ЧАС ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ «Давайте начнем с себя...»
материал (1 класс)

Инна Анатольевна Белова

   Я работаю учителем начальных классов,  для меня  очень важны  практические занятия  (знаменитое «Покажи, и я пойму»), поэтому   буду рада, если мои  находки пригодятся и вам.

    Я расскажу вам о проведении родительского собрания, но в нашем классе мы называем  встречу – Часом общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon davayte_nachnem_s_sebya.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

   Час общения с родителями «Давайте начнем с себя...»

                                                       

                                                                                               Белова Инна Анатольевна,

                                                           учитель  начальных  классов  МБОУСОШ №2

                                                                                                                   р.п. Башмаково        

   Цель: повышение психологической и педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми.

Задачи тренинга:

  • усиление способности родителей к пониманию и чувствованию в эмоциональный мир своего ребенка
  • изменение неадекватных родительских позиций;
  • оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания детей.

Подготовительная работа:

- изготовление пригласительных билетов;

- выставка  рисунков « Пойми меня, мама!»;

- письменные работы-сочинения учащихся «Дом, в котором я живу…»;

- оформление классной газеты «Наши папы и мамы в детстве»;

- опрос родителей о вопросах, ситуациях, интересующих их;

- оформление класса, в котором будет проходить час общения;

- проведение теста для детей «Комфорт в семье».

- презентация к родительскому собранию;

-листы ватмана с нарисованным солнышком, маркеры;

- карточки с заданиями для групповой работы.

- выставка литературы для родителей.

 

                                          Не вините детей за мгновенья печали,

                                    Им простите скорей, если в жизни упали,

                                    Поднимите, любя, и о них помолитесь...

                                         Это – ваше дитя. Только не отвернитесь.

- Здравствуйте уважаемые гости.  Сегодня у нас родительское собрание, но мне  хочется назвать нашу встречу -  Часом общения.  Эпиграфом  нашего общения  я выбрала эти слова:

                                                                             Понимать, принимать, терпеть.

                                                                             Любить, надеяться и верить!                                                                                                                Вспомним правила общения.

1. Каждый имеет право высказаться по теме разговора и быть услышанным.

2. У нас нет зрителей, работают все.

3. Мы хорошие друзья, воспитанные люди, умеем хранить  секреты, не сплетничаем.

4. Доверие, понимание, искренность.

                                                                            Притча.

 Один очень набожный человек каждый день молился, стоя на коленях в храме. Молился, чтобы Бог послал благополучие и достаток всем слабым и нищим. Вдруг в двери храма вошли несколько грязных, оборванных, голодных нищих.

- Господи, - взмолился человек, - я же так усердно молился тебе, сделай же что-нибудь для них!

- Я уже сделал, раздался голос Бога. – Я послал им тебя!

-Точно также мы просим у Бога для своих детей... Но ведь многое  мы можем сделать сами.

- Душа ребенка – это полная чаша.

 Какими качествами вы бы хотели его наделить?

 - Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…

- Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! А какими должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче?

- Добрыми, умными, щедрыми, сильными, справедливыми, заботливыми…

-Мы назвали те же качества...

«С той поры, как частица от твоей плоти стала дышать и открыла глаза на мир, ты возложил на себя огромную ответственность: каждое мгновение, видя своего ребенка, ты видишь себя. Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство». Значит, воспитание начнем... (с себя!)

  Музыка  

В  жизненной суете мы  очень устаем, и тогда хочется отдохнуть...

Садитесь поудобнее, закройте глаза и постарайтесь представить себе необычное путешествие. Все о чем скажу...

Давайте собирать мешок. Положим в него все, что мешает: все обиды, слезы, ссоры, грусть, неудачи, разочарование... Завяжем его и отправимся в путь...

Путь наш далек, дорога тяжела, мешок давит на плечи, устали и стали тяжелыми руки, ноги. О-ох! Как хочется отдохнуть!  Снимаем мешок... Дышится легко, ровно глубоко…  Свежий запах трав, аромат цветов наполняет дыхание. Земля забирает всю усталость, тревоги, обиды, наполняет тело силой, свежестью...

 Поднимите мешок, почувствуйте – он стал легче… Вы идете по лесу среди цветов,  поют птицы. Впереди прозрачный ручеек.  Войдите в воду. Она  снимает напряжение и усталость. Вам легко и радостно, мешок совсем не мешает, он опустел. Ветерок наполняет ваш мешок радостью, добром, любовью...

Все это богатство вы отнесете в свой дом и поделитесь со своими детьми, родными, друзьями.

 Улыбнитесь – вы дома,  вас любят, и вы готовы любить.

- Трудно было оторваться от действительности?  А дети с удовольствием это делают, даже рассказывают, что еще видели там в фантазиях.

-  Вы  обнаружили в себе качества, мешающие сблизится с ребенком? - Это....? (Неумение фантазировать, представлять, смотреть со стороны,   быстро переключаться с одного вида деятельности на другой).

Задумаемся над словами Л.Н. Толстого: “Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя...»

 - Но кто из нас не без греха? У каждого есть отрицательная черта характера, которая мешает нам быть лучше. У одного это лень, у других – жадность,  лесть, тщеславие, высокомерие, трусость…

Давайте здесь и сейчас попробуем избавиться хотя бы от одного изъяна. Напишем каждый на своем листке эту черту. Теперь разорвем его и бросим на “чашу избавления”

Минутка юмора (Может быть кто-то узнает себя )

                                                     Мама учила меня...

- Мама научила меня стойкости:

« Не выйдешь из-за стола, пока не доешь»

-Мама учила меня не завидовать:

«Да в мире миллионы детей, которым не так повезло с родителями, как тебе»

- Мама учила меня смело смотреть в будущее:

«Уж погоди, дома я с тобой поговорю!»

- Мама учила меня мыслить логично:

«Потому что Я так сказала, вот почему!»

-Мама преподала мне основы генетики:

« Это у тебя все от отца!»

 

 Анализ анкетирования детей.

Сейчас  самое время остановиться и поразмышлять, в чем ваши удачи в воспитании своего ребенка, где вы ошибаетесь. Почему  самое время? Потому что ваши дети растут и меняются. Еще чуть – чуть и они войдут в тот возраст, который называют переходным, противоречивым, трудным. Давайте остановимся и присмотримся к себе. Не намечается ли какой – нибудь трещины в отношениях с ребенком, которая со временем разрастается в огромный овраг.

-Давайте посмотрим результаты опроса детей.

- Тучка  «Ошибки  воспитания» (групповая работа)

-Порой мы не подозреваем, как уродуем жизнь ребенка в будущем. Мы должны заглянуть в будущее и посмотреть, как отзовутся наши ошибки во взрослой жизни ребенка.  

1.Обещание больше не любить.      

                (Возбуждение в ребенке хронического чувства вины)

       

2.Слишком много строгости.               

( Подвергаются  пожизненному подчинению  дома  и на работе.  Не в состоянии взять на себя ответственность в той или иной ситуации.)

3.Детей надо баловать.                         

 (Ощущение беспомощности и одиночества)        

4.Слишком мало ласки.                     

 (Неумение обозначать собственные чувства и эмоции, постоянное раздражение)

5. Слишком много запретов.

 (Провокационное  поведение вне дома)

6. « Будь похожим на...»

 (Постоянная неудовлетворенность собой, депрессии)

- То, что мы увидели свои ошибки, это хорошо. Выполняя различные задания, постараемся научиться исправлять, а лучше не допускать ошибки.

-  Часто общение с ребенком ограничивается указаниями и запретами. Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены устанавливать определенные ограничения для своих детей. Особенно, если дети маленькие, и их действия могут повредить здоровью и жизни. Давайте попробуем изменить ограничения и запреты на правила поведения.

Упражнение «Правила для ребенка»  (в мешочке)

 Ваша задача: составить  правила для ребенка, не употребляя слова «НЕ».

 - Нельзя переходить улицу на красный свет!

 ( Нужно переходить улицу только тогда, когда светит зеленый огонек светофора.)

 - Не спеши во время еды!

 ( Будем есть медленно )

 - Не кричи так громко!

 ( Будем разговаривать тише.)

 -  «Не смей его бить! Это же твой брат!»

 ( «Ты можешь злиться на брата, но бить его нельзя».)

  - Сложно было выполнить задание? А в жизни гораздо легче запретить, чем объяснить.

- Ну, а сейчас физминутка «Аплодисменты»- слушаем, аплодируем.

  •  Встаньте, у кого двое  детей;
  •  Кто часто играет с ребенком;
  •  Кто часто читает своему ребенку;
  •  Кто часто целует своего ребенка;
  •  Кто часто хвалит своего ребенка;

4. Анализ форм проявления любви к ребенку.

    - Было бы неверно оставить все так, как есть. Мы разобрались в своих ошибках. К сожалению, все родители их время от времени совершают.  Давайте же рассмотрим наши достоинства в воспитании .

Я предлагаю вам задание   « В лучах родительского солнца».

     Перед вами солнышко.  Напишите, пожалуйста, на лучиках,  чем каждая из вас  согревает своего ребенка, как солнышко согревает землю?»  Например, вы пишете на одном лучике “Я всегда пробуждаю своего ребенка добрыми ласковыми словами”, на другом “Я часто обнимаю ребенка, понимая, как это важно для него”. У вас две минуты.

-  Поделитесь, как  вы своим теплом согреваете своего ребенка, как же называются ваши лучи? Начинает читать первая группа, следующая продолжает, не повторяясь.

(Ответы родителей)

- Посмотрите, как стало светло от  лучей любви.

Вы - замечательные родители, вы много даете своим детям.

- А чему вы  учитесь у своего ребенка?

   (Ответы родителей)

- Дети – наше отражение. Только собственным примером и поступками мы воспитываем детей.

Чем Проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут все без труда.

Слова порой запутаны,

Пример же – никогда.

Тот лучший проповедник –

Кто веру в жизнь привел.

Добро увидеть в действии -

Вот лучшая из Школ.

Должно быть, можно верить

И мыслям, и словам,

Но я уж лучше погляжу,

Что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму

Твой правильный совет.

Зато пойму, как ты живешь,

По правде или нет.

 

                                              Древняя притча

 Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

 - Что ещё слепить тебе? - спросил Бог.

 - Слепи мне счастье, - попросил человек.

 Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

- Все в наших руках: как счастье и успех, так и их отсутствие. И мы можем лепить свою жизнь так, как желаете сами. Мы можем выбрать: жаловаться ли на проблемы, копить негатив, пытаться убежать от проблем и от себя или работать над собой, решать их, чтобы наша жизнь стала гармоничнее, радостнее, успешнее и светлее.

«Что мы оставляем в сердцах своих детей?  Своими словами и делами, поступками и чувствами?  Задумаемся... и  прежде, чем воспитывать ребенка, давайте начнем с себя...

- Благодарю всех за участие и откровенность. Предлагаю закончить предложения:

« Для меня было неожиданным, новым …»

« Я задумалась сегодня о …»

- Закончу встречу тоже стихами и презентацией «Школьная жизнь»

Берегите детей, берегите:

Злые чары от них отводите,

Счастье, радость, заботу дарите

Берегите детей, их любите!

И любить их других научите!

  Презентация

                                                           Литература:

  1. Азбука воспитания: советы родителям / сост. Г. Перегибов // Воспитание школьников – 2001 г. - № 7
  2. Дружинин Б. Тема родительского собрания «Домашние праздники» /

Б. Дружинин  // Народное образование. – 2002 г. - № 1

     3.  Саляхова Л.И. Родительские собрания 1-4 класс – М.: Глобус, 2007

                   

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол На тему: «Особенности общения воспитателя с родителями воспитанников». «Как стать компетентным в общении с родителями».

У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошк...

Занятие-тренинг как средство повышения роли родителей в воспитании детей «Давайте начнём с себя».

Наряду с  традиционными  формами  работы с родителями , я использую нетрадиционные формы :1. Творческие группы, группы по интересам;2. Индивидуальные тематические консульта...

Тренинг для родителей "Давайте начнём с себя" (на собрании)

Тренинг для родителей "Давайте начнём с себя" (на собрании)...

Проект " Хочешь изменить мир к лучшему, начни с себя !"

Если вы хотите чтобы все окружающие стали лучше и окружающий вас мир стал добрее, для этого необходимо самому сделаться лучше и стать добрее, ведь себя переделать может всякий человек и окружающая реа...

Статья "Если хочешь сделать мир лучше, начни с себя."

Человек должен научиться управлять своими поступками и собой. Мало кто сможет добиться этой цели, но это именно то, к чему каждый обязан стремиться. Единственное, к чему стоит стремиться....

Начни с себя

Данный материал поможет учителю подготовить выступление - визитку для экологического кружка....