Методическая разработка внеклассного мероприятия "День космонавтики"
учебно-методический материал (2, 3 класс)

Горичева Алина Николаевна
  1. Методическая разработка внеклассного мероприятия «День космонавтики» знакомит учащихся в игровой и интерактивной форме с историей праздника День космонавтики и расширяет знания об истории освоения космоса в нашей стране.  Воспитание патриотизма и уважительного отношения к истории России и формирование понимания ценности образования и профессионального обучения – цели занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

День космонавтики

Внеклассное мероприятие

Цели:

  1. Воспитание патриотизма и уважительного отношения к истории России
  2. Формирование понимания ценности образования и профессионального обучения

Задачи:

  1. Познакомить учащихся в игровой и интерактивной форме с историей праздника День космонавтики и расширить знания об истории освоения космоса в нашей стране.
  2. Развивать личностные, познавательные и коммуникативные УУД: умение оценивать социальную значимость событий, умение сравнивать и анализировать, строить устное высказывание, развивать память и внимание, умение взаимодействовать с другими людьми и выбирать эффективное решение при работе в группе.

Воспитатель

Ученики

1

Какие профессии вы знаете? Думаете ли вы о своей будущей профессии? Кем мечтаете стать?

О чем мечтали ваши дедушки и бабушки? Кем хотели стать?  -

Действительно, дети 50-60 лет назад мечтали быть космонавтами, строить космические корабли. И все это потому, что весь мир был потрясен полетом Ю. А. Гагарина, первого человека, побывавшего в космосе.

Ответы детей

Ученик

В космической ракете
С названием "Восток"
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.

Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.

                      Владимир Степанов

2

Посмотрите, как стартовал наш первый космонавт и как его встречали на родине.

Видео: https://www.youtube.com/watch?v=CGQ1ZAQJzY8 

В этом видео вы увидите первого космонавта земли и главного конструктора первого космического корабля Сергея Павловича Королева. Во время просмотра видео постарайтесь услышать позывные Гагарина и Королева.

Просмотр видео. Ответы детей.

3

Вернувшись на Землю, Гагарин сказал такие слова: «Облетев Землю…». Слайд  № 3

Просмотр слайдов

4

Полету Гагарина предшествовала многолетняя работа огромного коллектива. Главным конструктором космических кораблей был С. П. Королев. В нашем районе есть проспект его имени, а на пересечении пр. Королева и Сизова установлен памятник. Слайд  № 4

Просмотр слайдов

5

Первым за пределы воздушной оболочки Земли был отправлен спутник без живых существ, затем полетела Лайка, которая погибла во время полёта. Самые известные собаки-космонавты – Белка и Стрелка. И только за 18 дней до полета первого человека был совершён последний полет собаки Звездочки. Слайд  № 5-8

Просмотр слайдов

6

Подвиг Гагарина праздновал весь мир. После завершения полёта улыбка Гагарина стала известна всему миру, а сам космонавт награждён высшими наградами СССР. Слайд 9, 10

А еще после своего приземления он сказал такую короткую фразу, которую я предлагаю вам расшифровать.

За правильные ответы в этом и следующих заданиях можно выдавать жетоны.

Получают карточки с зашифрованной фразой «Космос – не прогулка, ракета – не самолет» (см. приложение). Работа индивидуально. Читают ответ.

7

Ю. А. Гагарина с восторгом встречала вся страна. Слайды №11,12

Сейчас мы с вами разделимся на команды и дальше будем работать по командам.

Для разминки предлагаю вам несколько загадок. – Команды вбирают №№ загадок 1-12 (см. приложение)

Делятся на команды по жребию,

Каждая команда садится за свой стол, придумывает название.

9

Когда мы слышим слово «космос», то каждому приходят свои ассоциации. Какие мысли и слова приходят вам?

Что вы думаете о профессии космонавта? Что должен уметь и знать космонавт? (хорошее знание математики, физики, астрономии, отличная физическая подготовка, быть надежным и терпеливым товарищем)

А сейчас мы посмотрим, как готовились первые космонавты

Видео: «Первый отряд космонавтов» https://www.youtube.com/watch?v=c596BQ4xY9M 

Как вы думаете, готовы вы в отряд космонавтов?

Ответы детей

10

Следующее задание будет космически-математическое:

Каждая команда получает по одной задаче. (см. приложение)

Команды решают задачи.

11

Следующее задание – астрономическое. Но сначала мы послушаем стихотворение с подсказками.

Команды  разгадывают кроссворд о планетах ( вместе слушают звуковую загадку, отвечает первый поднявший руку).

Слай №13

Ученица

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

                                           Аркадий Хайт

12

Физическая подготовка космонавтов имеет не меньшее значение, чем знания. Кто знает, что такое центрифуга? В Центре подготовки космонавтов для моделирования сильных перегрузок на человеческий организм используют центрифугу (видео)

https://www.youtube.com/watch?v=1yb9JSWDBiA

Сейчас мы проведем небольшой тест.

Тест «После центрифуги» (см. приложение)

Ответы детей

Просмотр видео

Все ученики участвуют в тестах.

13

Что такое невесомость и как ее ощутить на Земле?

Видео: «Как подготавливали космонавтов» https://www.youtube.com/watch?v=gJh8d3BBwDk

Тест «Еда в невесомости» (см. приложение)

Просмотр видео.

Все ученики участвуют в тестах.

14

Возможно кто-то из вас в будущем присоединится к нашему славному отряду космонавтов, среди которых множество рекордсменов. Слайд  № 14-17

Просмотр слайдов

15

И, конечно, в условиях невесомости и в открытом космосе человеку требуется особая одежда и особая еда. Кто знает, как называется специальная одежда для космонавта? Слайды № 18-20

Ответы детей

16

Космос всегда привлекал людей своей таинственностью, бесконечностью и красотой.

Художники, композиторы создавали произведения на космические темы.  Сами космонавты, увидев, как прекрасна наша Земля из космоса, передали свои впечатления в картинах (самым известным космонавтом- художником стал Алексей Леонов). Слайды  № 21-34

Просмотр слайдов

17

Подведение итогов:

Подсчитать очки, определить победителя, выдать призы команде-победителю и поощрительные призы проигравшим.

Что нового о космических полетах вы узнали?

Почему весь мир праздновал первый полет человека в космос?

Легко ли стать космонавтом?

Какие предметы в школе связаны с космонавтикой?

Понравилось ли вам наше занятие?

Ответы детей

Приложение

Головоломка (составить фразу только из тех букв и знаков, рядом с которыми есть звездочки)

А

Кzvezd78

В

Оzvezd78

Сzvezd78

Б

Мzvezd78

Г

Оzvezd78

Сzvezd78

-zvezd78

И

Нzvezd78

Ж

Еzvezd78

Б

Пzvezd78

Рzvezd78

В

Оzvezd78

Д

Гzvezd78

Уzvezd78

Е

Лzvezd78

З

Кzvezd78

Аzvezd78

, zvezd78

О

Рzvezd78

Т

Аzvezd78

Ц

Кzvezd78

У

Л

Еzvezd78

М

Тzvezd78

Ь

Аzvezd78

Я

-zvezd78

;

А

Нzvezd78

Ь

Ъ

Еzvezd78

Сzvezd78

Ф

Аzvezd78

Е

Мzvezd78

Т

Оzvezd78

У

Лzvezd78

Ю

Ёzvezd78

Тzvezd78

Х

.zvezd78

Загадки

1 На корабле воздушном, 
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на … 

2 Планета голубая, 
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется … 

3 Есть специальная труба, 
В ней Вселенная видна,
Видят звезд калейдоскоп
Астрономы в … 

4 Сверкая огромным хвостом в темноте 
Несется среди ярких звезд в пустоте,
Она не звезда,  не планета,
Загадка Вселенной - … 

5 Океан бездонный, 
Океан бескрайний,
Безвоздушный, темный, 
И необычайный,
В нем живут Вселенные,
Звезды и кометы,
Есть и обитаемые,
Может быть, планеты. 

6 Медведь на глыбе ледяной, 
Подружка в небе над волной.
Она – созвездье, он живой
В блестящей шубе меховой.
Он дружит с ветром и водой,
Она – с Полярною звездой. 
Никак не могут встретиться
Медведь с Большой … 

7 Объект есть во Вселенной 
Коварный, не простой,
Он звезды пожирает
Как бутерброд с икрой.
Опасно незаметная
И глазом не видна,
Такая темно-темная …. 

8 Посчитать совсем не просто 
Ночью в темном небе звезды.
Знает все наперечет
Звезды в небе  … 

9 Почти что со скоростью света 
Осколок летит от планеты,
К Земле направляясь,  летит и летит
Небесный космический … 

10 Освещает ночью путь, 
Звездам не дает заснуть,
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе не заснет … 

11 Специальный космический есть аппарат, 
Сигналы на Землю он шлет всем подряд,
И как одинокий путник
Летит по орбите … 

12 Самый первый в Космосе 
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень
Наш космонавт …. 


Загадка 1 - ракете. Загадка 2 - Земля. Загадка 3 - телескоп. Загадка 4 - комета
. Загадка 5 - космос. Загадка 6 - медведицей Загадка 7 – черная дыра. Загадка 8 - звездочет. Загадка 9 – метеорит. Загадка 10 - Луна. Загадка 11 - спутник. Загадка 12 - Гагарин.

Задачи

1 В звездолете помещается 6 человек. Необходимо перевезти с Земли на межпланетную станцию 24 человека. Сколько полетов должен совершить звездолет?

2 Расстояние от Санкт-Петербурга до Таллинна 400 км, а от земли до Луны – примерно в 1000 раз больше. Какое примерное расстояние от Земли до Луны?

Тест «После центрифуги»

На твердой поверхности (пол) положить тонкую веревку или скакалку, по которой должен пройти ученик после того, как прокрутится на одном месте вокруг своей оси несколько раз (могут участвовать все по очереди, воспитателю необходимо контролировать движение)

Тест «Еда в невесомости»

             «Если случайно уронить яблоко в невесомости, то оно может… улететь. Мы не можем создать невесомость, но похоже яблоко может двигаться в воде.  Две больших миски с водой, в которой плавают яблоки. «Будущие космонавты» должны укусить яблоко без помощи рук (участвуют по одному человеку от команды или, если позволяет время и количество яблок, - больше)

Литература

  1. Ю. Гагарин. Дорога в космос. – М.: Военное издательство МО СССР, 1981.
  2. Я. Голованов. Дорога на космодром. – М.: Детская литература, 1982
  3. Я. Голованов. Королев. Факты и мифы. – М.: Наука, 1994
  4. В. Рюмин. Год вне земли. – М.: Молодая гвардия, 1987
  5. А. Леонов. Выхожу в космос. – М.: Малыш, 1980
  6. Мировая пилотируемая космонавтика. История. Техника. Люди. Под ред. Ю. М. Батурина – М.: РТСофт, 2005

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Письмо солдату в армию"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Письмо солдату в армию". Составитель и автор стихов: учитель начальных классов,высшей категории МОУ "СОШ № 34 с УИП" г.Саратова Ежова Наталья Александ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия"Мой любимый город"

Открытое мероприятие о городе Новомосковске,включающее музыкальные композиции,кинокадры,конкурс рисунков,поделок,сочинений....

методическая разработка внеклассного меропиятия "Супер-мама или дочки-матери"

Возможно использование разработки ко Дню Матери, к 8 Марта...

Методическая разработка внеклассного мероприятия: "Папа,мама,я- спортивная семья".

Спортивный паздник с участием родителей и детей.Цель мероприятия сплотить семью, и школу,привить интерес к здоровому образу жизни....

КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»

Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...

Методическая разработка ко Дню Космонавтики

Данное мероприятие проводится в форме квеста. Обучающиеся проходят игру по станциям. В конце испытаний находят конверт со своей фотографией и шаблон ракеты, либо космонавта. Приклеивают своё фото на ш...