картотека пальчиковые игры
картотека

Федосеенкова Анастасия Владимировна

Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника. Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности речевое развитие ребенка. Поэтому тренировка движений и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Она способствует улучшению движений, подготовке руки к письму и, что не менее важно, повышает работоспособность детей.

Недостаточное моторное развитие детей дошкольного возраста приводит к возникновению различных трудностей в ходе начального обучения, этим и обуславливается актуальность выбора темы.
Таким образом, работая с детьми, приоритетной целью своей деятельности определила развитие и совершенствование мелкой моторики и речи через пальчиковые игры.

 

Для реализации цели определила следующие задачи:

  • Изучить возрастные и речевые особенности развития детей;

  • Выявить способности детей в развитии мелкой моторики.
    Развивать тактильную чувствительность рук детей;

  • Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.

Для решения задач использую следующие средства:

  • Использование физкультминуток, где движения детей сочетаются с речью. Такие физкультминутки способствуют переключению на другой вид деятельности, повышению работоспособности, снятию нагрузки, тренируют психические процессы (память, внимание);

  • Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка;

  • Пальчиковые игры с речевым сопровождением в стихотворной форме.

 

Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, использую разнообразные приемы:

  • Пальчиковые игры: показ при помощи рук различных изображений ("очки", " стул", "колокольчик", "зайка" и.т.д.), которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок;

  • Обрывание бумаги разной плотности и фактуры (салфеток, газетной, картона);

  • Снимание пальцами комочков из бумаги;

  • Перебирание и сортировка круп и семян (рис, пшено, горох и др.);

  • Шнуровка на различных предметах;

  • Сматывание шнурочка в клубки;

  • Завязывание и развязывание бантов, узлов;

  • Застегивание пуговиц, молний, крючков;

  • Нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску, работа с проволокой;

  • Конструирование из палочек, полосок узоров различными пальцами;

  • Плетение крючком косичек и выкладывание из них изображений по контуру;

  • Нахождение мелких предметов в емкости крупой, горохом - "сухой бассейн";

  • Изготовление бус из разноцветных скрепок;

  • Игры с песком (погружение рук, просеивание его между ладонями, рисование по мокрому песку пальцами, выкладывание узоров из мелких камушков.);

  • Графические упражнения - игры: " Дорожка", " По точкам", " Узоры крестиком";

  • Физические упражнения, основанные на хватательных движениях;

  • Игры, с конструкторами требующие закручивать шурупы, гайки;

  • Рисование различными материалами (карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью и тд.).
     

В работе по развитию мелкой моторики и использованию пальчиковых игр придерживаюсь некоторых правил:

  • Задание подбираю с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, темпа их развития и возможности;

  • Работу провожу регулярно, систематически;

  • Соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка;

  • Повышаю у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру;

  • Забочусь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям. Стараюсь, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию.

Работу по развитию тонкой моторики и стимулирование речевого развития детей путем тренировки движений пальцев рук провожу в системе занятий, индивидуальной работы, в виде рекомендаций родителям.


Пальчиковые игры и упражнения - развлекательное и развивающее занятие. Также способствуют совершенствованию лексической, грамматической и связной речи (умение вести диалог, рассказывать, пересказывать). Работу по совершенствованию мелкой моторики и использование пальчиковых игр организую в процессе овладения детьми различных видов деятельности: на занятиях по рисованию, конструированию, аппликации, ручному труду, развитию речи, в ходе дидактических игр и игр - драматизаций.

Строя свою работу с детьми, включаю пальчиковые игры, массаж или самомассаж пальцев и ладоней в каждое занятие. Все упражнения проводятся по подражанию. То, что в обычной речи могло остаться незамеченным, в процессе игры с пальчиками откладывается в памяти, запоминается без напряжения, тем самым закрепляется представление детей о слове, его звучании.
Для систематичности в работе по применению пальчиковых игр использую игры с разнообразной координацией движений пальцев рук. Для развития мелкой мускулатуры рук приобрела настольные игры. Например, "Умная шнуровка", "Пазлы" (сначала использовала крупные, затем мельче и мельче), "Мозаика" (различные варианты). Это увлекательные, развивающие игры. Во время игры у детей развиваются координация и моторика движений рук, творческие способности, воображение.

Особый интерес у детей вызвал массаж ладоней и пальчиков рук, для этого были изготовлены нетрадиционные игры и упражнения, направленные на развитие тактильных ощущений кинестического компонента двигательного акта и упражнений, способствующих развитию динамической координации движений пальцев рук.
Игра - массаж "Чудо - прищепки" - ребенок поочередно на каждое слово стиха "кусает" прищепкой ногтевые фаланги. Например:

Кусается сильно котенок - глупыш,
    Он думает: это не палец, а мышь.
    Ноя же играю с тобою, малыш,
    А будешь кусаться,
    Скажу тебе: кыш!

 

Так, на занятии ФЭМП по теме: «Путешествие в страну математики», обязательно включаю физкультминутку как элемент двигательной активности и развитие движений пальцев рук в построении геометрических фигур (в форме домика и солнца) с помощью счетных палочек и шнурочка.

Использование пальчиковых игр с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. И для развития интереса у познанию полезности и важности рук провела интегрированное занятие по теме: «Мои помощники руки».

Хорошо зарекомендовала себя речевая деятельность с общей координацией движения, которая также способствует развитию общей моторики. Вызывая у детей интерес и эмоционально настроить их, я провела развлечение для детей по теме: «День рождение зимних детей».

 

Хотелось бы отметить, работу совместно с коллегами. С целью вовлечения коллег в орбиту педагогической деятельности, возбуждения у них интереса к развитию мелкой моторики и пальчиковым играм обсуждаю с ними значение пальчиковых игр на развитие мелкой моторики: заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Для выявления уровня профессиональной подготовленности педагогов, развития сплоченности, умения работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения, провела библиотечный конкурс «Мисс интеллект».


Сознавая, что проблемы развития речи и мелкой моторики не возможно решить без единства с семьей, уделяю особое внимание работе с родителями. Куда включила как коллективные формы работы (родительские собрания, вечера вопросов и ответов, выставки совместных работ родителей и детей), так и индивидуальные (беседы и консультации), а также наглядно - информационные формы работы (выставки детских работ, реклама книг, статей из журналов, выставки игр, информация о жизни детей в группе). Изготовила папки - передвижки по проблеме развития речи детей, подготовила ряд консультаций.
В помощь родителям в формировании речи ребенка в семье рекомендовала некоторый практический материал - массаж ладоней и пальчиков рук, пальчиковые игры, загадки, пословицы, считалки, стихи.

Формирование у родителей любви к своим близким людям, осознание причастности каждого человека к судьбе семьи, воспитание у дошкольников чувства долга перед семьёй, своими сверстниками, окружающими людьми провела спортивный досуг «Веселые старты».

 

Для совершенствования опыта работы по данной проблеме я наметила следующие перспективы:

  • Планирую работу по технике "Оригами";

  • Работу над совершенствованием мелкой моторики, готовить руку детей к письму;

  • Следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития речи.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartotekapal-chikovyixigr_2020.doc233 КБ

Предварительный просмотр:


 

СТУЛ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых упражнений

Сборник пальчиковых игр по развитию речи и мелкой моторики....

Картотека пальчиковых игр и упражнений

игры в стихотворной форме...

Картотека "Пальчиковая гимнастика"

Подборка упражнений пальчиковой гимнастики для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста....

картотека пальчиковые игры

Пальчиковые игры способствуют развитию речи, восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления, положительно влияют на эмоциональное состояние, а также радуют и ободряют детей, учат их общаться. Ра...

Картотека пальчиковых гимнастик

Предназначен для родителей, воспитателей, учителей....

Картотека пальчиковых игр

Пальчиковые игры во второй и средней группах...