Календарно-тематическое планирование по развитию зрительного восприятия для обучающихся с умственной отсталостью (НОО)
календарно-тематическое планирование (1, 2 класс)

Максименко Татьяна Евгеньевна

Календарно-тематическое планирование по развитию зрительного восприятия для обучающихся с умственной отсталостью (НОО)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по развитию зрительного восприятия для детей с умственной отсталостью (НОО)

Учитель-дефектолог: Максименко Т.Е.

Месяц

Тема занятия

Программное содержание

Материал

Сентябрь                                                                                                                      

1.

Фрукты

«Мы делили апельсин»

  • Научить различать и называть    3 – 5    видов фруктов (например, яблоко, груша, апельсин, лимон).
  • Учить группировать  фрукты, употреблять в речи обобщающие понятия «фрукты».
  • Упражнять в обследовании предметов и выделении их основных признаков  и свойств (цвет, форма, величина, вкус,  запах) по алгоритму с использованием зрения и других анализаторов.
  • Учить узнавать знакомые фрукты, овощи на предметных и сюжетных картинках.

  • Натуральные фрукты.
  • Цветные изображения.
  • Алгоритм обследования фруктов.
  • Разрезные картинки.

2.

Овощи

«Что Зина принесла в корзине?»

  • Научить различать и называть    3 – 5    видов овощей (например, морковь, огурец, репка, помидор,).
  • Учить группировать  овощи, употреблять в речи обобщающие понятия «овощи».
  • Учить соотносить силуэтные, контурные и цветные изображения с реальными предметами, муляжами опираясь на информативные признаки.
  • Учить узнавать знакомые овощи  на предметных и сюжетных картинках.

  • Корзина с прорезями.
  • Силуэты овощей.
  • Муляжи овощей разной величины.
  • Карточки с контурным изображением овощей и геометрических фигур.
  • Фломастеры

3.

Ягоды

«Путешествие в ягодную страну»

  • Учить различать и соотносить форму геометрических фигур с формой плоскостных изображений ягод.
  • Развивать зрительно-моторную координацию.
  • Развивать полисенсорное восприятие, активизировать зрительные, вкусовые, обонятельные анализаторы.
  • Муляжи ягод: клубника. Слива, вишня.
  • Эталоны геом.фигур.
  • Картинки с цветными изображениями ягод.
  • Карточки с силуэтными изображениями ягод.

4.

Закрепление

«Во саду ли в огороде»

  • Научить различать и называть    3 – 5    видов овощей и фруктов (например, морковь, огурец, репка, помидор, лук, капуста; яблоко, груша, апельсин, лимон).
  • Учить группировать  овощи – фрукты, употреблять в речи обобщающие понятия «овощи»,  «фрукты», «ягоды».
  • Упражнять в обследовании предметов и выделении их основных признаков  и свойств (цвет, форма, величина, вкус,  запах) по алгоритму с использованием зрения и других анализаторов.
  • Учить узнавать знакомые фрукты, овощи на предметных и сюжетных картинках.
  • Упражнять в соотнесении контурных, силуэтных, цветных изображений с реальными предметами, муляжами
  • Муляжи овощей, фруктов, ягод.
  • Силуэтные, контурные и цветные изображения овощей, фруктов.

Октябрь   

1.

Времена года

«Осень»

  • Учить детей рассматривать сюжетное изображение, выделяя передний и задний планы.
  • Учить правильно воспринимать картину по заданному плану.
  • Учить определять и словесно обозначать направления пространства.
  • Учить выделять информативные признаки сезонов в природе и в изображении.
  • Сюжетная картина «Осень»

2.

Времена года

«В гости к осени»

  • Закреплять умение анализировать основные признаки осенних листьев (форму, цвет, величину).
  • Учить различать движущиеся предметы (падающие предметы), понимать и называть словом действие (кружатся, летят, падают, опадают).
  • Развивать умение сравнивать, выделять отличительные признаки осени.
  • Учить использовать лупу при рассматривании мелких предметов.
  • Демонстрационный материал «Деревья»
  • Набор осенних листьев.
  • Перфорированное поле с изображением листьев, дорожек.
  • Лупа.

3.

Деревья

«Здравствуй, деревце!»

  • Упражнять в зрительной дифференцировке деревьев по величине в малом и большом пространстве; формировать понятия  «высокий – низкий» при рассматривании деревьев.
  • Учить подключать мануальные действия  при обследовании формы листьев.
  • Учить узнавать знакомые кустарники без листьев. Упражнять  в выборе из четырёх деревьев (берёза, рябина, две яблони) двух одинаковых.
  • Обучать элементарным способам передачи расположения веток в рисунке. 
  • Демонстрационный материал «Деревья».
  • Ветки, листья разных пород деревьев.

4.

Лес

«Лес нас в гости приглашает»

  • Учить определять направления, называть местоположение предметов.
  • Развивать целостность восприятия, зрительно-моторную координацию, прослеживающие функции глаз.
  • Разрезные картинки с изображением деревьев.
  • Карточки-лабиринты .
  • Картинки с контурным изображением ягод, грибов. Насекомых.

Октябрь

5.

Лес

Аппликация «Елочки»

  • Упражнять в сравнении трех групп предметов по высоте, используя прием зрительного соотнесения.
  • Упражнять в построении сериационного ряда в убывающей и возрастающей последовательности.
  • Активизировать словарь детей за счет словосочетаний: «средняя по величине», «выше среднего», «ниже среднего».
  • Активизировать зрительное восприятие, развивать зрительную память, внимание, мыслительные операции.

  • Плоскостное изображение 5 елочек.
  • 2 набора треугольников разной величины.
  • Клей, салфетка.
  • Лазерная указка..

6.

Грибы

«Дары леса»

  • Формировать умение выделять с помощью зрительного восприятия характерные признаки предметов – даров лесов: грибов.
  • Учить дополнять зрительное восприятие предметов информацией, получаемой с помощью осязания и обоняния.
  • Учить соотносить силуэтное изображение грибов с муляжами, предметными картинками, опираясь на информативные признаки.
  • Упражнять в узнавании, сравнении и правильном назывании даров леса.

  • Муляжи грибов.
  • Натуральные шишки, орехи.
  • Корзинки.
  • Индивидуальные листы с заданием.
  • Фломастеры.

7.

Птицы

«Кто такие птицы?»

  • Учить детей различать птиц по информативным признакам: голос, величина, окраска. Упражнять в локализации  птиц одной породы из 4-5-ти  других в реальной жизни и на картинке.  
  • Формировать способы зрительного восприятия в упражнениях на сличение контурных и силуэтных изображений и соотнесение их с реальными изображениями.
  • Формировать умение анализировать основные признаки птиц (окраску оперения, величину, пространственное расположение частей тела птиц).
  • Демонстрационный материал «Птицы»
  • Контурные изображения птиц.
  • «Разрезные картинки».

8.

Птицы

Головоломка «Волшебный квадрат»

  • Продолжать учить узнавать птиц на сюжетном изображении, в силуэтном и контурном изображениях.
  • Формировать специальные способы деятельности (изменять положение отдельных фигур, для нахождения требуемого положения).
  • Продолжать развивать мыслительные операции: анализа, синтеза. Учить детей «читать» схемы, выкладывать фигуры по заданной схеме.

  • Демонстрационный материал «Птицы»
  • Фишки.
  •  Головоломка «Танграм»
  • Схема птицы.
  • Лото «Чья тень?»

Ноябрь

1.

Домашние птицы

«Птичья семья»

  • Учить  различать и называть    3 – 5    видов птиц  (например, курица, утка, гусь, индюк)
  • Учить соотносить силуэтные, контурные и цветные изображения птиц с игрушками, цветными изображениями опираясь на информативные признаки.
  • Учить зрительно различать, называть, анализировать игрушки птиц. Сравнивать их с изображениями на картинке, последовательно выделяя основные признаки (цвет,форму).
  • Демонстрационный материал «Домашние птицы».
  • Игрушки домашних птиц.
  • Силуэтные, контурные и цветные изображениядомашних птиц.

2.

Домашние птицы

«Птичья школа»

  • Учить зрительно составлять на части изображение предметов. Учить составлять предмет из 5-6 частей.
  • Учить сравнивать 2 изображения, выделяя общие и отличительные признаки.
  • Продолжать формировать графо-моторные навыки, учить правильно держать карандаш.
  • Тренировать амблиопичный глаз в процессе обводки через кальку.
  • Развивать целостность зрительного восприятия, развивать внимание, наблюдательность.

  • Демонстрационный материал «Птицы»
  • «Разрезные картинки»
  • Индивидуальные листы с заданием.

Фломастеры

3.

Домашние животные

«У кого рога длиннее хвоста?»

  • Учить выделять и называть отличительные особенности животных: рога, копыта, когти, голос, окраска шерсти, величина животного или его части.
  • Учить рассматривать животных в изображении по алгоритму.                                                                                                                                  
  • Учить выделять мех из  других материалов осязательно-зрительным способом.

  • Демонстрационный материал «Домашние животные».
  • Различные материалы: ткань, мех.

4.

Домашние животные

«На ферме»

  • Продолжать учить сличению контурных, силуэтных, реальных изображений домашних животных, узнавать их по характерным признакам.
  • Формировать умение анализировать признаки домашних животных по величине, используя приемы  наложения и приложения.
  • Развивать зрительно-двигательную ориентацию при выполнении характерных движений животных, координацию движений.
  • Развивать целостность восприятия, зрительно-моторную координацию, прослеживающие функции глаз.
  • Демонстрационный материал «Домашние животные».
  • Силуэтные, контурные и цветные изображения.
  • Карточки-лабиринты.


Ноябрь

5.

Дикие животные средней полосы

«Расскажем Красной Шапочке, кто живет в лесу?»

  • Формировать умение использовать сенсорные эталоны при выделении, различении и назывании частей тела диких животных. Учить выделять и называть отличительные особенности животных: рога, копыта, когти, голос, окраска шерсти, величина животного или его части.
  • Учить выделять мех их других материалов осязательно-зрительным способом.
  • Активизировать зрительное восприятие. Развивать зрительное и слуховое внимание.
  • Демонстрационный материал «Дикие животные».
  • Объемные игрушки диких животных: медведь, волк, белка, еж, заяц.
  • «Разрезные картинки».

6.

Дикие животные

«Кто где живет?»

  • Закреплять представления детей об общем объеме предметов. Упражнять в определении отношений между тремя предметами по величине, обозначении этих отношений словами.
  • Учить находить 2 одинаковых по величине предмета среди 5 разных предметов.
  • Формировать умение выстраивать сериационный ряд в убывающей последовательности.
  • Активизировать зрительное восприятие, слуховое восприятие, внимание.
  • Карточка с изображением 5 медведей, отличающихся по цвету и величине.
  • Шаблоны животных, домов разной величины.

7.

Дикие животные

«Заячья школа»

  • Учить сравнивать предметы по длине.
  • Учить выстраивать сериационный ряд из 5 предметов в убывающей последовательности.
  • Формировать ориентировочные действия (изменять положение отдельных фигур для нахождения требуемого положения).
  • Развивать основные зрительные функции: фиксацию, локализацию.
  • Развивать зрительно-моторную координацию,, развивать зрительное восприятие, внимание.
  • Изображение 5 зайцев, разных по величине.
  • Домик, 5 полосок разного цвета и длины.
  • Головоломка, схема.
  • Индивидуальные листы с заданием «Зашумленные изображения».
  • Фломастеры.

8.

Дикие животные

«Путешествие с Колобком»

По сюжету русской народной сказки

  • Познакомить с детей  новым признаком величины предметов – толщиной. Развивать исследовательские действия при формировании знаний о толщине предметов. Учить соотносить в предметно-практической деятельности 2 предмета по толщине.
  • Развивать основные зрительные функции: фиксацию, локализацию, прослеживающую функцию глаз.
  • Упражнять узнавать знакомые предметы по силуэтным изображениям.
  • Формировать систему глаз-рука.

  • Персонажи сказки: куклы -  медведь, лиса, бабка с дедом.
  • Силуэтное и цветное изображение зайца.
  • Карточка-схема с условным изображением толщины.

Набор строительного конструктора.

  • Блоки Дьенеша.
  • «Чудесные мешочки».

Декабрь

1.

Животные жарких стран

«Путешествие в Африку с доктором Айболитом»

  • Формировать представления детей о животном мире Африки (слон. Крокодил, обезьяна, тигр).
  • Учить выделять основные части тела животных, находить общие отличительные признаки животных.
  • Учить узнавать животных в контурном изображении по информативным признакам и соотносить их с цветным изображением.
  • Развивать тонкие зрительные дифференцировки при определении месторасположения предметов.
  • Развивать основные зрительные функции: фиксация, локализация, прослеживающая функция.
  • Набор объемных игрушек «Африка»
  • Цветные, контурные и силуэтные изображения животных.
  • Карточки-лабиринты.

2.

Животные жарких стран

«Африка!»

  • Продолжать развивать зрительное восприятие:

- закреплять умение фиксировать взгляд на изображении;

-развивать цветовое восприятие.

  • Продолжать учить локализовывать оттенки зеленого цвета и выстраивать сериационный ряд по светлоте.
  • Закреплять навыки ориентировки на собственном теле, микроплоскости (лист бумаги).
  • Развивать зрительно-моторную координацию.

  • Набор картинок крокодилов, отличающихся

по светлоте.

  • Карта для графического задания.
  • Фломастеры.
  • Игрушки для глазной гимнастики.

3.

Животные Севера

«В гостях у Северного Оленя»

  • Формировать представления детей о животном мире Севера (белый медведь, морж, олень).
  • Учить выделять основные части тела животных, находить общие отличительные признаки животных.
  • Учить узнавать животных в контурном изображении по информативным признакам и соотносить их с цветным изображением.
  • Развивать тонкие зрительные дифференцировки при определении месторасположения предметов.
  • Развивать основные зрительные функции: фиксация, локализация, прослеживающая функция.

  • Цветное изображение животных севера.
  • Конткрное изображение животных.
  • Сюжетная картина «Север»
  • Д/И «4-й лишний»
  • Инд. Листы с задание, трафареты, фломастеры.

4.

Времена года

«Снежная зима пришла»

Рассматривание сюжетной картины

  • Учить детей рассматривать сюжетное изображение, выделяя передний и задний планы.
  • Учить правильно воспринимать картину по заданному плану.
  • Учить определять и словесно обозначать направления пространства.
  • Учить выделять информативные признаки сезонов в природе и в изображении. 
  • Сюжетная картина «Зима».
  • Лазерная указка.

Декабрь

5.

Времена года

«Зимние забавы»

  • Обогащать представления детей о зимних играх–забавах: игры со снегом, катание с горы, катание на санках и лыжах; знакомить с элементами хоккея.
  •  Учить во время спортивных и подвижных игр ориентироваться в процессе передвижения в пространстве на цветовые, световые, звуковые сигналы.
  •  Упражнять в понимании и выполнении практических действий в соответствии со словесными инструкциями, например: иди быстро, подбрось выше,…
  • Закреплять в играх умение показывать направления пространства  с  точкой отсчёта от себя:  направо – налево, вверх-вниз,  вперёд- назад, обозначать их в речи.

  • Сюжетная картина «Зимние забавы».
  • Предметные картинки: санки, лыжи, коньки, их силуэтные и контурные изображения.

6.

Времена года

«Лыжники»

  • Продолжать развивать зрительную дифференцировку по величине.
  • Упражнять в выделении длины, ширины и высоты двух предметов и сравнении их между собой.
  • Уточнять представления детей об изменении предметов по величине при правильном отражении этого в речи.
  • Развивать основные зрительные функции: фиксации, локализации, прослеживающей функции глаз.

  • Плоскостные фигурки семьи из 4-х человек.
  • Набор предметных изображений разной величины: лыжи, шарфы.
  • Индивидуальные листы с заданием, фломастеры.

Лазерная указка.

7.

Времена года

«Наш друг – Снеговик!»

  • Продолжать развивать зрительную дифференцировку по величине.
  • Упражнять в определении отношений между тремя предметами по величине, обозначении этих отношений словами при сопоставлении их друг другу.
  • Учить находить 2 одинаковых по величине предмета среди 5 разных по величине предмета.
  • Учить детей выкладывать плоскостное изображение предметов из геометрических фигур по образцу.

  • Набор кругов разной величины.
  • Схема снеговика.
  • Картинки к заданию «Найди отличия»

8.

Времена года

«Украшаем елку»

  • Продолжать развивать зрительную дифференцировку по величине.
  • Упражнять в выделении длины, ширины и высоты двух предметов и сравнении их между собой.
  • Уточнять представления детей об изменении предметов по величине при правильном отражении этого в речи.
  • Развивать основные зрительные функции: фиксации, локализации, прослеживающей функции глаз.

  • Плоскостное изображение елок разной величины.
  • Набор плоскостных игрушек на елку разного цвета и величины.


Январь

1.

Я – мое тело

  • Закреплять знание детьми частей своего тела, учить различать и правильно называть их; соотносить с частями тела других детей, куклы.
  • Развивать представления детей о пространственном расположении частей тела. Учить обозначать расположение частей своего тела соответствующими терминами:

слева – справа,  вверху – внизу, спереди – сзади.

  • Развивать пространственную ориентировку с помощью зрения и сохранных анализаторов: слуха, осязания, обоняния.

  • Плакат «Строение человека»
  • Кукла.
  • «Разрезная картика»
  • Флажки.
  • Бубен.

2.

Я – моя семья

«Семейный альбом»

  • Формировать способы зрительного восприятии при рассматривании семейных фотографий. Находить общее и отличное.
  • Учить размещать изображения по словесному описанию, называть их расположение.
  • Закреплять умение ориентироваться на микроплоскости.
  • Развивать основные зрительные функции: фксация, локализация.
  • Сюжетная картина «Семья»
  • Семейные фотографии.
  • Пазлы.

3.

Я – мой детский сад

  • Знакомить детей с помещениями детского сада (групповые комнаты, кабинеты, залы, кухня, прачечная), их назначением.
  • Совершенствовать умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада с помощью зрения, слуха, обоняния.
  • Учить называть местоположение игрушек, книг в группе; создавать элементарные схемы расположения объектов и использовать их для поддержания порядка в игровых уголках, для развития памяти.
  • Учить узнавать  схематичное изображение предметов групповой комнаты на плане, схеме.

  • План помещения группы.

4.

Я – мой город

  • Продолжать знакомство со зданиями города, имеющими разное назначение (например, жилые дома,  магазин,  аптека, детский сад, почта, кинотеатр).
  • Учить детей различать многоэтажные и одноэтажные дома; выделять, соотносить и словесно обозначать величину зданий: большой, меньше, маленький, высокий, ниже, низкий и т.п..
  • Учить детей практическим способом определять удаленность зданий, понимать  пространственные отношения в изображении (то, что к нам близко – на листе низко; то, что от нас далеко – на листе высоко).

  • Сюжетная картина «Улица города».
  • Плоскостное изображение домов разной высоты.


Февраль

1.

Мир человека

Игрушки

«Подарки от Буратино»

  • Учить детей отгадывать загадки, опираясь на информативные признаки.
  • Учить соотносить силуэтные изображения с их реальными предметами (игрушками) и цветными изображениями..
  • Продолжать учить зрительно сопоставлять предметы разной величины, выстраивать сериационный ряд в возрастающей и убывающей последовательности.
  • Развивать основные зрительные функции: фиксация, локализация, прослеживающая функция.

  • игрушками (слон, лошадка, грибок),
  • их силуэтное изображение;
  • Карточки «Наложенные изображения».

2.

Игрушки

«Матрешкины подружки»

  • Продолжать учить детей выделять величину как свойство предмета.
  • Закреплять понятие  «большой-маленький».
  • Активизировать в речи детей слова, обозначающие величину.
  • Учить детей ориентироваться на микроплоскости, выделять  и правильно называть направления пространства (вверху, внизу, справа, слева, посередине).
  • Активизировать зрительное восприятие, внимание, память. Развивать глазомер детей.

  • 10 мячей разного цвета и величины, корзины.
  • Матрешка (5 шт).
  • Цветное изображение матрешек, разных по величине.

3.

Одежда

«Оденем куклу Таню»

  • Продолжать учить дифференцировать форму, цвет, величину предъявленных предметов, выделяя назначения частей одежды.

• Расширять сенсорный опыт при действии с предметами, получать более точные представления об их качестве, взаимозависимости

•  Активизировать работу по коррекции нарушений цветоразличений (на красном фоне –зелёный, на синем поле – жёлтый)

•Учить узнавать предметы одежды в контурном и силуэтном изображении.

  • Два комплекта кукольной одежды.
  • Две куклы разной величины.
  • Набор плоскостной одежды разного размера для фланелеграфа.
  • Индивид.листы с заданием.
  • Фломастеры 3-х цветов.

4.

Одежда

«Я рубашку Маше сшила»

  • Развивать способности детей различать пространственные признаки предъявленных предметов с помощью зрения.
  •  Закреплять умение ориентироваться в пространственном расположении деталей своей одежды, обозначая его соответствующими пространственными терминами (справа-слева, вверху-внизу).

• Развивать зрительно - двигательный контроль при работе с трафаретами. Формировать графические навыки.

•     Различать с помощью зрения и осязания контрастные по величине и фактуре предметы одежды, обозначая их соответствующим словом.

  • Две куклы разной величины.
  • Набор плоскостной одежды разного размера для фланелеграфа.
  • Индивид.листы с заданием.
  • Фломастеры.
  • Трафарет одежды.

Февраль

5.

Мебель

«Новоселье куклы»

  • Закреплять умение детей зрительно анализировать основные признаки предметов мебели: форму, цвет, величину, определять пространственное расположение, сличать изображение  с реальными предметами.
  • Учить различать и называть существенные детали  предметов мебели (например, у стула – ножки, спинка, сиденье).
  • Учить группировать сходные предметы мебели по назначению (например, табурет, стул, кресло, диван).            
  • Упражнять детей в ориентировке в большом пространстве: действовать по словесной инструкции, ориентируясь на предметы мебели (подойди к столу, встань рядом с креслом  и т.д.).

  • Кукла.
  • Предметы мебели: стол, стул, шкаф, кровать.
  • Карточки с изображением частей мебели.
  • Карточки со схематичесикм изображением предметов мебели.
  • Счетные палочки.

6.

Мебель

Конструирование

«Комната куклы Ани»

  • Упражнять в умении правильно называть и различать детали конструктора: кубик, кирпичик, цилиндр.
  • Упражнять в выделении функциональных частей в реальных предметах, определять их пространственное расположение друг относительно друга.
  • Учить  анализировать конструктивный образец и графическую модель, соотносить их, самостоятельно строить по схеме.
  • Добиваться точного соединения деталей при воспроизведении конструкции предмета.

  • Набор строительного конструктора.
  • Графические модели кровати, дивана, стула, стола; план игрушечной комнаты.
  • Кукла Аня.

7.

Посуда

«Помогаем маме»

  • Учить выделять признаки предметов посуды, различать и называть существенные детали.
  • Упражнять в соотнесении силуэтных изображений с цветными изображениями предметов.
  • Учить находить предметы посуды в зашумленном изображении.
  • Закреплять умение находить и располагать предметы посуды в названных педагогом направлениях окружающего пространства.
  • Упражнять в ранжировании предметов посуды по величине в убывающей и возрастающей последовательности.

  • Цветное и силуэтное изображение предметов посуды.
  • Цветное изображеие 5 блюдцев разной величины.
  • Д/И «Помогаем маме»
  • Индивид.листы с заданием «Зашумленные изображения»

8.

Посуда

«Федорино горе»

  • Продолжать учить сличению контурных, силуэтных, цветных изображений, соотносить их с реальными предметами.
  • Развивать умение ориентироваться в многообразии предметов одного вида, анализируя основные признаки предметов посуды (форму, цвет, величину).
  • Развивать основные зрительные функции: фиксация, локализация.
  • Иллюстрации к сказке К.И. Чуковского «Федорино горе».
  • Набор кукольной посуды.
  • Цветные и силуэтные изображения посуды.


Март

1.

Посуда

«В гости к трем медведям»

  •   Продолжать учить ориентироваться на микроплоскости, выделяя и правильно называя основные направления пространства.
  •   Активизировать в речи детей слова, обозначающие положение предметов в пространстве.
  •   Упражнять в дифференцировке предметов посуды по одному из сенсорных признаков (величина).
  •   Развивать зрительный гнозис, конструктивный праксис.
  •   Активизировать зрительное восприятие, развивать зрительную память, внимание, мыслительные операции.

  • Иллюстрации к сказке «Три медведя»
  • Предметные картинки с изображением предметов посуды.
  •  «Разрезные картинки»
  • Набор чайной посуды разной величины.

2.

Продукты питания

«Что купили в магазине?»

  • Учить группировать предметы по существенным признакам.
  • Закреплять умение правильно определять и называть направления пространства.
  • Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.
  • Демонстрационный материал «Продукты»
  • Карточки с контурным изображением продуктов питания.
  • Трафареты, фломастеры.

3.

Транспорт

«Автобус, машина, трамвай – ты о них не забывай!»

  • Учить группировать предметы по одному из сенсорных признаков (форма, цвет, величина).
  • Учить обследовать предметы зрительно-осязательным способом.
  • Развивать зрительное внимание при сличении контурных, силуэтных изображений с игрушками, цветными изображениями.
  • Демонстрационный материал «Транспорт»
  • Игрушки :легковой автомобиль, самолет, грузовик, поезд. Корабль.
  • Силуэтные и цветные изображения предметов транспорта.
  • «Разрезные картинки»

4.

Транспорт

Конструирование

«Грузовик для кота Васьки»

  • Учить детей анализировать сходные объекты, определять пространственное расположение предметов.
  • Учить возводить более сложную модель.
  • Учить соотносить графическую модель с конструкцией.
  • Формировать умение преобразовывать готовую конструкцию в соответствии с заданными условиями.
  • Закреплять знания детей о строительных деталях (кубик, кирпичик, цилиндр, треугольная призма).
  • Развивать конструктивные навыки.

  • Набор строительного конструктора.
  • Схема грузовика.
  • Игрушка кот Васька.


Март

5.

Транспорт

«Зайка едет в гости»

  • Продолжать формировать целостный образ предметов, отмечая форму отдельных частей, их расположение относительно друг друга, величину.
  • Продолжать формировать навык пользоваться линейкой-трафаретом. Учить рисовать автомобиль из геометрических фигур с помощью линейки-трафарета.
  • Продолжать учить ориентироваться на микроплоскости, выделяя правую и левую стороны.
  • Развивать основные зрительные функции: фиксация, локализация, прослеживающая функция глаз.

  • Игрушка Зайка, грузовик.
  • Линейки-трафареты, фломастеры.
  • Математический планшет, резинки.

6.

Профессии

«Путешествие в страну заколдованных писем»

  • Расширять представления детей о труде взрослых: профессия – почтальон.
  • Знакомить детей с информативным признаками профессий в изображении: спецодежда,         орудия труда, специальный транспорт,  интерьер учреждения, поза, характерная для трудового действия.
  • Учить детей правильно воспринимать картинки, соотносить их изображения с реальными предметами в играх, сличать контурное и силуэтное изображения.
  • Продолжать учить различать предметы по признакам: форме, цвету, величине.

  • Кукла-почтальон.
  • Конверты, трафареты игрушек.
  • Коробки-посылки с объемными игрушками.

7.

Профессии

«Посылка от почтальона»

  • Продолжать учить рассматривать сюжетную картину по плану (вопросам педагога).
  • Упражнять в рассматривании человека с выделением позы и развивать способность детей зрительно подбирать и сравнивать цветное и силуэтное изображения поз.
  • Развивать сохранные анализаторы: отличать признаки предметов воспринимаемые осязанием и обонянием; развивать навыки осязательного обследования предметов, мелкую моторику.
  •  Стимулировать и активизировать зрительные функции.

  • Картина "Почтальон", цветное и силуэтное изображение почтальона в разных позах, контурное изображение картины;
  • Посылка-коробка с фруктами (яблоко, груша, апельсин, лимон, банан);
  • Карточки с изображением фруктов, карточки для обводки;
  • Листы кальки, графитные карандаши, лабиринты, фломастеры

8.

Инструменты

«И для дома, и для дачи

Пригодится инструмент»

  • Учить детей понимать обобщающее понятие “инструменты”,  узнавать и называть:  молоток, пилу,  клещи,  топор, отвёртку,  лопату, кисти.
  • Продолжать знакомить с назначением инструментов.
  • Формировать представления о принадлежности инструментов людям разных профессий. 
  • Учить различать и узнавать знакомые инструменты  на рисунках, с разных точек восприятия.

  • Демонстрационный материал «Инструменты».
  • Лото «Тень и контур»
  • Аппарат «Светлячок»


Апрель

1.

Бытовая техника

«Помощники в хозяйстве»

  • Знакомить с внешним видом и назначением бытовой техники: телевизор, радио, магнитофон, телефон, электроплита, стиральная машина,  светильники.
  • Формировать представление об интенсивности света, звука. Учить понимать понятия: «громче – тише», «светлее – темнее».                                                                                                                                                                           
  • Обучать детей правилам: музыку лучше включать не очень громко; телевизор удобнее смотреть сидя, расположившись напротив экрана и очень непродолжительное время; время от времени  полезно выполнять релаксационные упражнения для отдыха глаз.

  • Демонстрационный материал «Бытовая техника»
  • Лото «Тень и контур»
  • «Разрезные картинки»
  • Индивидуальные листы с заданием «Зашумленные изображения»

2.

Книги

«Подарок для Знайки»

  • Формировать способы зрительного восприятия при рассматривании книг.
  • Закреплять умение группировать книги по величине.
  • Развивать основные зрительные функции: фиксация, локализация, прослеживающая функция глаз.

  • Книги разной формы, величины.
  • Листы бумаги с отверстиями.

3.

Времена года

«Звонче птичьи голоса, значит к нам пришла весна!»

  • Закреплять знания об основных цветах спектра. Развивать цветовосприятие.
  • Учить узнавать, называть и сличать предметы по величине.
  • Активизировать сохранные анализаторы, стимулировать предметные действия в наблюдениях за явлениями природы.
  • Стимулировать и активизировать зрительные функции.

  • Игрушка Зайчик.
  • Аудиозапись П.И Чайковского из цикла «Времена года»
  • Индивидуальные листы с заданием «Дополни изображение»

4.

Времена года

«Ласточка и скворец»

  • Познакомить с характерными внешними    признаками скворца.
  • Формировать представление о том, что ласточка и скворец – это перелетные птицы.
  • Учить сравнивать двух птиц по образцу, предложенному тифлопедагогом,  находя признаки сходства и различия.
  • Развитие целостности восприятия, развитие зрительного внимания.
  • Активизировать словарь за счет слов: скворец, ласточка, клюв, хвост, лапка, грудь, брюшко, крыло, перо, скворечник, летать, белый, черный и др.

  • Предметные  картинки с изображением скворца, ласточки, скворечника.
  • Разрезная картинка «Скворец», разделенная на 3 или 4 части, с образцом.
  • Плакат для зрительной гимнастики, лазерная указка.
  • Фланелеграфы (демонстрационный и персональные)
  • Подставки
  • Игрушка Буратино


Апрель

5.

Времена года

«Волшебный цветной мир»

  • Учить детей выделять основные цвета спектра в предметах ближайшего окружения, сопоставлять их с эталонами цвета, правильно называть.
  • Дать детям представления о многообразии цветов окружающего мира.
  • Развивать основные зрительные функции: фиксация, локализация, прослеживающая функция глаз.
  • Игрушки разного цвета.
  • «Разноцветные дома»

6.

Улица города

«Мы по улице идем»

  • Учить узнавать знакомые здания на реальных изображениях.
  • Развивать зрительно-моторную координацию.
  • Учить выделять и словесно обозначать направления движения.
  • Развивать умение называть местоположение предметов в окружающей обстановке.
  • Формировать умение размещать дома на фланелеграфе по словесной инструкции.

  • Цветные и силуэтные изображения зданий, домов, разной величины.
  • Макет «Улица города»

7.

Насекомые

«Кого разбудила весна?»

  • Учить различать части тела  насекомых, рассматривать по алгоритму на игрушках, фотографиях, рисунках, иллюстрациях, находить сходства и отличия: между жуком и бабочкой; между бабочками разных видов.
  • Развивать навыки ориентировки; использовать в речи предлоги, наречия для описания местоположения насекомого, направления движения: на, по, под, над, около, возле, между, слева, справа, вверху, внизу.
  • Учит различать движущихся насекомых.
  • Учить группировать насекомых по однородным признакам (форме, цвету, величине).

  • Цветное изображение  насекомых, цветов разной высоты.
  • Бабочки разных цветов, величины.
  • Перфокарты с контурным и силуэтным изображении насекомых.

8.

Насекомые

«Бабочка-красавица»

  • Формировать умение сравнивать объемные предметы по длине и ширине, используя приемы приложения, наложения и зрительного соотнесения.
  • Упражнять в идентификации объектов по длине и ширине, в выборе парных по величине предметов.
  • Развивать способность устанавливать логические связи и проводить необходимое обобщение.

  • Разноцветные бабочки разной величины.
  • Силуэтные изображения к ним.
  • Цветы разной величины.
  • Карточка-лабринт.


Май

1.

Цветы

«Цветочная мозаика»

  • Формировать способы зрительного восприятия цветочных растений. Учить различать и называть формы частей растения.
  • Развивать функцию цветовосприятия. Закреплять знания основных цветов.
  • Активизировать зрительные функции. Развивать целостность восприятия.
  • Демонстрационный материал «Цветы».
  • Игра «Составь изображение»
  • Индивидуальные листы с задание «Чего не хватает?»

2.

Цветы

«Ромашка»

  • Формировать элементарные представления о ромашке, ее частях (серединка, лепестки, стебель, листочки) и характерных признаках (форма листьев, окраска цветка).
  • Учить рассматривать их и обследовать с помощью зрения и сохранных анализаторов. (осязание, обоняние).
  • Учить детей  описывать свои ощущения при рассматривании объектов природы по вопросам тифлопедагога.
  • Развивать зрительную память, внимание, активизировать зрительное восприятие, развивать слуховое восприятие.

  • Картинка «Ромашка».
  • Цветок.
  • Лепестки, серединка.
  • «Зашумленные изображения».

3.

Цветы

«Цветик-семицветик»

  • Развивать основные зрительные функции: фиксация, локализация, прослеживающая функция глаз.
  • Развивать функцию цветовосприятия. Закреплять знания основных цветов, их оттенков.
  • Продолжать учить локализовывать оттенки синего, желтого, красного, зеленого цветов и выстраивать сериационный ряд по светлоте.

  • Набор цветов разного цвета, лепестки разных оттенков.

4.

Времена года

«Лето»

Рассматривание сюжетной картины

  • Учить детей рассматривать сюжетное изображение, выделяя передний и задний планы.
  • Учить правильно воспринимать картину по заданному плану.
  • Учить определять и словесно обозначать направления пространства.
  • Учить выделять информативные признаки сезонов в природе и в изображении.
  • Сюжетная картина «Лето»
  • Силуэтные изображения.
  • «Разрезные картинки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии как средство развития коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью

Игра занимает важное место в жизни ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, являясь ведущим видом их деятельности. Как сделать так, чтобы игра стала неотъемлемым элементом жизни каждого ребе...

Развитие математических представлений у обучающихся с умственной отсталостью

Статья посвящена развитию математических представлений у обучающихся с умственной отсталостью...

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СО СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИЕЙ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

В данной статье рассматривается процесс развития зрительного восприятия у младших школьников со смешанной дисграфией, а также приводятся примеры игр и упражнений, используемых в работе....

Календарно-тематическое планирование по музыке 1 класс ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями вариант 1

Календарно-тематическое планирование по музыке 1 класс ФГОС  для обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями вариант 1...

Календарно-тематическое планирование по музыке 2 класс ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями вариант 1

Календарно-тематическое планирование по музыке 2 класс ФГОС  для обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями вариант 1...

Особенности развития пространственных представлений у обучающихся с умственной отсталостью

Одним из необходимых условий гармоничного развития ребёнка является способность к ориентировке в пространстве.Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия простр...