Проект "Сохраним природу вместе"
проект (4 класс)

Кокадий Ирина Рашитовна

Вид проекта: творческо-познавательный.

По целевой установке: Информационный.

Возраст обучающихся воспитанников: 8-11 лет.

Продолжительность проекта: Долгосрочный, 8 месяцев.

По составу участников: Групповой (обучающиеся воспитанники. воспитатель Кокадий Ирина Рашитовна

Актуальность и практическая значимость данного проекта заключается в создании условий для осуществления трудового, нравственного и экологического воспитания школьников. Экологическое воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. Важным звеном системы непрерывного экологического воспитания является формирование представления об окружающем мире, и очень важно, чтобы эти представления включали понимание существующих в природе взаимосвязей, целостного восприятия мира, природы и себя, как части её.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sohranim_prirodu_vmeste_-_kopiya.docx551.72 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Партизанская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат»

Проект

«Сохраним природу вместе»

C:\Users\Uzer\Desktop\kartinki24_ru_nature_192.jpg

Информационная характеристика проекта.

Вид проекта: творческо-познавательный.

По целевой установке: Информационный.

Возраст обучающихся воспитанников: 8-11 лет.

Продолжительность проекта: Долгосрочный, 8 месяцев.

По составу участников: Групповой (обучающиеся воспитанники. воспитатель Кокадий Ирина Рашитовна

2019-2020 г.

Введение.

«Природа – не только великий учитель, она,

прежде всего, еще и великий воспитатель»

Сухомлинский В.А.

Актуальность и практическая значимость данного проекта заключается в создании условий для осуществления трудового, нравственного и экологического воспитания школьников. Экологическое воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. Важным звеном системы непрерывного экологического воспитания является формирование представления об окружающем мире, и очень важно, чтобы эти представления включали понимание существующих в природе взаимосвязей, целостного восприятия мира, природы и себя, как части её.

Человек – часть природы: он не может жить вне её, не может нарушить законы, которые существуют в окружающем мире. Только живя в полном согласии с природой, мы сможем лучше понимать её тайны, сохранить жизнь на Земле. Становится ясно, что спасти окружающую среду от деградации, человечество сможет при условии осознания каждым человеком своей гражданской позиции, ответственности за судьбу своего общего дома – Земля В последние годы во всём мире и в нашей стране появилась тенденция рассмотрения экологического воспитания как одного из важнейших аспектов социализации личности, т. е. активного приспособления к среде обитания, принятие и ответственное выполнение законов существования человека в природе и обществе.

В условиях школы - интерната имеется реальная возможность ознакомить обучающихся воспитанников с элементами экологического образования.

Воспитание и развитие социально - экологической культуры у воспитанников с нарушениями умственного интеллекта помогает решению коррекционных задач по исправлению, сглаживанию, ослаблению трудовых, умственных, эмоциональных дефектов.

Важно организовать целенаправленное педагогическое воздействие на обучающихся воспитанников в целях формирования у них не случайных, а элементарно - определенных экологически- культурных знаний и навыков поведения.

Для ребёнка с ограниченными возможностями применение разных форм внеурочной деятельности является эффективным методом для развития интеллекта и психики при условии, что они, прежде всего, станут средством для развития ребёнка, его эмоций и чувств, эстетического вкуса, интеллекта и творческого потенциала. Ребенку необходимо осознать свои возможности и определиться: « это я делаю, это я могу», а также принять помощь взрослого человека в саморазвитии и самообразовании.

Проект основан на  работах  А.Н. Захлебного, В.А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, которые рассматривают аспекты экологического воспитания и образования учащихся в учебно-воспитательном процессе и при организации общественно-полезной работы по охране природы.

I.Глобальные проблемы по вопросу экологического воспитания.

Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования, призванного реализовать идеи, становящегося ныне эколого – информационного общества.

Многие экологические проблемы, существующие сегодня, являются следствием неразумной хозяйственной деятельности человека. Развивающиеся промышленные производства, энергетика, сельское хозяйство могут, при несоблюдении экологических требований, сильно загрязнять окружающую среду.

Экологическая культура приобретает все большую значимость в современном мире, т. к. это одна из важнейших проблем общества, определяющая самую возможность его дальнейшего существования.

«Экологическая культура» это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.

Формирование экологической культуры предполагает экологическое образование и экологическое воспитание. И начинать обучение необходимо со школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Обучающие воспитанники, получившие определенные экологические представления, будут бережно относиться к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране в целом.

Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально – природной среде.

Экологическая культура – качество личности, компонентами которой являются:

интерес к природе и проблемам её охраны;

знания о природе и способах её защиты и устойчивого развития;

нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;

экологически грамотная деятельность в природной среде;

мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении.

Обратим внимание, что процесс воспитания экологической культуры не исчерпывается экологическим образованием. Экологическое воспитание и экологическое образование – два взаимосвязанных, самоценных, но не самодостаточных процесса. Если стержнем образовательных программ является определённый круг знаний, умений и навыков учащихся, то стержнем программ экологического воспитания – становление нравственно – экологической позиции личности, «объём» и «качество» её взаимодействия с окружающей средой. Экологическое образование определяется такими понятиями, как «сознание – мышление – знание – деятельность», а экологическое воспитание – «ценности – отношение – поведение».

Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает её разрушения и загрязнения. Поэтому каждому, особенно будущим поколениям, необходимо научными знаниями, усвоить моральные ценности ориентации по отношению к природе, а так же выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий природной среды.

Эти проблемы нашли отражение в Постановлении Правительства Российской Федерации №1208 «О мерах по улучшению экологического образования населения» от 3 ноября 1994 г.; «Законе об охране окружающей среды» от 10 января 2002г.; Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент.

Все сказанное выше определило выбор темы исследования.

Тема нашего проекта «Формирование экологической культуры у обучающихся воспитанников в коррекционной школе- интернат 8 вида»

Цель проекта: формирование у детей основ экологической культуры,  через творческую и познавательную деятельность.

Объект исследования: процесс ознакомления с природой.

Предмет исследования: влияние экологического образования на развитие экологической культуры

Методы исследования:

1. наблюдения

2. опыты

3. моделирование

Задачи:

1. Формирование системы знаний об экологических проблемах и пути разрешения.

2. Формирование мотивов, потребностей и привычек экологического поведения и деятельности, здорового образа жизни

3. Развитие системы интеллектуальных и практических умений и состояния и улучшению окружающей среды своей местности.

4.Стимуляция сенсорных функций (зрительного, слухового восприятия);

5.Развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, воображения);

6.-Воспитывать у детей разумное, внимательное, бережное отношение к природе.

7.Развитие интеллектуальных способностей к исследовательской деятельности.

Приступая к исследованию, мы выдвигаем следующую гипотезу:

Гипотеза: систематическая работа по экологическому образованию и  воспитанию будет способствовать формированию экологической и общей культуры обучающихся воспитанников.

Ожидаемые результаты проекта:

Воспитанники должны знать:

1. Основы экологической культуры.

2. Некоторые особенности природы своего края

3. Значение природы для человека.

4. Некоторые охраняемые растения и животные своего края.

5. Правила поведения в природе.

Должны уметь:

1. пользоваться .справочниками, энциклопедиями.

2. самостоятельно добывать знания.

3. Вести наблюдения под руководством воспитателя.

4. Проводить проектную деятельность под руководством педагога.

Формы работы по реализации проекта: познавательное чтение; наблюдения и экологические прогулки; беседы; продуктивная деятельность; экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры- путешествия; эколого- познавательные занятия, праздники, развлечения.

Этапы работы над проектом.

Сентябрь- май  2019- 2020 уч. г.

I. Подготовительный этап:

1. Изучение методической литературы, подбор наглядного материала, составление конспектов, изготовление карточек-знаков. Привлечение детей к данной тематике, что их интересует.

2. Изучение методики «Экологический светофор (Модификация методики Цветковой И. В.)

3.Разработка перспективного плана, основных направлений деятельности. Разработка занятий, бесед, подбор художественной литературы, материального оснащения, составление плана реализации проекта и т.д. (Приложение№1)

II. Основной этап.

Цель: реализация проекта по экологическому воспитанию.

1.Создание условий, побуждающих детей к познавательной и творческой деятельности.

2.Выполнение практической деятельности в природе, участие в разных формах внеурочной деятельности по данной теме.

III. Заключительный этап.

Цель: анализ итогов реализации проекта.  На основе собранного материала: фотографии, рисунков, сообщений на экологическую тему оформить книгу- раскладушку «»Сохраним природу вместе»

Творческий продукт: книга- раскладушка «Сохраним природу вместе»

Разработали, обсудили проект, составили план воспитательных мероприятий по реализации проекта (Приложение№1), изучили научную литературу.

В группах провели подготовительную работу.

Что будем делать? Для чего будем делать? Обучающие  3-9 классов выбрали тему изготовления книги- раскладушки на экологическую тему., решили оформить информационно- познавательный экологический уголок в школе.

В процессе изготовления книги- раскладушки обращали внимание на объект изготовления раскладушки (Что делаем?), на последовательность работы: рисунки ,информации соответствовали содержанию темы. (как делаем?)

На завершающем этапе провели анализ изготовленной книги- раскладушки (Что получилось? Что не получилось?).   Приложение№3

Педагогам и обучающим воспитанникам творческая работа изготовленной книги- раскладушки очень понравилась. Книга содержала познавательный материал на экологическую тему: сообщения, рассказы детей, народные приметы, пословицы, поговорки, загадки о природе, красочно оформлена рисунками детей разных возрастных групп.

Демонстрация книги- раскладушки

Заключение

В результате выполнения проектной деятельности обучающие воспитанники стали более внимательными к объектам окружающего мира, часто рассказывают о своих наблюдениях за жизнью растений, животных, любуются растениями, но не срывают их, стараются выполнять правила поведения в природе и контролировать свои поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

По анализу проделанной познавательно- творческой работы, а именно изготовления обучающими воспитанниками книги- раскладушки «Сохраним природу вместе»  видно что обучающие воспитанники- получили новые теоретические знания по окружающему миру.- сформировали исследовательские умения и навыки;- приобрели навыки активной самостоятельной познавательной деятельности;- научились добывать информацию из дополнительной литературы, интернета;- научились обмениваться этой информацией с одноклассниками.

Проект является уникальной возможностью для наших детей и педагогов проявить себя и принести пользу окружающей природе. Проект позволяет воспитанникам заниматься любимым делом и одновременно приносить пользу окружающему миру!

Еще раз хочется сказать, что мир вокруг нас – от морей и озёр, до холмов и гор, от самых глубоких корней до вершин деревьев, от крупных зверей до микроскопических организмов – объединён многочисленными связями. Некоторые из них очевидны, другие незаметны, но от этого не менее важны. Экология изучает взаимоотношения в природе во всём её разнообразии. Понимая природу, мы можем сохранить её для потомков, которые будут радоваться чистым озёрам, густым лесам, цветущим лугам – всему прекрасному разнообразию нашего мира.

Список литературы

1. Веракса Н. Е., Галимов О. Р, Познавательно-исследовательская деятельность: Методическое пособие. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012

2. Александрова, В. П. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни школьников [Текст] / В. П. Александрова, И. В. Болгова // Биология. - 2013. - № 6. - С. 12-19.

3. Андрусякова, И. П. Особенности воспитания экологической культуры у младших школьников [Текст] / И.П. Андрусякова // Молодой ученый. — 2018. — №1. — С. 118-120.

4. Ахметзянова, В. Экологическое воспитание школьников как ценностный ориентир современного образования [Текст] / В. Ахметзянова // Учитель. - 2014. - № 5. - С. 64-67.

5. Барышникова, Г. Б. Формирование экологической культуры во внеурочной деятельности [Текст]: игровые занятия / Г. Б. Барышникова // Начальная школа. - 2013. - № 12. - С. 76-81.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по природоведению в 4 классе "Сохраним природу вместе"

На уроке природоведения в 4 классе по теме "Сохраним природу вместе" учитель путём беседы и показом презентации раскрывает состояние природы перед учащимися. Работая в группах дети составляют памятки ...

Экологический КВН "Сохраним природу вместе"

Игра "КВН" позволяет задуматься о матушке-природе и отношении к ней....

Экологический утренник " Сохраним природу вместе!"

Цель: прививать любовь к природе, готовность сохранять и защищать ее; учить понимать закономерности происходяще­го в ней; учить оценивать свои поступки, поступки окружающих в природе; развивать любозн...

Внеклассное мероприятие "Сохраним природу вместе!"

Внеклассное мероприятие "Сохраним природу вместе!"...

Сохраним природу вместе

Охранять природу - значит охранять Родину. И. Пришвин...

Методическая разработка по теме: "Сохраним природу вместе"

Основная цель-сформировать уважительное и бережное отношение к природе, животным, птицам....