Особенности экологического воспитания на занятиях в детских объединениях естественнонаучной направленности в системе дополнительного образования
статья

Валерия Викторовна Никульникова

Краткая аннотация

Статья посвящена особенностям работы педагога дополнительного образования с учащимися детских объединений естественнонаучной направленности. В статье говорится о преимуществах системы дополнительного образования в осуществлении экологического воспитания подрастающего поколения. Отмечается важность проведения лабораторных и практических работ с учащимися, учебных игр, организации природоохранной деятельности, особенность работы педагога с группой разновозрастных детей.

Ключевые слова: экологическое воспитание, детское объединение, естественнонаучная направленность, дополнительное образование, педагог дополнительного образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_ped_ke_dop_obr.docx279 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности экологического воспитания на занятиях в детских объединениях естественнонаучной направленности в системе дополнительного образования

Никульникова Валерия Викторовна,

педагог дополнительного образования

Краткая аннотация

Статья посвящена особенностям работы педагога дополнительного образования с учащимися детских объединений естественнонаучной направленности. В статье говорится о преимуществах системы дополнительного образования в осуществлении экологического воспитания подрастающего поколения. Отмечается важность проведения лабораторных и практических работ с учащимися, учебных игр, организации природоохранной деятельности, особенность работы педагога с группой разновозрастных детей.

Ключевые слова: экологическое воспитание, детское объединение, естественнонаучная направленность, дополнительное образование, педагог дополнительного образования.

Введение

Экологическое воспитание очень актуально в настоящее время. Состояние окружающей среды свидетельствует о том, что современная цивилизация находится в противоречии с законами природы. Но возможности планеты не безграничны. Её будущее и будущее нашего общества зависит о того, какие ценности будут господствовать среди людей.

Человек по своей сути является потребителем и это вряд ли возможно изменить, но мы – педагоги можем повлиять на личность учащихся и способствовать воспитанию рационального потребителя, экологически грамотного гражданина, который будет стремиться выстроить гармоничные отношения с природой.

С этой целью на базе учреждений дополнительного образования создаются детские объединения естественнонаучной направленности.

Основная часть

Система дополнительного  образования играет особую роль в выполнении этой миссии. Эта система расширяет и дополняет воспитательные возможности других социальных институтов. Она более гибкая, способная быстро реагировать и подстраиваться под интересы ребенка, его семьи, общества и государства.

Дополнительное образование действует в рамках государственных стандартов при этом его содержание не стандартизовано, что дает педагогу некоторую свободу в определении содержания своей образовательной программы, в выборе форм, методов и приемов работы таким образом, чтобы это соответствовало интересам учащихся.

Действовать в интересах детей необходимо еще и потому, что ребенок посещает занятия на добровольной основе, поэтому педагогу необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка не пропадал интерес к занятиям, чтобы он мог проявить свои способности, ощутить себя как полноценная личность.

Учащиеся приходят на занятия, как правило, с разными целями. Для некоторых это, в первую очередь, возможность найти новых друзей, для кого-то – возможность пообщаться с педагогом. Как показывает практика, дети, особенно в подростковом возрасте, видят в педагоге старшего товарища, наставника, с которым можно поделиться какими-либо личными  переживаниями, о которых они порой боятся говорить со своими родителями. Но чаще всего дети приходят для того, чтобы интересно провести время и одновременно с этим узнать для себя что-то новое, научиться чему-то полезному.

В этой связи особое место на занятиях в детских объединениях естественнонаучной направленности, занимают практические, лабораторные работы, учебные игры.

Практические и лабораторные работы могут проводится при непосредственном контакте с растениями и животными, при наличии живого уголка, зимнего сада или оранжереи. Это способствует яркому эмоциональному восприятию изучаемого материала, что с точки зрения психологии, способствует его лучшему усвоению. У учащихся развивается умение видеть красоту природу, осознавать ее уязвимость и уникальность.

На лабораторных занятиях учащиеся знакомятся с устройством микроскопа, учатся работать с его помощью. Организация таких занятий выполняет также профориентационное значение. Так, например, есть возможность познакомить учащихся с деятельностью микологов, ботаников, зоологов, орнитологов и т.д.

Также на занятиях в системе дополнительного образования большое значение имеют учебные игры, квесты на различную тематику.

Известный педагог – Василий Александрович Сухомлинский писал: «Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Игра как метод обучения обладает рядом преимуществ, которые отлично вписываются в структуру занятий в учреждениях дополнительного образования.

Во-первых, игра позволяет усваивать учебный материал в непринужденной обстановке. Как правило, играя, учащиеся не замечают, что они при этом чему-то учатся, что-то новое узнают. Например, при проведении квеста по зимнему саду учащиеся получают следующее задание: собрать пазл и определить, о каком растении идет речь.\\Metodist-1\1. никульникова в.в\КОНКУРСЫ И ПРОЕКТЫ\2018\Дельфийские игры 2017\Портфолио\Фото\Снимок.PNG

Рис. 1. Задание–пазл для квеста

При его выполнении учащиеся, узнают, например, о таком народном празднике, как Иван Купала, когда он отмечается и с какими изменениями природы он связан, учатся работать в команде, сообща.

Во-вторых, игра дает возможность учащимся проявить себя, показать свои способности и навыки. Например, при проведении интеллектуальной игры «Они просят защиты» (о редких и охраняемых  видах животных) учащиеся по итогу получают «звания» - «самый сообразительный», «самый быстрый», «самый внимательный» и т.д. Это способствует созданию на занятии ситуации успеха.

В-третьих, игра как метод организации процесса обучения, выполняет развлекательную функцию. Во время игры создается определенный комфорт, благоприятная атмосфера. Это дает возможность учащимся эмоционально разгрузиться от школьных забот, отдохнуть после уроков, или настроиться на позитивный лад перед ними.

Игра используется при различных формах организации деятельности учащихся в процессе обучения:

При фронтальной (когда все учащиеся являются, например, участниками одной команды, решают совместно одну общую задачу (квест)).

Пир индивидуальной форме организации (например, при проведении интеллектуальных игр («Своя игра»)).

При групповой форме (когда учащиеся делятся на пары или группы, которые соревнуются между собой в выполнении одной задачи (игры по командам), либо каждая группа выполняет сове групповое задание).

Рис. 2. Соотношение некоторых видов учебных игр с формами организации деятельности учащихся

Особое внимание хотелось бы уделить тому, что занятия в детских объединениях естественнонаучной направленности  часто проводятся в группах с разновозрастными детьми от 7-8 до 13-14 лет. Это создает определенные трудности для педагога. Необходимо подбирать учебный материал таким образом, чтобы он был интересен и понятен как старшим, так и младшим детям. Необходимо создать такие условия, чтобы в группе не возникало конфликтов, и никто из учащихся не ощущал себя лишним. Это требует от педагога дополнительных затрат времени при подготовке заданий, их дифференцировке по уровню сложности.

Например, во время работы с разновозрастной группой, при подготовке лабораторных работ необходимо заранее определить, какую задачу будет выполнять каждый учащийся. Для этого при составлении инструктивной карты важно прописать, кто из учащихся подготавливает оборудование, кто проверяет его готовность к проведению работ и т.д. Все эти пункты отличаются по сложности.

Затем непосредственно при выполнении лабораторной работы нужно четко обозначить, за что отвечает каждый учащийся. При этом важно объяснить, почему для этой работы вы выбрали именно этого ребенка, почему эта работа так важна и что от правильности ее выполнения зависит весь ход лабораторной работы. Это особенно важно для младших учащихся, чтобы они чувствовали себя нужными.

На более поздних этапах работы педагога в детском объединении, когда отношения между учащимися становятся, как правило, более устойчивыми, стоит предлагать учащимся самим выбирать, какую работу они хотят выполнять. При этом важно следить за тем, какой выбор делает учащийся, и при необходимости делать корректировки, оказывать помощь, чтоб учащийся не брал на себя слишком трудное или слишком легкое задание, и таким образом, способствовать созданию на занятии ситуации успеха.

Как показывает практика, старшие учащиеся при общении с младшими используют модель общения «учитель-ученик». Они старше по возрасту, опытнее, поэтому считают себя умнее и образованнее, чем младшие. И в этом есть положительные стороны как для одних, так и для других. Это создает благоприятные условия для развития коммуникативных навыков речи. Старшие учащиеся стараются говорить так, чтобы казаться еще взрослее, чтобы их речь, особенно монологическая, была максимально грамотной и правильной, используют различные научные понятия и термины, в том числе ранее изученные на занятии. Это объясняется с точки зрения возрастной психологии. Известный психолог – Татьяна Васильевна Драгунова выделяет несколько видов взрослости, сменяющих друг друга в разные периоды подросткового возраста.

Возраст 13 лет (у девочек) – средний период, соответствующий интеллектуальной взрослости. В этот период авторитет взрослого сменяется авторитетом сверстника, поэтому они стремятся завоевать этот авторитет, главным образом, через познавательную деятельность. При этом младшие стремятся быть похожими на старших, как бы «тянутся» за ними. В возрасте 8-10 лет для них важно завоевать авторитет, в первую очередь, взрослого, в данном случае – педагога, а не сверстников.

Это особенно заметно при подготовке и проведении учащимися экскурсий по зимнему саду. Рассказывая о каком-либо растении или животном, некоторые учащиеся копируют поведение, темп речи и даже жесты своих старших товарищей.

Один из главнейших видов деятельности учащихся детских объединений естественнонаучной направленности, способствующий формированию у них экологической культуры, – практическая природоохранная деятельность. Два раза в год, весной и осенью, учащиеся могут принимать участие в экологических акциях по посадке деревьев. При этом дети чувствуют себя глубоко удовлетворенными, уверенными, что совершили доброе дело на благо природе, другим людям и самому себе.

Большое удовлетворение учащимся приносит результат экологических субботников. В ходе их проведения они даже устраивают соревнования, кто добьется больших успехов в борьбе с мусором и быстрее наполнит свой мешок.

Таким образом, работа с детьми в детском объединении естественнонаучной направленности очень многогранна и разнопланова и дает много тем и предметов для исследования, дает возможность педагогу проявить себя творчески в подборе форм, методов, приемов организации учебно-воспитательного процесса.

Рис. 3. Способы и результат создания для учащихся ситуации успеха

Все перечисленные виды деятельности на занятиях с детьми (практические и лабораторные работы, учебные игры, природоохранные мероприятия),  способствуют тому, что создается ситуация успеха: учащиеся чувствуют удовлетворенность от своей деятельности, знания, которые они получают в детском объединении востребованы на уроках в школе.

Педагог должен помочь учащимся стать на путь исследователя, научиться самим открывать и добывать новые знания. Когда ребенок чувствует, что у него многое получается, что он может быть полезен природе и обществу, тогда можно сказать, что педагогом воспитывается экологически грамотный гражданин, который будет стремиться выстроить гармоничные отношения с природой.

Каждый педагог несет ответственность за полученные результаты. Воспитывая человека, способного пользоваться экологическими знаниями и умениями на практике, он пополняет общество еще одним носителем экологической культуры.

Список литературы:

  1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. –– Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с.
  2. Дополнительное образование и воспитание №10/2006//Профессиональная адаптация начинающего педагога дополнительного образования // 11-19с.
  3. Драгунова, Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков/Т.В. Драгунова, Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1967. – 156с.
  4. Каплан Б.М. О современном содержании естественнонаучной направленности в дополнительном образовании детей // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: Материалы Международной научно-практической конференции. – Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2015 – С. 357–361.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с младшими школьниками в системе дополнительного образования в условиях ФГОС II поколения

Статья, в которой описываются особенности работы педагога дополнительного образования в условиях ФГОС II поколения....

Участие в краевом семинаре-практикуме по теме: «Проблемы и перспективы развития детского театра в системе дополнительного образования детей Ставропольского края

Опыт работы Учителя начальных классов и руководителя театрального кружка «Буратино» МБОУ   «Начальная  школа»г-к  Железноводска.Ребенок, как солнечный зайчик, как капелька солнца....

Развитие в системе дополнительного образования форм детских творческих объединений интеллектуально-познавательной направленности. Реализация модели игровых площадок.

Выступление на научно-практической конференции учителей начальных классов«Обновление содержания внеурочной  деятельности в начальной школе в условиях перехода на ФГОС»...

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере работы творческого объединения «Я познаю мир», с проведением мастер-класса по изготовлению ангелочка из салфеток)

      В настоящее время самой большой опасностью, которой подвергается современное общество, является не развал экономики, не события в политической жизни страны, а разрушение ли...

Обобщение передового педагогического опыта на тему: "«Формирование современной цифровой образовательной среды в рамках реализации национального проекта "Образование" в творческих объединениях естественнонаучной направленности МБУ ДО «Центр дополнительног"

laquo;Формирование современной цифровой образовательной среды в рамках реализации национального проекта "Образование" в творческих объединениях естественнонаучной направленно...

Взаимодействие начальных классов с системой дополнительного образования - как условие формирования естественнонаучной грамотности младших школьников.

Подход к естественнонаучному образованию младших школьников  в современных условиях. Пути сотрудничества с педагогами дополительного образования для более продуктивной работы с обучающимися. Мето...

«Экологическое воспитание в системе дополнительного образования»

Всё взаимосвязано со всем – гласит   закон экологии. Значит, и шага нельзя ступить, не задев и не нарушив что-либо из окружающей среды.  Каждый шаг человека по обычной траве &nda...