую очередь те взрослые, которые живут рядом с ребенком, встречают его каждый день в школе или в детском саду.

ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ

  • Подбирайте ключи к разгадке суицида.
  • Примите суицидента как личность.
  • Установите заботливые взаимоотношения
  • Будьте внимательным слушателем
  • Не спорьте
  • Не предлагайте неоправданных утешений
  • Предложите конструктивные подходы
  • Вселяйте надежду
  • Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска
  • Обратитесь за помощью к специалистам
  • Важность сохранения заботы и поддержки

ПЛАН ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Циклограмма мероприятий на 2015/2016учебный год

Содержание работы

Сроки

Ответственный

Работа с педагогическим коллективом

Информирование о программе.

Информирование педагогов по теме «Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях»

октябрь 2015

Зам.директора по ВР

Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В течение всего года

Кл. руководители

Составление базы данных по социально-неблагополучным семьям.

Октябрь- ноябрь 2015

Соц. педагог

Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска.

В течение года

Кл. руководители

Соц. педагог

Оказание посильной юридической помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

По запросу

Соц. педагог

Информационная и организационно - посредническая помощь семьям, находящимся в социально – опасном положении: содействие в получении статуса многодетной, малоимущей семьи.

В течение года (по запросу)

Соц. педагог

Организация работы с педагогами по профилактике профессионального выгорания.

март 2016

Зам. директора по ВР

Работа с обучающимися

Индивидуальные беседы.

В течение года (по запросу или по необходимости)

Кл. руководители, инспектор ИДН, мед. работник.

Исследование уровня тревожности

февраль

Соц.педагог

Кл. руководители

Определение склонности к девиантному поведению

По запросу  или по необходимости

Кл. руководители

Работа с родителями

Индивидуальные беседы.

В течение года по запросу.

Кл. руководители,  мед.работник, инспектор по ИДН

Циклограмма мероприятий, которые будут проводиться в течение всего срока реализации программы

2015 – 2018 учебные годы.

Содержание работы

Сроки

Ответственный

Работа с педагогическим коллективом

Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В течение года

Кл. руководители

Соц. педагог

Составление базы данных по социально-неблагополучным семьям.

сентябрь

Соц. педагог

Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска.

В течение года

Кл. руководители

Соц. педагог

Оказание посильной юридической помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

По запросу

Соц. педагог

Информационная и организационно - посредническая помощь семьям, находящимся в социально – опасном положении: содействие в получении статуса многодетной, малоимущей семьи,.

В течение года (по запросу)

Соц. педагог

Проведение   рейдов «Поддержка» по семьям учащихся группы риска.

 В течение года

Кл. руководители

Соц. педагог

Заседание Совета профилактики

Один раз в четверть

 Соц. педагог

Участие в организации оздоровления и отдыха во внеурочное время детей из неблагополучных и малообеспеченных семей.

Каникулярное время

Соц. педагог

Информирование педагогов по теме «Возрастные психолого-педагогические особенности подростков»

сентябрь

Зам. директора по ВР

Семинар классных руководителей «Психологический климат в классе».

В течение года

Зам. директора по ВР.

Работа с  обучающимися

Психологические классные часы:

  • «Как научиться жить без драки» (1-4 кл )
  • «Я – уникальная и неповторимая личность» (5-7 кл)  
  •  Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях:8-11 классы.)
  •  «Проблема отцов и детей в современном обществе» (10-11 класс 
  • «Расскажи мне обо мне» (10-11 классы,  
  • «Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом» (8-9 класс)

В течение года (по запросу)

Кл. руководители, Соц. педагог, родители.

Психолого-педагогическая поддержка выпускников в период подготовки к ЕГЭ и ГИА

В течение года

Кл. руководители, соц.педагог, учителя –предметники, администрация школы

Родители

Родительские собрания, лектории:

  • «Помощь родителей в     самоопределении старшеклассников»
  • «Возрастные психолого-педагогические особенности (младший школьник, подросток)»;
  • «Наши ошибки в воспитании детей»;
  • «Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях»;
  • «Родители меня не понимают или как услышать подростка»;
  • «Родительская любовь»;
  • «Как подготовиться к экзаменам и сохранить здоровье»;
  • «Капля никотина убивает верблюда»;
  • «Серьезный мир несерьезных подростков»;
  • «Про «Это»…» (подростковая сексуальность);
  • «Доброе начало, или Как помочь первокласснику адаптироваться к школе»;
  • «Понять. Простить. Принять»;
  • «Я бы в дворники пошел… или  как не отбить у детей желание учиться»;
  • «О любви – взрослые и дети»;
  • «Школьная травля, как один из подводных камней школьной жизни»;
  • «Ваш ребенок—пятиклассник»;
  • «Родители и дети – поиски взаимопонимания»;
  • «Правовые основы семейного воспитания: права и обязанности родителей и детей»;
  • «Курение и статистика»;
  • «Давайте будем учиться вместе со своими детьми»
  • Дискуссионный клуб для родителей «От отчаяния к надежде»

По плану, по запросу

Зам.директора по ВР, классные руководители.

Соц. педагог

Диагностика

Учащиеся

Исследование социального статуса

ежегодно

Социальный педагог,

кл. руководители

Исследование уровня адаптации (1, 5, 10 классы)

Ежегодно, конец 1 четверти

Соц.пед,

кл. руководитель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая профилактика суицидального поведения в начальной школе

Психолого-педагогическая профилактика суицидального поведения в начальной школе...

Программа профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних

Программа профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних...

Программа по профилактике суицидального поведения среди обучающихся 1-11 классов

Программа по профилактике  суицидального поведения среди обучающихся 1-11 классов " Перекресток"...

Семинар для педагогов «Организации мероприятий по первичной профилактике суицидального поведения обучающихся»

Семинар для педагогов «Организации мероприятий по первичной профилактике суицидального поведения обучающихся»Всемирная организация здравоохранения выделяет первичный, вторичный, третичный ...

Конспект занятия по профилактике суицидального поведения и намерений у обучающихся в возрасте 12–15 лет на тему: "Жизнь, ты мне дорога!"

Занятие для обучающихся направленное на формирование позитивных жизненных целей и мотивации к их достижению....