Что необходимо изменить в воспитательной деятельности ОУ с учетом современных запросов общества
статья

Мое мнение о воспитательной работе в современной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx23.23 КБ

Предварительный просмотр:

Что необходимо изменить в воспитательной деятельности ОУ с учетом современных запросов общества

Воспитатель гпд:

Селифанова Валентина Владимировна

Школа №370 Московского района

В современной ситуации социокультурной и экономической жизни проблемы воспитания подрастающего поколения приобрели особую актуальность. Возросло внимание к проблемам воспитания со стороны государства, органов управления образованием, педагогической науки. Но несмотря на это все общество выражает недовольство состоянием воспитания современной молодёжи.

Известно, что для воспитания существенную роль играет социальный опыт прошлых поколений. Россия в течение более 70 лет была страной закрытой, лишь немногие её жители хорошо владели иностранным языком, имели возможность бывать  за границей, читать разную зарубежную  литературу, общаться с иностранцами. Теперь ситуация коренным образом изменилась. Для россиян, особенно молодых, так как «молодежь – дитя нашего неспокойного времени», мир становится всё более открытым. Они не только бывают в других странах, но учатся там и работают. Они, как губка, впитывают новые для себя ценности, усваивают обычаи, традиции разных народов.

Всеобщая модернизация отечественного образования — введение ФГОС, принятие Федерального закона об образовании в РФ, переход на новую систему оплаты труда – меняет кардинально основы учебно-воспитательного процесса в современной школе. Особенно неоднозначная ситуация складывается в области воспитания. Одной из приоритетных задач в концепции модернизации российского образования является воспитание подрастающего поколения.

Воспитание — важная и неотъемлемая часть образовательного процесса, направленная на достижение двух взаимосвязанных целей: обеспечение процесса социализации гражданина в обществе и поддержку процесса индивидуализации личности.

В связи с этим возникает закономерный вопрос: кто же должен воспитывать детей — семья или школа? Большинство людей бы ответили: и семья, и школа! А если перефразировать вопрос: кто должен быть ведущим в воспитании детей — семья или школа? Если выслушать ответы, то выясняется, что ни семья, ни школа не хотят взять власть в вопросе воспитания в свои руки.

Воспитание детей, в узком смысле слова, определяется как процесс целенаправленного формирования личности,   мировоззрения, нравственного облика, определенных черт характера. При этом, речь, как правило, идет либо о семейном воспитании, либо о целенаправленной деятельности педагогов, их воспитательной работе в условиях учреждений и организации разных типов, видов и ведомств Воспитание как общественные отношения, в которых одни люди прямо или косвенно, непосредственно или апосредованно воздействуют на других в целях направленного формирования или изменения их определенных личностных качеств и форм.

Воспитание как один из компонентов составляющих процесс социализации детей, подростков и юношества, происходит сегодня в необычайно противоречивых условиях. Ослаблено воспитание в семье. Негативные явления жизни пагубно влияют на становление нового поколения.

Наше общество столкнулось с этой проблемой особенно остро в связи с тем, что в последние два десятилетия страна претерпела много изменений, которые не могли не повлиять на социум.

Из-за нестабильного положения в государстве, пандемии Коронавирусной инфекции, отсутствия экономической стабильности, дезориентации населения, обострения политической ситуации, социальной напряженности, межнациональных распрей, криминализации жизни, ухудшения экологической обстановки, падения нравственности – большинство семей оказалось в условиях выживания как материального, так и физического. В таких условиях семья перестала выполнять свои воспитательные функции как основной социальный институт. Во многих семьях недостает элементарной духовной близости между родителями и детьми. Естественно, что при таких условиях воспитание подрастающего поколения в семье отошло на второй план.

Но до сих пор многие педагоги считают, что семья является наиболее мощным фактором воспитания, так как ей доступен больший арсенал воспитательных средств, а школа не может скорректировать в ребенке то, что заложено родителями. Результатом является отсутствие единого воспитательного пространства.

Методика воспитательной работы школы — самый слаборазвитый отдел современной педагогики. Кто прав — семья или школа — не мне решать, но я считаю, что школа может и должна выступать как нравственно-ориентированная воспитательная организация.

В чем же проблемы воспитания в школе?

  • Во-первых, школа уже долгое время выполняет функции «фабрики» по производству людей, начиненными неким набором знаний. Зачастую о вопросах воспитания начинают задумываться только тогда, когда случается какое-то происшествие (вспомните акты насилия совершённых в школе). Многие видят воспитательный процесс только как средство повышения успеваемости, метод борьбы с правонарушениями.
  • Во-вторых, отсутствие единого педагогического коллектива. Педагоги до сих пор не осознали, что невозможно воплощать даже самые гениальные воспитательные идеи, не будучи единым, сплоченным коллективом единомышленников. До тех пор пока учитель отвечает только за «свой» класс, у процесса воспитания нет будущего.
  • В-третьих, отсутствие индивидуального подхода к ребенку. У многих педагогов индивидуальный подход ассоциируется с возней с капризными детьми и их родителями, забывая о том, что необходимо учитывать личные особенности ребенка для создания ситуации успеха при включении его в коллектив.
  • В-четвертых, отсутствие грамотной дисциплины. К ребенку необходимо предъявлять дисциплинарные требования с начальных ступеней образования. Детям необходимо четко сформулировать, что такое хорошо и что такое плохо.  Предлагать выполнение посильной возрасту работе (дежурство в классе, волонтёрство – как пример). Ребенка необходимо учить нормам поведения в обществе и тому, чем ребёнок может быть полезен, так же как и умению читать и считать! Только в этом случае ребенок может стать достойным членом этого общества, независимо от того, где он будет находиться. Все это приведет к силе характера, воспитанию гражданской ответственности, самоконтролю.
  • В-пятых, отсутствие системы выстраивания личностных границ. Нарушая границы других людей и невозможность отстаивать свои, ведут к тому, что ребёнок как снежный ком обрастает комплексами, агрессией, закрытостью и недоверием. Поэтому при любой форме оказываемых мер в отношении ученика, необходимо соблюдать принцип уважения к человеку. Нельзя забывать, что обсуждается конкретный поступок, и любому наказанию должны предшествовать беседы тет-а-тет. «Наказание» как принимаемая мера в отношении учащегося — процесс достаточно тонкий, поэтому нельзя допускать, чтобы все работники школы имели возможность наказывать. 
  • В-шестых, отсутствие единого коллектива учащихся школы. Ученики мало общаются между собой. Хорошо, если они знают учащихся из своей параллели. Вся школа разбита на множество маленьких коллективов, не общающихся между собой. Многие педагоги считают саму идею создания единого коллектива абсурдной и невыполнимой! Но, по моему мнению, это возможно.

И это проблемы, касающиеся, только лишь, очной системы обучения и воспитания. Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования.

Сегодня Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Современное образование немыслимо без компьютеров и Интернета. Большинство современных школьников активно используют компьютер и Интернет в своей жизни и образовании. И действительно, дистанционное обучение имеет массу плюсов (доступность, индивидуальный характер обучения, непрерывность, географическое положение и многое другое).

Традиционное дистанционное обучение подразумевает, что обучающийся получает учебные материалы (печатные или электронные) и изучает их самостоятельно в удобном для него режиме. А что же воспитание?

  • Отсутствует прямой очный контакт между обучающимися и преподавателем, это снижает эмоциональный посыл.
  • Недостаточная интерактивность современного, дистанционного  воспитания, лишает возможности активного взаимодействия.
  • В отличие от очных форм обучения преподавателю дистанционного обучения необходимо уметь на расстоянии определять психологический настрой и психологические особенности своих учеников, чтобы больше внимания уделять, например, интровертам, стимулируя их к активной деятельности в форумах, чатах, сдерживать пыл экстравертов и т. д. Необходимо формировать культуру коммуникации в сетях.

Все это требует от педагога достаточно сложных знаний и умений, специальной и достаточной подготовки.

Как же добиться желаемого результата? Необходимо создавать школьное самоуправление, развивать идею совместных школьных мероприятий, в которых будут задействованы учащиеся разных возрастных категорий, проводить общешкольные собрания, на которых бы совместно решались вопросы, касаемые жизни школы, вводить «шефство» т.е., фактически, необходимо создавать школьную семью.

Проблема воспитания и организации воспитательного процесса имеет важное значение в современном обществе, и есть все основания считать, что в ближайшие годы оно станет ключевым в нашей педагогике. При этом важно помнить, что воспитательная система — не самоцель. Она служит оптимизации процессов личностного развития. Поэтому главным критерием ее эффективности будет результат — развитие и самовыражение личности воспитанника и педагога.

Развитие же дистанционного обучения в системе российского образования будет продолжаться и совершенствоваться по мере развития Интернет технологий и совершенствования методов дистанционного обучения.

Дальнейшие развитие систем дистанционного обучения предполагают обеспечение максимальной интерактивности. На самом деле не секрет, что обучение только тогда становится полноценным, когда достигается имитация реального общения с преподавателем, - вот к этому и следует стремиться. Необходимо использовать сочетание различных типов электронных коммуникаций, что позволяет компенсировать недостаток личного контакта за счет виртуального общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что необходимо изменить в образовательных технологиях, чтобы привести их в соответствие с нормативной моделью, определяемой ФГОС.

В докладе представлены отличия стандарта второго поколения от существовавшего, широко освещается системно-деятельностный подход, который лежит в основе стандарта второго поколения, рассматривается воп...

Что необходимо изменить в существующей системе внеурочной деятельности, чтобы привести ее в соответствие с нормативной моделью, определяемой ФГОС?

Чтобы ответить на данный вопрос мы поставили перед собой цель:определить, какие  изменения требуется произвести в содержании программ внеучебной деятельности....

Современный урок или что необходимо изменить в школе при введении и реализации ФГОС общего образования.

Одна из отличительных черт нового Федерального государственного стандарта – смена акцентов: вместо регламентации содержания, которое должно быть ...

«Инновационные подходы в организации воспитательной деятельности в современной школе»

Цели и задачи дополнительного образования.Выявление и развитие способностей каждого воспитанника, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, облада...

Современные требования к организации внеурочной воспитательной деятельности школьников

Современные требования к организации внеурочной воспитательной деятельности школьников...

«Особенности воспитательной деятельности классного руководителя на современном этапе»

Цель  сообщения: наглядно показать работу классного руководителя в современной школе , какие обязанности, функции он выполняет, содержание и формы организаторской работы ....

Статья: "Организация воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей детей".

Данная статья расскрывает роль воспитателя в становлении спортсмена как личности, способной решать самые высокие задачи в своем виде спорта....