Классный час "Поговорим о дружбе" 3 класс
классный час (3 класс)

Мельникова Елена Анатольевна

Поговорим о дружбе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_znaniy_3_klass.docx496.59 КБ
Файл den_znaniy_3_klass.pptx1.92 МБ

Предварительный просмотр:


Цель: Воспитание добрых качеств детей, умения дружить и бережно относиться друг к другу.

Задачи:

  1. дать понятие настоящей бескорыстной дружбы, понятие «настоящий друг»;
  2. формировать нравственные качества: умение дружить, ценить дружбу;
  3. формировать культуру общения, коммуникативные умения;
  4. формировать  умения аргументировать свою точку зрения, учить рассуждать;
  5. способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личности ученика;
  6. содействовать формированию сплоченного дружного классного коллектива. 

Оборудование:

для учителя: экран, проектор, мультимедийная презентация;

для организации работы в группах: карточки с вопросами, макеты человечков, карты-помощницы, оценочные листы, карандашный клей, цветные кружки;

для обучающихся: шаблон буклета-памятки.

*Организация деятельности учащихся: работа в группах.

* Навигация в презентации: работа по щелчку.

  1. Погружение в тему разговора. Проблемная ситуация.

- Сегодня мы собрались с вами, чтобы обсудить одну очень важную, на мой взгляд, проблему. О чем пойдет речь, вы сможете определить, прочитав стихотворение. Пожалуйста, внимание на экран (слайд 2). 

ДРУЗЬЯ 

Как начну конфеты есть,
У меня друзей не счесть.
А закончились конфеты,
И друзей в помине нету.
За конфету каждый друг,
Так и рвет ее из pук.
Ну, зачем мне дружба эта?
Я и сам люблю конфеты.  

Елена Стеквашова.

- Бывали ли с вами такие ситуации?

- Что вы делали в таких случаях?

- Мальчик задает вопрос «Ну зачем мне дружба эта?». Чтобы вы ему ответили?

- Зачем вообще нужна дружба человеку?

- Кого бы вы назвали  «настоящим другом»?

Игра "Слово рассыпалось":  А сделать это мы с вами сможем разгадав слово которое рассыпалось у вас на столе. Вам надо из этих букв составить слово. (ДРУЖБА)

- Теперь я думаю, что вы уже можете определить тему нашего разговора. О чем сегодня пойдет речь?

- Вывод: (слайд 3) Вы правы. Сегодня речь у нас пойдет о дружбе между людьми, о том, кого можно назвать настоящим другом, о том, как хранить дружбу и соблюдать законы дружбы. Мы с вами попытаемся вывести формулу дружбы и составить буклет-памятку для себя, о предмете нашего разговора (слайд 3, щелчок).

- Я надеюсь, что наш разговор будет для вас интересен и поучителен, и вы будете мне помогать. Давайте обсудим, как для этого мы должны работать? (Для этого надо работать дружно, не боятся высказывать свое мнение, слушать друг друга, помогать друг другу).

  1. Актуализация знаний и представлений  по теме.

- Итак, тема нашего разговора «Дружба».

- А важно ли об этом говорить? Почему? Я прошу вас поработать в группе и написать общий ответ на тот вопрос, который у вас есть (слайд 4).

Вопросы для обсуждения в группах:

1 группа: Почему тема дружбы важна для нашего класса?

Нам важно говорить о дружбе в классе, потому что __________________

2 группа: Почему тема дружбы важна для нашей страны?

Для нашей страны важна эта тема, так как _________________________

3 группа: Почему тема дружбы важна для всего мира?

Для всего мира эта тема является важной, так как ___________________

4 группа: От чего и от кого зависит дружба?

Дружба между людьми зависит от ______________________

- Давайте заслушаем ваши ответы.

- Вывод: Итак, мы выяснили, что тема нашего разговора очень важна для всех нас, для нашей страны и для всего мира. Так хочется, чтобы на нашей Земле был мир, люди дружили друг с другом, понимали друг друга и были счастливы. Вопросы дружбы всегда волновали людей на Земле, поэтому даже появился Международный праздник День друзей, который ежегодно празднуется 9 июня (слайд 5). Это еще молодой праздник. Не все люди знают о нем. Но каждый год все больше и больше людей отмечают этот день. Что можно сделать в День друзей? (В День друзей можно позвонить другу, написать ему письмо, навестить друга, подарить ему подарок.) 

  1. Знакомство с понятием «дружба».

- Для того, чтобы говорить о дружбе, надо понимать, что такое дружба (слайд 6). Люди уже давно задумывались над этим вопросом и выяснили, что дружба это…

Попробуете  совместными усилиями внутри своей группы закончить данное высказывание.

Мозговой штурм:

 Дружба – это _________________________________________________

- Послушаем, что у вас получилось.

- А теперь сравните свои высказывания, с толкованием данного слова из Толкового словаря С. И. Ожегова  (слайд 6, щелчок) и Википедии (слайд 6, щелчок).

«Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».

С. И. Ожегов «Толковый словарь»

«Дружба – это бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы является доверие и терпение».

«Википедия: Свободная энциклопедия»

- Вы можете сравнить свои высказывания с этими определениями. Что скажете?

- Вывод: Вы не ошиблись в своих суждениях. Прекрасно, что вы понимаете, что такое дружба.

  1. Понятие «настоящий друг».

- Итак, ребята, мы выяснили с вами, что такое дружба. Но без кого дружба состояться не сможет?

- Конечно, дружбы не бывает без друзей (слайд 7). Каким должен быть настоящий друг? Вот в чем вопрос?  Сейчас вы попробуете на него ответить. Каждый человек имеет душу, сердце, разум. Какими  качествами вы наполните  душу человека, настоящего друга? Вам предстоит выполнить следующее задание.

     

      У вас  на партах есть макеты человечков с сердцем-душой (раздаточный материал). Ваша задача выбрать качества настоящего друга и вписать их на строчки в сердце человечка.

 Чтобы вам в этом помочь я приготовила карту-помощницу. На ней вы видите различные качества, присущие человеку. Попробуйте выбрать те, которыми должен обладать настоящий друг. (Дети в группе совместными усилиями выбирают качества человека и записывают их на общем человечке).

Карта-помощница

преданность

скромность

зависть

эгоизм

верность

доброжелательность

настойчивость

равнодушие

хвастовство

готовность помочь

честность

внимание

доверие

терпимость

смелость

решительность

злоба

лесть

отзывчивость

общительность

- Ну что ж, посмотрим, какими качествами должен обладать человек, чтобы быть настоящим другом. (Каждая группа представляет своего человечка, аргументируя выбор качеств. Здесь же можно спросить, почему не были выбраны те или иные качества. Человечки вывешиваются на доску.)

-  В ваших буклетах тоже есть человечки. Теперь вы уже знаете, какими качествами их нужно наделить. Пожалуйста, запишите их. Так как у вас их несколько в буклете, то можно распределить качества для разных человечков, чтобы записать их все.

  1. Формула дружбы.

- Мы выяснили, что такое дружба, кто такой «настоящий друг». Но этого еще очень мало, чтобы говорить о том, что дружба состоялась. Я предлагаю вам вывести формулу дружбы. Что должны делать люди, чтобы между ними была дружба, как они должны жить?

- Мы воспользуемся для нашей формулы математическими знаками. Конечно, вы их помните: «+, -, •, : , =». На доске вы видите настоящих друзей (макеты-человечков). Попробуйте использовать математические знаки, чтобы получилась формула дружбы. Обсудите этот вопрос внутри своей группы.

(Скорее всего, дети предложат использовать знак «+», чтобы объединить человечков; знак «=», чтобы показать, что получается в результате объединения «дружба»; возможен и знак «•», как способ приумножить все это. Учитель, вставляет значки на доске, чтобы получилась законченная формула.)

  1. Законы дружбы

- Ну что ж, мы очень хорошо потрудились, мы уже многое узнали. Но самое главное, что дружбы между людьми не будет, если мы сами не будем выполнять определенные правила, законы дружбы (слайд 8). Что же люди должны соблюдать, как должны относиться друг к другу? Давайте составим свод основных законов дружбы.

- Для этого познакомьтесь с перечнем правил, они есть в вашем буклете,  и выберите те, которые нужны для настоящей, истинной дружбы. Их может быть несколько. Отметьте их галочкой.

Законы дружбы

  • Помогай другу в беде.
  • Не смейся над недостатками друга.
  • Не обманывай друга.
  • Будь вежлив.
  • Будь аккуратен.
  • Останови друга, если он совершает дурной поступок.
  • Будь отзывчивым не только в горе, но и в радости.
  • Не будь жадным.
  • Не будь предателем.

  • Относись к людям так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.
  • Умей признавать свои ошибки и не обижайся на справедливую критику.
  • Не завидуй.
  • Умей хранить секреты.
  • Береги друзей.
  • Умей прощать.
  • Старайся быть искренним.
  • Будь терпимым к людям не похожим на тебя.

- Послушаем, какие правила вы выбрали для себя. (Дети зачитывают, выбранные правила).

- Вывод: Остальные правила, вам тоже пригодятся. Если вы будете жить по этим принципам, то у вас будут настоящая дружба и настоящие друзья. О настоящей дружбе созданы стихи, песни, фильмы. Я предлагаю вам вспомнить известную песню. Вы можете дружно подпевать. Слова песни есть в вашем буклете (слайд 8, клип открывается по щелчку; закрыть клип можно в любой момент по щелчку).

  1. Оцени себя. Процесс самопознания.

- Ребята, посмотрите, что у нас получилось. Мы знаем, что такое дружба, кто такой «настоящий друг», мы вывели формулу дружбы, составили свод законов дружбы. Нам осталось выяснить, а можем ли мы быть настоящими друзьями (слайд 9).

Дружба - это отношения, построенные на взаимной симпатии. Основана настоящая дружба на доверии, взаимопомощи. Людям, которые дружат, психологически друг с другом комфортно. Часто друзья бывают эмоционально ближе друг к другу, чем родственники.

Итак, дружный класс. Какие отношения между детьми должны быть?

Верно доверительные, добрые. Какой коллектив у нас сложится, зависит от каждого из нас.

Давайте подумаем, какими качествами характера должен обладать каждый из нас?

Представьте, каждое утро вы приходите в класс и молча садитесь на своё место. Или бежал Миша и случайно толкнул Петю. Мальчик упал, но Миша спокойно побежал дальше. Как вы думаете можно сказать, что эти ребята учатся в дружном классе?

Кто догадался, какое первое условие для создания дружного коллектива необходимо?

Верно - каждый из нас должен быть вежливым по отношению к другому. Ведь именно вежливые слова и поступки существуют для того, чтобы люди меньше ссорились, обижались и сердились друг на друга. Вежливость примиряет людей.

А какие вежливые слова вы знаете? С каких вежливых слов мы всегда будем начинать наш школьный день?

Второе условие не менее важное и вы должны запомнить его на всю жизнь – относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

Давайте поразмышляем, почему?

Ситуация. Тебе нравится, когда тебя обижают. Почему?

Тогда подумай, а тому, кого ты обижаешь, может это нравится? Почему?

Тебе Миша подставил подножку. Ты упал. Тебе нравится?

А если ты подставишь Мише подножку, ему понравится? Почему?

Ты ответил неправильно на уроке, твои одноклассники громко над тобой смеются. Тебе нравится?

А если ты над другим смеёшься, ему это нравится?

Согласны ли вы с условием - относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе?

Давайте ещё раз повторим это правило.

Третье условие.

Ситуация – тебе на каждый праздник ребята делают подарки. Ты рад?

Но ты сам ни разу не сделал никому подарка. Это хорошо?

Так какое третье условие мы определим?

Умей не только получать подарки, но и сам делать их, чтобы другому человеку было приятно.

Итак, подведём наши итоги. Какие три обязательных условия для создания нашего дружного класса мы должны соблюдать?

Давайте договоримся, что это будут наши правила, по которым мы будем жить в нашем классе.

Очень надеюсь, что наши правила нарушать никто не будет.

- На ваших партах есть солнышко с лучами. В центре мы видим надпись «Я могу». Подумайте, что вы можете сделать для своего друга. Напишите об этом в лучике. Личики прикрепите к солнышку, получится ваш собственный портрет. (Дети заполняют лучики, прикрепляют их с помощью двухстороннего скотча на лист с солнышком, озвучивают свои ответы). 

- Вывод (слайд 9, щелчок): Я надеюсь, что теперь вы будете более внимательно относиться друг к другу, беречь свою дружбу и у каждого из вас обязательно в жизни появится настоящий друг.

   Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

    Тот никогда не упадет,

 В любой беде не пропадет.

  А если и споткнется вдруг,

  То встать ему поможет друг,

  Всегда ему надежный друг

     В беде протянет руку.

 2. Рефлексия. Подведение итогов работы.

- Вот и подошел к концу наш разговор. Нам надо подвести его итог (слайд 10, каждое утверждение будет появляться по щелчку). Мне очень важно знать, как вы оцените наш совместный труд, нашу работу.

- на экране вы увидите 4 утверждения:

  • мне было сегодня интересно;
  • я сегодня был активен;
  • тема разговора для меня была важна;
  • мне сегодня понравилось работать.

Оценить каждое из  утверждений вам поможет цвет.

 –  да;           -  иногда;         – нет.

- Оцените первое мое утверждение. (Дети поднимают вверх карточку с выбранным цветом  по каждому параметру. Становится видна общая оценка каждого параметра по классу. Здесь учитель может сделать соответствующие комментарии.)

- Итак, мы видим результаты нашей работы, мы оценили свою работу. А было сегодня что-то новое, необычное, что вам понравилось, запомнилось?

- Спасибо за вашу работу.

Законы дружбы

                                                        Законы дружбы

  • Помогай другу в беде.
  • Не смейся над недостатками друга.
  • Не обманывай друга.
  • Будь вежлив.
  • Будь аккуратен.
  • Останови друга, если он совершает дурной поступок.
  • Будь отзывчивым не только в горе, но и в радости.
  • Не будь жадным.
  • Не будь предателем.

  • Относись к людям так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.
  • Умей признавать свои ошибки и не обижайся на справедливую критику.
  • Не завидуй.
  • Умей хранить секреты.
  • Береги друзей.
  • Умей прощать.
  • Старайся быть искренним.
  • Будь терпимым к людям не похожим на тебя.

Законы дружбы

                                                        Законы дружбы

  • Помогай другу в беде.
  • Не смейся над недостатками друга.
  • Не обманывай друга.
  • Будь вежлив.
  • Будь аккуратен.
  • Останови друга, если он совершает дурной поступок.
  • Будь отзывчивым не только в горе, но и в радости.
  • Не будь жадным.
  • Не будь предателем.

  • Относись к людям так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.
  • Умей признавать свои ошибки и не обижайся на справедливую критику.
  • Не завидуй.
  • Умей хранить секреты.
  • Береги друзей.
  • Умей прощать.
  • Старайся быть искренним.
  • Будь терпимым к людям не похожим на тебя.

Нет друга – ищи,

а нашёл – береги.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Один за всех и

все за одного.

Человек без друзей что дерево без корней

Старый друг

лучше  новых двух.

Друг познаётся

в беде.

Один в поле

не воин.

Крепкую дружбу и  топором не разрубишь

Уважайте  друг друга
Прощайте  друг друга
Будь  добрым  и  вежливым

Не бойся  попросить прощения

Защищай  друга

Не оставляй друзей в беде
Научи друзей тому, что умеешь сам
Не завидуй, а радуйся успехам друзей
Вместе трудимся, вместе отдыхаем

Приложения

  1. Карточка-вопрос

1 группа:

Почему тема дружбы важна для нашего класса?

Нам важно говорить о дружбе в классе, потому что __________________

_______________________________________________________________

______________________________________________________________

2 группа:

Почему тема дружбы важна для нашей страны?

Для нашей страны важна эта тема, так как __________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

3 группа:

Почему тема дружбы важна для всего мира?

Для всего мира эта тема является важной, так как ___________________

______________________________________________________________

_______________________________________________________________

4 группа:

 От чего и от кого зависит дружба?

        Дружба между людьми зависит от _________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

2. Карточка «Продолжи высказывание»

Обсуди в группе и продолжи высказывание

Дружба – это _______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Обсуди в группе и продолжи высказывание

Дружба – это _______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Обсуди в группе и продолжи высказывание

Дружба – это _______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Обсуди в группе и продолжи высказывание

Дружба – это _______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Обсуди в группе и продолжи высказывание

Дружба – это _______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Обсуди в группе и продолжи высказывание

Дружба – это _______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Карточка-помощница «Качества человека»

преданность

скромность

зависть

эгоизм

верность

доброжелательность

настойчивость

равнодушие

хвастовство

готовность помочь

честность

внимание

доверие

терпимость

смелость

решительность

злоба

лесть

отзывчивость

общительность

3. Карточка-помощница «Качества человека»

преданность

скромность

зависть

эгоизм

верность

доброжелательность

настойчивость

равнодушие

хвастовство

готовность помочь

честность

внимание

доверие

терпимость

смелость

решительность

злоба

лесть

отзывчивость

общительность

3. Карточка-помощница «Качества человека»

преданность

скромность

зависть

эгоизм

верность

доброжелательность

настойчивость

равнодушие

хвастовство

готовность помочь

честность

внимание

доверие

терпимость

смелость

решительность

злоба

лесть

отзывчивость

общительность

3. Карточка-помощница «Качества человека»

преданность

скромность

зависть

эгоизм

верность

доброжелательность

настойчивость

равнодушие

хвастовство

готовность помочь

честность

внимание

доверие

терпимость

смелость

решительность

злоба

лесть

отзывчивость

общительность

Д Р У Ж Б А

4. Человечек-макет

C:\Documents and Settings\User\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.IE5\QV8V0FUJ\dglxasset[1].aspx

1.___________________________________________2.___________________________________________3.___________________________________________4.___________________________________________5.___________________________________________6.___________________________________________7.___________________________________________8.___________________________________________9._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Картинки по запросу человечки с сердцем рисунок   ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу человечки с сердцем раскраска ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу девочки  раскраска 

Картинки по запросу человечки с сердцем раскраска ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу человечки  раскраска  Картинки по запросу девочки  раскраска ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу девочки  раскраска ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу мальчик раскраска ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу мальчик раскраска 

Картинки по запросу мальчик раскраскаКартинки по запросу человечки с сердцем раскраскаКартинки по запросу человечки с сердцем раскраскаКартинки по запросу человечки с сердцем раскраскаКартинки по запросу человечки с сердцем раскраскаC:\Documents and Settings\User\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.IE5\QV8V0FUJ\dglxasset[1].aspx

C:\Documents and Settings\User\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.IE5\QV8V0FUJ\dglxasset[1].aspx


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Поговорим о дружбе Классный час в 3 классе

Слайд 2

Как начну конфеты есть, У меня друзей не счесть. А закончились конфеты, И друзей в помине нету. За конфету каждый друг, Так и рвет ее из pук. Ну, зачем мне дружба эта? Я и сам люблю конфеты. Друзья

Слайд 3

Дружба

Слайд 4

Поработаем вместе

Слайд 5

Давайте жить дружно! 9 июня международный День друзей

Слайд 6

Что такое дружба? Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. С. И. Ожегов «Толковый словарь» Дружба – бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Википедия

Слайд 7

Настоящий друг

Слайд 8

Законы дружбы Астафьева Е. В., учитель начальных классов МОУ Ветлужская СОШ

Слайд 9

Что Я могу сделать для друга? Астафьева Е. В., учитель начальных классов МОУ Ветлужская СОШ Кто в дружбу верит горячо, Кто рядом чувствует плечо, Тот никогда не упадет, В любой беде не пропадет. А если и споткнется вдруг, То встать ему поможет друг, Всегда ему надежный друг В беде протянет руку.

Слайд 10

Подведем итоги работы Астафьева Е. В., учитель начальных классов МОУ Ветлужская СОШ да иногда нет Мне было сегодня интересно? Я сегодня был активен? Тема разговора для меня была важна? Мне сегодня понравилось работать?

Слайд 11

Используемые ресурсы Астафьева Е. В., учитель начальных классов МОУ Ветлужская СОШ http://old.novaya.com.ua/images/m-00013678-a-00002733.jpg мальчик с конфетой; http://www2.mc.duke.edu/pcaad/images/frontkid.gif мальчик в очках http://s61.radikal.ru/i171/1006/30/417d182f7e86.jpg рукопожатие, дружба http://i.allday.ru/uploads/posts/thumbs/1212230596_258971.gif друзья с бабочкой http://www.porjati.ru/uploads/posts/2009-07/1247715627_6.jpg мальчик с собакой http://im7-tub.yandex.net/i?id=211106580-00 знак вопроса http://www.vladtime.ru/uploads/posts/1289806270_tolerantnost.jpg разноцветные руки http://viki.rdf.ru/item/1880/download/ клип «Дружба» http://www.zavuch.info/metodichka/hitrosti/ideiizagotovki/form-pres-1 фон презентации http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/3/23/265/23265885_Smaylik2.jpg смайлик Рисунок «солнце», «прямоугольники» использованы из коллекции фигур в программе Microsoft Office Power Point 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование классного коллектива (из опыта работы классного руководителя 1-4 классов)

«Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» А.П.Чехов. Перефразируя классика, я скажу так: « Если я, как классный руководитель, сд...

Классный час во 2 классе на тему «Классный коллектив»

Классный час способствует воспитанию в духе коллективизма, формированию и сплочению детского коллектива....

Классный час во 2 классе на тему «Классный коллектив»

Классный час во 2 классе на тему «Классный коллектив»Подготовила Мухина М.С.Цели: дать учащимся представление о том, каким должно быть отношение одноклассников друг к другу, как созда...

Открытый классный час в 1 классе в рамках Недели классных руководителей "Вежливости открыты все дороги"

Направление: нравственно-этическое.Форма проведения: игра «Цветик – семицветик».Цель: сформировать у детей представление о вежливости, вежливомповедении.Задачи:1. Науч...

Подборка классных часов для 2 класса. Классные часы 2 класс.

Уникальная помощь классному руководителю начальной школы. Различная тематика классных часов во 2 классе: о дружбе, о книге, о правилах поведения в библиотеке, о правде и лжи, о добре, ... и многое дру...

Подборка классных часов для 3 класса. Классные часы в 3 классе.

Подбор материала классных часов в 3 классе. Различная тематика: о правилах дорожного движения в занимательной, доступной игровой форме; о цене хлеба!; о правилах поведения в столовой; о зависти, ...Бе...