Час этикета для 1 класса «Как вести себя за чайным столом»
классный час (1 класс)

Бадмажапова Ирина Викторовна

Час этикета для 1 класса «Как вести себя за чайным столом»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час: Как вести себя за столом, 1 класс

Классный час: Как вести себя за столом, 1 класс

Час этикета для 1 класса «Как вести себя за чайным столом»

Цели мероприятия

1. Познакомить учащихся с правилами поведения за чайным столом.

2. Развивать у учащихся умение рассуждать.

3. Воспитывать у первоклассников доброе отношение к окружающим людям.

Подготовка

1 Классный руководитель готовит «оборудование» для сервировки чайного стола: чашки, блюдца, ложечки, тарелочки, розетки для варенья, бумажные салфетки, ножик, однотонная скатерть, льняные салфетки, вилочка для лимона, щипцы для кускового сахара и т.д.

2. Классный руководитель приглашает на роли невоспитанных Гномов трех учеников четвертого класса, репетирует с ними действия, которые им необходимо воспроизвести в ходе воспитательного мероприятия.

3. Ученики четвертого класса, выбранные на роли невоспитанных гномов, со своим классным руководителем придумывают и изготавливают костюмы гномов.

4. Классный руководитель распечатывает на листочках для каждого ученика рецепт приготовления чая.

Участвуют ученики 1-го класса, классный руководитель, три ученика 4-го класса в ролях невоспитанных гномов.

Парты в классе расставлены полукругом. В центре расположен сервированный чайный стол. Перед началом мероприятия ученики рассаживаются за парты.

Ход мероприятия

Классный руководитель. Дорогие ребята! Сегодня к нам придут гости из сказочной страны. Пока их нет, скажите, как вы понимаете слова «быть вежливым человеком»?

Дети высказывают предположения. А зачем быть вежливым? Дети отвечают.

Раздается стук в дверь. Входят три невоспитанных гнома. Не здороваясь, они бросаются х столу со словами: «Хотим чаю!»

Простите, но ведь так нельзя приходить в гости! Что случилось, уважаемые гномы?

1-й гном. Ой-ой-ой! Мы заболели страшной болезнью — невежливостью.

2-й гном. Не знаем, что теперь делать.

3-й гном. С нами никто не хочет общаться, в гости перестали приглашать. Помогите нам!

Классный руководитель. Поможем гномам, ребята?

Учащиеся отвечают хором.

Ребята, скажите, почему я огорчилась, как только гномы пришли к нам?

Дети отвечают.

Верно, мы не услышали слов приветствия. Вы с нами не поздоровались, уважаемые гномы!

1-й гном. А какие слова говорят вежливые люди, когда здороваются?

Дети дают ответы.

2-й гном. Как много слов-приветствий вы знаете. Надо обязательно их запомнить!

Классный руководитель. Мы пригласили гостей на чай. Давайте посмотрим, как можно сервировать чайный стол, чтобы нашим гостям было приятно за ним сидеть. Какого цвета скатерть на нашем столе?

Дети отвечают.

Скатерть мы подобрали однотонную. Какого цвета сервиз?

Дети высказывают предположения.

Да, сервиз мы подобрали «веселый», пестрый. Как вы думаете, ребята, если бы скатерть была пестрой, то какого тона сервиз лучше всего поставить на стол?

Ученики делают вывод, что в этом случае лучше выбрать сервиз без декора.

Как вы думаете, почему именно так подбираются тона?

Ученики размышляют, высказывают свои предположения.

Действительно, чтобы не перегружать чайный стол цветом и в тоже время не сделать его скучным, лучше всего сочетать пеструю скатерть с сервизом без декора или однотонную скатерть с пестрым сервизом. А теперь прошу к столу, дорогие гости!

Гномы «некультурно» садятся за стол: ноги под себя, локти кладут на стол, подпирают рукой голову, низко наклоняются к чашке.

Ребята, вам нравится, как сидят наши гости? Почему?

Дети отвечают.

Дорогие гости, вы на нас не обижайтесь за эти слова. Гномы. Что вы! Мы рады, что вы нас учите.

Классный руководитель. Сев за стол, прежде всего обращайте внимание на осанку. Неряшливые позы очень неприятны Сидите прямо, но не напряженно, слегка опираясь на спинку стула. Локти не должны лежать на столе.

Гномы выполняют действия вслед за словами классного руководителя.

Ребята, попробуйте и вы так сесть.

Ученики принимают правильную позу. Куда же девать руки? Дети отвечают.

Руки лучше всего держать подальше от лица, не поправлять постоянно волосы, не подпирать подбородок.

Классный руководитель подходит к гномам и помогает им принять правильную позу.

Что нам делать с льняной салфеткой?

Гномы (перебивая друг друга). Мы знаем!

Один гном завязывает салфетку на поясе, другой — на шее, третий — кладет на колени.

Классный руководитель. Как вы думаете, кто из гномов прав?

Дети отвечают.

Правильным считается, если вы положите салфетку на колени. Следует ли этой салфеткой вытирать губы? Ответить на этот вопрос вам поможет один из предметов на нашем столе: бумажные салфетки в салфетнице. Верно, для того чтобы вытереть губы, не следует использовать льняные салфетки и тем более рукав собственной рубашки. Для этого есть бумажные салфетки. А перед выходом из-за стола льняную салфетку рекомендуется положить справа от чашки.

Гномы воспроизводят действия вслед за словами классного руководителя.

Наконец, хозяйка разлила вам ароматный чай. Вы любите чай с сахаром, дорогие гномы? Гномы. Да!

Гномы хватают свои чайные ложки и тянутся за сахаром к сахарнице.

Классный руководитель. Постойте! Ребята, какую ошибку допустили гномы?

Дети отвечают.

Сахар нужно класть в чашку специальной ложечкой для сахара, не макая ее в чай.

Гномы выполняют действия. Затем громко размешивают сахар.

Ой-ой-ой! Что за звон? Как, ребята, нужно размешивать сахар в чашке?

Ученики. Бесшумно.

Гномы выполняют правильные действия. Затем, не достав ложечку из чашки, начинают пить чай.

Классный руководитель. Так вы можете повредить себе глаз или выронить ложечку, расплескав чай. Ложечку удобнее положить на блюдце.

1-й гном. Сколько, оказывается, существует правил поведения за чайным столом! Целая наука!

Классный руководитель. Верно. И это еще не все правила. Познакомимся еще с некоторыми из них, ответив на вопросы.

Далее классный руководитель беседует с учащимися по следующим вопросам.

• Как берут печенье, пирожное? (Руками.)

• Куда кладут печенье, пирожное? (На отдельную тарелочку.)

• Можно ли макать печенье в чай? (Нет.)

• Как брать кусковой сахар? (Специальными щипцами ши руками.)

• Что делать, если чай очень горячий? (Не дуть, а ждать, пока он остынет, аккуратно и тихонько помешивая ложечкой.)

• Как есть пирожное? (С помощью десертной ложечки.)

• Как класть в чай ломтик лимона? (Взяв ломтик лимона специальной вилочкой, кладут в чашку с чаем, аккуратно выдавливают сок, затем вынимают и кладут на край блюдца.)

• Как есть варенье? (Положив его в маленькую розетку j

• Как быть, если варенье с косточками'' (Косточки не выплевывать на блюдце с шумом, а вынимать изо рта на ложечку, затем класть на блюдце.)

Чтобы насладиться ароматным чаем, пейте его не спеша, но и не слишком медленно — холодный чай не вкусен. Заваривают чай по рецепту, который я для вас приготовила. Попробуйте дома вместе с мамой приготовить ароматный чай.

Классный руководитель раздает ученикам рецепт приготовления чая:

1. Сполоснуть чайник кипятком.

2. Засыпать чай.

3. Залить на одну треть кипятком.

4. Дать 5 мин постоять.

5. Залить доверху кипятком.

Классный руководитель. Дорогие гномы! Помогли мы вам хоть немного?

Гномы. Помогли! Можно мы еще к вам придем учиться быть культурными?

Ученики. Да!

Гномы. Замечательно! Ну, мы пошли... Классный руководитель. Не забудьте про вежливые слова.

Гномы. Спасибо! До свидания!

Классный руководитель и учащиеся (вместе). До свидания!

Гномы уходят.

Классный руководитель. Дорогие ребята, что нового вы узнали сегодня? Что вас удивило? Что было для вас непонятным? Трудным?

Дети отвечают.

Сегодня с вами было очень интересно общаться. Спасибо всем!

Мероприятие можно закончить чаепитием.

Литература

Васильева-Гангнус Л.ГТ. Азбука вежливости. 2-е изд. М., 1984. Ковалев Н.И. Почему самовар поет? Рассказы о простых вещах. СПб., 1993.

Мы живем среди людей: Кодекс поведения / Авт.-сост. И.В. Дубровина. М., 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Его Величество Этикет, или как правильно вести себя за столом

Итоговое занятие по этикету для обучающихся среднего звена с использованием ИКТ...

"Этикет" Как вести себя за столом.

Материал содержет вступительную беседу,сценарии имеет стихотворную форму,вывод делается в виде правил общения....

Как вести себя за чайным столом

Занятие расчитано на младший школьный возраст.Проводится за чайным столом.Дети получают практические навыки поведения в гостях. Знакомятся с правилами этикета. На занятии используются стихи, инсцениро...

Этикет за столом.Как правильно питаться и культурно вести себя за столом.

Формирование у младших школьников основных правил этической культуры за столом, знакомство с историй возникновения русских традиций застолья, сервировки стола, развитие нравственно-эстетических качест...

План-конспект родительского собрания в 4 классе "Как вести себя с агрессивным ребенком? Причины детской агрессивности".

 Данный план-конспект - это итоговая работа дистанционных курсов повышения квалификации, которые организует Педагогический университет «Первое сентября».Во время обучения на курсах  у...

Конспект занятия по внеурочной деятельности во 2 классе "Как вести себя у водоёмов"

Цель - формировать у учащихся потребность соблюдать правила поведения у водоемов....

Внеклассное занятие "Правила этикета. Как вести себя за столом»

В игровой форме дети познают правила поведения за столом,правила поведения в гостях...