Такие опасные сети
методическая разработка

Почему ребенок тянется в интернет-пространство? Что именно его манит в сети как магнитом? Почему многие родители, с одной стороны – также подвержены веяниям современности и владеют навыками общения в сети, с другой стороны – совершенно не осведомлены, чем их ребенок занимается в интернете? Почему всё чаще СМИ освещает страшные, необратимые случаи детских суицидов, экстремистской деятельности подростков? Почему дети не справляются со своими проблемами и ищут решение не в семье, не в школе, а в интернете? Действительно ли всемирная сеть – средоточие всех проблем современного мира? Или это всего лишь ширма, повод, а настоящие проблемы таятся, как и много лет назад именно в семье, живом общении, школе?  Эти вопросы именно сегодня актуальны, как никогда. Именно сегодня эта проблема стоит наиболее остро как на законодательном уровне, так и в каждой отдельно взятой семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_gladysheva.doc381.5 КБ

Предварительный просмотр:

А. В. Гладышева,

МКОУ ШР «Начальная школа – детский сад № 10»

ТАКИЕ ОПАСНЫЕ СЕТИ ИЛИ КАК ЗАЩИТИТЬ РЕБЕНКА

В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ.

Тема занятия: Круглый стол для родителей «Такие опасные сети или Как защитить ребенка в виртуальном пространстве».

Актуальность мероприятия: 

Каждый ответственный родитель пытается уберечь своего ребенка от опасности с момента рождения. Мы одеваем детей теплее в холодную погоду, чтобы они не простудились; обеспечиваем полезными продуктами, чтобы они росли здоровыми и сильными; учим переходить дорогу на зеленый сигнал светофора, чтобы с ними не случилась беда; рассказываем, как опасно знакомиться и общаться на улице с посторонними людьми. Мы каждый день находимся на страже жизни и здоровья наших детей. Но мы не учитываем, что опасность может таиться дома, там, где, казалось бы, безопаснее всего, там, где мы расслабляемся и теряем бдительность. В телефоне, телевизоре, компьютере. Родители всё чаще спокойны, когда ребенок дома, в своей комнате. Это объяснимо, ведь на улице его поджидают разные опасности: плохая компания, ранние сигареты и алкоголь, как следствие – плохая успеваемость и неконтролируемое поведение.

        Почему ребенок тянется в интернет-пространство? Что именно его манит в сети как магнитом? Почему многие родители, с одной стороны – также подвержены веяниям современности и владеют навыками общения в сети, с другой стороны – совершенно не осведомлены, чем их ребенок занимается в интернете? Почему всё чаще СМИ освещает страшные, необратимые случаи детских суицидов, экстремистской деятельности подростков? Почему дети не справляются со своими проблемами и ищут решение не в семье, не в школе, а в интернете? Действительно ли всемирная сеть – средоточие всех проблем современного мира? Или это всего лишь ширма, повод, а настоящие проблемы таятся, как и много лет назад именно в семье, живом общении, школе?  Эти вопросы именно сегодня актуальны, как никогда. Именно сегодня эта проблема стоит наиболее остро как на законодательном уровне, так и в каждой отдельно взятой семье.

        «Круглый стол», как форма коллективной дискуссии, широко используется в современном мире, поскольку предоставляет максимальную возможность проводить плодотворные обсуждения, всесторонне рассматривать различные вопросы и вырабатывать совместные решения.  Круглый стол предполагает активную форму взаимодействия участников и, как следствие, предоставит продукт совместной работы.

Новизна занятия: 

Идея круглого стола на тему информационной компетентности для родителей младшего школьного возраста возникла с одной стороны совершенно случайно, с другой – закономерно, логически сформировавшись из ситуации современного экономического и социального кризиса, который оказывает огромное влияние на формирующееся мировоззрение ребенка.

Социальные сети и мессенджеры развиваются и растут с геометрической прогрессией. Еще несколько лет назад никто не мог даже предположить, что в скором времени интернет раскроет неограниченные возможности для любого возраста; что свою жизнь можно будет транслировать во всемирную сеть в режиме «онлайн» и эта услуга будет доступна примерно также, как покупка хлеба в ближайшем магазине. Специалистам, которые занимаются вопросами интернет-безопасности нужно ежедневно вместе с подрастающим поколением быть «в тренде» появляющихся социальных сетей, модных приложений, а главное, угроз, которые могут повредить ребенку, в том числе физически.

Возникшие несколько лет назад «синие киты», так взбудоражившие общественность и правоохранительные органы, сегодня, казалось бы, отошли и уже не вызывают опасений. Успокоились напуганные родители, ведь страшное осталось позади, теперь это не модно, а значит можно ослабить бдительность и контроль. Чуть позже, в 2018 году, у детей младшего и среднего школьного возраста возникла новая «забава»: в известном мессенджере WhatsApp стал распространяться модный челлендж «Момо». Это персонаж, один вид которого вызывает ужас и страх, пришел из городской легенды и прочно стал «вирусным в сети». Участникам данного челленджа предлагалось выполнить некоторые задания, связанные с риском для психики и жизни. Аналогичная ситуация была и с сообществами «синих китов».

Такие «киты» и «момо» будут появляться, к сожалению, всегда. Будут разные названия, виды, формы, но будет одна суть – напугать ребенка, подчинить его своим страхам, заставить его сделать что-то противоправное или угрожающее его жизни и здоровью. Часто за всем этим стоит взрослый человек, «куратор», который, возможно не до конца отдает отчет серьезности своих намерений, но тем не менее, совершает страшное преступление. Поэтому сегодня очень важно, чтобы рядом с ребенком был другой взрослый, тот, который не просто проконтролирует, а научит, поможет, защитит. Но помочь ребенку правильному общению в интернете, основам безопасности в сети может только тот взрослый, который умеет это сам. Сегодня, к сожалению, не только родители, но и некоторые педагоги некомпетентны в подобных вопросах, именно поэтому возникает острая необходимость научить каждого человека, как вовремя заметить и предотвратить интернет-зависимость ребенка. Новизна данного мероприятия заключается в описании и мониторинге быстроразвивающихся, возникающих молниеносно социальных сетей.

Целевая аудитория: родители обучающихся, педагоги образовательного учреждения.

Продолжительность занятия по времени: 1,5 часа.

Форма проведения занятия: круглый стол.

Методы работы: наблюдение, беседа, анкетирование, дискуссия. Индивидуальная и групповая работа.

Глоссарий занятия (основные понятия):

Доступ детей к информации - возможность получения и использования детьми свободно распространяемой информации.

Интернет – всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения, обработки и передачи информации. Упоминается как Всемирная сеть и Глобальная сеть, а также просто Сеть.

Информационная безопасность детей - состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

Информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, - информация (в том числе содержащаяся в информационной продукции для детей), распространение которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии с Федеральным законом РФ от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

Социальная сеть – онлайн-платформа, которую люди используют для общения, создания социальных отношений с другими людьми, которые имеют схожие интересы или офлайн-связи.

Фейковая страница - это аккаунт, созданный от имени другого человека. Подобные страницы делаются с целью продвижения ресурсов, мошенничества или распространения сомнительных файлов.

Кибер-буллинг - вид травли с применением интернет-технологий, включающий оскорбления, угрозы, клевету, компромат и шантаж, с использованием личных сообщений или общественного канала.

Место проведения: образовательное учреждение

Материалы (оборудование): мультимедийный проектор, мобильные телефоны с выходом в интернет, рабочие карточки, цветные карточки (красные и зеленые), чистые листы бумаги, ручки.

Цель занятия: повышение уровня компетентности родителей в вопросах обеспечения контроля и безопасности детей в социальных сетях.

Задачи занятия:

  1. Ознакомить родителей с основными понятиями и нормативно-правовыми аспектами обеспечения защиты детей от негативной информации в сети.
  2. Повысить у родителей мотивацию к проведению совместных воспитательных и педагогических мероприятий.
  3. Ознакомить родителей с рисками и угрозами сети Интернет, в том числе в социальных сетях.
  4. Научить родителей основным методам мониторинга детей в социальной сети, оказания им помощи со стороны взрослых.

Ход занятия:

  1. Предварительный (подготовительный) этап. 

Данный этап реализуется за 5-7 дней до круглого стола. Участникам обозначается тема и цель мероприятия, родители и обучающиеся на данном этапе будут проанкетированы по вопросам безопасного поведения в сети (Приложение 1). На круглый стол приглашаются родители, не зависимо от их уровня компетентности в вопросах интернет-зависимости, информационной безопасности и их собственного уровня владения социальными сетями.

  1. Вступительная часть.

Добрый день, уважаемые участники нашего круглого стола. Перед тем, как мы начнем нашу работу, предлагаю познакомиться. Меня зовут Анастасия, я социальный педагог в этом учреждении, сегодня я буду модератором, то есть ведущим нашего мероприятия. Со всеми участниками мы познакомимся в ходе работы, а я предлагаю вам ознакомиться с правилами и принципами сегодняшнего круглого стола. Первый и главный принцип – принцип равенства. Все, находящиеся здесь имеют равные права и возможности высказать свое мнение, ничье мнение не будет считаться априори правильным или напротив - неверным, каждый имеет право отстаивать свою субъективную точку зрения. Второй принцип – принцип взаимного уважения. Точка зрения вашего оппонента может кардинально отличаться от вашей точки зрения, вследствие чего возникают споры. И хотя говорят, что именно в споре рождается истина, мы должны соблюдать этот принцип – уметь выслушать другую сторону и уважительно отнестись к чужому мнению. Третий принцип -  принцип добровольности. Участие в нашем мероприятии, конечно добровольное, равно как и желание высказаться, но мне хотелось бы, чтобы круглый стол прошел в активной, доброжелательной, рабочей атмосфере.

Попробуем вместе с вами определить тему сегодняшнего круглого стола. Обратите внимание на экран проектора (на экране демонстрируется короткий ролик «Знаете ли вы, что делают ваши дети в Интернете». Данный ролик представляет собой видеоряд разных «гостей» одной семьи, которые приходят к детям в дом. Это и взрослый подозрительный мужчина, это и герои компьютерных игр, это и откровенные экстремисты и т.д. В конце ролика задается риторический вопрос: «В реальной жизни вы бы защитили своего ребенка, почему бы не сделать это в интернете?»). 

Давайте обсудим, что вы увидели в этом ролике? Какая самая большая опасность может поджидать наших детей в Интернете? Может быть, с чем-то подобным уже сталкивались вы или ваши близкие? (обсуждение ролика 7-10 минут).

Автор этого видео задал очень правильный вопрос каждому из нас: почему, защищая своего ребенка в реальности, мы часто не можем помочь ему в виртуальном пространстве. Почему иногда мы становимся бессильны перед современными информационными технологиями и как нам всем – и взрослым, и детям – комфортно жить в этом виртуальном пространстве?  Главный вопрос и тема нашего круглого стола: «Такие опасные сети или Как защитить ребенка в виртуальном пространстве».

Сегодня такое время, что практически никто из нас не может представить свою жизнь без телефонов, интернета, социальных сетей, даже пожилые люди переписываются с подругами в социальной сети Одноклассники, учреждения ведут деловую переписку в WhatsApp и Viber, дети снимают путь из школы на видео и одновременно выкладывают это в интернет. Так ли это опасно, как говорят повсеместно и в СМИ, и на законодательном уровне, и на улице, и в школе; стоит ли бить тревогу и есть ли смысл лишить ребенка полностью доступа в виртуальную сеть, будем разбираться сегодня вместе с вами.

  1. Дискуссионный этап (активизация аудитории).

Для начала нашей работы нам нужно разделиться на две команды. Перед вами лежат цветные карточки, зеленые и красные. Те, кому достались зеленые карточки – первая команда, которая в течение 7 минут отвечает на вопрос: «Интернет сегодня необходим, потому что…». Вторая команда с красными карточками в течение этого же времени отвечает на вопрос: «Интернет опасен, потому что…». После того, как пройдет отведенное время, мы выслушаем каждую команду (на данном этапе команды должны активно включиться в работу, в группах должно происходить активное обсуждение – 10 минут).

Итак, время вашего обсуждения подошло к концу и сейчас нам необходимо определить плюсы и минусы наличия интернета в современном мире (на данном этапе используется доска, поделенная на две части, в одной из которых записываются все минусы интернета, в другой - плюсы).

Плюсы:

  1. доступность большого количества полезной, нужной, интересной информации;
  2. возможность общения с большим количеством людей, независимо от их местонахождения;
  3. большое количество развлечений для любого возраста (онлайн-игры, тесты, чтение книг «онлайн», просмотр фильмов в любое время и т.д.);
  4. возможность совершать полезные операции, не выходя из дома (платежи, переводы, покупки любых товаров, заказ любой услуги и т.д.);
  5. интернет – важный аспект работы практически любой организации (деловые переписки, собственные сайты учреждений и т.д.)

Минусы:

  1. доступность интернета и, как следствие – зависимость от него;
  2. много неконтролируемой информации (так называемы контентные риски), содержащей негативную окраску как для детей и подростков, так и для взрослых (насилие, нецензурная лексика, материалы эротического или порнографического характера, пропаганда экстремизма и т.д.);
  3. экономический риск (денежные махинации, неконтролируемы покупки, и пр.);
  4. коммуникационный риск (общение с потенциально-опасными пользователями, угрозы и запугивания в интернете и пр.);
  5. риск заражения устройства вирусами и вредоносными программами.

Риски, которые мы с вами определили – реальны, им теоретически может быть подвержен любой ребенок. Социальные сети, о которых мы сегодня говорим – также площадка для развития этих угроз. Особенно это касается контентных рисков, или рисков негативной информации в сети, а также – коммуникационных, то есть непосредственно общения ребенка в социальной сети. Эти риски стали настолько масштабны, что 21 декабря 2010 года Государственной Думой Российской Федерации был принят Закон 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Пятая статья настоящего закона четко определяет виды информации, которая может нанести вред нормальному развитию и социализации ребенка:

1)        побуждающая ребенка к совершению любых действий, которые могут причинить вред их здоровью или жизни;

2)        склоняющая ребенка к употреблению любых табакосодержащих, наркотических или психотропных веществ;

3)        вовлекающая в занятия азартными играми, проституцией, экстремисткой деятельностью, оправдывающая противоправное или преступное поведение;

4)        пропагандирующая любое насилие или жестокость, в том числе, сексуальное;

5)        отрицающая семейные ценности, пропагандирующая негативное отношение к родителям и семье в целом;

6)        содержащая нецензурную лексику.

Но ведь и плюсы интернета весьма значимы для современного общества и их нельзя отрицать. Какой вывод мы можем из этого сделать? (участники должны сами сформулировать вывод о том, что интернет в современных условиях – необходимость и важный аспект социума, и важно правильно и полезно его использовать).

Из этого вывода формулируется вопрос – как предотвратить интернет-зависимость и уменьшить коммуникационные риски, реализуя интернет как площадку для полезного, «здорового» общения, обмена «правильной» информацией и развития человека? Попытаемся найти на него ответ.

К тому же 436 Федеральный закон определяет запрет на распространение информации (его ФИО, дату рождения, фотографии и другие личные данные) о несовершеннолетнем, в отношении которого было совершено противоправное действие, либо преступление. Приведу пример: в социальной сети «Вконтакте», которая пользуется популярностью среди молодежи, существует ряд сообществ, освещающих происшествия, ЧП, преступления. Часть из них (к сожалению, большая) освещает в том числе преступления против детей. Материалы, которые публикуются в этом сообществе, могут содержать не только фамилию и имя этого ребенка, его фотографию, взятую с социальной сети, но зачастую и активную ссылку на его страницу. По этой ссылке совершенно любой пользователь может перейти на эту страницу, написать любой негативный комментарий, распространить информацию в любых корыстных целях. Этому процессу (преследования в сети, запугивания, «троллинга») есть научное название – кибер-буллинг. Это та самая коммуникационная угроза, которой в той или иной степени подвержен каждый, пользующийся интернетом ребенок (от простого негатива или критики ребенка, его внешности до откровенных угроз и запугиваний, в том числе сексуального характера).

К счастью, сегодня его может предотвратить любой взрослый – «закрыть» страницу ребенка, сделав ее недоступной для нежелательных «гостей» и контактов (Приложение 2). Попробуем сейчас вместе с вами зайти в две социальных сети: «Одноклассники» и «Вконтакте» и закрыть каждый свою страницу (возможно, что кто-то из присутствующих не пользуется социальными сетями, поэтому их внимание будет сосредоточено на экране, где откроется страница модератора или любого «добровольца» из присутствующих).  

Как вы заметили, это заняло у нас немного времени, но защитило нашу страницу от нежелательных коммуникаций и «гостей», как следствие снизили риск коммуникационной угрозы. Сейчас вам может написать сообщение или оставить комментарий, посмотреть ваши фото и прочую информацию только тот человек, который есть в списке ваших «друзей».

У некоторых из вас, возможно возникли трудности при выполнении данного задания, ведь считается, что социальные сети – удел молодых. Зачастую нам сложно даже понять, о чем говорит ребенок: некоторые слова, которые он использует, кажутся нам просто набором букв. Так ли это на самом деле, попробуем выяснить. Для этого можно поработать в паре. Перед вами лежат карточки с заданием. В данной таблице в левой графе есть слова, которые используются в интернет-пространстве, а зачастую и просто в разговоре среди детей. Правую колонку вам необходимо заполнить самим, то есть расшифровать данные слова. На эту работу вам дается 7 минут (участникам выдаются карточки с заданием, которое предоставлено в Приложении 3 данной разработки).

С одной стороны, это было шуточное задание. Но дети всегда относятся с некоей долей высокомерной снисходительности к нашему незнанию, ведь мы «разных поколений». Кто-то из вас может сегодня разрядить домашнюю обстановку, сказав: «Лол, сынок, заканчивай рофлить!». Но в каждой шутке всегда есть доля правды. Разговаривая с детьми на одном языке, мы сокращаем между нами дистанцию. Еще один действенный способ «приблизиться» к нашим современным детям – рассуждать, как они. Сейчас мы попробуем это сделать все вместе.

Предлагаю вновь воспользоваться цветными карточками, которые разделят нас на две команды: красные – команда родителей, зеленые – команда детей. Задания будут разными: команда «родителей» должна придумать несколько (три, пять) весомых аргумента, почему их ребенку не нужен интернет; команда «детей» должна в ответ привести аргументы, доказывающие, что интернет им необходим  (работа в группах, дискуссия – 20 минут).

Проблемы, с которой сталкиваются специалисты, компетентные в сфере информационной безопасности, зачастую относятся к сфере не столько интренет-технологий, сколько к внутрисемейным и межличностным отношениям между ребенком и взрослым. Нашими педагогами был проведен анонимный опрос среди родителей, который показал, что, к сожалению, большая часть опрошенных не владеет информацией о том, есть ли у ребенка социальная сеть, вторая «фейковая» страница, какую информацию он выкладывает на свое странице, какие фото- и видео материалы публикует. Опрос показал, что некоторые родители не задавались этими вопросами, потому что не видели в этом необходимости. Другой анонимный опрос, но уже с детьми, показал картину, которая должна заставить задуматься любого родителя. Результаты этого анкетирования сейчас будут представлены на этом экране (на экран выводятся результаты анкетирования в виде диаграммы, модератор комментирует наиболее «острые», проблемные вопросы). 

Всего было опрошено 38 обучающихся из 4 классов, которые систематически пользуются интернетом. Обратите внимания на цифры: около 80% детей пользуются социальными сетями каждый день, из них 3 детей признались, что готовы «сидеть в интернете 24/7», у половины опрошенных есть хотя бы одна «фейковая страница» для того, чтобы «скрыть переписку от родителей», «чтобы быть тем, кем ты не являешься», «чтобы над кем-нибудь поиздеваться». Более 60% опрошенных признались, что родители не имеют никакого доступа в их социальные сети. На вопрос «Готов ли отказаться от социальных сетей навсегда?» большая часть детей ответила «нет», аргументируя это тем, что «без интернета скучно», «это часть моей семьи», «без гаджета я не выживу», «я потеряю друзей». На вопрос «Какую информацию нельзя выкладывать на своей странице в социальной сети», более половины опрошенных обучающихся ответили «Не знаю». Также детям был задан вопрос: «Готов ли обсуждать свою виртуальную жизнь с родителями, если они тебя поймут и поддержат?», на него 36 из 38 опрошенных ответили положительно.

На вашем столе у каждого есть перечень самых популярных среди детей (по результатам анкетирования) социальных сетей с их краткой характеристикой (Приложение 4). Вы можете не только сами с ними ознакомиться, но и поговорить о них со своими детьми, они, в большинстве своем, будут готовы вам открыться.

В целом же статистика получилась не самая радужная, особенно в свете опроса взрослых на тему детской интернет-зависимости. Предлагаю сейчас определить несколько основных причин, способствующих возникновению детской зависимости от социальных сетей (участники круглого стола предлагают свои версии и варианты, модератор на данном этапе «помогает» в определении и кратко записывает все озвученные причины на доске – 10-12 минут). Примерные ответы:

  1. ребенку скучно, у него нет интересных занятий в реальной жизни, много неконтролируемого свободного времени;
  2. ребенку одиноко, он не нашел настоящих друзей ни в школе, ни на «улице»;
  3. ребенок не находит единомышленников по интересам среди реальных знакомых (имеет «нестандартные увлечения»).

На самом деле, эти причины – следствие. Настоящие причины сформировало взрослое окружение. Попробуем у каждой озвученной вами фразы найти первопричину, а затем найти решение проблемы (участники раскрывают все пункты поочередно, модератор помогает участникам сформулировать ответы – 10-12 минут). Примерные ответы:

  1. ребенку скучно – взрослый не умеет организовывать его время, рассуждая, что «главное, что дома в безопасности» -  взрослому нужно найти для него занятие по интересам, которое по-настоящему увлечет его;
  2. ребенку одиноко – взрослый работает, ему некогда, он устает, у него много по-настоящему важных забот – взрослому необходимо найти время, которое он посвятит только ребенку (поговорит, посмотрит и обсудит фильм, займется каким-то полезным семейным делом);
  3. у ребенка нет единомышленников – взрослый несерьезно относится к его увлечению – взрослый должен не просто четко знать интересы ребенка, он должен научиться их разделять и поддерживать.

Признаться, себе в том, что мы не всегда уделяем должного внимания нашим детям, всегда сложно. У нас есть сотни «уважительных» причин, почему нам некогда. Но пока мы этого не сделаем, наши дети так и будут «зависать» в социальных сетях.

  1. Подведение итогов:

        Сегодня мы проделали большую работу. И дело даже не в том, что мы узнали что-то новое в сложном мире интернета. Самое главное, мы сделали небольшой, но очень важный шаг к нашим детям: мы попытались обойти стороной извечный конфликт «отцов и детей» и понять, что их интересует по-настоящему.

Первое правило, которое родилось в ходе нашей дискуссии: не запрещать, а помогать! Запрет сформулирует у ребенка силу сопротивления и станет невидимой стеной между вами. Он все равно захочет в этот виртуальный мир, но только вы об этом не узнаете. Второе правило – разрешай, но проверяй. Контроль его жизни в телефоне должен быть систематический, но очень осторожный, чтобы не потерялось главное между вами – доверие. Третье правило – мысли как ребенок! Будьте в курсе всех новых, модных среди детей социальных сетей и приложений, даже если вам придется устанавливать их на свой телефон и изучать их особенности. И последнее, но, пожалуй, самое главное правило – тратьте на своих детей в два раза меньше денег и в два раза больше времени.

  1. Рефлексия (анализ занятия):

Сегодня для многих из нас открылось что-то новое, наверное, прежде всего в самих себе. Надеемся, что тема нашего круглого стола не оставила никого равнодушным, ведь у каждого из нас есть ребенок, которого нужно научиться понимать и принимать, которому именно мы, взрослые, обязаны оказать поддержку и помощь. Перед вами лежат конверты, в которых находятся материалы сегодняшнего мероприятия (приложения 1,2,3,4). Надеемся, они в дальнейшем помогут вам немного лучше узнать ребенка и помочь ему правильно использовать интернет.

В этом же конверте находятся таблицы, которые нужно заполнить (Приложение 5). Первый столбец таблицы – это чемодан. Это то, что вы сегодня нового и полезного уносите с собой и то, что останется с вами навсегда. Второй столбец – это вершина горы. Это то, что осталось для вас непонятным, неясным, то, что было бы вам интересно узнать по данной теме более глубоко. Третий столбец – это цветок. Это ваше настроение в конце нашей работы, которое вы можете описать несколькими предложениями в свободной форме.

Участники заполняют таблицу в течение 5-7 минут, затем круглый стол завершает свою работу.

Приложение 1.

Анонимное анкетирование обучающихся «Я и мой интернет».

(подходит для обучающихся с 3-4 класса)

  1. Назови две, три любимых социальных сетей или мессенджеров, которыми ты пользуешься.
  2. Сколько друзей и/или подписчиков у тебя на странице в социальной сети?
  3. Сколько настоящих друзей в твоей реальной жизни?
  4. Как часто ты пользуешься социальными сетями и интернетом в целом?
  5. Есть ли у тебя фейковая страница? Для каких целей ребенок ее использует?
  6. Писали ли тебе в социальной сети незнакомые люди? Если да, то какого характера было это сообщение?
  7. Имеют ли доступ в твои социальные сети родители?
  8. Готов ли ты обсуждать свою «виртуальную» жизнь с родителями, если они тебя пойму и поддержат?
  9. Что нельзя публиковать на своей странице в сети?
  10. Готов ли ты отказаться от социальных сетей и интернета в целом навсегда? Почему?

Анонимное анкетирование родителей

 «Знаете ли вы что делают ваши дети в Интернете?»

  1. Пользуется ли ваш ребенок интернетом? Если да, как часто?
  2. Пользуетесь ли вы сами интернетом?
  3. Имеете ли вы доступ к социальным сетям вашего ребенка?
  4. Как вы думаете, есть ли у вашего ребенка в сети вторая «фейковая страница»?
  5. Делится ли ваш ребенок с вами тем, чем он увлекается в сети?
  6. Знаете ли вы основы безопасного поведения в интернете?

Приложение 2.

Алгоритм «Как закрыть свой профиль

в социальной сети «Вконтакте»».

  1. Заходим на свою страницу в социальной сети.
  2. В правом вернем углу нажать на свою фотографию и выбрать графу «Настройки».
  3. В списке настроек выбрать графу «Приватность».
  4. В открывшемся списке выбрать «Прочее».
  5. В строке «Тип профиля» выбрать «Закрытый».
  6. Теперь на вашу страницу могут попасть только те пользователи, которые есть у вас в «друзьях».

Алгоритм «Как закрыть свой профиль

 в социальной сети «Одноклассники»».

  1. Зайти на свою страницу в социальной сети.
  2. В правом верхнем углу нажать на свою фотографию.
  3. Во всплывающем меню нажать на графу «Закрытый профиль».
  4. Подтвердить действие, кликнув по оранжевой кнопке.
  5. Теперь ваша страница закрыта от нежелательных контактов.

Приложение 3.

Задание для родителей «Такие непонятные слова»

(с расшифровкой).

Слово

Расшифровка

Аффтар

Автор чего-либо

Бан

Используется в форумах или чатах. Временный запрет для пользователя отправлять сообщения. "Забанить, наложить бан" ввести временный запрет для пользователя что либо делать (писать новые сообщения или просматривать их)

Баян, боян

 Осуждающая реплика, говорящая о том, что «креатив» (см.; т. е. пост/шутка/рассказ) является копией другого (зачастую давно всем известного). Например, «Баян. Было год назад». Позднее «баянами» стали называть все повторные анекдоты.

 Гуглить

Искать в поисковых системах какую-либо информацию.

Зачот

Высокая положительная оценка. Очевидная студенческая пародия на двухбальную систему оценок (зачет/не зачет).

ИМХО

(англ. акроним IMHO (In My Humble Opinion) — по моему скромному мнению) — обычно означает, что сказанное является мнением автора, и оно никому не навязывается.

Изи

Легко, налегке. От английского easy – просто, легко.

ЛОЛ

Громко, вслух смеяться; или lots of laughs — много смеха.

Морозиш

 Говоришь нелепость, чепуху, бред (от «сморозить» — сказать чепуху).

Рофл, РОФЛ

Русская версия английской сленговой аббревиатуры ROFL, которая расшифровывается как Rolling On the Floor Laughing. В переводе на русский язык эта фраза означает «Катаюсь по полу от смеха»

Стримить

Передавать данные (видео, звук) в реальном времени. От английского streaming - потоковое вещание.

Слово «стримить» стало популярным после того, как у всех пользователей Инстаграма и Фейсбука появилась возможность вести прямые видеотрансляции.

Хайп

Шумиха, ажиотаж. От английского hype – беззастенчивая реклама, надувательство.

Хейтер

Недруг. От английского to hate – ненавидеть.

В России хейтерами называют тех, кто ощущает ненависть к чему-то или кому-то и делится своей неприязнью в Интернете. Например, пишет злые комментарии под фотографиями в блогах звёзд.

Юзать

Пользоваться. От английского to use – использовать.

Приложение 4.

Список наиболее популярных среди подрастающего поколения

 социальных сетей в 2020 году

(согласно опросу обучающихся).

  1. «ВКонтакте» (международное название: VK) — российская социальная сеть. Сайт доступен более чем на 90 языках; особенно популярен среди русскоязычных пользователей. «ВКонтакте» позволяет пользователям отправлять друг другу сообщения, создавать собственные страницы и сообщества, обмениваться изображениями, тегами, аудио- и видеозаписями, играть в браузерные игры, транслировать видео он-лайн. Наряду с другими социальными сетями «ВКонтакте» часто называют одним из самых удобных источников для извлечения информации и поиска персональных данных.
  2. «ТикТок» (англ. TikTok) — видеохостинг для создания коротких видео. Мобильное приложение TikTok позволяет пользователям создавать короткие видео о себе, которые часто содержат музыку в фоновом режиме, могут быть ускорены, замедлены или отредактированы с помощью фильтра. В феврале 2018 года в США сервис обмена короткими видео TikTok уличили в незаконном сборе данных детей до 13 лет без согласия на то их родителей. Разработчиков оштрафовали на рекордные 5,7 миллиона долларов. Решение о штрафных санкциях за нарушение закона о защите конфиденциальности детей в интернете приняла федеральная торговая комиссия США. Сообщается, что в открытом доступе оказалась личная информация несовершеннолетних — имена, е-мейлы, телефонные номера, фото и видео. Также комиссия потребовала от TikTok удалить из сервиса все видео, снятые детьми до 13 лет. Разработчики, согласившиеся с претензиями, уже выпустили обновление приложения, которое запрещает пользователям моложе 13 лет размещать видео в TikTok, а также защищает их личные данные.
  3. LIKE – это социальная сеть для обмена короткими видео под музыку, принадлежащая сингапурской компании BIGO Technology. Вы можете сделать видео с музыкой из обширной фонотеки, добавить анимированные стикеры и эффекты к видео, «покрасить» волосы в яркий цвет и многое другое – большой простор для фантазии. Снятые видео появляются в общей ленте и ленте друзей, пользователи могут оставлять под видео лайки, комментарии и снимать ответные видео-реакции. Кроме того, в LIKE есть функция трансляции в прямом эфире. Если вы пользовались (или видели, как ваши дети пользуются) TikTok, то приложение покажется вам знакомым. Как и в любой другой социальной сети, использование LIKE несет определенные риски. В первую очередь это то, что в погоне за популярностью дети могут публиковать видео, которые в целом публиковать не стоит.
  4. Instagram (инстаграм) — приложение для обмена фотографиями и видеозаписями с элементами социальной сети, позволяющее снимать фотографии и видео, применять к ним фильтры, а также распространять их через свой сервис и ряд других социальных сетей.
  5. Одноклассники (ОК) - одна из крупнейших социальных сетей в России и странах ближнего зарубежья, входит в холдинг Mail.Ru Group. Сайт был создан в 2006 году и в настоящее время переведен на 14 языков, включая русский. Ежемесячная аудитория соцсети — 71 млн человек, которые общаются с друзьями и близкими с помощью различных сервисов: сообщений, голосовых и видеозвонков, открыток и стикеров.

Приложение 5.

https://img2.freepng.ru/20180404/koq/kisspng-leather-suitcase-clip-art-suitcase-5ac4b5117b6419.0401756915228408495054.jpg

Сегодня я уношу с собой…

https://www.dagkazalari.org/UserFiles/Areas/Big/resim_yok.png

Для меня осталось непонятным…

https://kids-pic.com/wp-content/uploads/2017/11/Camomile_template_6.jpg

Мое настроение в конце мероприятия…

Список использованной литературы.

  1. Дрепа М.И. Интеренет-зависимость как объект научной рефлексии в современной психологии // Знание. Понимание. Умение. – 2009. - № 2. – Р. 189-193
  2. Пушкарев Г. Игра Момо: как новое виртуальное приложение толкает детей к самоубийству//Комсомольская правда: Газета. – 2018. – 3 августа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Опасности, с которыми дети могут столкнуться в сети Интернет»

Интернет – бесконтрольное и ничем не ограниченное средство передачи информации. Глобальная сеть обладает множеством преимуществ, одним из которых является то, что каждый может разместить в ней любые м...

Что такое Интернет? Правила поведения в сети

Для занятий по информатике и ИКТ в дополнительном образовании и в начальной школе...

Что такое безопасность и что такое опасность?

На внеклассном мероприятии дети узнают причины несчастных случаев, как вести себя при опасных ситуациях, правила безопасного поведения....

Презентация "Лето-такое прекрасное и такое опасное!"

В мае 2016 г. школьники знакомились с правилами безопасного поведения во время летних каникул.Я считаю,что  в младшем школьном возрасте лучший способ усвоения материала- это наглядность.  Им...

Внеклассное мероприятие «Что такое Интернет? Правила безопасного поведения в сети Интернет».

Цели занятия:1.Познакомить детей с понятием «Интернет», с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде.2.Сформировать у учащихся понятие о принципах ...