Вклад воспитателя ГПД в экологическое воспитание младших школьников.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Роганова Наталья Николаевна

      В настоящее время экологическое образование школьников является одним из приоритетных направлений в работе педагогов и воспитателей. Это связано с ухудшением  экологической ситуации на нашей планете: рост народонаселения, проблемы обеспечения пищевыми продуктами и питьевой водой, уничтожение лесов, птиц и животных, загрязнение природной среды и т.п. - все это создает угрозу существования самой жизни на земле. Одной из важнейших причин такого положения дел является экологическая неграмотность населения, неумение предвидеть последствия своего вмешательства в природу. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. И поэтому очень важно постараться улучшить ситуацию  за счет экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводиться высококвалифицированными, экологически грамотными педагогами, «вооруженными» помимо специальных знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействуя на личность ребенка, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека. Проблема экологического воспитания достаточно освещена в работах известных ученых. Определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также содержание экологического воспитания. Однако систематическая работа по экологическому воспитанию младших школьников ведется крайне слабо. Хочется верить, что опираясь на изложенный в этой статье опыт, и воспитатели ГПД, и учителя начальных классов начнут всё активнее включаться в работу в этом направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 00133af6-b4e66f57.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Н.Н.Роганова

Вклад воспитателя ГПД в экологическое воспитание младших школьников.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №270

Красносельского района Санкт-Петербурга

     В настоящее время экологическое образование школьников является одним из приоритетных направлений в работе педагогов и воспитателей. Это связано с ухудшением  экологической ситуации на нашей планете: рост народонаселения, проблемы обеспечения пищевыми продуктами и питьевой водой, уничтожение лесов, птиц и животных, загрязнение природной среды и т.п. - все это создает угрозу существования самой жизни на земле. Одной из важнейших причин такого положения дел является экологическая неграмотность населения, неумение предвидеть последствия своего вмешательства в природу.

     Именно в младшем школьном возрасте закладываются основы правильного отношения к окружающему миру. Ученики, получившие определенные экологические знания, будут бережней относиться к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем регионе, в стране и в мире в целом.

     Что же такое экологическая культура, из каких компонентов состоит, что включает в себя и какова роль  и вклад воспитателя ГПД в нелегкий процесс экологического воспитания младших школьников?

     Экологическая культура - это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать различные задачи из разных сфер жизнедеятельности без ущерба для окружающей среды, своего здоровья и здоровья окружающих.

     Экологическая культура включает в себя:

- культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эмоциональных, в том числе и эстетических, переживаний.

- культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования;

- культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы.      Экологическая культура включает следующие основные компоненты:

- интерес к природе;

- знания о природе и ее охране;

- эстетические и нравственные чувства к природе;

- позитивная деятельность в природе;

- мотивы, определяющие поступки детей в природе.

     Очевидно, что наиболее надежным гарантом устойчивого развития общества и сохранения здоровья среды является высокий уровень развития экологической культуры всего населения страны. Важнейшим фактором решения экологических проблем должно стать комплексное экологическое воспитание, предусматривающее постановку экологических вопросов в центр всех учебных программ, начиная с детских дошкольных учреждений и заканчивая ВУЗами. Формирование экологической культуры детей должно стать важнейшей педагогической задачей. В становлении экологической культуры исключительно важная роль принадлежит годам детства - сравнительно короткому по времени отрезку времени, который мудрецы называли половиной жизни.

     Огромными возможностями для реализации экологического воспитания и образования обладают занятия в группе продленного дня.  Безграничное множество методов и форм проводимых мероприятий и занятий, а также не ограниченное рамками урока время  позволяет воспитателю ГПД  в полной мере реализовывать программу экологического воспитания.

     Буквально все режимные моменты в ГПД умелым воспитателем используются для  реализации той ли иной воспитательной задачи, будь то встреча детей и подготовка к обеду, самоподготовка и так далее. Время  в режиме дня ГПД выделенное для прогулки, кружков и различных мероприятий должно максимально использоваться для реализации всех возможных воспитательных и образовательных задач.

     Перейдем от теории к практике!

     В нашей школе проводится постоянная и всесторонняя воспитательная работа, в том числе и по экологическому воспитания детей. В работе принимают участие не только весь педагогический состав, но все сотрудники школы и родители, показывая своим примером нужность и важность работы в этом направлении. Два раза в год у нас проводится экологическая акция «сдай макулатуру – спаси лес!», в ходе которой сданная макулатура обменивается на саженцы разных растений, которые дети вместе с учителями, воспитателями и родителями высаживают и на пришкольной территории, и на территории района. Также традиционными стали такие мероприятия как «Эко-неделя», «Зеленая суббота», научный городок «Эко-школа», акции «Кормушки для птиц» и «Покорми птиц зимой» и другие не менее интересные и важные мероприятия. Хочу заметить, что все наши воспитанники и их родители активно принимают участие во всех мероприятиях. Хорошей традицией стала высадка выпускниками и их родителями елей на участке школы после последнего звонка.

    Воспитатели ГПД также проводят огромную работу по экологическому образованию своих воспитанников в тесном сотрудничестве с учителями начальных классов, библиотекарями, учителями биологии и географии. Вот только небольшая часть тех мероприятий и занятий с экологической направленностью, что проводится в ГПД на протяжении всего учебного года:

1.Чтение, обсуждение, постановка мини-спектаклей и сценок, изготовление иллюстраций к произведениям писателей – натуралистов (традиционно весной у нас проходят «Бианковские чтения»).

2. Рисование карандашами, красками и пластилином на тему изменений в природе по временам года.

3. Изготовление, ремонт, развешивание на деревья кормушек и скворечников для птиц, пополнение кормушек зимой.

4. Ежедневные наблюдения за изменениями в природе на пришкольной территории.

5. Различные игры от настольных и подвижных до игровых программ и квестов экологической направленности.

6. «Живые» и интерактивные экскурсии на экологические темы и по разным уголкам всего мира.

7. Занимательные уроки по различным темам, например: «Различные виды энергии, их экономное использование и применение альтернативных источников энергии», «Раздельный сбор мусора и вторая жизнь ненужных вещей», «У природы нет плохой погоды», «Волшебники-невидимки», «В гостях у зеленых друзей», «Зеленая аптека», «Этажи леса», «Мы учимся у природы» и т.д.

8. Изготовление подарков к различным праздникам и бросового (ненужного, отправленного в мусор) материала, например:

- изготовление интерьерных новогодних елочек из маленьких обрезков ткани, веточек , не нужных бусин и пуговиц;

- изготовление чехла для ключей в качестве подарка на 23 февраля  из остатков от типографского производства (обрезки кожи, картона и лент);

- изготовление конфетного букета к 8 марта из оберток от цветочных букетов, палочек от суши;

и т.д.

     В заключении хочется добавить, что сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу - сохранение экологических условий жизни в нашем доме, на нашей планете. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. И поэтому очень важно постараться улучшить ситуацию  за счет экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводиться высококвалифицированными, экологически грамотными педагогами, «вооруженными» помимо специальных знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействуя на личность ребенка, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека. Проблема экологического воспитания достаточно освещена в работах известных ученых. Определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также содержание экологического воспитания. Однако систематическая работа по экологическому воспитанию младших школьников ведется крайне слабо. Хочется верить, что опираясь на изложенный в этой статье опыт, и воспитатели ГПД, и учителя начальных классов начнут всё активнее включаться в работу в этом направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

1.    Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Обобщение опыта. «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....

Экологический театр- одна из форм экологического воспитания младших школьников

Научить детей бережному отношению к природе поможет нетрадиционная форма экологического воспитания- экологический театр....