«Лучшая научно- методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»
методическая разработка

Алена Александровна Красникова

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10»

С.ПТИЧЬЕГО ИЗОБИЛЬНЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

 СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

 

Материалы, предоставляются на IV краевой конкурс

«Лучшая научно- методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»

        Разработала :

Красникова Алена Александровна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 10» с.Птичьего

Изобильненского городского округа

 Ставропольского края

        

с.Птичье 2022 г.

Введение

Не зря говорят: «Если в детстве не научили, то уже никогда не обучат».

В наши дни на дорогах появляется все больше транспортных средств, которые представляют непосредственную угрозу для пешеходов. Причем опасность поджидает не только при переходе дороги, но и при посадке и высадке из транспортного средства.

Как показывает анализ реальной практики, в настоящее время участниками ДТП в больше мере являются дети. В 2021 году на территории Изобильненского городского округа на дорогах пострадало 16 детей, один из которых погиб. Все дети были несовершеннолетними. Такие показатели уже ужасают, но они собраны лишь по одному району. Если анализировать годовую статистику по всей Российской Федерации, то такие показатели достигают нескольких тысяч! Это очень печальная статистика, с которой необходимо бороться любыми способами.

В связи с чем, целесообразно говорить о высокой степени актуальности анализируемой темы. Каждый год в крупных городах, в селах, деревнях и поселках появляется все больше автомобилей, который провоцируют огромное количество ДТП. Стоит отметить, что зачастую пришествия происходят в связи с тем, что дети не знают правил дорожного движения. Родители не обучили их еще с ранних лет, в связи с чем, многие дети, переходят дорогу в неположенном месте.

Многие исследователи данной области говорят о том, что профилактика детских травм, полученных на дорогах – это первостепенная цель нашего времени. И именно взрослые должны обучить детей правилам поведения на дороге. Дело в том, что сами дети не осознают опасности, которых их поджидают на дорогах общего пользования, поэтому их необходимо планомерно обучать всем существующим правилам.

Каждый день большинство учеников совершают один и тот же путь от дома до школы. И прежде чем отправить ребенка в школу, каждый родитель должен сам пройти этот путь, понять какие угрозы он таит в себе, и рассказать о них ребенку. Самое важное рассказать ребенку правила перехода дороги, так как нередко детям приходится ее преодолевать, пока они идут на занятия.

Кончено же любая дорога, даже самая мало оживленная таит в себе множество опасностей. И лишь строгое соблюдение правил позволит минимизировать риск возникновения опасных ситуаций.

Важно правильно подготовить юного пешехода ко всем угрозам, которые представляет собой дорога. Взрослые люди должны подготовить ребенка, объяснить ему все правила дорожного движения, не менее важно неукоснительно контролировать их исполнение. Важно подавать правильный пример детям, нельзя переходить дорогу в неположенном месте. Иначе ребенок запомнит это действие и будет повторять его уже присмотра со стороны взрослого человека. Ребенок должен осознавать свою роль на дороге. Он должен понять, что является одним из участников дорожно-транспортного движения, а значит, что от его ответственности зависит очень многое.

Без сомнения, важно объяснить ребенку все правила на доступном ему языке. Он должен понимать, в какую сторону первоначально необходимо смотреть при переходе дороги, на какой сигнал светофора можно начать движение и так далее. Причем важно предоставлять всю информацию ребенку планомерно, так как если дать ее всю скопом, то ребенок просто запутается в потоке информации. В данном случае родители и учителя школы выступают в роли основных ориентиров для детей. Именно на них лежит функция научения. Тем не менее, важно учитывать и иные формы обучения. Целесообразно проводить лекции или даже тренинги с сотрудниками службы ГИБДД, которые смогут более детально и красочно объяснить детям все правила дорожного движения, а также обосновать необходимость их строго соблюдения на протяжении всей жизни. Не менее важную роль в данном случае играет школа. Дело в том, что ученики проводят большую часть своего времени именно в стенах школы, а значит, учителя должны научить ребят всем необходимым правилам поведения на дороге.

Основная часть


    В настоящее время проблемы, связанные с безопасностью на дорогах, имеют различную направленность. Тем не менее, существует единое правило, которое является неукоснительным – сохранение жизни и здоровья всех участников транспортного полотна.

Как показывает анализ реальной практики, большинство аварий происходят по вине пешеходов в тот момент, когда они переходят дорогу в неположенном месте. Причем чаще всего такое правонарушение совершают дети, школьники и подростки. А ведь если ребенок попадет под машину из этого выйдет целая трагедия. Даже если ребенок не получит физических травм, то такая ситуация может негативно сказаться на его психологическом здоровье.

До сих пор многие родители, учителя, да и само правительство России задаются вопросом: «Как уберечь детей от несчастного случая на дороге? Какие методы целесообразно использовать?». На самом деле способов много, но вот далеко не все они способны доказать свою эффективность. Пожалуй, наиболее эффективный метод – это формирование определенной культуры поведения на дрогах. В этих целях созданы специализированные отряды ЮИД – юные инспекторы движения.

В рамках настоящего исследования рассмотрим и проанализируем деятельность данных отрядов более детально.

Цель работы отряда ЮИД.

Прежде всего, участники таких отрядов преследуют одну цель – воспитание нравственности, преданности и участливости у юных граждан России. В рамках такого воспитания особое внимание уделяется изучению правил дорожного движения. Причем изучаются не только сами правила, но и методики оказания первой медицинской помощи пострадавшим от аварии. В этих целях участники ЮИД тесно сотрудничают с сотрудниками ГИБДД, которые обучают детей основным правилам поведения на дороге.

Данный подход снискал одобрения у школьников. Они с удовольствием посещают занятия, проводимые сотрудниками ГИБДД, так как на них они играют в интерактивные игры, решают загадки и ребусы, а также смотрят обучающие фильмы.

Направление деятельности отряда ЮИД.

Больше всего времени такие отряды посвящают работе со школьниками. Они проводят обучающие лекции и беседы, выпускают журналы, проводят конкурсы и так далее.

В отряд ЮИД может вступить любой желающий, если его личностные и профессиональные качества отвечают ряду нижеследующих требований:

  1. Знание всех правил дорожного движения.
  2. Умение находить общий язык с разными категориями детей.
  3. Умение доступно преподносить информацию.
  4. Дисциплинированность.
  5. Стрессоустойчивость.

В настоящее время я работаю учителем начальных классов в МБОУ «СОШ № 10» Ставропольского края Изобильненского городского округа. Вместе с тем я руковожу отрядом ЮИД нашей школы. Я с детьми провожу  беседы, которые посвящены различным тематикам:

  1. Выбор безопасного пути от дома до школы.
  2. Виды транспортных средств.
  3. Правила поведения в транспорте.
  4. Правила поведения на дороге.
  5. Сигналы светофора и так далее.

Важно подчеркнуть, что мы даем не только теоретические, но и практические знания ученикам, так как только практика позволит запомнить им все правила на всю жизнь.

Как показала практика, в работе с детьми всегда важна наглядность. Нельзя просто монотонно рассказывать им о чем-то. Интерес к теме быстро пропадет в таком случае. Наш отряд в процессе обучения использует такие наглядные материалы, как макеты, презентации, рисунки и так далее.

Основная задача моей деятельности – привить детям любовь к соблюдению ПДД на всю жизнь, причем не важно, какую роль они будут играть на дороге.

В своей практике я использую планомерный подход к подаче материала. Сначала рассказываю детям основы и потом постепенно перехожу к более сложным темам.

Помимо всего прочего в процессе работы я привыкла использовать активные формы. Например, дети составляют безопасный пусть от дома до школы, либо рисуют рисунки, в которых отображаются те или иные правила дорожного движения. Такие уроки действительно завлекают детей, им хочется участвовать в конкурсах, обучаться и узнавать что-то новое. Самое главное не давать детям «сухой» материал, который они забудут, едва прозвенит звонок на перемену.

Если говорить об активных занятиях, то я разработала специальную викторину, которая основывается на правилах игры «Форт Боярд». Дети высоко оценили такую игру.

Вместе с тем мы нередко проводим различные экскурсии, на которых объясняем детям особенности многих правил движения.

Совсем недавно наш отряд подготовил акцию под названием «Засветись!». Она была организована совместно с сотрудниками ГИБДД ОМВД РОССИИ по Изобильненскому району.

Подготовка была длительной и кропотливой. Зато результат превзошел все наши ожидания. Мы с отрядом изготовили специальные брелоки, которые отражают свет, и выдали их детям. Теперь даже в темное время суток их будет видно водителям транспортных средств.

Ребятам, которых мы обучаем, больше всего нравится практическая часть занятий, что совсем не удивительно. Практическую часть мы всегда закрепляем всевозможными конкурсами. Так дети еще лучше запомнят материал. Например, мы предлагаем детям оказать первую медицинскую помощь пострадавшему в аварии. У каждого ученика есть пять минут на то, чтобы показать всем свои навыки.

Важно понимать, что дети, помимо всего прочего, должны уметь работать в команде. В коллективах, в которых наряду с индивидуальными переживаниями формируются и переживания за весь коллектив, за весь отряд, устанавливается совсем другой характер взаимоотношений. Коллективная работа позволяет организовать совместный труд учащихся.

Ниже рассмотрим алгоритм организации коллективной работы учеников.

Коллективная работа.

Дети разбиваются на группы. Каждая группа получает свое задание, которое напрямую зависит от заданий других групп. При такой организации выполнения заданий в коллективе возникает взаимная ответственность, взаимоконтроль, товарищеская помощь.

Совместная работа в сочетании с фронтальной или индивидуальной работой учащихся не только дает положительный результат в реализации данного принципа, но способствует созданию атмосферы доброжелательности, формированию коллектива.

В рамках данной работы важно отметить, что мы нередко проводим родительские собрания, посвященные ПДД, совместно с сотрудниками ГИБДД. На таких занятиях родителей учат правильно преподносить важную информацию детям. Многие родители принимают активное участие в жизни нашего отряда. Они помогают организовывать многие мероприятия.

Опираясь на личный педагогический опыт, мною были апробированы и внедрены совместные занятия с законными представителями «Бери пример с родителей». Суть занятий заключается в том, что родители принимают непосредственное участие в практических занятиях. Таким образом, они личным примером показывают важность соблюдения всех правил дорожного движения. Они вместе с детьми отвечают на вопросы, тесты, участвуют в викторинах и конкурсах.

Родители являются примером и образцом для подражания для детей. В связи с этим в нашем общеобразовательном учреждении был создан отряд родительского комитета «Дорожный патруль».
           Обобщая сказанное, следует подчеркнуть тот факт, что для достижения результата необходима большая кропотливая коллективная работа. Важно помнить, что ребенок может научиться какому-либо делу, только делая это дело.

Заключение

В заключение настоящей исследовательской работы целесообразно отметить тот факт, что все водители когда-то были пешеходами. А значит, все люди играют различные роли в структуре дорожного движения на протяжении всей своей жизни. Но, несмотря на то, что наши роли меняются, мы обязаны соблюдать все правила. Важно понимать, что даже если человек едет в трамвае или автобусе, он все равно становится участником движения и все правила также распространяются и на него. Соблюдение правил – это первостепенная задача каждого из нас.

Улица и дорога – это особый мир, в котором необходимо соблюдать осторожность. Даже если дорога кажется пустой, ее нельзя перебегать в неположенном месте, нельзя нарушать установленные нормы.

Как уже было сказано выше, в рамках настоящего исследования, каждый родитель и педагог обязан научить ребенка правилам дорожного движения. Важно, чтобы каждый ребенок знал правила не только в теории, но и на практике. Без практики мало чего можно будет добиться.

Предельно важно понимать, что опасность на дорогах кроется всюду даже, казалось бы, в мелочах. Поэтому важно, чтобы каждый современный ребенок понимал все правила и запреты, связанные с дорожным движением на дорогах общего пользования.

Список использованной литературы

  1. elar.uspu.ru/bitstream/uspu/14655/2/2020azyasevaaa.pdf
  2. gaevschool.uoirbitmo.ru/dorojnaya_bezopasnost/bezo...hrut_dom-shkola-dom/
  3. .jiyuu.su/sochineniya/sochinenie-na-temu-zhizn.html
  4. .ncbgd.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_1950422.pdf
  5. ok.ru/group/53917937631371/topic/152317061090187
  6. vk.com/wall-206835088_147
  7. Книга: «ПДД для будущих водителей и их родителей» Усачев А.А.
  8. «Научно-методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма». Педагог общего начального образования МКОУ «СОШ №3» г. Нефтекумск.
  9. «ПДД для детей». Художник: Миняков А.Н Редактор: Усанов В. Эксмо, 2020 г. Серия: Правила Дорожного Движения.
  10. «ПДД для школьников». Дегтярева Т. Эксмо, 2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движения

   Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий я...

Методическое пособие по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Методическое пособие создано в помощь   педагогам, занимающимся проблемами профилактики   дорожно-транспортного травматизма с  детьми дошкольного и младшего школьного возраста...

ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности»

Данная программа составлена для учащихся специальной (коррекционной) школы. Включает комплекс профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения. Состоит из тематического планирования вос...

Методическая разработка по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма Классный час: «Наши друзья - дорожные знаки» (1 класс)

Пояснительная записка. Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма  разработана для 1 класса. Проводиться в форме  классного часа «Наши друзь...

Научно – исследовательская работа по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма

Научно- исследовательская работа учителя "Роль учителя и родителей в безопасном поведении на дорогах"...

Методическая разработка по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма. Классный час «Как правильно переходить дорогу»

Ведущий замысел данной методической разработки заключается в практической и игровой деятельности младших школьников для изучения правил перехода дороги в положенных местах, дорожных знаков. Система ре...

«Научно-методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма» «Ребенок – главный пассажир» (1-4 класс)

В последнее десятилетие в Российской Федерации особую остроту приобрела проблема дорожно – транспортного травматизма. Практика показывает, что причиной нестабильности ситуации с дорожно - транспортным...