Конспект внеурочного занятия «Каменных дел мастера "Каменный цветок"»
план-конспект занятия (3 класс)

Аверина Анжелика Николаевна

Технологическая карта внеурочного занятия

 

Название кружка, автор: «Родной край», Виноградова Светлана Леонидовна

Направление внеурочной деятельности: духовно-нравственное

Форма работы: беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная практическая работа, работа в группе, работа в паре.

Тема занятия: «Каменных дел мастера "Каменный цветок"»

Цель занятия: ознакомление детей с прикладным творчеством через восприятие произведений уральского писателя П.П. Бажова;

приобщение детей к истокам культуры родного края

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать: какими камнями и минералами богат родной край; названия минералов и камней; в чем различие между камнями и минералами;
  • уметь: создавать собственные творческие работы.

Личностные:

  • развивать умение работать коллективно;
  • уважать мнение других; корректировать свою деятельность.
  • формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в народном творчестве.
  • развивать умственные способности и зрительное восприятие.
  • воспитывать у детей любовь к родному краю, интерес к народному прикладному творчеству.

Класс: 3

Время проведения: 16.04.2020 г.

Оборудование, материалы: презентация, коробка, пластилин, стека, доска для работы с пластилином, альбомный лист, краски, баночка для воды, кисточки.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Конспект внеурочного занятия

«Каменных дел мастера "Каменный цветок"»

Выполнила:

студентка группы 45

Нагорняк А.Н.

Проверил:

Кулькина И.А.

Челябинск, 2020


Технологическая карта внеурочного занятия

Название кружка, автор: «Родной край», Виноградова Светлана Леонидовна

Направление внеурочной деятельности: духовно-нравственное

Форма работы: беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная практическая работа, работа в группе, работа в паре.

Тема занятия: «Каменных дел мастера "Каменный цветок"»

Цель занятия: ознакомление детей с прикладным творчеством через восприятие произведений уральского писателя П.П. Бажова;

приобщение детей к истокам культуры родного края

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать: какими камнями и минералами богат родной край; названия минералов и камней; в чем различие между камнями и минералами;
  • уметь: создавать собственные творческие работы.

Личностные:

  • развивать умение работать коллективно;
  • уважать мнение других; корректировать свою деятельность.
  • формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в народном творчестве.
  • развивать умственные способности и зрительное восприятие.
  • воспитывать у детей любовь к родному краю, интерес к народному прикладному творчеству.

Класс: 3

Время проведения: 16.04.2020 г.

Оборудование, материалы: презентация, коробка, пластилин, стека, доска для работы с пластилином, альбомный лист, краски, баночка для воды, кисточки.

Ход занятия:

Этап занятия

Хроно-метраж

Содержание занятия

Планируемые

результаты

(УУД)

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

1.Организационный

5 мин

-Здравствуйте, ребята! Я уверена, что вы пришли с хорошим настроением сегодня в школу. Давайте повернемся друг к другу и дотронемся ладошками, таким образом, передадим свое хорошее настроение соседу по парте

Приветствуют учителя

Настраиваются на положительную работу.

Л: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе

2. Основной

35 мин

- Ребята, на адрес вашего класса пришло письмо.

-Хотите узнать, что написано в этом письме?

-Хорошо, тогда я сейчас его вам прочитаю

Письмо: Дорогие друзья! Вы познакомились со сказами П.П.Бажова. И сегодня я – Хозяйка медной горы приглашаю вас в гости. Прибыла я к вам с Уральских гор, там владения мои и приглашаю вас в сказку дивную, изумрудную, малахитовую.

Уральские горы, закаты, рассветы,

Черемух, рябиновый край,

И в песнях Урал наш воспетый,

И мы воспоем наш Урал.

Солнце осушит алмазные росы,

Раскроют цветы лепестки,

Уральских камней драгоценную россыпь

Покажет хозяйка горы.

Ребята, на пути вас ждет много интересного. Удачи Вам! Хозяйка медной горы.

-Отправимся в гости к Хозяйке медной горы?

-Скажите,  что вы видите на слайде?  

-Правильно, это камни и минералы.

- А кто знает какие-нибудь минералы?

-А кто-нибудь из вас знает, чем отличаются камни от минералов?

- Минералы используются в ювелирном деле, а камни чаще встречаются в отраслях промышленности, строительстве

-Да молодцы все верно!

-Скажите, чем славится Урал, почему он известен во всем мире?

- Правильно!  Попробуйте назвать тему нашего сегодняшнего занятия.

-Верно! Это «Каменных дел мастер «Каменный цветок»».  

-Ребята расскажите мне, а какие бывают изделия из камня? ( беседа про изделия из камня)

- Вот шкатулка стоит….(открываю)

Все сияет и блестит,

Самоцветами горит,

Изумрудами сверкает,

Красота! Глаза слепит

– А кто знает, что такое самоцветы?

Самоцветы – это камни. Но камни особые: очень красивые, прозрачные, цветные, яркие. Никто не окрашивал их – они сами, от природы, такие: переливаются, сверкают, светятся разными цветами. Поэтому их и называют самоцветами. Самоцветы очень редкие и дорогие камни. Самоцветы добывают только в нескольких места во всём мире, в том числе и на Урале. Уральская подземная кладовая самоцветов – самая богатая в мире. Здесь добывают и изумруд, и яшму, и аметист, циркон, хризолит, топазы, аквамарины и др. – картинки на слайде

-Сейчас, я расскажу вам  немного об этих самоцветах.

Изумруд — минерал, драгоценный камень берилловой группы. Главными критериями качества изумруда являются его цвет, и затем — прозрачность. Камни добывают в России на Урале, и во многих других странах.

- Ребята, а где используют этот минерал?

-Молодцы, все правильно! – слайд

Яшма – плотный, поделочный, кварцевый кристалл кремневого состава, после полировки приобретает глянцевый блеск. Лучшими камнями считаются российские, добытые на Уральских горах, Алтайских хребтах и возвышенностях Северного Кавказа. Экзотические уникальные экземпляры находят в горах Полковник (г.Орск).

Аметист –  – камни, которые являются разновидностью кварца. Особенно богаты залежами Россия и Азия, Африка и Южная Америка. Самыми ценными, дорогими, красивыми признаны уральский аметист. Он назван «глубоким сибиряком» в честь месторождения.

Хризолит – Драгоценный камень оливково-зеленого цвета, являющийся разновидностью оливина или прозрачного зеленого граната, хрупкий, но в то же время твердый минерал, который хорошо растворяется в кислотах.

-Все помнят сказку о серебряном копытце?

-Вот строчки из сказки …. Больше ее так и не видали, да и Серебряное копытце тоже не показался. Потешил раз, - и будет. А по тем покосным ложкам, где козел скакал, люди камешки находить стали. Зелененькие больше. Хризолитами называются.

Малахит - любимый камень коллекционеров и любителей украшений, и не только в России, но и во всем мире, в настоящее время не добывается — месторождения истощились еще в начале девятнадцатого века, постепенно запасы уменьшались, а в конце 19 века, в связи с затоплением Гумешевской шахты, добыча медной руды прекратилась. 

-А кто был самым знаменитым сказителем на Урале?

-Павел Петрович не понаслышке знал о металле, руде, самоцветах, ведь его дед и отец были горнозаводскими мастерами. Он очень любил свой край, его природу. Его интересовало всё, что связано с Уральскими горами, с их богатством. Он много общался с простым народом, собирал легенды, которые ему рассказывали рабочие горных заводов. А потом эти легенды перелагал в сказы, жанр, который он придумал сам.

- Кто помнит, что такое сказ?

Правильно.

Сказ – это сказка на основе достоверных фактов и легенд с некоторым вымыслом. –слайд. 

-Ребята, а какой сказ  П.П. Бажова вы все знаете?

-А про что этот сказ?

-Молодцы! Правильно.

-Ребята, а вы когда-нибудь видели своими глазами минералы?

- Сейчас я вам покажу минералы, которые есть у нас на Урале. (демонстрация камней, расспросить детей, что они знают об этих камнях).

Нефрит –  относится к полудрагоценным поделочным камням. Камень обрабатывают, и из него происходит возникновение красивых изделий, таких как бусы, кольца и серьги в серебряной оправе. слайд

Змеевик– это поделочная разновидность минерала под названием серпентинит, значение имени которого происходит от латинского слова «serpents» — змея. В ювелирном деле используется благородный змеевик, который обладает шелковистым блеском и рисунком, очень похожим на змеиную кожу. В России залежи этого минерала расположены в Сибири, на Северном Кавказе, но самые богатые, конечно же, на Урале, где не так давно ходили легенды об Огненном Змее – Великом Полозе, который охраняет золото рудников от чужаков. Раз в году Великий Полоз сбрасывает свою старую кожу, которая превращается в оливково-золотистый камень змеевик.

Лазурит – Лазурит – удивительно яркий камень цвета синего звездного неба с искристые вкраплениями. Этот камень называли "камнем неба", и он был одним из самых дорогих камней.

Тигровый глаз - относится к недорогим ювелирно-поделочным камням. Свое название он получил за красивую полосатую окраску с золотистым сиянием, что внешне очень напоминает глаз тигра. Добывается в России на Урале и в Сибири.

-Ребята, прослушав новую информацию, как вы думаете, что мы с вами сегодня будем делать?

Групповая и парная форма работы

-А сейчас ребята мы будем заниматься очень интересной работой, но для начала нужно решить, кто будет работать в группах, а кто в парах

-Послушайте задание для тех, кто работает в парах:

вам нужно будет придумать свой камень, нарисовать его, придумать название камню и рассказать какой он формы и цвета. Времени и вас 5 минут. (спросить 2-3 человека)

-Внимательно послушайте задание для тех, кто работает в группах: ваша задача сделать малахитовую шкатулку, для этого вам нужно взять коробку, пластилин, стеку, доску, и работать по схеме, которую я вам раздам. (показ у доски шкатулок)

-Если у кого-то будут вопросы, обращайтесь ко мне.

-Можете приступать к работе. Желаю успехов!

Внимательно слушают письмо

-Да

-Да

-Камни, минералы

Называют известные минералы

Высказывают предположения

Отвечают на вопросы

Самостоятельно формулируют тему занятия

Отгадывают загадку

Отвечают на вопросы

Внимательно слушают

Отвечают на вопросы

-Да

Внимательно слушают

Рассматривают камни

-Каменный цветок

-про Данилу мастера

Отвечают на вопросы

Работают в парах

Придумывают свой камень и описывают его

Работают в группах

Создают малахитовую шкатулку

Л: учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

К: формулировать собственное мнение и позицию

П:  умение устанавливать логические связи

П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

строить рассуждения в форме связи простых суждениях об объекте.

П: осознанное построение высказывания в устной форме.

К: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

К: взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме; слушать собеседника; строить понятные для собеседника высказывания.

Р:контролируют правильность ответов уч-ся; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.

П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

К: управление поведением партенра – контроль, оценка его действий.

К: развитие умения сотрудничать с учителем и сверстниками - определение способов взаимодействия; формировать  собственное мнение; использование речи для регуляции своего действия; умение аргументировать свою позицию, свой ответ; владение монологической и диалогической формами

3.Заключительный

5 мин

-И так давайте посмотрим, что у вас получилось

-Молодцы!

-Сейчас я вам раздам листочки с нарисованными камнями, ваша задача оценить свою работу на уроке.

-Если узнали что-то новое, и вам было весело и интересно, то раскрасьте первый камушек зеленым цветом.

-Если вы частично были знакомы с новой информацией, и вам было не интересно, то раскрасьте второй камушек желтым цветом.

-Если вы ничего нового не узнали, и вам было скучно, то раскрасьте третий камушек красным цветом.

-Вот и подошло наше занятие к концу. Вы все большие молодцы! До свидания ребята!

Показ работ у доски

Раскрашивают камни

Р: оценка-выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; оценка результатов работы

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока. Тема: "Контрольное списывание "Самоотверженный цветок"". 3 класс. УМК "Школа России".

Конспект урока по русскому языку на тему: Контрольное списывание «Самоотверженный цветок»...

Конспект урока литературного чтения А. Платонов «Цветок на земле» (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: А. Платонов «Цветок на земле»Цели деятельности учителя:  формирование представлений  у учащихся о творчестве А. Платонова и его произведе...

Конспект урока литературного чтения А. Платонов «Цветок на земле» (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: А. Платонов «Цветок на земле»Цели деятельности учителя:  формирование навыков беглого         чтения и выра...

Конспект урока литературного чтения А. Платонов «Цветок на земле» (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: А. Платонов «Цветок на земле»Цели деятельности учителя:  развитие умений анализировать героев произведение и само произведение, делать серьезн...

Конспект урока по теме "А. Платонов «Цветок на земле»" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о жизни и творчестве А. Платонова; ознакомление учащихся с произведением А. Платонова «Цветок на земле»; формирование у младших школьн...