Внеурочная деятельность "Мир профессий"
учебно-методический материал (4 класс)

Курс внеурочной деятельности «Мир профессий» реализует общеинтеллектуальное  направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._progr._po_vneur._professii.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

                        Рабочая  программа

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                     «Мир профессий»                          

                                                                                           Учитель: Адвахова Н.С.

Пояснительная записка

      Курс «Мир профессий» реализует общеинтеллектуальное  направление во внеурочной деятельности в рамках  апробации  федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования второго поколения.

         О множестве профессий школьники  практически не имеют информации, поэтому знакомство с миром профессий  начинается в начальной школе.

          Работа по профориентации в начальной школе очень специфична. Особенность заключается в том, что в 1-4 классах не ставится цели подвести детей к выбору определённой профессии. Главное – развитие внутренних психологических ресурсов личности ребёнка.

        В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, т.е. определяющей развитие школьника, важно расширить его представление о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему ещё трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов,  конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. На этой стадии создаётся определённая наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем на основе этого материала ребёнок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. Для этого и необходимы занятия по профориентации в начальной школе.

      Экскурсии, беседы с элементами практической деятельности, сюжетно-ролевые игры,  играют важную роль в профессиональной ориентации младших школьников. Они способствуют расширению знаний о мире профессий, углубляют представления детей. Использование наглядности, игрового материала ( кроссворды, загадки, пословицы, викторины), элементов занимательности, состязательности (мастер-классы, шоу, конкурсы) поможет создать у младших школьников многообразие впечатлений. В игре совершенствуются движения и умственные операции. Таким образом, ребёнок познаёт и запоминает мир профессий.

    Цель курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.

Задачи: 

  • познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
  • формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;
  • развивать интеллектуальные и творческие возможности детей.

Содержание   определяется возрастными особенностями младших школьников.  

 Каждое занятие  имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.

  Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей .

   В данном курсе игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.

   Занятия,  проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний.   Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.

Структура занятий

  1. Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).
  2. Знакомство с профессией, которой посвящен урок (коллективное обсуждение):
  • что я знаю об этой профессии;
  • что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;
  • какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию;
  • что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг, телепередач.
  1. Выполнение развивающих упражнений в соответствии с             рассматриваемой способностью и профессией.
  2. Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).

 Объем программы:

 На  реализацию курса «Мир профессий» в  4  классе  отводится  34 ч  в год  (  1  час в  неделю)

Ожидаемые результаты прохождения курса:

  • участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой  деятельности;
  • расширение кругозора о мире профессий,
  • заинтересованность в развитии своих способностей,
  • участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии,
  • возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности, способность  добывать новую информацию из различных источников.

Используемая литература:

  • Сухаревская Е.Ю. «Мир профессий», Ростов-на Дону, издательство ИПК и ПРО,

2008 г

  • Психология. Учебное пособие для начальной школы./ под ред. проф. Дубровиной И.В., Москва, «Гардарика» 1998г./
  • Развитие интеллектуальных способностей школьника.

           Тихомирова Л.Ф., Ярославль, «Академия развития» 1996г.

  • Развитие творческого мышления детей. Симановский А.Э., Ярославль, «Академия развития» 1996г.
  • Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей. Винокурова Н., Москва, «ИМПЭТО» 1995г.
  • Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог». Издательский дом «Первое сентября», 2004г.

Содержание курса

                                                                                            

п/п    

  Раздел      

Кол-во час.

Планируемые результаты

коллективно-творческая деятельность

1

Введение в мир профессий

5

  • участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой  деятельности,
  • расширение кругозора о мире профессий,
  • заинтересованность в развитии своих способностей,
  • участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии,
  • возможность попробовать свои силы в различных областях взрослой деятельности,
  • способность  добывать новую информацию из различных источников,
  • защита проекта с привлечением родителей.

2

Профессии в школе

2

3

Знакомство с  различными профессиями

14

4

Проект «Азбука профессий»

8

5

Профессия моих родителей  

3

6

Викторина «Что мы узнали?»

1

7

Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!»

1

8

Защита проектов по профессии.

2

 

Итого:

  34ч.

Тематическое планирование занятий

Дата

Тема занятия

Кол-во час

Основное содержание

Ресурсы, оборудование

Введение в мир профессий 5 ч

Зачем человек трудится?

1

 Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд», «профессия». Игра «Собери пословицу о труде»

Презентация

Разрезные карточки с пословицами

Какие профессии ты знаешь?

1

Проблемная ситуация: какие профессии ты знаешь? Мини-рассказ учащихся о некоторых профессиях.

Игра «Угадай профессию!»

Презентация

Мир интересных профессий

1

Рассказ учителя о необычных профессиях: дегустатор, дрессировщик, спасатель.

Презентация

Чем пахнут ремесла?

1

Чтение учителем произведения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»

Дискуссия: почему бездельник не пахнет никак?

Презентация

Кем я хочу стать?

1

Чтение учителем отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть?». Галерея рисунков «Кем я хочу стать?»

Листы, краски, иллюстрации

 с изображе-

нием людей различных профессий

Профессии в школе 2 ч

Профессия - учитель

1

 Кто такой учитель? Проблемная ситуация: каким должен быть учитель?

Сценка «На уроке»

Конкурс загадок на тему «Школа»

Презентация  

Профессия -библиотекарь

1

Экскурсия в школьную библиотеку.

Знакомство с  различными  профессиями 14 ч

Профессия – телерепартёр, диктор.

2

Экскурсия в телекомпанию «Ракурс»

Беседа с ведущим, оператором,

инженером, мантажёром.

Профессия - продавец

2

Экскурсия  в магазин.

Гири, весы

Профессия –парик-

махер

2

Экскурсия в парикмахерскую,

знакомство с профессией парикмахера.

Профессия - повар

2

Знакомство с профессией повара. Интервьюирование школьного повара .

Профессия - почтальон

2

Экскурсия на почту. Знакомство с профессией почтальона.

Профессия - врач

2

Знакомство с профессией врача. Пресс-конференция со школьной медсестрой.

Презентация

Халат врача, аптечка.

Профессия - художник

2

Знакомство с профессией художника.  Викторина «Какие предметы нужны художнику?» Конкурс рисунков «Я-художник»

Проект «Азбука профессий» 8 ч

Организационное занятие. Предъявление заданий группам

1

Коллективная работа: составление азбуки профессий.

Представление мини-проектов на буквы А-Д

2

Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях  на буквы А-Д

Представление мини-проектов на буквы Е-К

1

Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях  на буквы Е-К

Представление мини-проектов на буквы Л-Р

1

Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях  на буквы Л-Р

Представление мини-проектов на буквы С-Я

1

Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях  на буквы С-Я

Оформление результатов проекта

2

Создание папки «Азбука профессий».

Профессия моих родителей 3 ч

Кем работают мои родители?

2

Защита мини-проектов «Профессия моих родителей»

Встреча с родителями

1

Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?»

Итоговые занятия 2 ч

Викторина «Что мы узнали?»

1

Разминка. Викторина «Что мы узнали?»

Презентация

Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!»

1

Праздник для родителей «Все профессии важны, все профессии нужны!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Мир профессий" в 1 классе по теме "Взаимосвязь профессий"

Конспект занятия по внеурочной деятельности в 1 классе. Занятие является обобщающим и раскрывает сущность взаимосвязи профессий.Занятие заставляет учащихся задуматься о ценности вещи, о бережном отнош...

Программа внеурочной деятельности "Все профессии нужны, все профессии важны"

Сроки реализации программы 33 чВозраст детей: 7-8 лет (1 класс)Направление: социальноеВид: модифицированная...

"Профессии – Букваренок -Заниматика" внеурочная деятельность 1 класс "Мир профессий"

"Профессии – Букваренок -Заниматика" занятие разработано для внеурочной деятельности "Общеинтеллектуальное направление "1 класс курс "Мир профессий".Содержание   определяется возрастными осо...

Внеурочное занятие "Профессии людей"

Внеурочное занятие "Профессии людей"...

Внеурочное мероприятие с краеведческим материалом «Профессии людей моего края: профессии бабушек и дедушек, профессии современности, профессии будущего.»

 Вопрос «Кем быть?» жизненно важный. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Грамотно построенная профориентационная работа позволяет решить многие пр...

Путешествие в мир профессий. Конспект занятия по внеурочной деятельности "Профессия "Адвокат"

Путешествие в мир профессий. Конспект занятия по внеурочной деятельности "Профессия "Адвокат"...

Методическая разработка внеурочного занятия "Все профессии нужны, все профессии важны. Профессия парикмахера"

Представлена методическая разработка внеурочного занятия «Все профессии нужны, все профессии важны. Профессия парикмахера»Цель занятия: сформировать представления о профессии парикмахера (...