Занятие "Наши страхи".
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс)

Письменная Ольга Николаевна

В помощь родителям младших школьников в период соблюдения самоизоляции в стране. Мп3 файлы для прослушивания детям: 1. История про девочку Галю. https://nsportal.ru/audio/dlya-postanovok-kompozic.... 2. Рассказ про Мишу и Машу. https://nsportal.ru/audio/dlya-postanovok-kompozic... 3. Первоклассник Толя. https://nsportal.ru/audio/dlya-postanovok-kompozic... 4. Сказка про Ивана. https://nsportal.ru/audio/dlya-postanovok-kompozic...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие «Наши страхи»

(Для родителей в период карантина)

педагог-психолог Письменная О.Н., МОУ СШИ 2.

Цель занятия: помочь родителям в развитии эмоциональной  сферы детей.

 – Я очень рада Вас приветствовать!

Какие чувства вы знаете? Это какое чувство? Сегодня мы познакомимся еще с одним чувством. А чтобы вы поняли, о каком чувстве мы будем говорить, я расскажу вам одну историю про девочку Галю.

Слушайте запись мп3. https://nsportal.ru/audio/dlya-postanovok-kompoziciy-prezentaciy/2020/04/zanyatie-nashi-strahi 

Галя приехала к бабушке в деревню. Однажды она гуляла недалеко от реки, собирала цветы, пела песенки, и вдруг услышала, что позади нее кто-то зашипел: «Ш-ш-ш!» Галя обернулась и увидела большого гуся. Она испугалась и побежала домой. Прибежала к бабушке и рассказывает: «Я испугалась гуся! Он громко шипел и хотел меня ущипнуть» Бабушка успокоила Галю.

– Какое чувство испытала Галя? Да, правильно, она испугалась.

– Посмотрите и скажите, какое чувство испытывает этот ребенок? Смотрите внимательно. У него широко открыты глаза, рот, он вот-вот закричит. Какое это может быть чувство? Да, это чувство страха. Давайте попытаемся изобразить его на лице, фигурой, с помощью игры «Море волнуется».

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Фигура страха на месте замри.

Молодцы!

– Вы испытывали чувство страха, вам было когда-нибудь страшно? Когда?

Предлагаю закончить предложение «Страшно – это когда ….» (варианты ответов: один, темно, незнакомый человек, шар лопается, собака хочет укусить, свет погас, ужастик смотришь, лифт останавливается).

Наши мамы, папы, воспитатели тоже чего-то или кого-то боятся, они тоже испытывают это чувство, чувство страха.

- Как вы думаете, когда маме становится страшно?

 Закончите предложение: «Маме страшно – когда …..» (варианты ответов: болеют дети, нет денег, ребенок плачет, сама заболела, папы рядом нет, дети допоздна гуляют).

Вывод: Хорошо, наши близкие тоже в тех или иных ситуациях испытывают это чувство – чувство страха.

Игра «Ассоциации». Придумайте ребята, каким цветом могло бы быть чувство страха – …………, каким животным- …….., каким запахом – ……, каким звуком – …. , каким цветком- ………..

Вывод: Вы все слышите и видите, что каждый отвечает, показывает, испытывает это чувство по-разному. Это значит, ребята, чувства каждого человека уникальны, неповторимы, т.е. по-своему. И каждый имеет право чувствовать то или иное чувство по- своему: Радоваться, испугаться, обижаться может человек по-своему.

Беседа. Один и тот же человек в одно время может совершать плохие поступки, а в другое время – замечательные. Когда-то может помешать на занятии, а когда-то помогать воспитателю. Когда-то казаться очень красивым, а в какие-то минуты безобразным. То же самое характерно и для чувств. Мы иногда радуемся, иногда грустим, иногда боимся, иногда чувствуем себя такими сильными и непобедимыми. Не бывает плохих или хороших чувств. Сейчас послушайте рассказ о близнецах, которые победили страх или их страх оказался полезным всем. Рассказ про Машу и Мишу (мп3).

https://nsportal.ru/audio/dlya-postanovok-kompoziciy-prezentaciy/2020/04/zanyatie-nashi-strahi-0 

Рассказ.

В одном большом городе на первом этаже жила семья: папа, мама и двое детей – Миша и Маша. Мама с папой ходили на работу, а Миша и Маша с детский сад. Они были близнецы и поэтому ходили в одну группу. Папа и мама очень любили своих детей и гордились ими, но одно их огорчало – оба ребенка очень всего боялись: боялись темноты, боялись оставаться без света, боялись волка, боялись оставаться одни дома.

Когда они ложились спать, то Миша клал рядом с собой игрушечный пистолет, который несмотря на то что был игрушечным, очень громко стрелял. А Маша – саблю из Мишиного рыцарского набора. И каждый раз, засыпая в своих кроватках, они долго крутились, прислушиваясь к каждому шороху, так что по утрам, поправляя их простыни, мама каждый раз охала.

Однажды вечером мама с папой уложили детей спать и уехали ненадолго на вокзал встречать бабушку. «Может быть, второпях они забыли закрыть дверь», – прошептал сестре Миша, потому что вскоре в коридоре, а затем в кухне послышались какие-то уж слишком громкие шорохи. Дети тихонько приоткрыли дверь в коридор и тут же захлопнули. Там ходила большая черная собака с опущенным хвостом. Дети придвинули к двери стулья, велосипеды и залезли под Машину кровать. Но вдруг страшная мысль пришла к ним: «А мама с папой, а бабушка? Что будет с ними, когда они увидят собаку? Может быть она бешеная и искусает их?». Дети затряслись от страха и тихонько заплакали. Потом как-то сразу Миша взял свой пистолет, а Маша саблю. «Я испугаю ее», – сказал Миша, «А я побью ее», – сказала Маша. Дети разобрали завал около двери и вышли в коридор. Миша загрохотал пистолетом, а Маша застучала саблей по стене, потом по батарее. «Пошла вон!», – закричали они хором. И собака выскочила, а дети заперли за ней дверь. Вскоре пришли родители. Они были очень встревожены. Соседка предупредила, что от их двери бежала большая собака. Дети рассказали им все, что было. Родители обрадовались: мы гордимся такими детьми. «Но как же вам удалось прогнать такую страшную собаку?» – спросили они. А дети отвечали: «Мы просто очень боялись за вас».

Вывод: Любое чувство может быть полезным, как самому человеку, так и окружающим его людям, а может и вредить. А от вредных чувств мы должны уметь избавляться.

Упражнение «Мусорное ведро».

– Давайте порассуждаем. Зачем человеку нужно мусорное ведро? Нужно ли оно? Почему необходимо постоянно освобождать его от мусора? Представьте жизнь без мусорного ведра, когда мусор постепенно наполняет все комнаты, становится тяжело дышать, невозможно передвигаться, люди начинают болеть. Но ведь также и с чувствами. У каждого из нас скапливаются чувства, часто ставшие ненужными и бесполезными. И некоторые любят копить, т.е. не говорить, прятать свои чувства.

Возьмите лист бумаги и нарисуйте свои страхи.

- А вы хотите избавиться от этого чувства? У вас на столах лежат ваши рисунки, ваши страхи. Возьмите их, это ваш страх, и вы хотите от него избавиться. Разорвите их на кусочки, сверните в комочки и выбросьте в мусорное ведро. Мы уничтожили наши ненужные страхи. Что вы сейчас чувствуете? Стало легче? Поздравляю!

У каждого дома есть свой хозяин или хозяйка: если хозяин хороший, то в доме прибрано, вещи разложены по местам, дом хорошо служит своему хозяину. Если в доме плохой хозяин, то в нем беспорядок, вещи разбросаны где попало. Хозяин то и дело ищет какую-то вещь и не может найти, а ненужные вещи, наоборот, лезут в руки. Такой дом не может служить своему хозяину. Также и с чувствами. Один человек может быть хорошим хозяином своих чувств, управлять ими. Другой человек может не быть хозяином своих чувств. Тогда, наоборот эти чувства будут управлять, распоряжаться этим человеком и доставлять ему много хлопот.

Послушаем небольшой рассказ  о первокласснике Толике (мп3).

https://nsportal.ru/audio/dlya-postanovok-kompoziciy-prezentaciy/2020/04/zanyatie-nashi-strahi-1 

«Жил-был мальчик Толик. Он был умный и сообразительный. Как-то раз на уроке русского языка он вдруг сообразил, что в последней драке он упал, потому что это Вовка ему подножку подставил. Повернулся Толик назад и ударил Вовку учебником по голове. Учительница застыдила его. «Но почему? — удивился Толик. — Я ведь его справедливо ударил».

А как-то во время завтрака в столовой такие вкусные оладьи давали, так Толику стало радостно, что стал он хохотать на всю столовую да еще соседку Аньку щекотать, чтобы одному не скучно было смеяться. А учительница застыдила его. Но почему? А как-то получил Толик сразу две пятерки: по труду и по физкультуре. Радостный прибежал домой, да так закричал: «Ура, мама, хвали меня!», что младшая сестренка — она была еще грудная — проснулась и заплакала . А мама застыдила его. «Но почему? — грустно подумал Толик. — Я ничего не понимаю».

Обсуждение: - В чем беда Толика? - В том, что он не был хозяином своих чувств.

 - Приведите примеры из жизни или произведений, когда неумение владеть своими чувствами мешает и самому человеку и окружающим, может привести к серьезным конфликтам.

- А вы хотите научиться владеть своими чувствами, быть ИХ ХОЗЯИНОМ?

Ответы детей на вопросы.

Далее необходимо показать детям некоторые простейшие способы владения своими чувствами. Для этого прослушайте следующую сказку про Ивана.

Сказка про Ивана (о способах овладеть своими чувствами) мп3.

https://nsportal.ru/audio/dlya-postanovok-kompoziciy-prezentaciy/2020/04/zanyatie-nashi-strahi-2 

«В одной семье жило три сына: двое умных, а третий дурак. Двое ходили на службу, начальство ими было довольно, награды давало. И денег они подкопить сумели, так что собирались вскоре жениться и невест присматривали. А третий, как мы уже говорили, Иван был дурак дураком, битым по стольку раз на день бывал, что и не сосчитаешь. То всей округе расскажет, на каких девушек братья глаз положили. «Да ведь людям интересно, спрашивают», - оправдывается он потом. То в драку влезет. Как услышит, кто резкое слово скажет, так скорее кулаком учить его начинает. «Чтобы неповадно было», — оправдывается потом Иван. То по хозяйству урон нанесет. Как попросят его братья помочь чем-нибудь: лошадь запрячь или же такую малость, как яйцо от курицы принести, так Иван и рад помочь, мигом с места срывается, да либо что-нибудь второпях не так сделает, либо разобьет, либо сам упадет — лечи его потом.

«Так я же скорее хотел сделать», — оправдывается он потом. И вот надоело Ивану битым быть и пошел он в лес куда глаза глядят. Шел он шел и устал, сел на пенек и ногами болтает. Глядь, откуда ни возьмись старушенка с гриб величиной, а глаза у ней большие и добрые.

«Знаю, знаю пробеду твою, — говорит ему старушонка, — не можешь сдержать ты ни радость, ни гнев, ни усердие, нет у тебя крепких запоров, чтобы чувства твои из тебя не выскакивали, когда это ненадобно».

«Правильно ты говоришь, бабушка, — отвечает Иван, — радость тут же на язык скачет, а гнев кулаки чесать начинает да так, что невтерпеж становится».

«Помогу я тебе, — молвит старушонка, — слушай внимательно. Дам я тебе три совета:

— Перво-наперво, когда сильное чувство приходит, встань обеими ногами на Мать-Сыру Землю. Встань и пяткой, и всеми пальцами, чтобы Земля силу дала.

— Второй, когда землю почувствовал, осмотрись вокруг и, пока что-нибудь маленькое не найдешь — муравья, комара, муху ли какую или цветочек махонький, чувство наружу не выпускай.

— А третий — это вдохни глубоко-глубоко полной грудью и тихонечко выдохни, чтобы ты сам своего выдоха не услышал .

И когда три мои совета выполнишь, то сразу поймешь — надо ли сейчас смеяться или плакать, кулаками махать или спокойный разговор повести». Так сказала старушонка и исчезла.

Огорчился Иван, не все он понял, хотел еще спросить-пораспросить, но потом встал на ноги крепко, рассмотрел божью коровку, которая на травинку лезла, вдохнул полной грудью и захотелось ему домой вернуться. «Братья уж волнуются, меня ищут», — подумал он. И зашагал Иван домой. Но три совета старушонкиных всю жизнь помнил.

А когда женился и детишки у него пошли, рассказал их детишкам. А звать его стали с тех пор Иваном Ивановичем».

- А вы желаете научиться владеть своими чувствами, быть их хозяином? Тогда поиграем в игру.

Игра.

 Я нарисую пальцем в воздухе очень медленно какую-то букву, а вы угадайте эту букву. Но не закричать тут же правильный ответ (а очень хочется), а преодолев свое «хочу выкрикнуть», дождаться команды и ответ прошептать.

Модификация этой же игры. Закрывайте все глазки. А я спрячу эту (любую) игрушку. Открывайте глаза, теперь ищите эту игрушку, кто нашел – подойдите ко мне и прошепчите мне на ухо где лежит игрушка. Нельзя трогать руками, кричать, где лежит, указывать пальцем, подойти и трогать руками, схватить тоже не положено.

Игра «Тыкалки». Дети садятся  на стулья, ставя ступни ног на  пол и «замирают». Ведущий, медленно считая до десяти, проходит между детьми и легонько щекочет каждого. Детям необходимо не рассмеяться и сохранить неподвижность. При повторном выполнении водит один из детей.

Молодцы! Поздравляю, вы научились управлять своими чувствами.

«Солнечный зайчик». Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот – погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним.

Отлично! Мы подружились с «Солнечным зайчиком», глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу. Как здорово, что мы с вами встретились!

Занятие закончилось. Спасибо всем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детские страхи: куклотерапия в помощь детям.

Программа коррекции тревожности и страхов с использованием куклотерапии. Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Время. Продолжительность кажд...

ЕСЛИ РЕБЕНОК ИСПЫТЫВАЕТ СТРАХ

Советы родителям, что делать, если ребенок испытывает страх. Советы даны психологом....

методическая разработка по теме: "Коррекция страхов у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста"

методическая разработка посвящена коррекции страхов у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста....

Как помощь ребёнку преодолеть страх

Рекомендации родителям по воспитанию детей....

Материал для беседы с родителями на тему «Откуда берутся различные страхи и как с ними бороться?».

Давайте попробуем выяснить, откуда эти страхи приходят. И где, собственно, проходит та грань, до которой страх естественен, а после - мешает жить. Превращается не просто в неприятного спутника жизни, ...

Детские страхи.

Детские страхи. Что же это такое и как с ними бороться? Именно об этом и пойдёт речь в этой статье. Здесь собраны самые полезные рекомендации ведущих детских психологов и психиатров, даны ответы...

Средство против страха (страха расставания)

материал будет полезен для педагогов и родителей детей младшего школьного возраста....