Организация внеурочной деятельности на примере участия в экологических акциях
проект

Ахмаева Ольга Анатольевна

Мой опыт по организации внеурочной деятельности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ahmaeva.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

Ахмаева

Ольга Анатольевна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ № 30»

Формирование коммуникативной культуры младших школьников

через участие в экологических акциях

Коммуникативная культура всего лишь одна из составляющих общей культуры человека, но, наверное, самая важная. Все мы – часть социума и жить в нем изолировано просто невозможно. Т.е. хотим мы или нет, но ежедневно вынуждены общаться с окружающими. Младшие школьники только учатся правильно вести себя в разных речевых ситуациях. Поэтому очень важно создать такие условия, в которых дети сами стремились бы к общению, чтобы им хотелось рассказывать о своих чувствах, эмоциях, переживаниях, наблюдениях и т.д. А это может произойти только тогда, когда жизнь детей всесторонне обогащена разнообразными событиями, интересами, впечатлениями. Получается, что учить ребенка говорить – это значит учить видеть и наблюдать, думать и чувствовать, – то есть расширять его кругозор и жизненный опыт. Когда этот опыт богат и разнообразен, когда тебе знаком предмет разговора, само собой появляется желание вступить в диалог или дискуссию.

В процессе работы по формированию КК важен личный пример педагога, его авторитет, а также практическое использование полученных знаний и навыков.

Исходя из вышесказанного и моего личного опыта хочу остановиться на возможностях экологического воспитания. «Почему»- спросите Вы?

Во-первых, дети ближе к природе чем мы, взрослые: они открыты ко всему новому, готовы часами наблюдать за тем как ползет гусеница по листочку или размышлять на тему почему идет дождь. Практически все в природе можно увидеть, потрогать…любой предмет или явление дают возможность пофантазировать, помечтать. Это вызывает интерес - а все что интересно, легко запоминается. При этом все явления окружающей среды имеют научные определения и объяснения, которые дети также изучают на практике в процессе наблюдений. А это в свою очередь позволяет детям общаться и с ровесниками, и со взрослыми на равных, владея различной информацией.

Во-вторых, изучение жизни растений и животных заставляет сопереживать, жалеть братьев наших меньших, понимать необходимость помогать, заботиться, защищать их, тем самым формируется эмпатия.

Главным инструментом для формирования коммуникативной культуры в рамках экологического воспитания являются экологические акции. Экологическая акция -это мероприятие, проводимое с участием детей и родителей, направленное на их привлечение к практической деятельности по сохранению природы.

Любая экологическая акция – это речевая ситуация на конкретную тему, в процессе обсуждения которой:

  • Расширяется кругозор
  • Обогащается словарный запас
  • Возникает потребность узнать больше
  • Создается ситуация успеха (тебя окружают единомышленники, ты - часть команды)

В ходе участия в экологической акции мы:

  • Учимся задавать вопросы-как следствие возникает диалог, в процессе которого решаются разные задачи речевого общения
  • Учимся принимать чужое мнение, не бояться высказывать своё

Приведу конкретный пример.

 Третий год я с ребятами принимаю участие в акции по сбору использованных батареек. Эта акция - часть акций по раздельному сбору мусора, которые организует Саратовское экологическое движение «Зелёный бык».  Наше участие проходит в несколько этапов, но для формирования коммуникативной компетенции особенно важен этап, когда мы сдаем собранные батарейки волонтерам. Первый год на акции мы ездили в Саратов. Пока добирались до места-расспрашивали прохожих, где находится место сбора. На месте надо было сориентироваться, кому отдать, можно ли всё сразу, ребята заинтересовались что ещё можно сдавать, как разделить мусор по категориям…масса впечатлений и ещё больше вопросов… Надо отметить и то, что на акции мы ездим небольшой группой 7-9 человек, и после поездки ребята рассказывают остальным одноклассникам что делали, видели, узнали…Конечно, после сдачи батареек, прогулка по городу…другие чувства, другие эмоции, другое общение. А можете представить сколько разговоров, споров было на репетициях к выступлению экологического театра? А когда мы сажали дерево?

Начинала я с третьеклассниками, уже не совсем малышами. Сейчас у меня первоклассники. И их первый коммуникативный опыт-выступление в составе агитбригады, которая рассказывает о необходимости сдавать батарейки на переработку. Во время выступления ребята вступают в диалог, стараются быть убедительными, искренне рассказывают о вреде батареек. Получается познавательно, полезно, увлекательно, интересно… На одном из выступлений ребята так увлеклись, что Ксения, которая играла батарейку, на фразу «Батарейки, сдавайтесь!» неожиданно ответила «Я-Батарейка! Сдаюсь!»

Таким образом, участие в ЭА   позволяет лучше понимать людей, их заботы и потребности, сближает людей, учит жить в ответе за мир и будущее-формирует активную гражданскую позицию школьников.

Закончить хочу словами Демосфена «Всякое слово без дела ничтожно и пусто»

С П А С И Б О     З А    В Н И М А Н И Е!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности в соответствии ФГОС в начальной школе на примере социального проектирования «Без сердца что поймем…»

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий  деятельностного типа, методы проектно-исследовател...

Презентация к семинару "Организация внеурочной деятельности на примере ОУ"

В презентации представлен опыт работы школы за 3 года по организации внеурочной деятельности....

"Модель организации внеурочной деятельности по ФГОС на примере МОУ – СОШ № 1 г.Красный Кут"

Выступление в рамках межмуниципальных занковских педагогических чтений "Реализация деятельностного подхода как необходимое условие реализации ФГОС"...

«Организация внеурочной деятельности школьников в условиях реализации ФГОС НОО на примере программы курса «Маленькие исследователи»

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Любой ребёнок уже рождается исследователем. Любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать ...

Участие в экологической акции.

Совет молодёжи Белоярского района организовал экологическую  акцию по сбору макулатуры, которая прошла в городе в последнюю неделю марта.Самым активным участникам были вручены Дипломы....