Развитие в системе дополнительного образования форм детских творческих объединений интеллектуально-познавательной направленности. Реализация модели игровых площадок.
учебно-методический материал на тему

Муратова Светлана Анатольевна

Выступление на научно-практической конференции учителей начальных классов

«Обновление содержания внеурочной  деятельности в начальной школе в условиях перехода на ФГОС»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал МБОУ Староюрьевской СОШ

 в с.Староалександровка

Развитие в системе дополнительного образования форм детских творческих объединений интеллектуально-познавательной направленности. Реализация модели игровых площадок

Выступление учителя С.А.Муратовой

на научно-практической конференции

учителей начальных классов

«Обновление содержания внеурочной

деятельности в начальной школе

в условиях перехода на ФГОС»

Ноябрь, 2012 г.

Условия современного, стремительно изменяющегося общества требуют от каждого человека умения быть самостоятельным, умения решать проблемы в различных сферах деятельности, а значит, умения ставить цель и добиваться ее, правильно планируя и организуя свою деятельность. В связи с этим мы говорим о необходимости осуществления компетентностного подхода в образовании. Этому может в значительной степени способствовать организация исследовательской деятельности младших школьников, как на уроках, так и во внеурочное время.

Маленький ребенок уже с момента своего рождения начинает заниматься исследовательской деятельностью, самостоятельно и с помощью взрослых изучая окружающий его мир. С большим интересом, сами того не осознавая, дети участвуют в самой разнообразной исследовательской работе. Постоянная жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать,  искать истину, ответы на самостоятельно или кем-то поставленные вопросы, самим задавать эти  вопросы окружающим - важнейшие черты поведения ребенка как дошкольного, так и младшего школьного возраста. Исследовательская деятельность - естественное стремление любого ребенка. Надо лишь умело направить это стремление по нужному руслу, раскрыть двери в сложный, противоречивый, но такой привлекательный для младшего школьника окружающий мир.

Рамки традиционного урока, как правило, ограничивают возможности детей использовать различные источники при работе с информацией. Значительно расширить поле исследовательской деятельности позволят дополнительные занятия с учащимися во внеурочное время.

Решение проблемы развития творческого потенциала младших школьников означает организацию их деятельности,  всецело направленную на самостоятельное открытие нового, будь то знания или алгоритм их приобретения. Таким образом, одним из главных факторов развития современной личности младшего школьника становится именно познавательная творческая деятельность самого ребёнка.

Занятия по интеллектуально-познавательному направлению внеурочной деятельности  учитывают возрастные психолого–педагогические особенности мыслительной деятельности, основываются на базовом стандарте и служат для углубления и  получения новых знаний, способствуют формированию научного мышления, которое отличается системностью, гибкостью, креативностью, содействуют формированию научного мировоззрения, стимулируют познавательную активность и развивают творческий потенциал учащихся.

В нашем филиале в системе внеурочной деятельности  интеллектуально-познавательной направленности реализуется программа творческого объединения «Мы и окружающий мир».

Цель программы - ознакомление младших школьников с загадочным окружающим миром, формирование навыков наблюдения, анализа, формулировки выводов, пробуждение интереса к занятиям наукой.

 В процессе реализации данной программы предполагается решение следующих задач:

●  создавать условия для развития ребёнка;

● формировать ценностные отношения к окружающему миру,

    опыт общения, сотрудничества;

● развивать у детей умение работать с различными источниками  информации;

● развивать творческие способности, мышление, кругозор детей.

Для практической работы отводиться большая часть времени - 90 . 

В творческом объединении «Мы и окружающий мир» 11 человек. С таким количеством обучающихся можно осуществлять индивидуальный подход.

Занятия провожу в классной комнате, которая проветривается, имеет нормативное освещение. За каждым учеником закрепляется индивидуальное рабочее место и инструменты. Перечень и объем материалов, необходимых для занятий, следует предусмотреть заранее - сбор некоторых зависит от сезонных условий. Такие материалы как листья, корни, веточки собираем с детьми во время экскурсии. Очень важно познакомить родителей с планом кружка. Они могут приобрести нужные материалы к работе заранее.  Тесная связь семьи и школы будет способствовать воспитанию школьников.

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 33 часа в год.

Формами работы  творческого объединения являются познавательные беседы, занятия в компьютерном классе, детские исследовательские проекты, фотосъемка, конкурсы рисунков, сочинений, решение занимательных ребусов, кроссвордов, головоломок, познавательные экскурсии по родному краю, в музей с.Староюрьево. 

Формы  подведения итогов

Результатом реализации данной образовательной программы являются участие  в различных конкурсах, создание презентаций своих творческих работ, выпуск школьной газеты,  выставки детских работ. Использование поделок-сувениров в качестве подарков для родителей, дошкольников, ветеранов, учителей и т.д.; оформление зала для проведения праздничных утренников.

Любые программы внеурочной деятельности разрабатываются с учетом наличия площадок их реализации: специализированные кабинеты, библиотека, спортивные залы, музей, игровые комнаты, актовый зал, лаборатории, учреждения культуры, спорта, искусства, промышленные, производственные и др. организации.

Для реализации программы внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в нашей школе имеются следующие условия: библиотека, игровая комната,  игровая площадка. При необходимости мы можем посетить сельский Дом культуры, сельскую библиотеку.

         Школа располагает кабинетом, оборудованным компьютерной техникой, подключенной к сети Интернет. Один  кабинет начальных классов оснащен компьютером,  также подключенным  к сети Интернет.

Имеется медиатека, состоящая из набора дисков по различным областям знаний (электронная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий»), библиотечный фонд, включающий учебную и художественную литературу, музыкальный центр, фотоаппарат.

Ожидаемые результаты:

- приобретение школьниками знаний о нормах отношения к природе и объектам окружающего мира; о способах самостоятельного поиска информации в справочной литературе;

- развитие ценностных отношений к родному Отечеству,  

   родной природе.

- приобретение опыта природосберегающей и природоохранной деятельности, опыта самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми.

Риски, трудности и проблемы в реализации программы

Среди основных факторов, способных повлиять на результаты реализации программы внеурочной деятельности можно выделить следующие факторы риска:

- отсутствие достаточного финансирования;

- низкая мотивация педагогов из-за отсутствия материальной поддержки;

- отсутствие или недостаточное количество в школе необходимых специалистов;

- дефицит учебно-методических пособий;

- недостаточная методическая подготовка педагогов

Возможные пути разрешения

- привлечение средств из дополнительного фонда;

- мониторинговое изучение мотивов деятельности педагогов и активное;    

- использование нематериальных стимулов;

- привлечение специалистов дополнительного образования;

- использование   Интернет-ресурсов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования. Тема: «Использование общеукрепляющих физических упражнений на занятиях в детских творческих объединениях"

Методические рекомендации разработаны для педагогов дополнительного образования, содержат рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий на занятиях по декоративно-прикладному творчеству....

Реализация модели внеурочной деятельности на основе институциональной и муниципальной системы дополнительного образования детей в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО

Значение эффективной внеурочной деятельности и ранней профподготовки для развития социальной адаптации, социального самоопределения и самореализации на премере организации внеурочной деятельности в МБ...

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере работы творческого объединения «Я познаю мир», с проведением мастер-класса по изготовлению ангелочка из салфеток)

      В настоящее время самой большой опасностью, которой подвергается современное общество, является не развал экономики, не события в политической жизни страны, а разрушение ли...

Особенности экологического воспитания на занятиях в детских объединениях естественнонаучной направленности в системе дополнительного образования

Краткая аннотацияСтатья посвящена особенностям работы педагога дополнительного образования с учащимися детских объединений естественнонаучной направленности. В статье говорится о преимуществах системы...