Родительский лекторий.
материал

программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_roditelskiy_lektoriy.docx17.82 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                 Утверждаю

                                                                                                  Заместитель директора по ВР

                                                                                                   ________________________

                                                                                                  Хащина В.В.

                                             Программа «Родительский лекторий».

                                                             Реализация программы

                                                                                 осуществляется классным руководителем

                                                                                  С.В. Юркина

Пояснительная записка.
Воспитательный процесс в семье имеет свои особенности: он включен в целостную жизнедеятельность семьи, в домашний труд, обслуживание, самообслуживание, работу на садово-дачном участке и т.д. и т.п. Более того, воспитательные возможности семьи зависят от всего ее психологического, нравственно-духовного климата, от устойчивости и стабильности супружеских взаимоотношений, от родственных взаимоотношений с прародителями (дедушками и бабушками и т.д.).
При этом воспитательная ситуация в семьях может быть совершенно различна ввиду демографической структуры семей: полная семья с одним ребенком, полная семья с двумя детьми, полная семья с тремя и более детьми, полная семья с бабушками (дедушками) или без них. Особые воспитательные проблемы возникают в так называемых неполных семьях: семьи матерей-одиночек, разведенных и вдовых. Все это – тот самый фон, социальные условия, в которых происходит воспитательный процесс в семье. Немаловажную роль в воспитании ребенка на определённых возрастных этапах развития его личности играет процесс взаимодействия семьи и школы. Все эти проблемы находят свое отражение в программе родительского лектория как одной из форм родительского всеобуча в средней общеобразовательной школе.
Родительский лекторий может быть организован в школе как единичная (разовая) методическая форма, позволяющая проводить образование родителей по различным вопросам воспитания. Так, например, среди достаточно традиционных форм родительского всеобуча, где используются тематические лекции для родителей, можно отметить классные и общешкольные родительские собрания, деятельность Совета школы, в который входят ученики, учителя и родители, изучение классными руководителями своих воспитанников по традиционной программе (характеристика семьи, особенности личности учащегося и его родителей, круг увлечений и интересов семьи, круги общения и референтных групп) и собеседования по данной проблематике с родителями класса или классов (параллели), индивидуальные встречи администраторов, классных руководителей, школьных психологов, социологов, специалистов-медиков с родителями, посвященные выработке и корректировке совместной программы воспитания ребенка, оказания ему помощи в построении собственной образовательной траектории.
На базе школы, однако, может быть организован « Родительский лекторий» и как специализированная система лекционных и семинарских занятий, где родители не только осваивают азы психологии общения с детьми разного возраста, но и сами становятся активными участниками школьного педагогического процесса (проводят совместно с педагогами и психологами уроки, организуют и участвуют в тематических встречах с учащимися, работают в семинарах с преподавателями, осваивая воспитательные технологии, формирующие ценностные и нравственные качества личности, способной принимать самостоятельные решения). На таких семинарах в тесном контакте с учителями родители находят ответы на ряд часто волнующих их вопросов: как научить ребенка быть самостоятельным, как развить в нем творческие способности, как помочь неуверенному в себе или, наоборот, переоценивающему себя ребенку? Важно, то ответы находятся в совместном размышлении, дискуссиях, которые позволяют учителям и родителям расширить свой педагогический инструментарий.
Предполагается, что работа родительского лектория будет представлять собой установочные лекционные и семинарские занятия (1 раз в четверть).  

Учебный план
Процесс родительского образования в школе осуществляется на основе документов Министерства образования Российской Федерации. Учебный план отражает специфику родительского всеобуча, его профильную направленность, учитывает основные положения школьного Устава.
В инвариантной части учебного плана полностью реализуется идея взаимодействия школы и семьи, что обеспечивает единство образовательного пространства родительского всеобуча в среднем общеобразовательном учреждении и гарантирует овладение родителями учеников школы необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающим возможности адаптации в современных социальных реалиях и успешной реализации родителями воспитательного процесса в семье и вне ее.
Инвариантная часть представлена следующими образовательными областями: основы педагогики, основы общей и возрастной психологии, основы возрастной физиологии и гигиены, культура и искусство.
В вариативной части в связи с тем, что в каждой школе родительский лекторий может охватывать определенные направления, являющиеся специфическими для данного учебного заведения, поэтому учебный план составлен в соответствии с этой особенностью, где предусмотрены часа в неделю на обсуждение в виде лекции или семинара насущных родительских и общешкольных проблем.
Выделяются три ступени родительского лектория в школе.
Первая ступень – родители учащихся 1 – 4-х классов. На данном этапе ставятся задачи формирования прочных базовых знаний и умений у родителей младших школьников о своеобразии младшего школьного возраста, создание условий для интенсивного общего развития родителей по вопросам, связанным с педагогикой, психологией, физиологией детей 7 – 10 лет: психическое и физическое здоровье ребёнка, адаптация его к школьной среде, формирование навыков учебной деятельности (данная ступень не будет использоваться мною)
Вторая ступень – родители учащихся 5 – 9-х классов. Особенностью этой ступени является освоение специфики возраста подростка (11 – 15 лет), проблем формирования и развития самосознания учащихся этого возрастного периода, их взаимоотношений в группе и коллективе взрослых людей, а также сверстников. На этой ступени родители также узнают, как определять склонности и способности своих детей для их дальнейшей специализации, для продолжения образования с учетом их возможностей и склонностей.
Третья ступень – родители учеников 10 – 11-х классов. Этот этап отличается большей ориентацией родителей на будущую профессию своего ребенка, на его дальнейшее образование, самореализацию и социализацию детей, их подготовку к браку и семье. Данные проблемы решаются через призму возрастных особенностей старшего школьного возраста (15 – 17 лет), с которыми знакомят родителей специалисты – преподаватели лектория.
Содержание родительского лектория сориентировано на усиление психолого-педагогической подготовки родителей к осуществлению правильного воспитания детей в семье и за ее пределами.
Существующий вариант учебного плана может систематически подвергаться корректировке со стороны классного руководителя, а также тех специалистов, которые будут осуществлять реализацию его в практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский лекторий:"Почему ребенок не хочет читать и плохо пишет"

Родительский лекторий : "Почему ребенок не любит читать и плохо пишет?"...

Родительский лекторий на тему: «Как правильно выполнять домашние задания»

Часто родители жалуются, что их дети по несколько часов сидят за уроками, много отвлекаются, бывают несобранны. И, совершенно естественно, возникает вопрос: что же будет делать ребёнок в с...

Родительский лекторий. 1 занятие. "Детство"

Первое занятие знакомит родителей с понятием "детство", с плюсами и минусами развития ребенка на данном этапе....

Родительский лекторий "Школа здоровья"

Программа лектория  « Школа здоровья» рассчитана на учащихся начальных  классов. Программа реализуется с учащимися во внеурочное время 1 раз в месяц. Программа включ...

Родительский лекторий "Мотивы плохого поведения младших школьников"

В статье рассказывается о мотивах плохого поведения младших школьников....

Статья для родительского лектория "Семья и авторитет родителей в семье"

Материал для проведения родительского лектория с памятками для родителей...

Родительский лекторий "Садимся за уроки"

Статья содержит рекомендации для родителей о том, как правильно помогать делать уроки ребёнку....