РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СО СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИЕЙ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
статья по логопедии

Tatiana Polyakova

В данной статье рассматривается процесс развития зрительного восприятия у младших школьников со смешанной дисграфией, а также приводятся примеры игр и упражнений, используемых в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polyakova_t.p._statya.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СО СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИЕЙ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Полякова Т.П.

учитель-логопед

ГОУ ТО «Тульская школа для обучающихся с ОВЗ №4»,Тула, Россия

Аннотация в данной статье рассматривается процесс развития зрительного восприятия у младших школьников со смешанной дисграфией, а также приводятся примеры игр и упражнений, используемых в работе.

Ключевые  слова: логопедическая работа, оптико-пространственные представления, младшие школьники.

ГОУ ТО «Тульская школа для обучающихся с ОВЗ №4» - это школа-интернат для детей имеющих трудности в обучении. В школе реализуется адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего и основного общего образования на основе ФГОС с учетом УМК «Школа России». В данной школе обучаются дети, имеющие задержку психического развития, а также различные нарушения речи, и если в первом дополнительном и первом классах логопедическая работа направлена в основном на коррекцию звукопроизношения, то в последующие годы обучения большая работа проводится по коррекции дисграфии и дислексии.

У детей с задержкой психического развития в начале обучении обнаруживается стойкое нарушение формирования письменной речи, проявляющееся в виде дисграфии. При диагностическом обследовании у обучающихся, отмечается смешанная дисграфия, в структуру которой входят такие недостатки письма, как нарушение языкового анализа и синтеза, акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия, элементы аграмматической и оптической дисграфии. Для смешанной дисграфии характерны множественные и разнообразные ошибки. Многие проведенные исследования показывают, что смешанная дисграфия чаще всего обусловлена общим недоразвитием речи ребенка, а также несформированностью некоторых высших психических функций: зрительного восприятия и памяти, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, расстройства памяти, внимания. Дети  испытывают трудности в усвоении программы по русскому языку, плохо запоминают и применяют на практике грамматические правила, у них снижен словарный запас, страдает лексическая сторона речи [3].

Несформированные зрительное восприятие и зрительная память у детей с задержкой психического развития со смешанной дисграфией  вызывает ошибки оптического характера. Эта группа замен букв заслуживает особого внимания, так как она трудно распознается учителем и родителями. Такие ошибки чаще всего связывают с недостатками внимания, принимая их за случайные «описки». Поэтому если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Необходимо иметь в виду, что младший школьный возраст как нельзя лучше подходит для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная системная работа по развитию зрительного восприятия является в этот период наиболее эффективной.

Из многочисленных научных исследований известно, что ребенка младшего школьного возраста можно обучать чему-либо, только лишь заинтересовав его в этом. Из этого  следует, что подбор  методов и средств в логопедической работе с учениками начальных классов должен осуществляться с расчетом на то, чтобы они проявляли интерес к происходящему на занятиях и с удовольствием включались в работу. Поэтому игровые приемы и разнообразные наглядные пособия должны стать центральной частью коррекционно-логопедической работы.

В свои занятия я включаю дидактические игры и упражнения, которые способны решить следующие задачи: способствовать развитию зрительного восприятия и внимания, анализа и синтеза, увеличению объема кратковременной зрительной памяти, улучшению звукобуквенного анализа и совершенствование навыков работы с текстом.  

Дидактические упражнения, которые использовались в работе, можно разбить на несколько блоков. Первыми будут отрабатываться задания на развитие пространственных и временных отношений и представлений, развитие зрительной памяти и буквенного гнозиса, а в конце будут предоставляться упражнения на развитие конструктивного гнозиса и праксиса.

Используя на логопедических занятиях дидактические упражнения, нужно помнить об индивидуальных особенностях развития зрительного восприятия, ведь это будет определять характер коррекционной работы. Самым доступным для восприятия будут реальные предметы и изображения, сложнее – схематичные изображения, символы и знаки, наиболее сложными – задания с наложенными, зашумленными, недорисованными изображениями [2].

У детей с задержкой психического развития зрительное восприятие полноценно формируется лишь в процессе обучения и многократного повторения, при предъявлении различных объектов и ситуаций. В качестве вариантов для дидактических заданий можно использовать следующее: узнавание реалистичных изображений в разных ракурсах, узнавание предмета и его части, нахождение «выпавшей», «лишней» части, нахождение двух сходных картинок, нахождение отличий, запоминание 4-6 картинок, букв и воспроизведение их в точной последовательности [1]. Также необходимо включать дидактические упражнения по закреплению зрительно-пространственного образа букв, что будет являться профилактикой дисграфии. Учащиеся выполняю такие задания, как: дописать букву, узнать буквы по фрагментам, обвести контурные изображения букв, выделить наложенные друг на друга буквы, дифференцировать оптические образы букв и их графических элементов.

На коррекционно-логопедических занятиях можно использовать игру «Забавный художник», где необходимо дорисовать части предмета или буквы, игру «Найди отличия», «Мозайка», «Чего не стало», «Исправь ошибку», Допиши букву».

Зрительное восприятие складывается из большого числа функций, поэтому важно оценить различные его стороны и постараться провести коррекционно-логопедическую работу таким образом, чтобы задействовать как можно больше его сторон, что в свою очередь повлечет за собой воздействие на некоторые компоненты смешанной диграфии.

Литература:

1. Баранок, О.А. Коррекционные упражнения для младших школьников с дисграфией// Логопед. – 2009.- №8. – с. 108-116.

2. Гончарова, В.А. Особенности нарушений письменной речи у младших школьников // Логопедия. – 2015. - № 3(9). – С. 80-83.

3. Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления: пособие для логопедов, учителей, психологов, студентов педагогических специальностей. – М.:Парадигма, 2011. – с. 58-60.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно-нравственное развитие детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната»

  Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса....

Презентация "Развитие зрительного восприятия и зрительно-моторной координации"

В презентации представлены упражнения, которые  способствуют развитию зрительного восприятия, внимания у младших школьников.Способствуют развитию зрительно-моторной координации. Направлены на сов...

Календарно-тематическое планирование по развитию зрительного восприятия для обучающихся с умственной отсталостью (НОО)

Календарно-тематическое планирование по развитию зрительного восприятия для обучающихся с умственной отсталостью (НОО)...

Памятка «Развитие зрительного восприятия, направленного на восприятие текста»

При использовании приведенных упражнений и видов работ процесс формирования оптимальной техники чтения идет легче и быстрее, совершенствуется устойчивость внимания, оперативная память. При ежедневном ...

Формирование здоровьесберегающих технологий обучающих с ОВЗ в условиях школы-интерната.

Формирование здоровьесберегающих технологий обучающих с ОВЗ в условиях школы-интерната....

Воспитание гуманности у обучающихся с ОВЗ в условиях школы-интерната

Гуманность раскрывается в проявлении доброжелательности и дружелюбия; готовности прийти на помощь другому человеку, внимательности к нему. Поэтому является одним из приоритетных направлениий духовно-н...

Конспект занятия по "Развитию зрительного восприятия": Развитие восприятия цвета, формы, величины, расстояния предметов

Цель: Развитие зрительного восприятия различных характеристик предметов: цвета, формы, величины, расстояния.Задачи:1. Развитие представлений о цвете, форме, величине, пространственном расположении пре...