Внеклассное занятие: "Солнечная светлость книжной премудрости"
план-конспект занятия (2 класс)

Внеклассное занятие проведено  для учащихся, которые позакомятся с пословицами о книге, правилами использованию, научатся бережно относиться к книге, узнают, как ее изготоавливают.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель  начальных  классов:

 Олейникова Е.В.

Цели:

-воспитание  у  детей  бережного  отношения к  книге;

-развитие  у детей  любознательности  и  интереса к чтению;

-приобщение к миру любителей книг.

Оформление  класса:

-Высказывания о книге  известных  людей;

-пословицы, поговорки о книге;

-выставка  книг  по  номинациям;

-письмо  от  Незнайки;

-компьютер, колонки

Семь  чудес  света создали люди в древности:

-величественные  египетские пирамиды;

-прекрасную  статую  Зевса  в  Олимпии;

-висячие  сады  ассирийской  царицы Семирамиды в Вавилоне;

-храм   Артемиды  Эффеской

-исполинскую  медную  статую  бога  Гелиоса  в гавани  острова  Родос;

-Галикарнасский мавзолей ;

-маяк в Александрии.

Но  есть  еще  одно  чудо  света, не  менее  интересное. Оно  знакомо  каждому  из  нас,  но  мы  настолько  привыкли  к  этому  творению человечества, что  редко  задумываемся  над  его  ценностью.

С  листочками, а  не  дерево

Разговаривает,  а  не  человек  (книга)

(знакомство  детей  с  высказываниями  писателей о книге)

Сколько  звезд  в  небесах,

Сколько  цвету  в  лесах,

Столько  книг  на  земле!

Есть -  с  ладошку  одни,

Есть  большие  тома,

Проживают  они

Вместе  с  нами  в  домах.

Новых   книг  живые  строки

Открывают  путь  широкий.

Жить  без  книг  мы  не  могли  бы,

Дорог  нам  их  вечный  свет.

Книгам   добрым,  интересным

Всем  мы  классом  шлем  привет! (хором)

Ведущий

Русская   народная  пословица  гласит:  «Кто  много  читает, тот  много  знает».

Как  вы  понимаете  данную  пословицу? (книги  рассказывают  нам  о  многом: о  нашей  Родине, о  мире, в  котором  мы  живем, о  прошлом  и будущем  людей).

Книга – наш друг, большой и умный,

Не  даст  скучать  и  унывать:

Затеет  спор- веселый,  шумный,

Поможет   новое  узнать.

Расскажет  книга  про  героев,

На  юг,  на  север  поведет.

С  ней  даже  космос  как- то  ближе:

Она  на  все  ответ  найдет.

Другая  пословица  говорит, что книга – наш помощник  в труде ( врач  читает книгу  о том,  как  успешней  лечить  детей, агроном, как  получить  хороший  урожай, водитель – о машинах, чтобы научиться  лучше  водить, учитель – как учить и воспитывать детей).

Кто  с  книгой по жизни  шагает

Кто с нею умеет дружить,

Тому эта книга всегда помогает

Учиться, работать и жить.

Ребята,  нам  пришло  письмо  от  Незнайки. Послушайте, что  он  пишет.

«Кто  сказал  такую  бяку:

«Не  читал  Незнайка  книг?!

Это  враки. Просто  враки!-

Заявляю  напрямик.

Я  читаю  без  запинки

Десять  тысяч  книжек в год

От  картинки  до картинки,

А  потом  наоборот!

Со  страниц  мелькают  лица-

Я читаю  все  подряд.

Три  страницы  про  жар – птицу,

Две  страницы  про  зверят.

Я  вперед  быстрее  звука

Над  страницами  лечу.

Прочитал  вчера  про  Чука,

Завтра – Гека  изучу.

А  про  дедушку  Мазая

Я  запомнил  с  детских  лет:

Он, в  трамваи залезая,

Забывал  купить  билет.

Бармалей  поймал  дельфина,

Геккельсбери  был  слугой,

А  курносый  Буратино

Дружит  с  бабою  Ягой!

Я  читаю  без  запинки

Десять  тысяч  книжек в год

От  картинки  до картинки,

А  потом  наоборот!

Бедные  герои, что  с  ними  стало?  Как   Незнайка  читал книги?

О  незнайке  скажем  кратко:

Он  читает кое – как!

Ну, а там, где  нет  порядка,

Что  бывает? Ка- вар-дак!

Дайте  совет  своим  друзьям, как  нужно  читать книги? (внимательно, вдумчиво).

Снаружи  смотреть – дом  как  дом,

Но нет  жильцов  обычных  в  нем,

В  нем  книги  интересные

Стоят  рядами  тесными:

И  Черномор, и  царь  Гвидон,

И  добрый  дед  Мазай.

Как  называют  этот  дом?

Попробуй,  угадай (библиотека)

Как  называют  человека,  работающего  в  библиотеке? Ребята, к  нам сегодня  в  гости  пришла  библиотекарь  Попова  Светлана  Михайловна

Конкурс: «Юный библиотекарь»

Вот  если  бы  вы  были  библиотекарем, то  какие  советы  дали  бы ребятам , посещающим   библиотеку?  (войдя в библиотеку,  нужно  поздороваться,

Выбирая  книгу,   нельзя  разговаривать,

Читать  книгу  не  более  семи  дней)

 К  нам  в гости пришла библиотекарь…

В  библиотеке  есть  много  книг.  Все эти книги можно распределить по четырем разделам:

Книги – новоселы библиотеки (новые книги, только что поступившие в библиотеку)

Книгу  можно  сохранить, если  бережным с ней быть (много раз выдававшиеся,  но хорошо сохранившиеся, книги, растерзанные читателями)

Вылечить книгу может каждый из вас(отремонтированные активистами) Какие  книги  вам  больше  всего  понравились? Почему?

 Игра : «Угадай, что здесь неправильно?»

(ведущий  показывает,  как  нужно  обращаться  с  книгой, нарочно  делая многое   неверно:  слюнявит пальцы,  перелистывая  страницы, загибает угол  страницы,  вкладывает в книгу «закладку» - толстый карандаш. Библиотечную  книгу  рвать  нельзя? Это  правильно. Ну  а  свою – то, наверное,  можно?  Читать  лежа  нельзя. А  кто  все – таки  читает  в кровати?)

Какие  правила  гигиены  чтения  знаете?

Нельзя  читать  при  слабом  освещении;

Лампа  должна  быть  со  стороны  левой  руки;

Свет от лампы  должен  попадать  на  поверхность  стола, где  лежит  книга,  а  не  в  глаза

Вот  если  бы  вы  были  библиотекарем, то  какие  правила  правильного обращения  с  книгой  рассказали  бы  ребятам?

Чего  книга  желала  бы!

Я – книга!  Я товарищ твой!

Будь, школьник,  бережным  со  мной…

Мой  чистый  вид  всегда приятен:

Оберегай  меня от пятен!

Привычку  скверную  оставь:

Листая,  пальцы не  слюнявь!

Ай!  Супом ты меня закапал!

Ой!  Уронил  меня  ты  на  пол!

Мой  переплет  не  выгибай!

Мне  корешок  не  поломай!

Опять  загнул  мои  листы?

А  про  закладку помнишь  ты?

Не  забывай  меня в саду!

Вдруг  дождь  нагрядет  на  беду.

Меня  в  бумагу  оберни!

Где  взял  меня – туда верни!

Хорошее  обращение с  книгой, ее  сохранность -  это  не  только  долгая жизнь  книги – это  долгая  жизнь  лесов.  Почему?

Из  чего сделана книга?  Как  делают  бумагу?  Чтобы  бумага  превратилась  в тонкие  белые  листы, нужно   потрудиться   многим  людям. Сначала лесорубы  пилят  в  тайге  деревья, срубают  все  ветки, а  потом  стволы  сплавляют  по  реке  или  везут  по  железной  дороге  на  бумажный комбинат. Здесь  их  очищают  от коры, распиливают , разламывают  и  варят в  огромных  котлах.  Получается  жидкая  волокнистая  масса.  Ее  очищают, добавляют  мел,  чтобы  бумага  была  белой, и  по  трубам  падают  в бумагоделательную  машину. Из  этой  машины, большой  как  трехэтажный дом   непрерывной  лентой  выползает  готовая  бумага и на вращающемся  барабане  сматывается  в  рулоны.  Их  грузят  в  вагоны  и отправляют  в типографии.   Помните,  сколько  труда  затратили  люди  на  изготовление  книги.  Обращайтесь с ней бережно! Бережливость – достоинство,  вызывающее  уважение  к  человеку. 

Вылечить  книгу  может  каждый  из  вас. А как?

Для  книжек , которым  пора  лечиться,

Открылась   книжкина   больница,

Доктором  может  быть  каждый  из  вас-

В  свободный  день  и свободный  час.

«Книжные  доктора   действуют  «хирургическими  инструментами» (ножницами, кисточками, клеем, скотчем), ставят  диагнозы: « травмирована лицевая сторона обложки», «заболевания внутренних органов» (рассыпались страницы) и т.д.

Какие  литературные  жанры  вы  можете  прочесть  в  книге?

В  мире  много  сказок

Грустных  и  смешных,

И  прожить  на  свете

Нам  нельзя  без  них.

В  сказке  может  все  случиться,

Наша  сказка  впереди,

Сказка  в  двери к нам стучиться.

Скажем  гостье : «Заходи!»

  • С  букварем  шагает  в  школу

 Деревянный  мальчуган

Попадает  вместо  школы

В  полотняный  балаган.

Как  зовется  эта книжка?

Как  зовется  сам  мальчишка?

(Золотой  ключик  или  Приключения  Буратино)

  • Подарит новое корыто,

И новый дом, и слуг в придачу.

Но  если  уж  она  сердита,

С  ней  вместе  уплывет  удача!

Исчезнет все, и в море зыбком

Растает  золотая ( рыбка).

  • Скок – поскок, Скок – поскок-

Через  море  и  лесок!

По  пути  нашел  жар – птицу

И  красавицу – девицу,

Ну  а  глупого  царя

Обмануть  сумел  не  зря.

Так  Иванушке  помог

Умный  маленький  конек,

Всем   известный  (горбунок)

  • С  пятачком  он  ходит  в  гости,

Любит мед, варенье просит…

Это  кто,  скажите  вслух!

Медвежонок ( Винни – пух).

Что  это  за  литературный  жанр?

Книга  для ума – что  теплый  дождик  для  всходов.

 Как  вы  ее  понимаете?

Игра  « рассыпанные  пословицы».

Чтение – лучшее  учение.

Кто  много  читает, тот  много  знает.

Прочел  новую  книгу- встретился  с  другом.

Книга  поможет  в  труде,  выручит  в  беде.

Не  на пользу  читать, коли  только  вершки  глотать.

Неграмотный,  как  слепой,  а книга  глаза  открывает.

Пословица   не  даром  молвится.

Песня «Книга собирает друзей в круг» («мир похож на цветной луг»)

Если  ты  книг не читаешь пока-

Зря, зря, зря.

С  книгой  любая  беда – не беда-

Да! Да!  Да!

Припев:

Книга  верный  во  всем  друг,

С  книгой  станет  светлей   вдруг!

Книгу  взять  не  забудь  в  путь,

С  книгой  дружен  всегда  будь.

С  книгой  ты  станешь  умнее,  поверь!

Верь, верь, верь.

Книга  в  науку  откроет  тебе

Дверь, дверь, дверь.

Я  к  вам обращаюсь  товарищи,  дети:

Полезнее   книги  нет  вещи  на  свете!

Пусть   книги   друзьями  заходят  в  дома.

Читайте  всю  жизнь  набирайтесь  ума!

Используемая  литература:

Педсовет №4, 2005»Загадки о сказочных героях» с 14

Педсовет №11, 2008 «Песни к неделе детской книги» с 2

Педсовет № 3, 2005 «Праздник  для  книжки» с 8

«Начальная школа» №2, 1991 «Книга – твой лучший друг» с 62

Педсовет №2, 2000 «Волшебная  страна  Читалия» с12

Женило М.Ю. «Веселые  классные  часы  и  праздники в 4 – 6 классах/ М.Ю.Женило, С.А.Шин.- Изд. 2-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 320 с. (Сердце отдаю детям)

Приложение

Сколько  звезд  в  небесах,

Сколько  цвету  в  лесах,

Столько  книг  на  земле!

Есть -  с  ладошку  одни,

Есть  большие  тома,

Проживают  они

Вместе  с  нами  в  домах.

Новых   книг  живые  строки

Открывают  путь  широкий.

Жить  без  книг  мы  не  могли  бы,

Дорог  нам  их  вечный  свет.

Книгам   добрым,  интересным

Всем  мы  классом  шлем  привет!

Чего  книга  желала  бы!

Я – книга!  Я товарищ твой!

Будь, школьник,  бережным  со  мной…

Мой  чистый  вид  всегда приятен:

Оберегай  меня от пятен!

Привычку  скверную  оставь:

Листая,  пальцы не  слюнявь!

Ай!  Супом ты меня закапал!

Ой!  Уронил  меня  ты  на  пол!

Мой  переплет  не  выгибай!

Мне  корешок  не  поломай!

Опять  загнул  мои  листы?

А  про  закладку помнишь  ты?

Не  забывай  меня в саду!

Вдруг  дождь  нагрядет  на  беду.

Меня  в  бумагу  оберни!

Где  взял  меня – туда верни!

Хорошее  обращение с  книгой, ее  сохранность -  это  не  только  долгая жизнь  книги – это  долгая  жизнь  лесов.  Почему?

Из  чего сделана книга?  Как  делают  бумагу?  Чтобы  бумага  превратилась  в тонкие  белые  листы, нужно   потрудиться   многим  людям. Сначала лесорубы  пилят  в  тайге  деревья, срубают  все  ветки, а  потом  стволы  сплавляют  по  реке  или  везут  по  железной  дороге  на  бумажный комбинат. Здесь  их  очищают  от коры, распиливают , разламывают  и  варят в  огромных  котлах.  Получается  жидкая  волокнистая  масса.  Ее  очищают, добавляют  мел,  чтобы  бумага  была  белой, и  по  трубам  падают  в бумагоделательную  машину. Из  этой  машины, большой  как  трехэтажный дом   непрерывной  лентой  выползает  готовая  бумага и на вращающемся  барабане  сматывается  в  рулоны.  Их  грузят  в  вагоны  и отправляют  в типографии.   Помните,  сколько  труда  затратили  люди  на  изготовление  книги.  Обращайтесь с ней бережно! Бережливость – достоинство,  вызывающее  уважение  к  человеку. 

Вылечить  книгу  может  каждый  из  вас. А как?

Для  книжек , которым  пора  лечиться,

Открылась   книжкина   больница,

Доктором  может  быть  каждый  из  вас-

В  свободный  день  и свободный  час.

«Книжные  доктора   действуют  «хирургическими  инструментами» (ножницами, кисточками, клеем, скотчем), ставят  диагнозы: « травмирована лицевая сторона обложки», «заболевания внутренних органов» (рассыпались страницы) и т.д.

  «Кто  много  читает, тот  много  знает».

Книга – наш помощник в  труде

Книги – новоселы библиотеки

Книгу  можно  сохранить, если  бережным  с  ней  быть

Вылечить  книгу  может  каждый из  вас

Игра: «Рассыпанные пословицы»

Чтение  –  лучшее  учение.

Кто  много  читает, тот

  много  знает.

Прочел  новую  книгу-

встретился  с  другом.

Книга  поможет  в  труде,  выручит  в  беде.

Не  на  пользу  читать, коли  только  вершки  глотать.

Неграмотный,  как  слепой,  а книга  глаза  открывает.

Пословица   не  даром

 молвится

«Чтение  –  лучшее  учение.» (А.С.Пушкин)

«Всем  хорошим  я  обязан  книгам» (М.Горький)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие Литературная игра "Книжная радуга"

/media/6EB1-9E9F/Главное портфолио для А/Сценарий внеклассного мероприятия.doc...

Сценарий праздника "В гостях у Василисы Премудрой"

Сценарий викторины ориентирован на возрастную аудиторию 7-9 лет. Вопросы викторины позволяют выявить, насколько хорошо ученики начальной школы знакомы с содержанием наиболее известных авторских и наро...

конспект занятия "Солнечная система"

: Познакомить с произведением донского писателя В. Н. Банцевича «Солнечная семья», закрепить полученное на уроках окружающего мира понятие   «Солнечная система»....

Конспект внеклассного мероприятия 3 класс. «Путешествие в книжное царство - Мудрое государство»

Тема: «Путешествие в книжное царство - Мудрое государство»Цели: прививать интерес к чтению; развивать память, внимание, логическое мышлениеОборудование: презентация, картинки, фишки...

Внеклассное занятие "В книжном царстве" 3 класс

Внеклассное занятие по литературному чтению в 3 классе по УМК "Начальная школа XXI века"...

Проект по внеклассной работе "Книжная страна"

laquo;Любовь к человеку, к природе, к труду воспитывается через любой предмет… заметил Д.С. Лихачёв. Я думаю, что таким предметом является книга.»...