Методическая разработка по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма. Классный час «Как правильно переходить дорогу»
классный час (1 класс)

Игнатьева Иванна Ивановна

Ведущий замысел данной методической разработки заключается в практической и игровой деятельности младших школьников для изучения правил перехода дороги в положенных местах, дорожных знаков. Система решения задач поставленных перед учащимися нацелена на потребность детей быть внимательными и осмотрительными при переходе дороги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chak_kak_pravilno_perehodit_dorogu.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игнатьева Иванна Ивановна

Учитель начальных классов

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г. Гулькевичи

Методическая разработка по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма.

Классный час «Как правильно переходить дорогу»

 

Цель: обобщить знания учащихся по правилам дорожного движения, учить применять знания, полученные ранее в практической деятельности.

Задачи:

1. Выявить уровень готовности первоклассников решать дорожно-транспортные ситуации, умение понимать сигналы светофора и дорожные знаки

2. Активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; воспитывать сообразительность и находчивость.

3. Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными.

Целевая аудитория: учащиеся 1 классов.

Концепция деятельности классного часа «Как правильно переходить дорогу», заключается в определённом способе понимания правил дорожного движения учащимися первых классов. Ведущий замысел данной методической разработки заключается в практической и игровой деятельности младших школьников для изучения правил перехода дороги в положенных местах, дорожных знаков. Система решения задач поставленных перед учащимися нацелена на потребность детей быть внимательными и осмотрительными при переходе дороги.

Сведения об апробации: классный час был проведен в 1 «Г» классе, январь 2017 года, в рамках профилактики детского дорожно - транспортного травматизма.

Список литературы

  1. Воронова Е.А., Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе. Ростов-н/Д. Феникс, 2006.
  2. Горбунова Н. А, ОБЖ, 1 класс: поурочные планы.-В.: Учитель-АСТ, 2002.
  3. Дмитрук В.П., Правила дорожного движения для школьников./Серия «Здравствуй, школа!» - Росто-на/Д. Феникс, 2005.
  4. Журнал «Путешествие на зеленый свет или Школа юного пешехода»/декабрь, 2016.
  5. Крутов А., Как перейти дорогу?/ М.: АСТ-Пресс, 2007.

Ход классного часа

1. Самоопределение к деятельности (рассказ учителя)

Давно прошли те времена, когда города ограничивались крепостными стенами, а основным видом транспорта была лошадь. На смену лошадям пришли машины, работающие на бензине, — автомобили. И сегодня по городским улицам каждый час проезжают тысячи и тысячи машин.
Представьте, что в вашем городе вдруг погасли все светофоры, а все инспектора, регулирующие движение, куда-то исчезли. Поезжай, куда хочешь, дорогу переходи, как хочешь. За один день такого беспорядка город с миллионным населением заплатит сотнями человеческих жизней, тысячами разбитых машин и прочими потерями. Из-за транспортных проблем прекратится доставка продуктов в магазины, больных людей не смогут довезти до поликлиник. Пожарные не доберутся до горящих зданий. 
Словом, наступит настоящий хаос.

2. Постановка проблемы

- Ребята скажите, чтобы избежать хаоса на дороге, что должен знать каждый пешеход и водитель?  (Правила дорожного движения )

- Правила дорожного движения — это законы улиц и дорог. Каждому предоставлено свое место на улице: транспорту — мостовая, проезжая часть, а пешеходам — тротуар или обочина дороги.

Как вы думаете, существовали ли правила дорожного движения в древности, (ответы детей): «Конечно, нет! Ведь тогда не было трамваев, автобусов и, главное, — автомобилей!».

На самом деле правила дорожного движения существуют уже много-много веков! Еще Юлий Цезарь, выдающийся полководец и император Древнего Рима, ввел в употребление древнеримские правила дорожного движения, которые, конечно, были несовершенны и сильно отличались от современных правил, но кое-какие из них используются и сейчас. Например, для борьбы с заторами на некоторых улицах было введено одностороннее движение. С восхода солнца и до вечера запрещался проезд по Риму колесниц, экипажей, повозок частных владельцев.

В наши дни перекресток по-прежнему — важнейшее место на улицах. Именно здесь часто происходят аварии, если водители и пешеходы не соблюдают правил уличного движения. Пешеходы и водители должны ориентироваться в дорожной обстановке, уметь предвидеть развитие транспортной ситуации, быть внимательными и предупредительными друг к другу. Основу такого понимания и «мирного сосуществования» всех участников дорожного движения создают Правила дорожного движения, которые необходимо не только знать, но и неуклонно выполнять.

3. Постановка целей

И сегодня мы с вами узнаем, как правильно переходить улицу по пешеходному переходу, какие есть переходы дороги с большим скоплением машин, кто помогает нам переходить дорогу. Ведь за порядок и безопасность на улицах отвечаем мы все.

Тема нашего классного часа: «Как правильно переходить дорогу»

4. Актуализация знаний

Чтение учителем и обсуждение стихотворения

А.Домоховского «Ученик и грузовик»

Говорит беспечный Петя:

- Мне опасность не грозит.

Как шофёр меня заметит-

В тот же миг затормозит.

Что же может тут случиться?

Ведь на улице пока

Грузовик меня боится,

А не я грузовика!

Он смеётся:

-Не пойму,

Отчего и почему

Должен путь ученик

Уступать грузовику,

Если может грузовик

Уступить ученику.

Каждый, кто машиной правит,

Скажет вам наверняка,

Что, конечно, не задавит

Ученик грузовика.

Но добавим мы серьёзно,

Что- растяпа ученик

Может рано или поздно

Сам попасть под грузовик.

Вот поэтому всегда,

Чтобы не стряслась беда,

Должен путь ученик

Уступить грузовику,

На дороге каждый миг

Должен быть он на чеку!

-В чём прав Петя?

- Почему автор назвал Петю беспечным?

- Можно ли пешеходам ходить по проезжей части дороги? Почему?

- Как надо переходить улицу?

5. Применение знаний и умений в выполнении заданий, в процессе игровой и практической деятельности.

Переходить улицу можно только по пешеходному переходу. Этот переход обозначен линиями пешеходного перехода «зебра».

Ученик

Пешеход! Пешеход!

Помни ты про переход!

Подземный, наземный,

Похожий на зебру

Знай, что только переход

От машин тебя спасёт!

  • Практическое занятие на внутри школьной транспортной площадке.

Дети шагами измеряют путь при переходе дороге по прямой и наискосок, делают вывод.

  • Знакомство со знаками «Пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход».

Переходы через улицу или дорогу обозначены линиями разметки на проезжей части и дорожными знаками.

Иди через улицу там, пешеход,

Где знаком указан тебе переход.

На дорогах, где большое скопление транспорта, пешеходные переходы делают над дорогой. В крупных городах на улицах, где большое движение, пешеходные переходы делают под землёй. Места этих переходов указывают дорожными знаками. Это информационно- указательные знаки.

- Как вы думаете, почему их так называют?

Информационно-указательные знаки, как правило, выполняются в виде прямоугольника с голубым фоном. Они сообщают об особенностях дорожной обстановки или о расположении на пути следования обозначенных на этих знаках объектов.

  • Игра «Найди свой знак»

Ученики класса делятся на три группы, в каждой группе выбирают ведущего. Ведущие получают знаки: «Пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход». Пока звучит музыка, дети двигаются в любом направлении. Как только музыка остановилась, дети должны подойти к своему знаку. Не к своему ведущему, а к своему знаку. Пока дети двигаются, ведущие меняются знаками и местом расположения.

  • Работа в парах с использованием журнала «Путешествие на зелёный свет или школа юного пешехода»
  • Знакомство со светофором. (Учитель загадывает загадку)

Встало с краю улицы

В длинном сапоге

Чучело трехглазое

На одной ноге,

Где машины движутся,

Где сошлись пути,

Помогает улицу

Людям перейти.

(Светофор)

Светофор- добрый друг и помощник водителей и пешеходов. Он указывает, кому разрешается ехать или идти, а кому нужно стоять на месте. И все обязаны подчиняться его сигналам. Слово «светофор» состоит из двух частей: русского «свет» и «фор» от греческого «форос» ( несущий или носитель). Светофор- «носитель света»

То, что дети знают даже,

Подтвердим для ясности:

Светофор стоит на страже

Нашей безопасности.

Подчиняясь сигналам светофора, пешеходы переходят улицы, не мешая друг другу и не рискуя попасть под машину, а водителям сигналы светофора помогают избежать как столкновений с другими машинами, так и прочих несчастных случаев. Сигналы в трехсекционном светофоре располагаются сверху вниз в следующей последовательности: красный, жёлтый, зелёный.

Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный

Горят и день, и ночь-

Зелёный, жёлтый, красный.

- А что обозначает свет светофора?

О работе светофора хорошо сказал известный всем детям поэт С. Михалков:

Если свет зажёгся красный,

Значит, двигаться опасно,

Свет зелёный говорит:

«Проходите, путь открыт!»

Жёлтый свет-предупреждение:

Жди сигнала для движения.

Но есть и другие светофоры, которые предназначены только для пешеходов. На этих светофорах изображены человечки- красный и зелёный. Красный человечек изображён неподвижным, а зелёный- идущим.

Зажёгся красный свет с красным человечком- значит, стой, пока не загорится сигнал с зелёным шагающим человечком. Зашагал человечек- можешь шагать и ты.

  • Игра «Перейти улицу»

В зале проводятся две параллельные линии, одна от другой на расстоянии 10 шагов. Это «улица». Учащиеся становятся за чертой. Когда учитель показывает зелёный сигнал светофора, играющие идут вперёд, жёлтый- остаются на месте, красный- шаг назад. Ведущий чередует цвета. Тот кто ошибается, возвращается в исходную позицию. Побеждает игрок, который первый перейдёт «улицу».

6. Подведение итогов

- Ребята, нам пришло письмо! А вы знаете от кого? От Незнайки, давайте прочтём  письмо!

Попав в большой и шумный город,

Я растерялся и пропал,

Не знал законов я дороги,

Чуть под машину не попал

Кругом автобусы, трамваи,

Кругом машины на пути.

Признаться честно, я не знаю,

Где мне дорогу перейти!

Ребята вы мне помогите,

И, если, можно расскажите,

Дорогу, как переходить,

Чтоб под машину не угодить!

- Ну что, поможем Незнайке?

- Давайте вспомним, где нужно переходить дорогу?

- Какие знаки указывают на переход?

- Что обозначают три цвета светофора?

- Для чего нужен светофор?

7. Рефлексия

Что сегодня для вас было интересным?

Что было трудным?

Что больше всего понравилось?

Молодцы! Сегодня вы отлично справились со всеми заданиями и узнали  много нового о Правилах дорожного движения. Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Методическое пособие создано в помощь   педагогам, занимающимся проблемами профилактики   дорожно-транспортного травматизма с  детьми дошкольного и младшего школьного возраста...

Сценарий школьного конкурса по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Дорога без опасности» (6 классы)

          Цель:          *   Формирование у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, сокращение ...

Методическая разработка по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма Классный час: «Наши друзья - дорожные знаки» (1 класс)

Пояснительная записка. Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма  разработана для 1 класса. Проводиться в форме  классного часа «Наши друзь...

Родительское собрание направленное на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма -Безопасность на дороге-

Родительское собрание направленное на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма -Безопасность на дороге-...

«Научно-методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма» «Ребенок – главный пассажир» (1-4 класс)

В последнее десятилетие в Российской Федерации особую остроту приобрела проблема дорожно – транспортного травматизма. Практика показывает, что причиной нестабильности ситуации с дорожно - транспортным...