Формирования познавательной активности учащихся интернатных учреждений.
учебно-методический материал

Ярцева Людмила Николаевна

Доклад, в котором я представляю свой педагогический опыт работы по формирования познавательной активности учащихся интернатных учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                  Ярцева Л.Н., воспитатель  

Во всем мире наблюдается значительный рост интереса к проблемам развивающего образования. Это связано с совершенствованием техники, компьютеризацией, научно-техническим прогрессом. Нестандартные, креативные методы и стиль мышления проникают во все отрасли знаний. Детский дом является составной частью всей системы непрерывного образования. Воспитатели призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.

Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что учебно - воспитательный процесс проходит эффективнее, если ученик проявляет познавательную активность. Познавательная активность воспитанника рассматривается как постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата. Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях. Проблема формирования познавательной активности воспитанников детских домов является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка. Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни.

Основными характеристиками познавательной активности являются: естественное стремление воспитанника к познанию; положительное отношение к учебе;

активная познавательная деятельность, направленная на осознание предмета деятельности и достижение значимого для ребенка результата.

Педагогическая практика исследует разные пути активизации познавательной деятельности, основой среди них является: разнообразие форм, методов, средств обучения. В настоящее время педагогам даны широкие возможности выбора форм и методов работы с детьми. В первую очередь это проявляется в праве самим определять приоритеты своей деятельности не только с учетом потребностей и интереса ребёнка, но и особенностей уровня компетентности педагогического коллектива, имеющейся в его распоряжении материальной базы.

Зона применения воспитателем того или иного метода зависит от его знаний об эффективности его применения. Ю.К. Бабанский сформулировал шесть основных критериев выбора учебно - воспитательных методов :

  1. Исходным критерием при выборе метода является его соответствие цели занятия или воспитательского часа;
  2. Не менее важно соответствие метода содержанию учебно - воспитательного материала;
  3. Важно соответствие методов формам организации познавательной деятельности детей;
  4. Метод должен соответствовать реальным учебным возможностям воспитанников;
  5. Воспитатель при выборе методов должен учитывать свои возможности по их использованию;
  6. Методы должны соответствовать принципам дидактики.

Методы классифицируют по источнику знаний и по уровню познавательной деятельности.

К методам, классифицируемым по источнику знаний, относятся:

  • словесные методы (направлены на формирование теоретико-фактических знаний, а также на развитие словесно-наглядного мышления и речи воспитанников);
  • наглядные методы (ориентированы на формирование образно-наглядного мышления, развитие памяти, познавательного интереса и эмоциональной сферы воспитанников);
  • практические методы (направлены на формирование практических умений, самостоятельного мышления воспитанников, развитие навыков учебного труда в ходе выполнения ими практических заданий).

Ведущее место занимают словесные методы, которые подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой. Более подробно остановимся на двух методах.

Беседа - диалогический метод обучения, при котором воспитатель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит ребят к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Метод беседы имеет следующие преимущества: активизирует учебно- познавательную деятельность воспитанников; развивает их память; делает открытыми знания детей; имеет большую воспитательную силу; является хорошим диагностическим средством.

Недостатки метода беседы: требует много времени; содержит элемент риска (ребёнок может дать неправильный ответ, который воспринимается другими детьми и фиксируется в их памяти);необходим запас знаний.

У одного воспитателя беседа проходит при повышенной мыслительной активности воапитанников, а у другого - как скучная «перебранка» между воспитателем и воспитанником.

Отсюда вывод - в учебно - воспитательном процессе нельзя формально подходить к оценке каждого метода, который часто берется изолированно, без связи с другими компонентами, влияющими на ход обучения и воспитания. Если каждый из методов своевременно и на своем месте применяется воспитателем, то его положительное влияние на активизацию учебно - воспитательного процесса несомненно.

Все формы и методы могут быть активными и развивать мышление, знания и практические умения, если применяются в соответствии с содержанием учебного материала и возрастом воспитанников.

Значительное место среди словесных методов обучения отводится учебной дискуссии. Главное ее назначение в процессе обучения - стимулирование познавательного интереса, вовлечение детей в активное обсуждение разных точек зрения, побуждение их к осмысливанию различных подходов к аргументации чужой и своей позиции. Но для этого необходима предварительная подготовка их как в содержательном, так и в формальном плане и наличие по меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемой проблеме.

Определенный интерес представляют методы И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, в основу которых положены различный характер и уровень самостоятельной познавательной деятельности воспитанников. К ним относятся:

  • объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецептивный): основное назначение метода - сообщение готовой информации разными средствами, идет чувственное познание материала;
  • репродуктивный метод : основное назначение метода - организация деятельности воспитанников по неоднократному воспроизведению усваиваемых знаний;
  • проблемный метод : основное назначение метода - раскрытие в изучаемом учебно - воспитательном материале различных проблем и показ способов их решения;
  • частично-поисковый метод (эвристический): основное назначение - постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем;
  • исследовательский метод : способ организации творческой деятельности по решению новых задач.

Успешность формирования познавательной активности зависит не только от выбранных методов , но и от форм организации познавательной деятельности воспитанников. Под формой организации познавательной деятельности следует понимать «... целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия воспитателя и воспитанника, отличающихся спецификой распределения учебно-познавательных функций, последовательностью и выбором звеньев учебно - воспитательской работы и режимом - временным и пространственным».

К формам организации учебно-познавательной деятельности относится система средств, с помощью которой воспитатель добивается включения каждого воспитанника в активную целенаправленную учебно- познавательную деятельность на основе сочетания индивидуальной, парной, групповой работы. Но несмотря на разнообразие методов и форм опыт работы в детском доме доказывает, что не только трудно, но порой и невозможно научить воспитанника, если он не хочет учиться.

Все должно пройти через его ум, его душу, его руки. И главное в методике работы воспитателя - не принуждение, а поиск путей применения таких методов и средств обучения, которые пробуждали бы познавательный интерес учащихся. Что же такое познавательный интерес?

Познавательный интерес - избирательная направленность личности на объекты, явления или процессы окружающей действительности. Он проявляется в активности и внимании ребят на занятиях,воспитательских часах, в их эмоциональных реакциях в вопросах к воспитателю, в чтении дополнительной литературы и др. Для поддержания и укрепления интереса детей к урокам, выполнению домашних заданий особое значение имеет организация учебной деятельности воспитанников таким образом, чтобы она была разнообразной по формам и видам учебной работы(поисковой, самостоятельной, развивающей мышление и т.д.).

Активизация познавательной деятельности воспитанника без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможно. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес ребёнка и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

В своей работе я применяю разные способы, средства, приемы активизации мышления . Одним из них является проблемный подход, постановка вопросов, создающих проблемную ситуацию, позволяющую последовательно вести воспитанников к решению учебно - воспитательных проблем. Перед группой ставятся задачи, которые побуждают ребят рассуждать, предпринимать поиски. Проблемный подход возможен при разных формах и видах учебно - воспитательского процесса. Я стараюсь так формулировать вопросы, чтобы в процессе их обдумывания у воспитанников в свою очередь возникали встречные вопросы, стремлюсь создавать проблемные ситуации, целью которых является активизация познавательной деятельности детей, развитие интереса к знаниям. О роли проблемного подхода хорошо сказал М.Н. Скаткин: «Если ученик находит выход из такой ситуации без прямой подсказки, без натаскивания - он делает шаг по пути умственного развития. И такой шаг дороже механического заучивания тысячи готовых истин».

Проблема развития познавательной активности всегда была в центре внимания педагогической теории и практики. Одним из существенных слагаемых динамики учебно - воспитательного процесса, активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и формирования широких познавательных интересов у воспиьанников является игра. Огромную роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие возможности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития», - писал В.А.Сухомлинский.

Играя, ребенок оперирует знаниями об окружающем мире, глубже его познает, учится ставить цель, вырабатывать план деятельности, игра включает в себя все компоненты структуры самодетерминированной деятельности. Здесь ребенок является субъектом, активным участником деятельности.

Развивающие возможности игры рассматривались в работах О.С.Газмана, А.М.Матюшкина, С.А.Шмакова.

Анализ источников показывает, что об игре в обучении и ее значении для развития познавательной активности ребят написано достаточно много, однако в работах чаще рассматривается применение того или иного вида игрового материала, а не организация игровой среды в целом. Эта же тенденция наблюдается и в практике работы педагогов - применяются лишь некоторые компоненты игрового сопровождения (в основном дидактические и сюжетно - ролевые игры), что не позволяет максимально использовать возможности игровой среды в качестве фактора развития познавательной активности.

Как же организовать игровую среду, которая способствовала бы развитию познавательной активности?

Один из способов решения этого вопроса - развитие у воспитанников потребности к познавательной деятельности. Возникновение такой потребности я связываю с развитием и формированием эмоционально- ценностных стимулов. В любом возрасте очень важно общение, самовыражение и самоутверждение, т.е. признание коллективом каких-либо достоинств личности. Именно эти качества должны быть актуализированы, удовлетворены и эмоционально насыщены. В качестве эмоционального стимула я выбрала игру, но не как самостоятельный вид деятельности. Игра органически воссоединяется с проблемно-поисковым, эмоционально- образным и соревновательным стимулами, создавая привлекательный колорит заинтересованного общения. Эмоциональное стимулирование как целостное системное образование, характеризующееся гибкой, динамичной структурой, направлено на активизацию внутренних резервов личности, раскрытие ее творческого потенциала. Вместе с тем группа эмоционально- ценностных стимулов в различных сочетаниях с общепедагогическими обеспечивает интенсивную и яркую жизнедеятельность коллектива (схема).


Игровая форма занятий создается посредством внедрения игровых приемов и ситуаций на самоподготовке, которые выступают как средство побуждения и стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализуя игровые приемы и ситуации, необходимо учитывать следующие условия:C:\Users\User\Desktop\Untitled-2.jpg

  • дидактическая цель ставится перед воспитанниками в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве ее средства;
  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом (Г.К.Селевко).

Разрабатывая такие занятия , необходимо предусмотреть следующие моменты:

а)        продумать методику проведения игры на самоподготовке или воспитательском часе;

б)        ввести в игру момент соревновательности;

в)        уточнить цели проведения игры, составить руководства для ведущего, инструкции для игроков, дополнительно подобрать и оформить дидактические материалы;

г)        разработать способы оценки результатов игры в целом и ее участников в отдельности;

д)        заранее предупредить ребят об условиях и правилах игры;

е)        создать творческую и демократическую обстановку, которая исключает равнодушное отношение воспитанника к занятиям и необязательное его участие в игре.

Результаты проведенного исследования показывают, что в группах, где в учебно - воспитательный процесс вводилась игровая деятельность, уровень познавательной потребности гораздо выше, чем в группах, где игровая деятельность не вводилась.

Считаю, что игровая деятельность - перспективный вид учебно - воспитательного занятия. В процессе игры у ребят формируются важные качества: умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения; излагать и аргументировать свою точку зрения; внимательно выслушивать сторонников и оппонентов. В итоге развиваются интеллектуальные умения и способности: анализировать различные варианты и точки зрения; применять всесторонний подход к обсуждению явления; сравнивать и обобщать факты. Стойко поддерживается интерес к школьным предметам. Игра-универсальное средство воспитания, развития, обучения учащегося, поэтому недооценивать ее значение по меньшей мере нерационально и непродуктивно. Игра -это частица детской жизни. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры - сделать напряженный, серьезный труд занимательным и интересным для воспитанников. В своей работе использую дидактические и сюжетно- ролевые игры, кроссворды, загадки, ребусы, занимательные задачи. Решение кроссвордов, ребусов, занимательных задач называют гимнастикой ума. Они расширяют кругозор учащихся, помогают лучше ориентироваться в постоянно возрастающем потоке информации. Решение кроссвордов тренирует память, улучшает сообразительность, учит работать со справочной литературой, побуждает интерес к учебным предметам и активизирует мыслительную и познавательную деятельность воспитанников.

Экскурсии также имеют учебно-познавательное и большое воспитательное значение.

Живое общение с природой стимулирует познавательную активность детей, к ее изучению и способствует эстетическому воспитанию и любви к родному краю. Посещение производственных участков воспитывает в детях уважение к людям труда и знакомит их с профессиями. Чтобы возбудить познавательный интерес, сделать обучение осознанным, увлекательным и полезным я практикую прием заочного «путешествия» или «прогулки». Перед ребятами ставятся вопросы такого характера: представьте, что вы заблудились в лесу. Помогут ли вам найти дорогу наши зеленые друзья? Вас укусила пчела. Ваши действия? И другие. Эти вопросы предполагают не только передачу учебной информации, но и специальное обучение воспитанников таким мыслительным операциям, как анализ, сравнение, обобщение, аргументация точки зрения.

Сейчас невозможно что - то провести без привлечения средств наглядности. Часто возникают проблемы, где найти нужный материал. На помощь пришел компьютер. Компьютерные технологии создают большие возможности активизации познавательной деятельности: помогают отправиться в различные «путешествия», в которых воспитанники превращаются в пытливых искателей знаний и т. д. Работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Использование компьютерных технологий создает возможность доступа к современной, свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, к новой форме оценки знаний. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях. Кроме того, мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм занятий. Использование инфомационно-компьютерных технологий позволяет расширить рамки учебника, представить его образно и показать завораживающую красоту растительного и животного мира. Информационные компьютерные технологии вызывают у воспитанников интерес; анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребенка. Успешность, как один из основных мотивов, обеспечивается тем, что компьютерные программы позволяют сделать обучение интересным и разнообразным по форме.

На развитие познавательной активности воспитанников оказывает система дополнительного образования, не только школы и детского дома (кружки, секции, мастерские), но и городские учреждения , которые обладают дополнительными резервами для развития всех основных характеристик познавательной активности ребенка.

Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательной активности ребёнка актуальны, важны для каждого педагога, которому не безразлична судьба своих воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Роль развивающих упражнений в формировании познавательной активности учащихся"

РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, ...

Образовательный проект Использование интерактивных методов обучения как средства формирования познавательной активности учащихся начальных классов

Описанный опыт посвящен решению проблемы развития познавательной активности учащихся на первой ступени обучения. Автор предлагает перечень и описание интерактивных методов обучения. В работе обосновыв...

Формирование познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности

Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, кажды...

Формирование познавательной активности учащихся на уроках информатики как инструмент успешного комплексного обучения учащихся школы I ступени.

Проблема развития познавательной активности школьников - одна из важнейших проблем современной педагогики. Она выступает как первостепенное условие формирования у учащихся потребности в знаниях, овлад...

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Познавательная активность – это глубинный внутренний мотив, основанный на собственной человеку врожденной потребности в познании нового. Познавательная активность не является чем-то внешним, дополните...

Формирование познавательной активности учащихся на уроках русского языка и математики.

Сущность опыта заключается в создании условий для активизации умственной деятельности, развития заложенных природой творческих способностей, созн...

Использование активных форм обучения как средство формирования познавательной активности учащихся

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала....