Экскурсия по музею
учебно-методический материал (4 класс)

Усманова Гульназ Шайхулловна

в данном сообщении вы найдете небольшой рассказ о школьном краеведческом музее, который работает со дня его открытия. В музее очень много интересных и исторических экспонатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_v_shkolnyy_kraevedcheskiy_muzey.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия в школьный краеведческий музей

      Добро пожаловать  в школьный краеведческий музей .Здесь мы с вами узнаем много интересного и нового из жизни наших предков, об их быте, культуре, занятиях и многом другом. Об этом нам расскажут экспонаты-предметы быта  и многое другое что находится в нашем музее.

В нашем музее насчитывается более трехсот экспонатов. Самый древний экспонат – это монета 17 века.

В музее экспонаты размещены по отделам:

-отдел быта;

-отдел орудия труда

-отдел татарской и русской культуры(коренных жителей края)

В будущем планируется открытие экспозиций

-отдел «История школы»

-отдел Боевой славы.

Музей - какое слово ёмкое!

От пирамид до черепков.

Хранят музеи для потомков

Свидетельства иных эпох.

Давайте же гореть не тлея,

Чтоб даже через сотни лет,

В музеях сберегли потомки

Эпохи нашей яркий след.

       Наша школьная музейная комната создана в сентябре  2017 года педагогами, учащимися и жителями села. Это место, где встречаются настоящее и прошлое.

 Цели::

·        Изучение истории и культуры родного края

·        Формирование  чувства любви к Родине и её прошлому

·        Воспитания  чувства патриотизма, уважительного отношения к традициям своей школы, родного края, к истории своего народа.

 Основные задачи:

1.   хранение, изучение и публичное представление музейных предметов и коллекций

2.   познакомить  с историей края, с русскими национальными традициями и обычаями

3.   ввести  в мир русской и татарской культуры, способствовать принятию или нравственных ценностей  народа , познакомить учащихся с особенностями крестьянского жилища.

4. восстановить прерванную связь времён;

5. возродить духовные ценности;

6. вернуть утраченную любовь к родной земле.

Возрастная категория слушателей:  от 7 лет и старше

Экспозиция музейной комнаты

«Крестьянская изба»

Сейчас, с  возвращением  к  нам  национальной  памяти, все  больше  хочется  знать  о  национальной культуре, обычаях   и традициях, о  том, как  жили  наши  предки, во  что  одевались,  как  отмечали  праздники, что  ели  и  пили. Для этого в школьной музейной комнате  создана экспозиция «Крестьянская изба», об экспонатах которой рассказывается в данной обзорной экскурсии.

«Любовь к родному краю,  родной  культуре, к родной речи начинается  с  малого- с  любви к своей семье, к  своему  жилищу, к  своей  школе.Постепенно  расширяясь  эта  любовь  переходит  любовь   к  своей  стране, к  её  истории, её  прошлому и  настоящему,  а  затем  ко  всему человечеству, к  человеческой  культуре»

Д.С. Лихачев.

История  наша   полна  драматизма. Многочисленные   воины  и  пожары, природные  катаклизмы  уничтожили  многие  произведения  национальной  культуры.  Поэтому  особенно  важно  беречь  и  хранить  то, что  досталось  нам  в  наследство.

  Удивителен   мир  народного  искусства!  В  каждом  уголке   России  живут  и  развиваются   родники  поистине   бесконечно  доброго  народного  мастерства. Поэтому  важно  не только  сохранить  живое  наследие  народа, но  и  сделать  его  частью  современной  жизни, предметом  пристального  и  подробного  изучения. С  этой  целью  в  нашей  исторической музейной комнате создана экспозиция  «Крестьянская изба». В  нём  мы познакомимся  с  крестьянским  бытом, прошлым  нашего  села, народными  праздниками. Узнаем   много  о  местных  народных  умельцах.

 ПЕЧЬ.

  Центральное место в доме занимала печь. Достаточно вспомнить, что и само слово «изба» произошло от слова «истопить»: «истопка» – отапливаемая часть дома, отсюда и «истьба» (изба).В избе, где печь топили «по–черному», потолка не было: дым выходил в окошко под самой крышей. Такие крестьянские избы назывались курными. Печь с трубой и изба с потолком были только у богатых. Почему так? В курной избе все стены были черные, закопченные. Оказывается, такие закопченные стены дольше не гниют, изба могла служить сотню лет, да и дров печь без трубы «съедала» меньше.

Угол около устья печи так и называли – бабий кут, т. е. женский угол. Здесь хозяйка готовила пищу, здесь был шкаф для хранения кухонной посуды – посудник.

Другой угол – около двери и напротив окна – был мужским. Здесь стояла лавка, на которой хозяин работал, а иногда и спал. Под лавкой хранили крестьянское добро. А на стене висела конская сбруя, одежда и принадлежности для работы. Угол этот, как и стоявшую здесь лавку, называли коник: на лавке делали узоры в виде конской головы.

ПОЛОТЕНЦА.

  Переходим  к  следующим  экспонатам  нашего  музея. Полотенца играли  большую  роль  в  крестьянском  быту. Они были  не  только необходимой  частью  домашнего  обихода, но  являлись  неотъемлемой  частью  многих  сельских и семейных  праздников. На  полотенце  подносили  «хлеб - соль» дорогим  гостям, полотенцем  опоясывались  сваты, исполняя  свои  обязанности.

  Полотенце  дарили  уезжающим  сыновьям  матери, а  мужьям  жены. Вышитыми  полотенцами  украшали  образа («божницы»  в  домах). Полотенце  обязательная  часть  приданого.    Само  название  «полотенце»  происходит от  древнего  русского  слова « полотно» и  указывает  на  то, что  предмет  этот  появился  очень  давно. Вышитые  полотенца – характерная  черта всех народов. Мотивы  вышивок  полотенец отличаются  разнообразием, выразительностью  и  разной  техникой  исполнения  (мелкий  крестик, тамбурный  шов, гладь  и др.)

  Различно  и  цветовое  решение: красные  тона, красно-черные, многоцветные. Особый  интерес  представляют  сюжеты  вышивок  на  полотенцах

ПРЯЛКИ.

Продолжим дальше нашу экскурсию.  Правый угол от печи назывался бабий кут или середа. Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка. Прялка – удивительный образец неразрывного соединения художественного творчества с женским трудом. Ни одно орудие труда не получило столь разнообразные формы и не украшалось  с такой  любовью, как прялка. Значение прядения было всегда так велико, что еще в глубокой древности, как и ткачество, оно стало символом женского труда и имело своих покровителей.

 Сегодня мы вряд ли  вдумываемся   в знакомые пушкинские строки: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…», а не так уж давно девушки и женщины наших сел и деревень постоянно пряли. Пряли всю зиму, пряли днями и неделями. Трудно представить, какое количество пряжи надо было наготовить, чтобы одеть большую семью. Поэтому и были красивы прялки, что с ними не расставались с осени до весны. На се посиделки или «беседы» девушки ходили с прялкой. Причем уходя из дома на «беседу», девушка брала уже не простую прялку, которая служила  ежедневно, а самую нарядную, резную, чаще всего подарок .Собирались не только в своей деревне, но и в соседней. Старушки вспоминают: «Сегодня у одной соберемся, завтра у другой, чередовались. Собираются, прядут, песни поют. Парни с гармошками. Тальянки были, волынки – всякие. Там идет и знакомство. Парень сядет за прялкой – «сесть в серёдки» называлось, -  и с той стороны копыла. И разговаривают. А она прядет. Парень облюбует девушку, и сватов может засылать…Ну, а надоест прясть, начинают играть в круги».

МЕБЕЛЬ.

 Другой, левый угол от печи, назывался красный, то есть красивый.

  Смотрите, как всё продумано в крестьянском хозяйстве, как всё отлично предусмотрено для жизни человека. Большой стол, за который могла усесться вся семья, вдоль стен широкие лавки. На них иногда и спали. Только за столом члены семьи ощущают себя единым целым. Порядок за столом отражал не только  семейные отношения, но и глубочайшее уважение трудового человека к еде, олицетворяющей весь жизненный процесс. За обеденным столом нельзя было много говорить, вставать из-за стола до окончания трапезы без крайней нужды, заниматься посторонними делами.

  Деревянный стол стоит и в нашем музее.     Почти всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки. Основная причина распространения деревянных ложек  в их дешевизне, доступности материала и простоте изготовления. А ещё  любили наши предки очень горячую пищу. Подать на стол чуть ли не кипящие щи было делом чести хозяйки. Деревянная ложка губы не обжигала. Конечно, кипящие щи не ели, но черпали их очень горячими, и остывали они в ложке. Неумелому человеку, обжёгшему губы, говорили, что он забыл о том, что «под носом ветер есть».

   К большим праздникам  столы и лавки промывали с речным песком, и они имели приятный желтоватый цвет.

   Поисковая  и исследовательская работа продолжается. Музей пополняется новыми экспонатами.

Знаете ли вы как и где использовались эти экспонаты?

Ухват, рогач - род железных вил, которыми ставят в печь и достают горшки и чугуны. Обычно ухват стоит у печи "рогами" вниз. В народе считали, что если ухват поставить рогами вверх, то ведьма не сможет выйти из дома. Ухват выставляли на двор, чтобы предотвратить грозу, тучу, дождь, град. Стучали ухватом в потолок, на свадьбе клали под постель новобрачным. Переворачивали ухват при проводах в армию.

Отгадайте загадку:

То назад, то вперёд

Ходит бродит пароход.

Остановишь - горе!

Продырявит море!

- Как узнали, что это утюг?  Рассмотрите утюги представленные в нашем музее. Какой из них по вашему мнению самый старый?

Что такое прялка?

Прядение — символ женского труда. Народ поэтизировал этот предмет — орудие женского труда. Работа пряхи, монотонно-утомительная, требовала большого терпения. Прясть женщина начинала с раннего детства и в основном занималась этим в молодые годы. Может быть, поэтому в народной жизни возник обычай посиделок с прядением, куда собиралась молодежь в нарядных одеждах.

-Отгадайте загадки:

Два братца хотят подраться, да руки коротки.

Двое купаются, а третий дивуется.

Промеж двух морей, по мясным горам, гнутый мостик лежит.

 -Это коромысло.

-Рассмотрите его. Для чего оно предназначено?

Первостепенным предметом сельского быта раньше считалось коромысло. Старики наши говаривали, что сила у человека есть до тех пор, пока он может носить воду в ведрах на коромысле. А паренек считался уже отроком, когда начинал носить воду таким способом. Коромысло помогало нести, не уставая, на плечах два ведра воды несколько сот метров, перекладывая на ходу коромысло с одного плеча на другое. А как приятна на вкус вода из криницы, да еще из того ведра, которое принесла на коромысле родная мать.

Наш музей небольшой, но каждый год он пополняется экспонатами, благодаря членам кружка " Наши истоки ", взрослым, родителями и учителям. Мы должны помнить и чтить историю родного края, традиции и обычаи своих предков, знать своё прошлое, а не быть " Иванами, не помнящим своего родства"

-Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта нетрадиционного урока-экскурсии в "Музей сказок" по теме "Слова, обозначающие признак предмета"

Урок построен с учетом актуальности здоровьесберегающих технологий, с использованием нетрадиционных методических приемов арт-педагогики: сказкотерапии, арт-терапии, хромотерапии. Речевой материал разм...

Заочная экскурсия в музей- усадьбу Ясная поляна

Презентация к урокам литературного чтения для младших школьников о жизни и творчестве Л.Н.Толстого...

Виртуальная экскурсия в музей К.И. Чуковского в Переделкино

Материал сопровождает презентацию. Рассказывается о последних годах жизни К.И. Чуковского, об укладе жизни в Переделкино, о том как его сказки превращались в реальность "Чудо-дерево"...

Экскурсия в Музей художественного стекла

Экскурсия на Елагин остров в Музей художественного стекла. Рефлексия....

Экскурсия в музей А. С. Пушкина.

Фотоотчёт о посещении музея А. С. Пушкина по теме "Что за чудо эти сказки"...

Экскурсия в музей- усадьбу в Люблино

Фотоотчёт по экскурсионной поездке обучающихся "Масленица в доме князей Дурасовых" в Люблино...

Экскурсия в музей "Огни Москвы"

Фотоотчёт об экскурсионной поездке учащихся в музей "Огни Москвы"...