Конспект занятия на тему "Добрые слова на букву Д"
план-конспект занятия (4 класс)

Чернявская Елена Николаевна

Цель занятия:  раскрыть значения Добрых слов на букву Д . Расширить понятийный аппарат в области человеческих отношений. Сформировать у детей понятие «дружелюбие»,  «доброта», « добросердечие».  Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения. Сформировать потребность в доброжелательном общении с окружающими. Контролировать свое поведение в общении с другими людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dobrota.docx517.15 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Занятие

                     «Добрые слова на букву «Д»»

Из раздела: духовно-нравственное воспитание

                          Форма проведения: сюжетно-ролевая игра

http://rushkolnik.ru/tw_files2/urls_3/107/d-106916/106916_html_m3f2abb72.png

        

                                                         

                                                                               

                                                                               Воспитатель: Чернявская  Е.Н.

                                                                                Дата проведения: февраль 2019г

  Цели.  Раскрыть значения данных слов.   Расширить понятийный аппарат в области человеческих отношений. Формировать у детей понятие «дружелюбие»,  «доброта», « добросердечие».  Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения. Сформировать потребность в доброжелательном общении с окружающими. Контролировать свое поведение в общении с другими людьми.

Задачи.

- Расширить этический кругозор в логике этике отношений воспитанников

-  Совершенствовать практику этического поведения  воспитанников в отношениях к людям, окружающей действительности.

Оборудование.

Плакаты с пословицами.  ( Дружбу топором не разрубишь; нет друга так ищи, нашел так береги; старый друг лучше новых двух; друг денег дороже, друга за деньги не купишь).

Мультимедийное  оборудование

Доска с пишущими мелками.

Карточки с  изображением предметов, явлений.

Выставка детских рисунков « Дружелюбный зверь»

Стихи о доброте.

Доброта.

1. Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.

3. И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!

2. Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.

4. Я хочу, чтоб все смеялись,
Чтоб мечты всегда сбывались,
Чтобы детям снились радостные сны.
Чтобы утро добрым было,
Чтобы мама не грустила,
Чтобы в мире больше не было войны

Ход занятия.

I часть. Доброта.

( слайд)

http://s.fishki.net/upload/post/201502/01/1410522/dobrota-gen.jpg

 Вводное слово педагога. Здравствуйте!  Сегодня   я предлагаю вам необычное путешествие.  Давайте мы с вами откроем волшебную дверь добра… Вместе поможем друг другу совершить словарное путешествие в мир человеческих отношений. Этот мир  богатый и сложный, тонкий  и огромный.  Итак,  в добрый путь.

 А сейчас давайте немного поиграем.  

Игра называется « Добрый дождик»

Я попрошу встать всех в круг. Все вы добрые дождинки. В центре круга стоит мама туча (воспитатель). У нее    чашечка с волшебной водой доброты. Включается музыка веселая.

Туча ( воспитатель)

-  У меня есть волшебная чаша с волшебной водой.

Правила игры такие:  Когда музыка звучит,  вы танцуете. Когда музыка обрывается, останавливаетесь.

Волшебство начинается,  когда « Волшебная туча» обрызгает вас волшебной водой 

« Добра». К кому я подойду и обрызгаю, т.е.  подействуют чары волшебства. ВЫ СТАНОВИТЕЬ КАПЛЕЙ ДОБРОГО ДОЖДЯ. И ответите на мой вопрос: « Кому  волшебная дождинка помогла».  Каждая  волшебная дождинка « ДОБРА»   ответит на вопрос, для этого нужно подумать и  придумать  свой ответ.

Например:  я увидела цветок, зачахший  от жары, и напоила его; я увидела на дороге грязную машину и помыла ее; я развеселила детей и т. д.

БЕСЕДА

ДОБРОТА  что это, как вы думаете?

( высказывание детей)

- Спасибо! Вы верно понимаете смысл  понятия .

И так, ДОБРОТА- это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас  отзывчивыми и терпимыми, способными  дарить окружающим заботу и любовь.

ДОБРОТА- это проявление искренних чувств, полезным другим, и не требующим вознаграждения.

ДОБРОТА-  это стремление человека делать добро окружающим, отзывчивость, любовь к ближним.

( слайд)

http://900igr.net/datas/religii-i-etika/Dobrota-spaset-mir/0002-002-Dobrota-moralno-tsennostnaja-kharak-teristika-cheloveka-vkljuchajuschaja.jpg

(Воспитатель показывает семечко  какого-либо фруктового дерева и попросите их нарисовать это дерево через десять лет.)

Воспитатель:

-  У меня семя – яблока. Как вы думаете, если мы посадим семя в землю, будем его поливать, ухаживать, солнышко его будет согревать, каким будет это семечко через 10 лет, во что оно превратится?

(ответ детей: вырастит дерево )

(слайд)

http://informvest.com/wp-content/uploads/2014/03/%D0%B4%D0%BE%D0%B11.jpg

- Спасибо, ребята, Молодцы!

-  Перечислите всех, чья доброта помогла этому дереву вырасти.

( ответ детей: доброта солнышка, земли, ветра, садовника)

-После этого дети должны перечислить всех, чья доброта помогла этому дереву вырасти.

 ( Доброта солнышка, земли, воздуха, ветерка, садовника).

- Затем попросите детей перечислить всех, чья доброта помогла расти им.  ( родители, бабушки, дедушки, воспитатели, учителя, друзья и подружки).

ТВОРЧЕСКОЕ  ЗАДАНИЕ « ДОБРОЕ ДЕЛО»

 Прочитать детям пословицу: « ДОБРОЕ ДЕЛО, ЧТО ДОЖДЬ В ЗАСУХУ».

Раздать детям карточки с рисунками любых предметов или явлений окружающего мира. (например: солнце, книга, земля, дом, мебель, одежда, книга и т. д.)

Каждый должен рассказать о доброте того, кто ему  достался на карточке, но не называя его.

Дети должны угадать, о ком рассказывали их друзья.

Например: поит, умывает ( ВОДА); укрывает, защищает от непогоды, дарит уют ( ДОМ) и т

                                     http://www.bugaga.ru/uploads/posts/2013-06/1371578642_dobrota-5.jpg
https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTJn6uBt_l3SaooTf22yE4XaGYNbhNMoANxN6NZs4R65it8Kj_w

 Воспитатель:.

- Представляете, пока мы здесь с вами разговариваем, только что  ФЕЯ ДОБРА подарила нам ларей с дарами доброты.

(достает  ларец, закрытый платком)

Один из детей  (по желанию воспитанников) открывает  ларец. А там ничего нет.

Воспитатель:

- Нет, нет! Он не пустой! Там находится, то что глазами не увидишь, а можешь почувствовать только сердцем. Что же это?

Ответы детей:  - Это доброта, нежность, ласка, сострадание, радость, вера, мудрость, любовь, чуткость, бескорыстие, совесть, надежда, улыбка, добросердечие, честность, мечта, прощение, дружелюбие.

- Подумайте, что из этих даров вы хотели бы подарить своим родным, друзьям? Какие качества вы бы хотели иметь в своем сердце?

 Воспитатель: ( читает стих)

Храните, Люди, красоту!

  Она дается вам от бога,

  Какой бы не была дорога,

  Храните, Люди, красоту!

  Дарите, Люди,  доброту!

  Дарите щедро, без утайки,

  И богачу и попрошайке,

  Дарите, Люди, доброту!

  Храните, Люди, красоту

  Дарите, Люди, доброту!

   Живите сердцем, и мечтайте,

   И каждый час, и каждый час

  С любовью страстной проживайте!

                                                  Чтоб не угас в душе родник!

Воспитатель:

- Давайте, выделим качества, определяющие доброту:

                - добродушный,

                - доброжелательный,

                - добросердечный,

                 -добропорядочный,

                 - добросердечный

 Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал о добре: « В чем самая большая цель жизни? Я  думаю, увеличить добро в окружащем Вас. А добро это, прежде, всего счастье всех людей, оно создается из добрых чувств,  добрых воздействмй на окружающую среду»

(  слайды)

    http://900igr.net/datas/religii-i-etika/Dobro-i-zlo/0002-002-Vo-vnutrennem-mire-cheloveka-dobrota-eto-solntse.jpg                                 http://motivators.ru/sites/default/files/imagecache/main-motivator/motivator-13686.jpg

III. Добросердечие.

(слайд)

http://petra-i-pavla.prihod.ru/users/39/939/editor_files/image/%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B4%D1%86%D0%B5.jpg

Воспитатель:

– Положите свою руку на сердце, прислушайтесь, как оно стучит. Оно с вами разговаривает. Что оно вам может сказать сегодня, когда мы душевно разговариваем друг с другом?

– Сколько доброго сказало вам сердце!

Не волшебство ли это: слышать сердце и выполнять его волю?

– Что может помочь человеку отворить волшебные двери добра и доверия в мир человеческих отношений? (Сердце). Какое сердце? (Доброе, чуткое, умное).

– Слушайте, дети, своё сердце, и оно поможет вам совершить волшебство

- ДОБРОСЕРДЕЧИЕ -  это доброе, участливое отношение; обладающее добрым сердцем, ласковым, участливым.

Творческое задание.

 Педагог рисует на доске цветок доброты с серединкой в виде сердца.

Дети должны подумать обо всем добром, что они могут сделать друг для друга, чтобы им жилось интереснее, Каждый добрый поступок, о котором расскажут дети, дарит сердцу новый лепесток.

Воспитатель:

- Чтобы сердце ожило, вы  в течении  дня должны  выполнить  то, о чем  рассказали.

http://www.life-is-good.org/wp-content/uploads/2011/02/kindness1.jpg

IV. ДРУЖЕЛЮБИЕ.

(слайд)

http://content.foto.my.mail.ru/mail/sveta_alushta/_mypagephoto/i-1977.jpg

Что такое дружелюбие

Вопрос воспитателя:  Как вы понимаете что такое дружелюбие?

Дружелюбие – дружеское расположение, доброжелательное отношение к кому-либо.
Современный толковый словарь русского языка Ефремовой 

Дружелюбие – благожелательность, приветливость, дружественность, общительность.

Воспитатель:

-Большое спасибо! Молодцы!


Словарь синонимов 

  • Дружелюбие – это способность видеть и уважать личность в другом человеке.
  • Дружелюбие – это готовность доверять окружающим и судьбе.
  • Дружелюбие – это умение жить в согласии с людьми разных взглядов и убеждений.
  • Дружелюбие – это желание и умение находить взаимопонимание с окружающими.
  • Дружелюбие - это открытость ко всем проявлениям жизни.
  • Дружелюбие – это улыбка человека жизни и ответная улыбка жизни человеку.
  • Дружелюбие – это и черта характера человека, и манера его поведения.

Преимущества дружелюбия

  • Дружелюбие даёт открытость – к построению отношений.
  • Дружелюбие обеспечивает интерес – к людям и окружающему миру.
  • Дружелюбие даёт оптимизм – человек, дружелюбно настроенный по отношению к окружающим, не ждет подвоха ни от них, ни от судьбы.
  • Дружелюбие даёт свободу – от обид и претензий к окружающим.
  • Дружелюбие приносит радость – от общения с людьми.
  • Дружелюбие – одна из наиболее достойных черт характера человека; дружелюбие противостоит всем негативным эмоциям.

Проявления дружелюбия в повседневной жизни

  • Семейные отношения. Когда родители внимательно относятся к своему ребенку, разговаривают с ним, как с равным – они демонстрируют дружелюбие и учат дружелюбию ребенка.
  • Общение. Когда люди различных взглядов и убеждений не допускают ссор и разногласий при общении – они проявляют дружелюбие.
  • Сопереживание. Способность сопереживать, сострадать в невзгодах – яркое проявление дружелюбия.
  • Помощь. Помогая людям, даже на обычном бытовом уровне, человек демонстрирует дружелюбие по отношению к ним.
  • Животные. Мы часто чувствуем дружелюбное отношение к нам домашних животных. Слово "дружелюбно" особенно часто употребляется по отношению к собакам.

Как достичь дружелюбия

  • Общение. Общаясь, человек учится лучше понимать и чувствовать окружающих, их интересы, их потребности – так развивается дружелюбие.
  • Образование и чтение. Чем больше сила ума человека – тем терпимее и дружелюбнее относится он к окружающим.
  • Спорт, тренировки. Развивая физические силы человек , приобретает уверенность в себе; уверенность в себе и собственных силах порождает дружелюбие.
  • Одаривание. Подарки, даже самые небольшие, являются проявлением дружелюбия. Приучая себя дарить подарки от души, человек воспитывает в себе дружелюбие.
  • Интерес. Интересуйтесь людьми и событиями! Через интерес проявляется дружелюбие, на интересе же оно и взрастает.

ИГРА « КОЛЕЧКО ДРУЖЕЛЮБИЯ»

 Каждый выбирает для себе какую-либо  профессию.

Педагог просит детей представит., что волшебное колечко дружелюбия помогает людям разных профессий. Затем он обходит детей и вкладывает в руки кого-то одного  « КОЛЕЧКО ДРУЖЕЛЮБИЯ».

  Тот, кому попало колечко,  рассказывает,  чем дружелюбие может помочь человеку выбранной им профессии в его работе.

 Например: дружелюбному врачу больные более охотно расскажут про все своми боли и беспокойства, и ему легче будет выписать для них  нужное лекарство.
Дружелюбному проводнику пассажиры подарят  много улыбок и будут соблюдать в его вагоне порядок и чистоту.

 Дружелюбному продавцу покупатели подарят добрые слова, и ему не придется тратить силы на ссоры с покупателями.

  После того, как ребенок расскажет о своей профессии, он вкладывает колечко в руки другого ребенка, и игра продолжается.

 Давайте послушаем рассказ  А Лопатиной « Хозяин леса»

  Читает рассказ.  

                                          Хозяин леса.

     Маленький зайчонок пулей вылетел на полянку и запищал:

 - Спасайтесь братцы! Беда!

  Зайцы бросились врассыпную. Но никого не было видно, и они  постепенно вернулись обратно на  поляну. Старый заяц приподнялся на задние лапки, прислушался и заявил:

 - Никакой беды не слышно!

 - Нет, беда, дядя заяц! В нашем лесу медведь появился, - начал рассказывать зайчонок, - Иду я по тропинке, а сквозь кусты медведь ломится и ревет: « Я иду и пою…»

 Ну, я деру дал. Еле спасся. Мало нам лис и волков, теперь еще и медведь появился.

 - Дядя заяц, а кого едят медведи? – поинтересовался кто-то из зайчат.

 - Они любят есть все, что им попадется. Так что лучше ушки держать на макушке! – заключил старый заяц.

 Вскоре новость о медведе разлетелась по всему лесу.

 - Я иголками уколю его, если он захочет на меня наступить, и фыркал ежик.

 - А меня он не достанет на дереве, - храбрилась белочка.

 Время шло, но медведь никого не обижал. Он построил себе берлогу под корнями упавшей ели и целыми днями собирал ягоды и грибы. Если на пути его попадались какие-нибудь звери, медведь ревел : « Я иду и пою!» и все тут же бросались наутек. Даже волки и лиса уступали медведю дорогу.

 В начале лета в лесу случилась страшная буря. Ветер  сбивал сучья и шишки. Маленькие деревья гнулись до самой земли, а большие трещали и ломались.

 Много бед наделала буря.  На яму, в которой прятались от бури зайчата, упала старая сосна и закрыла им выход из ямы.

 - Бедные, что с вами будет. Вы еще совсем маленькие, даже листьев желтых не видели. В снегу  не кувыркались, - причитала зайчиха, окружив яму.

 - Подвиньтесь, - вдруг сказал медведь. Зайчихи  разбежались. Только  одна не могла убежать далеко, так как во время бури повредила лапу. Она  и рассказала всем, что случилось:

 - Медведь отодвинул сосну.  Достал всех зайчат, сдул с них землю и положил на полянку. Он  их  даже не тронул, а, наоборот, представляете, спас!

 - Моих птенциков медведь тоже спас! Гнездо свалилось под куст, а он поднял и обратно на дерево положил,- защебетал зяблик.

- А нам он ежат вернул. Их во время бури унес разлившийся ручей, -сообщили ежи.

- Выходит, это совсем не злой медведь, и нечего его боятся,- заключил старый заяц.

 Но звери все равно убегали, заслышав рев: « Я иду и пою..»

Вскоре после бури в лес пришел лесник с внуком.

 - Ой, внучок, что буря наделала! Сколько деревьев погубила, сколько зверей и птиц крова лишила, - расстраивался лесник.

 Увидев свежие медвежьи следы, лесник еще больше расстроился:

- Как бы беды не случилось! В этот лес дети и женщины за ягодами ходят. Надо щит поставить с объявлением, что в лес заходить опасно.

 В этот момент кто-то похлопал лесника по плечу. Дед и внук оглянулись и увидели перед собой огромного медведя, который протягивал мальчику горсть красной земляники на лопухе.

 Белка, видевшая это с верхушки сосны, и целый день рассказывала всем желающим:

 - Медведь ягоды мальчику отдал, развернулся и пошел. Дед словно столб застыл, а мальчик медведя догнал, спасибо сказал и подарил ему свою корзину взамен. А еще они песню вместе спели:

           Я иду и пою,

           Потому что петь люблю.

           Я большой медведь лесной,

           Всех зову я петь со мной.

 Наш медведь,  оказывается, песни хором петь любит.

 Лесник вскоре поставил перед лесом щит с надписью:

   « Хозяин леса – медведь! Характер дружелюбный.

    Особенности – любит петь хором».

Вопросы и задания  к сказке:

- Почему сначала все в лесу боялись медведя?

- Почему лесник поставил перед лесом щит, если он уже знал, что медведь никого не обидит?

- Как нужно воспитывать животных, чтобы они выросли дружелюбными?

ТВОРЧЕСКОЕ  ЗАДАНИЕ « Добрые чувства».

Прочитать пословицу: « ДОБРЫЕ ЧУВСТВА   -  СОСЕДИ ЛЮБВИ»

Попросите детей подумать и рассказать, какие добрые чувства учат человека любви.

Например: щедрость, умение прощать, внимание к людям и т. д.

Раздать детям карточки с названиями или рисунками разных лесных обитателей. Каждый должен рассказать какое-либо доброе  дело, которое его лесной обитатель сделает для своих лесных соседей.
НАПРИМЕР: белочка угостить вкусным  грибным супом; пчела вылечит медом от простуды и т. д.

 А теперь я хочу обратить внимание на рисунки которые  нарисовали  ребята  ( У них было задание домашнее: нарисовать самого дружелюбного зверя, которого ты встречал в своей жизни.)

 Воспитатель: « А Татьяничева написала такие стихи:

                                           Я желаю, чтобы с вами

                                           Людям было веселей,

                                           Чтобы добрыми глазами

                                            Вы смотрели на людей,

                                            Чтобы были справедливы

                                             И в решениях мудры.

                                            К людям будете добры вы –

                                            Люди будут к вам добры.

Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый ребенок на земле хочет, чтобы окружающие его люди любили, заботились о нем. Но не каждый знает, как это заслужить. Ведь человек рождается и живет для того, чтобы делать людям добро, которое всегда противостоит злу. «Злое дело забывается быстрее, чем доброе. – Пишет Лихачев. – Может быть, это происходит оттого, что вспоминать хорошее приятнее, чем злое?»

  И я, наверное, не открою для вас ничего нового, если скажу, что только к вежливому, воспитанному, доброму человеку люди всегда относятся по-доброму.

Большое всем спасибо за ваши рассказы и выступления. А теперь давайте все вместе внутренне успокоимся после напряженной работы, почувствуем солидарность и уважение друг к другу и выполним упражнения не сложные « Новый круг»

Упражнение « Новый круг»

 Эта игра поможет сфокусировать внимание, внутренне успокоится после напряженной работы. Необычная структура игры дает возможность участникам почувствовать солидарность и уважение друг другу. Физический контакт является символом единства группы.

 Инструкция: « Пожалуйста, встаньте все в один круг и возьмитесь за руки. Расцепите руки. Одно мгновение постойте с закрытыми глазами совершенно неподвижно, ощутите свое тело, почувствуйте свое положение  в пространстве помещения. Хорошо, если вы сумеете расслабиться и успокоиться. Когда я дам вам команду, вы начните, не открывая глаз, двигаться к центру круга до тех пор, пока не сойдетесь в  середине. Сделайте это медленно и осторожно и вновь возьмите друг друга за руки.

Когда вы окажитесь в центре, то постойте там минуту спокойно, но глаз не открывайте.  Потом вы должны так же медленно и спокойно, все еще не открывая  глаз, снова отойти, назад и там открыть глаза. Вот и все. А теперь начните снова медленно идти к центру.

                 

Закончим мы наш разговор о добре и доброте прослушав  песню «Доброта», которая и подведет итог.

(Сл. О. Тулуповой, муз. И. Лученка.)

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта – не пряник, не конфета.

Припев.

Только надо, надо добрым быть,

И в беде друг друга не забыть.

И Земля завертится быстрей,

Если станем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Припев.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет,

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

Припев.

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Припев.

  Ребята, спешите делать добро, давайте украшать свою жизнь и жизнь окружающих нас людей добрыми делам

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Волшебные слова" конспект занятия кружка "Русское слово"

Данный конспект может быть использован как занятие кружка "Русское слово"  и как самостоятельный классный час в начальной школе...

Конспект занятия "Игры в слова"

Конспект составлен для занятий во внеурочное время по направлению "Хочу всё знать!". Цель занятия: продолжать знакомить детей с играми «в слова», формировать интерес к словам, продолжать работать над ...

Конспект занятия по преодолению оптической дисграфии. Буквы А-О

Конспект разработан с учетом возрастных и психологических особенностей детей 4 класса школы VII вида.  К конспекту приложена презентация...

Конспект занятия «Письмо заглавной и строчной букв Ц, ц»

Конспект занятия по русскому языку в 1 классе...

Конспект занятия:«Дифференциация звуков «д»-«т», букв Д-Т в слогах, словах и предложениях».

Цели: 1. Учить детей дифференцировать звуки «т»-«д» и буквы Д-Т в слогах, словах, предложениях.2. Развивать навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза, фонемати...

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии. Буквы Х-Ж.

Одна из них наиболее частых ошибок, встречающихся у учеников начальных классов - замена одной буквы на другую при письме и чтении. Особое место среди этого типа ошибок занимают буквы рукописного шрифт...

Конспект урока русского языка «Слова с буквой э, которые пришли в наш язык из других языков» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование общих представлений о словах с буквой э; наблюдение над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта; развитие речевого слуха.Планируемы...