Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир фантазии"
рабочая программа (3 класс)

Стальмакова Ольга Дмитриевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир фантазии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_fantazii_s.o.d.docx517 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Стодолищенская средняя школа

Починковского района Смоленской области

«Рассмотрена»

протокол № ____

от « __» __________ 20__ г.

Руководитель ШМО

_______/Юрченкова В.А./

«Принята»

педагогическим советом

Протокол № ____

от «_____» ______20__ г.

 «Утверждена»

приказом

от «___»__________20__ г.

№ _____

Директор  

 _________/Скобляков В.А./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Мир фантазии»

3 класс

Составитель:

Стальмакова

Ольга Дмитриевна,

учитель начальных классов

1 категории

«Согласована»

Заместитель директора по ВР

___________ /Степченкова Н.Г./

«______» _____________ 20__ г.

2019 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир фантазии» составлена на основе Федерального  государственного  образовательного стандарта,  утвержденного  Приказом Минобрнауки России от 06.10 09 N 373 (ред. от 31.12 15),основной образовательной программы МБОУ Стодолищенской СШ, утвержденной приказом по школе №  233а от 01.09 15г.

Рабочая программа «Мир фантазии» разработана на основе авторского курса Светланы Гин.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области  деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты :

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  1.  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2.  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3.  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4.  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5.  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  6.   использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  7.  активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  8.   использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки,  готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  9.  овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  11. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  12.  определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  13. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  14. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  15. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  16. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты:

К концу 3 класса учащиеся:

будут знать, чем отличается сказка от реальности;

будут знать критерии оценки творческих работ (адаптированные к данному возрасту); о приёмах фантазирования «Морфологический анализ», «Метод фокальных объектов»; о приёмах фантазирования Джанни Родари, о типовых приёмах фантазирования;

будут уметь сочинять загадки про объекты ближайшего окружения при помощи алгоритма; сочинять сказочные сюжеты; отгадывать шарады; сочинять метафоры, истории и сказки; фантазировать и прогнозировать; решать проблемные ситуации.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Знакомство с фантазированием
  1. Понятие о фантазировании

Чтение рассказа. Обсуждение «Легко ли выдумывать?» чем различаются фантазия и ложь? Чем отличается сказка от реальности? Входная контрольная работа. Представление курса «Мир фантазии»

  1. Что мешает придумывать?

Понятие о психологической инерции. Упражнение «Боремся с психологической инерцией». Решение задач «да-неток».

  1. Критерии оценки творческих работ

Игра «Теремок». Понятие об уровнях новизны. Упражнение «Клякса» Практическая работа по приёму «Думай о другом!»

2. Развитие ассоциативности

2.1 Сочинение загадок

Игра «Отгадай-ка». Ознакомление с алгоритмом сочинения загадок. Практическая работа по сочинению загадок. Анализ применимости алгоритма.

2.2 Придумывание метафор

Игра «Море волнуется…» Упражнение «Превращения». Ознакомление с алгоритмом придумывания метафор. Практическая работа по придумыванию метафор.

2.3 Правила запоминания

Игра «Пол-потолок». Упражнение «Проверка памяти». Тренинг «Цепочка ассоциаций». Практическая работа «Как запоминать словарные слова?».

2.4 Обобщение изученного

Содержание занятия – по выбору учителя.

3. Приём фантазирования «Морфологический анализ»

3.1 Приём «Объединение»

Упражнение «Кто больше знает?». Игра «Да-нетка». Беседа «Сказочные животные» Фантазирование «Необычные животные». Рисование.

3.2 Морфологический анализ

Упражнение «Домики». Ознакомление с приёмом «Морфологический анализ». Упражнение «Фоторобот охотника». Игра-рисование «Превращалки».

3.3 Игры со словами

Игра «Мальчики или девочки?». Упражнение «Имена и числа в словах». Игра «Почему не говорят?». Отгадывание шарад. Инсценирование.

3.4 Конструктор игр

Упражнение «Игра для слонов». Практическая работа «Синтез учебных игр». Игра «Смешная история».

3.5 Придумывание сказок

Игра «Герои сказок». Беседа «Из чего состоит сказка?». Практическая работа по сочинению сказочных сюжетов.

3.6 Обобщение изученного

Содержание занятия – по выбору учителя.

4. Приём фантазирования «Метод фокальных объектов»

  1. Признаки объектов

Игра «Аукцион». Игра «Цепочка». Практическая работа по сочинению загадок. Упражнение «Если бы...»

  1. Действия объектов

Игра «Кто? Что делает?». Игра-театрализация. Практическая работа по сочинению загадок. Упражнение «Нелепицы». Упражнение «Перевёртыши».

  1. Метод фокальных объектов

Игра «Невпопад». Упражнение «Необычные предметы». Объяснение метода фокальных объектов. Практическая работа по усовершенствованию объектов.

5. Приёмы фантазирования Джанни Родари

5.1 Приём «Круги по воде»

Игра «Поле Чудес». Объяснение приёма «Круги по воде». Сочинение

историй.

5.2 Приёмы «Бином фантазии», «Произвольная приставка».

Игра «Кто? Что?». Объяснение приёма «Произвольная приставка».

Фантазирование по приёмам.

5.3 Приём «Что потом?»

Загадки-шутки. Практическая работа «Что потом?». Фантазирование

«Сказки с тремя концами». Упражнение «Фантастическое продолжение».

5.4 Приём «Творческая ошибка»

Игра «Запрещённое движение». Упражнение «Объясни ошибку».

Сочинение сказки по приёму «Кот и кит».

5.5 Обобщение изученного

Содержание занятия – по выбору учителя.

6. Типовые приёмы фантазирования

6.1 Приём «Оживление»

Игра «Одушевлённое-неодушевлённое». Беседа о приёме «Оживление».

Упражнение «Что думают предметы?». Фантазирование по приёму.

6.2 Приём «Увеличение – уменьшение»

Игра «Карлики и великаны». Беседа о приёме «Увеличение –

уменьшение». Упражнение по изменению свойств и признаков

объектов.

6.3 Приём «Ускорение – замедление»

Игра «Быстро – медленно». Беседа о приёме «Ускорение –

замедление». Упражнение «Времена года». Фантазирование «Если бы

время могло изменяться…»

6.4 Приём «Дробление – объединение»

Игра «В одном – много». Объяснение приёма «Дробление –

объединение». Фантазирование по приёму. Отгадывание загадок.

6.5 Приём «Наоборот»

Проблемная ситуация. Беседа о приёме «Наоборот». Упражнение

«Что делают не-предметы». Рисунки с противоречиями. Загадки-

ловушки. Игра «Шифровки».

6.6 Приём «Бином антонимов»

Игра «Чёрное – белое». Объяснение приёма «Бином антонимов».

Фантазирование по приёму. Отгадывание загадок.

6.7 Обобщение изученного

Содержание занятия – по выбору учителя.

7. Изобретательские ресурсы

7.1 Метод Робинзона

Игра «Необитаемый остров». Обсуждение «Как прожить на

необитаемом острове?». Упражнение «Робинзоны». Упражнение

«Путаница». Фантазирование «Обмен телами».

7.2 Использование ресурсов

Игра «Маша-растеряша». Упражнение «Ищем замену». Упражнение

«Кружок». Решение проблемных ситуаций. Упражнение «Поиск

объяснений».

8. Фантазирование и прогнозирование

8.1 Сказки про животных

Игра «Зоопарк». Беседа «Сказки про животных». Упражнение

«Сказки с «объяснениями». Рисование «Сказочные места».

упражнение «А почему?»

8.2 Сказки от слона «Почему?»

Игра «Обмен причинами». Беседа «Почемучки». Фантазирование

«Мировые загадки». Упражнение «Найди причину».

8.3 Правила прогнозирования

Игра «Чего раньше не было?». Беседа о правилах

прогнозирования. Практическая работа по прогнозированию.

9. Подведение итогов обучения

9.1 Обобщающее занятие

Презентация творческих работ. Итоговая контрольная работа.

Анкетирование. Беседа о творчестве.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Раздел программы

Количество

часов

1

Знакомство с фантазированием

3

2

Развитие ассоциативности

4

3

Приём фантазирования «Морфологический анализ»

6

4

Приём фантазирования «Метод фокальных объектов»

3

5

Приём фантазирования  Джанни Родари

5

6

Типовые приёмы фантазирования

7

7

Изобретательные ресурсы

2

8

Фантазирование и прогнозирование

3

9

Подведение итогов обучения

1

Итого

34

Промежуточная аттестация – 1 час

Приложение

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по внеурочной деятельности «Мир фантазии» 3б класса учителя начальных классов Стальмаковой Ольги Дмитриевны

2019-2020 учебный год

№п/п

Тема урока

Дата

по плану

Дата

по факту

Знакомство с фантазированием

(3ч)

1

Понятие о фантазировании

06.09

2

Что мешает придумывать?

13.09

3

Критерии оценки творческих работ

20.09

Развитие ассоциативности

(4ч)

4

Сочинение загадок

27.09

5

Придумывание метафор

04.10

6

Правила запоминания

11.10

7

Обобщение изученного

18.10

Приём фантазирования «Морфологический анализ»

 (6ч)

8

Приём «Объединение»

25.10

9

Морфологический анализ

15.11

10

Игры со словами

22.11

11

Конструктор игр

29.11

12

Придумывание сказок

06.12

13

Обобщение изученного

13.12

Приём фантазирования

«Метод фокальных объектов»

 (3ч)

14

Признаки объектов

20.12

15

Действия объектов

27.12

16

Метод фокальных объектов

17.01

Приём фантазирования

Джанни Родари

(5ч)

17

Приём «Круги по воде»

24.01

18

Приём «Бином фантазии», «Произвольная приставка»

31.01

19

Приём «Что потом?»

07.02

20

Приём «Творческая ошибка»

14.02

21

Обобщение изученного

21.02

Типовые приёмы фантазирования (7ч)

22

Приём «Оживление»

28.02

23

Приём «Увеличение – уменьшение»

06.03

24

Приём «Ускорение – замедление»

13.03

25

Приём «Дробление – объединение»

27.03

26

Приём «Наоборот»

03.04

27

Приём «Бином антонимов»

10.04

28

Обобщение изученного

17.04

Изобретательские ресурсы

(2ч)

29

Метод Робинзона

24.04

30

Использование ресурсов

30.04

Фантазирование и прогнозирование (3ч)

31

Сказки про животных

08.05

32

Сказки от слова «Почему?»

15.05

33

Правила прогнозирования

22.05

Подведение итогов обучения

(1ч)

34

Обобщающее занятие

29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Художественно-эстетическое направление «Пластилиновая фантазия» 2 класс .

   В настоящее время в умах и душах людей нашей страны происходит переоценка ценностей, зачастую приоритетную роль играют материальные блага, а развитие духовных качеств отходит...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу "Фантазия". Художественно-эстетическое направление.

Рабочая программа  с УУД по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу "Фантазия". Художественно-эстетическое направление....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Фантазия" 4 класс

Программа кружка «Фантазия» представляет собой внеурочную деятельность учащихся, составлена для учащихся  4 класса  школы на 1 год обучения (34 часа)....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Пластилиновая фантазия"

Предлагаемая программа по лепке из пластилина представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРИРОДА И ФАНТАЗИЯ»

Цель: обеспечить условия для творческой активности и самореализации личности учащихся....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Страна фантазий"

Данная рабочая программа предназначена для детей 8-9 лет. Соответствует ФГОС НОО....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир фантазии" 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир фантазии» составлена на основе Федерального  государственного  образовательного стандарта,  утвержденного  Приказом Миноб...