Технология дифференцированного обучения. Работа с неуспевающими детьми.
методическая разработка

Гуляева Марианна Петровна

Быстрые темпы развития экономики, промышленности, науки требуют на сегодняшний день высокого уровня подготовки учащихся – выпускников начальной школы. Когда в одном классе сидят дети разного уровня развития, учитель невольно требует от слабых учеников работать по темпу развитых, усваивать весь учебный материал своевременно и на высоком уровне. Не достигая требуемых результатов, слабоуспевающие дети с первых же дней теряют интерес к учению и не стремятся быть успешными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                 Технология дифференцированного обучения.      

                                      Работа с неуспевающими учениками.

Быстрые темпы развития экономики, промышленности, науки требуют на сегодняшний день высокого уровня подготовки учащихся – выпускников начальной школы. Когда в одном классе сидят дети разного уровня развития, учитель невольно требует от слабых учеников работать по темпу развитых, усваивать весь учебный материал своевременно и на высоком уровне. Не достигая требуемых результатов, слабоуспевающие дети с первых же дней теряют интерес к учению и не стремятся быть успешными.

Дифференциация обучения в настоящее время является составной частью образовательного процесса. В соответствии с Законом  «Об образовании в РФ», Комплексным проектом модернизации образования, общеобразовательная школа должна быть не только «школой для всех», но и «школой для каждого», ибо ее главная задача - всестороннее развитие каждого школьника. С развитием российского образования возрастает интерес к дифференциации как обязательный элемент принадлежность обучения.

Проблема дифференцированного обучения имеет не только научное, но социально - практическое значение: именно дифференцированное обучение позволяет наблюдать такие свойства личности, как задатки предпосылки и в конечном итоге талант и одаренность каждого ученика. В этом плане дифференциацию можно определить, как индивидуализацию учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпов обучения основывается на индивидуальных различиях учащихся, уровне развития их способностей к учению.

На этом фоне успешно развивается дифференцированное обучение.

Дифференциация обучения- это создание условий обучения для детей с различными способностями и проблемами путем организации учащихся в однородные (гомогенные) группы.

        Индивидуальный подход – это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учениками по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.

Острейшей проблемой современной школы, обусловленная целым рядом факторов, является проблема неуспеваемости. Неуспеваемость охватывает образование, воспитание и развитие ученика, образуя сложное целое. И задача учителя, состоит в предупреждении неуспеваемости, своевременном устранении отдельного отставания при изучении учебного предмета. Но если одни и те же отставания появляются вновь, то требуется серьезный анализ причин, их порождающих, и применение мер, направленных на ликвидацию (или хотя бы нейтрализацию) этих самых причин. Для этого следует показать изучаемый материал в новом аспекте, повернуть новой стороной к учащимся, вызвать интерес, повысить мотивацию к обучению. Особенно это важно там, где требуется тренировка умений и навыков. Этого можно добиться, например, через установление межпредметных связей и демонстрацию того, как данное умение или действие связано с раннее усвоенным материалом, чем отличается, как его можно применить на практике.

На эмоциональный настрой учащихся влияет понимание ими хода учебного процесса: интересно, когда понятно, что, как и для чего?  Когда последовательность и задачи действий не мотивированы для учащихся, не может быть и единства деятельности учителя и учащегося. Нами используется  в  практике несколько несложных для освоения приемов, способствующих установлению этого единства и, как подтверждено, результатами итоговой аттестации учащихся.

Алгоритм действий:

I шаг – выяснение причины неуспеваемости. Они могут быть, во-первых, внутренними по отношению к школьнику:

  • недостатки биологического и психического развития: низкая работоспособность, то есть неумение правильно организовывать свой учебный труд; отсутствие интереса к учению и желания учиться; слабое общее развитие, а также недостатки воспитания ученика;
  • во-вторых, внешними по отношению к школьнику причинами неуспеваемости являются недостатки образования личности, то есть пробелы в знаниях и специальных умениях, пробелы в учебных действиях; недостатки в подготовке ребенка к школе; а также недостатки  опыта влияния школы – недостатки процесса обучения, зависящие от учителя (слабое знание учителем предмета и методики его преподавания, неумение проявлять требовательность к учащимся, незнание индивидуальных особенностей учеников, плохую организацию их работы, неумение сочетать требовательность к ученику с уважением к его личности и т.д.);
  • нельзя не учитывать также недостатки влияния внешкольной среды: семьи, сверстников, культурно-производственного окружения.

Уверенная ориентировка учителя начальных классов в причинах отставания каждого конкретного  ученика является основой для работы над преодолением трудностей в учебе.

II шаг – формирование положительного отношения к учению у неуспевающих школьников. Оно должно проходить в четыре этапа.

Осмысленное, заинтересованное отношение к содержанию учебного материала формируется по принципу «от простого - к сложному». Так, на первом этапе:

  •  наиболее легкий занимательный материал, независимо от его важности и значимости;
  • занимательный материал, касающийся сущности изучаемого;
  • существенный, важный, но непривлекательный материал.

Отношение к процессу учения (усвоение знаний):

  • действует учитель – ученик только воспринимает;
  • ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса;
  • ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса;
  • ученик действует самостоятельно.

Отношение к себе, к своим силам:

  • поощрение успехов в учебе, работе, не требующей усилий;
  • поощрение успеха в работе, требующей некоторых усилий;
  • поощрение успеха в работе, требующей значительных усилий.

Отношение к учителю (коллективу):

  • подчеркнутая объективность, нейтралитет;
  • доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие.

Важно уметь пользоваться фразами, помогающими создавать ситуацию успеха у ребенка:

  • Высокая оценка детали: «У тебя эта часть замечательно получилась».
  • Авансирование: «У тебя получится».
  • Скрытая инструкция: «Ты же помнишь что …».
  • Усиление мотивации: «Нам это так нужно для …».

 III шаг – оказание помощи неуспевающему ученику на уроке. Помощь в учении может быть достигнута, если вы:

  • создаете атмосферу особой доброжелательности при опросе;
  • снижаете темп опроса, разрешаете дольше готовиться у доски;
  • предлагаете учащимся примерный план ответа;
  • разрешаете пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления;
  • стимулируете учащихся оценкой, подбадриванием, похвалой.

 IV шаг – осуществление постоянного контроля за подготовленностью учащихся, что и является, по сути, профилактикой неуспеваемости.

        Акценты в обучении могут быть таковыми:

  1. Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение.
  2. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить и концентрировать внимание на их устранение. Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.
  3. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. Для таких детей с низкой эффективностью учебной деятельности, обусловленной значительными проблемами в знаниях, умениях, навыках, важно:
  • включать их в систематическую, заранее спланированную работу по ликвидации имеющихся у них пробелов;
  • оказывать индивидуальную помощь в овладении рациональными приемами умственной деятельности;
  • привлекать родителей ребенка к контролю над режимом его учебной работы.
  1. По окончании усвоения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, правил, умений и навыков школьниками. Подбирать для самостоятельного задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать самостоятельность.  Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль.
  2. Выявлять причины отставания с помощью методик и тестов на выявление школьной неуспеваемости.

Младший школьный возраст – важный период в жизни ребенка. Этот период заслуживает самого серьезного внимания. Это связано с тем, что коренным образом изменяются условия учения. Новые условия предъявляют более высокие требования к развитию детей, к их личностному развитию, а также степени сформированности у учащихся учебных умений и навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с неуспевающими детьми

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей.Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, можно оказать помощь в ее преодолении....

Система работы с неуспевающими детьми

Почти  в каждом классе есть дети, которые не успевают по отдельным предметам. Им в силу разных обстоятельств очень трудно усваивать учебный материал, успевать за темпом работы всего класса. Мне, ...

Методическая работа "Технологии дифференцированного обучения в начальной школе"

В данной работе показаны практические приёмы дифференцированной работы на уроках в начальной школе....

Статья на тему"Применение технологии дифференцированного обучения в работе с детьми с ОВЗ".

в данной статье рассматривается значимость дифференцированного обучения, как организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей личности....

« Формы работы с неуспевающими детьми» Из опыта работы

Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он до...