приёмы формирования школьного ученического коллектива
статья

В статье перечислены некоторые приёмы формирования детского коллектива, которые может использовать в работе классный руководитель не только младшего, но среднего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_formirovaniya_shkolnogo_uchenicheskogo_kollektiva.odt15.75 КБ

Предварительный просмотр:

         Приёмы формирования школьного ученического коллектива.

Школьный класс - это не просто группа детей одного возраста, это целая система, в которой длительное время живет и воспитывается ребенок. От того, как складываются отношения со сверстниками, от социально-психологического  климата  в классе зависят не только успехи ребенка в учебе, но и формирование его как личности. Причем ведущая роль принадлежит начальному звену общеобразовательной школы.  Именно в младших классах дети учатся наблюдать, говорить, читать и писать, а также приобретают навыки и способы взаимодействия с людьми разного возраста. Проблема исследования взаимоотношений между младшими школьниками в классном коллективе была и остается одной из первостепенных и актуальных. Несмотря на значительный интерес ученых к данной проблематике, устойчивым и неоспоримым является тот факт, что проблема взаимоотношений между младшими школьниками в классном коллективе имеет множество разрозненных подходов и концепций. С каждым этапом развития общества в целом отношения между детьми в школе тоже меняются и приобретают новое содержание. Это требует применения других, более эффективных форм и методов для организации детских коллективов, и руководства ими.

В своей работе я часто применяю метод фокус – групп.  Назову его основные принципы. Возник он сравнительно недавно, но уже занял важное место среди наиболее перспективных качественных методов работы. Используется этот метод для изучения различных областей жизни человека, что очень важно при формировании любого коллектива. Он включает в себя следующие понятия:

  1. Интервьюируемые должны быть участниками некоторой определённой ситуации.
  2. Характер, процессы, общая структура этой ситуации должны быть заранее проанализированы учителем.
  3. На основе этого анализа должен быть составлен план интервью6 в котором отражены важнейшие вопросы и гипотезы.
  4. Интервью фокусируется на субъективных переживаниях лиц по поводу заранее проанализированной ситуации.

Основной целью групповой дискуссии является обсуждение и выработка  согласованного группового решения относительно проблемы, мнение о каком-либо предмете. Выделяют различные виды групповых дискуссий: мини-группы, расширенные группы, повторные группы.

В мини-группе бывает небольшое число участников – от 4 до 8 человек. Работу со школьниками начальных классов лучше всего начинать с мини-групп, так как именно мини-группа даёт возможность получить конкретную информацию. Учитель может собрать мини-группу и изучить, например, отношение участников к празднованию Нового года или Пасхи. Можно предложить ученикам составить модель праздника самим участникам мини-группы. Как правило, работа в мини-группе не занимает много времени и нацелена на получение быстрого результата.

Расширенные группы обычно характеризуются не только большим составом участников, но и большой продолжительностью во времени. Создание такой группы способствует сплочению группы, созданию дружеской атмосферы. Здесь подойдут ролевые игры, психография, различного рода рисуночные тесты. Хорошие результаты получаются, если собрать версии одного и того же события от участников всего сообщества (рассказ о празднике, соревновании, игре и т. д.)

        Повторные группы напоминают расширенные, с тем уточнением, что встречи членов этой группы более частые, ведут к уточнению или смене позиций отдельных членов группы и содержат экспериментальную часть. Такую группу можно собрать после знакового события: праздника, концерта, олимпиады и др.

        У всех фокус-групп есть общие признаки формирования, требования к участникам, к организации дискуссий и анализу полученного материала. Этот метод хорошо использовать в работе, так как помогает  получить значимую информацию относительно развития данного социума.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ученического коллектива на начальной стадии обучения.

Классный коллектив- группа обучающихся, где все личности взаимодействуют между собой. Формирование классного коллектива, когда дети обучаются первый год в школе, руководящие функции принадлежат классн...

Формирование ученического коллектива

Программа развития коллектива...

Формирование ученического коллектива

Программа развития коллектива...

Статья "Формирование ученического коллектива младших школьников"

Детский коллектив в младших классах является еще не сложившимся, находящимся в постоянном процессе ста­новления и изменения. Задача классного руководителя — помочь ребятам объединиться, понять и осозн...

Выступление на селекторном совещании.Создание воспитывающей среды как одно из условий формирования ученического коллектива

Создание воспитывающей среды как одно из условий формирования ученического коллектива. Практические советы для классного руководителя....

Формирование ученического коллектива из опыта работы

Формирование ученического коллектива...