Методическая разработка «Урок Победы».
методическая разработка (3 класс)

Убакаева Марина Владимировна

Методический материал  «Урок Победы» ориентирован на учащихся начальных  классов. Данный материал может быть использован как на уроках, так и внеклассных мероприятиях. Целью  разработки данного материала является знакомство  детей с историей родной страны, ходом Великой Отечественной войны. Воспитание в подрастающем поколении  патриотизма, любви к родной земле и людям, населяющим её.

Гражданско - патриотическое образование и воспитание подрастающего поколения сегодня объективно отнесены к числу стратегических направлений в развитии нашего общества. Именно гражданское воспитание детей и подростков, выработка устойчивой жизненной позиции: человек- гражданин- патриот - рассматривается нами в качестве приоритетной задачи в системе социализации, воспитания, образования и развития личности. Именно гражданственность является формой проявления культуры жизненного самоопределения в демократическом обществе, формой актуализации гражданской культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  САМАРСКОЙ  ОБЛАСТИ

СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  пос.  ПРОСВЕТ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛЖСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Методическая разработка «Урок Победы»

Урок мужества

Методика организации и проведения «Уроков мужества», торжественных мероприятий,  посвящённых памятным событиям  Российской истории

Работу выполнила:

Убакаева Марина Владимировна

учитель начальных классов

стаж работы: 5 года

пос. Просвет, 2020г.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка………………………………………………………..3

Методические рекомендации по проведению урока мужества  «Урок победы»…………………………………………………………………………………………………………..5

Конспект урока мужества «Урок победы»………………………………..…9

Список использованной литературы………………………………...………13

Пояснительная записка

Методический материал  «Урок Победы» ориентирован на учащихся начальных  классов. Данный материал может быть использован как на уроках, так и внеклассных мероприятиях. Целью  разработки данного материала является знакомство  детей с историей родной страны, ходом Великой Отечественной войны. Воспитание в подрастающем поколении  патриотизма, любви к родной земле и людям, населяющим её.

Гражданско - патриотическое образование и воспитание подрастающего поколения сегодня объективно отнесены к числу стратегических направлений в развитии нашего общества. Именно гражданское воспитание детей и подростков, выработка устойчивой жизненной позиции: человек- гражданин- патриот - рассматривается нами в качестве приоритетной задачи в системе социализации, воспитания, образования и развития личности. Именно гражданственность является формой проявления культуры жизненного самоопределения в демократическом обществе, формой актуализации гражданской культуры.

Цели и задачи:

1. Воспитание и образование гражданина и патриота.

2. Воспитание и развитие конкурентоспособной личности.

3.Сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, формирование духовно - нравственных качеств личности.

4.Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих толерантностью.

5.Разностороннее развитие детей и подростков, формирование и развитие их творческих способностей, ценностных качеств, создание условий для самореализации личности.

6.Воспитание в духе прав человека и гражданина, основанное на развитии у школьников положительного самоопределения, усвоения демократических ценностей, этнического и культурного разнообразия, целостного миропонимания, научного мировоззрения.

Область применения: уроки, группы продлённого дня, факультативы, элективные курсы, кружки, детские объединения, внеклассные мероприятия, работа с родителями.

Формы и методы реализации: взаимодействие педагогического управления и детского самоуправления, работа по принципу истинного сотворчества и сопереживания. Проведение и участие «Уроков Мужества», праздников, патриотических часов,  фестивалей. Организация разнообразной, творческой, личностно - и общественно - значимой деятельности детей в классе, после уроков и системе дополнительного образования как модели будущей достойной жизни, в ходе которой осуществляется развитие и благополучная социализация воспитанников, бесконфликтное вхождение выпускников в социум, обретения в нём своего достойного места, в том числе организация волонтёрского движения.

Возрастные группы: 2-4 классы.

Ожидаемые результаты: Воспитание гражданина, осознающего свою ответственность за судьбу Родины и своих сограждан, способного к самостоятельным поступкам и принятию ответственных решений. Включение ученика в реальные отношения с окружающим миром, самореализация подростков.

Методические рекомендации по проведению урока мужества  «Урок Победы»

Цель проведения урока мужества:

Патриотическое и культурно-нравственное воспитание молодежи, формирование личности гражданина – патриота, способного встать на защиту Родины, на основе боевых традиций Российской и Советской Армий, славного военно-исторического прошлого Отечества, многочисленных примеров мужества и героизма защитников Родины.

Задачи проведения урока мужества:

- формирование у молодежи чувства любви к Родине и гордости за свою страну, уважительного отношения к славному военно-историческому прошлому России;

- доведение до подрастающего поколения боевых традиций Российской и Советской Армий, примеров мужества и героизма защитников Отечества, проявленных нашими воинами в мирные и военные годы;

- сохранение памяти о Героях, содействие проявлению у молодежи готовности к самоотверженному служению Отечеству;

- формирование глубокого понимания воинского и гражданского долга перед своей Родиной;

- пробуждение у молодежи желания познать и приблизиться к высоконравственным понятиям – Родина, патриотизм, героизм, подвиг, самопожертвование.

Общие положения по подготовке к проведению урока мужества.

1. «Урок Победы» проводится накануне или в дни государственных и региональных праздников, а также накануне важных военно-исторических дат – День Победы, День защитника Отечества,  День освобождения города от немецко-фашистских захватчиков, День учреждения звания Героя Советского Союза и др.

2. Перед проведением «Урок Победы» его организаторам необходимо определить тему и ознакомиться с литературой и пособиями, которые имеются в библиотеках города, района или учебного заведения.

3. Составить план проведения Урока, определив ведущих, тематику сообщений, использование стихотворений, музыкальных произведений, кино- и видеофильмов, аудиозаписей.

4. Разбив класс на группы по 4-5 человек, организатор Урока предлагает домашние задания :

а) подготовить художественные рисунки, поделки изобразительного творчества, посвященные Героям и их подвигам (акварель, графика, чеканка, лепка, резьба по дереву, вышивка). Учащимся старших классов можно поручить изготовить тематические стенные газеты для оформления места проведения урока.

б) поручить связаться с Председателем Совета ветеранов микрорайона, района или города и пригласить его на “Урок мужества”. Можно договориться о встрече с ветераном или Героем у него дома. В ходе этой встречи организовать аудиозапись, видеозапись или просто запись воспоминаний Героя о самом памятном дне его жизни, с тем чтобы потом материал использовать на “Уроке мужества”.

5.  На “Урок мужества” можно пригласить Героев Советского Союза, Героев России, полных кавалеров орденов Славы, ветеранов войны и Вооруженных Сил, которые могли бы рассказать о мужестве и героизме наших соотечественников в годы войны и в мирное время.

6. “ Урок мужества“ целесообразно начинать с прослушивания песни в сопровождении видеофрагмента из документального или художественного фильма, соответствующих теме мероприятия.

7.  В ходе Урока необходимо использовать разнообразные формы и приемы организации деятельности учащихся: они могут быть и слушателями, и выступающими с докладами, и задающими вопросы, и вступающими в диалог с собеседниками. Главное, чтобы не осталось равнодушных. Памятуя о том, что некоторые представители молодежи категорически не воспринимают такие назидательные слова, как “ вы должны“, “вы обязаны“, в ходе обсуждения вопросов, выносимых на Урок, желательно построить диалог так, чтобы учащиеся сами пришли к тем выводам, которые должен был сделать руководитель урока.

8.  Местом проведения Урока лучше избрать школьный музей, уголок Боевой Славы. Обязательный момент финала Урока – Минута Молчания, как дань памяти погибших в боях за свою Родину.

Подготовка проведения урока мужества «Урок Победы»

  1. Во время подготовки мероприятия необходимо разбить класс на 2 группы. Каждой группе будет поручено выполнение определённого блока  заданий.

А) от каждой группы предоставить рисунки на данную тематику;

Б) членам группы поручить доставить приглашения на урок мужества ветеранам ВОВ.

  1. Учитель организовывает работу каждой группы, оказывает им помощь в подготовке листовок и др. Предоставляет информацию о ветеранах.
  2. Учитель подбирает подходящую музыку и видеофрагменты, соответствующие теме мероприятия, стихотворения.
  3. Учитель организовывает выставку работ учащихся и выставку памятных листовок.
  4. Подготовка учителем презентации «Урок Победы».
  5. Подготовка ТС (компьютер, колонки, проектор).
  6. После проведения урока мужества возможна организация волонтёрского  движения учащихся.  Учитель составляет для каждой группы учащихся  индивидуальные задания, которые учащиеся выполняют. Учитель оказывает всяческую помощь детям.

Примеры заданий для групп: оказание посильной помощи ветеранам и пожилым людям своего села, подготовка различных номеров к 9 мая, выполнение помощи в уборке помещений школы, уход за пришкольным участком.

Конспект урока мужества «Урок Победы»

Задачи: Углубить знания детей о событиях 1941-1945 гг.

1.Расширить знания учащихся о Великой Отечественной Войне.

2. Сравнить особенности 1 и 2 мировых войн.

3.Воспитать патриотизм, чувство гордости за воинов, защищавших нашу Родину.

4. Проверить знания детей о датах и событиях нашей страны.

Время: 45 мин.

Тип занятия: урок мужества

Ожидаемый результат:

- научить гордиться прошлым своей страны;

- воспитать чувство долга, патриотизма.

Оборудование: энциклопедии, презентация, песня  А. В.  Александрова «Священная война», видео - клип «Главный праздник», «Ветераны». «1941-1945г.», выставка книг, посвященных Великой Отечественной войне, рисунки подготовленные детьми для оформления помещения.

Примечания:

При проведении мероприятия целесообразно предусмотреть возможность приглашения участников Великой Отечественной войны или представителя поколения «детей войны». Данный прием дает обучающимся возможность понять, что обсуждаемые события не такая уж далекая история и участники тех событий еще живут рядом. Особенно это важно в связи с тем, что все меньше остается живых свидетелей войны.

        Занятие может быть проведено в любое время, но целесообразней его демонстрация в мае (в преддверии Дня Победы) или в феврале (День юного героя-антифашиста, День защитника Отечества).

Ход урока.

 1.  Организация класса.

Учитель: Здравствуйте ребята, гости!

2.  Актуализация знаний.

Учитель:

-Ребята, обратите внимание на слайд, к каким событиям относятся эти даты? (слайд1)

1914-1918гг.          Великая Октябрьская  Социалистическая революция

1917г.                      Великая  Отечественная Война

1918-1920 гг.           Первая мировая война

1924г.                       Гражданская война

1941-1945гг.           Образование СССР

3. Работа над темой занятия.

Учитель: - А сейчас я вам прочитаю отрывок из стихотворения С. Михалкова «Солдат» и подумайте о чем пойдет  речь в нашем классном часе.

Его бомбили – он лежал.

К нему летел снаряд.

В него стреляли – он бежал

Вперед, а не назад

«Чем дальше я пройду вперед,-

Мечтал солдатик мой,-

Тем больше хлеба в этот год

Засеем мы весной.

Чем больше немцев уложу,-

Смекал он на ходу,-

Тем раньше путь освобожу,

Скорей домой приду!

При немцах на моей земле

Мне не бывать в родном селе…»

И беззаветно потому

Солдат мой воевал,

И было некогда ему,

И он ночей не спал.

 

-Чему посвящено это стихотворение С. Михалкова?  Сформулируйте тему занятия.

Учитель: 

- Правильно ребята, тема нашего классного часа «Великая Отечественная война». (слайд 2)

-А как вы понимаете слово Отечество?

-Менее 20 лет продолжались мирные дни для Советской страны. В 1941 году началась Великая Отечественная война. Сегодня на уроке мы проследим за основными событиями войны.

- Расскажите, что вы знаете о Великой Отечественной войне, может у кого-то из вас близкие были участниками войны? (выслушивание рассказов учащихся).

Учитель: - Какую цель преследовал фашизм?

Учитель: - Самостоятельно прочитайте 2-ой абзац в энциклопедии на с.46

-В каком году началась   Вторая мировая война? Кто ее развязал? (ответ детей)

Учитель: - Ребята, обратите внимание на с. 47 в книге. Посмотрите по карте на обстановку в Европе к середине 1941 года. Какую историческую ситуацию она напоминает? (Начало войны в 1812г.)

Учитель : - Ранним воскресным утром 1941 года, когда все спали, в 4 часа утра без объявления войны фашистская Германия напала на СССР. Немецкая авиация бомбила советские города, первым бомбежке подвергся Киев. А на границе первыми приняли удар пограничники Брестской крепости. Они защищали крепость целый месяц, но силы не были равны и фашисты прорвались вглубь страны. Весь народ встал на защиту Родины.

Учитель:  - Дух народа, поднявшегося на защиту своей Родины, отразился в песне  А. В. Александрова «Священная война». ( слайд 3-4 прослушивание композиции)

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой тёмною,

С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна!

Идёт война народная,

Священная война!

- Война длилась долгих 5 лет

- А сейчас откройте стр. 49.(чтение учителя и детей ст.49-51.) (слайд 5)

- Ребята, давайте попробуем  доказать, что война с Наполеоном для  России и война с Гитлером для СССР были войнами Отечественными. (слайд 6)

4. Закрепление изученного материала.  

Сравнительный анализ  двух войн (слайд 7)

     Отечественная война 1812г.

 Великая Отечественная война 1941-1945гг.

До вторжения в Россию были захвачены многие европейские страны.

Наполеон рвался к Москве.

Для русского народа война Отечественная.

Весь народ поднялся на борьбу с врагом.

Закончилась победой для русского народа.

Много литературных произведений написано о войне: М.Ю. Лермонтов

«Бородино», Л. Н. Толстой « Война и мир», стихи Д. В. Давыдова

До вторжения в СССР были захвачены многие европейские страны.

Гитлер рвался к Москве.

Для советского народа война Отечественная

Весь народ поднялся на борьбу с врагом.

Закончилась победой для советского народа.

Много литературных произведений написано о войне: рассказы Алексеева, повесть Ильиной «Четвертая высота» и др.

Беседа по таблице

Учитель: - Как вы думаете, возможно ли, чтобы народ забыл об этих великих событиях, о героях, которые одолели врага?

- Что бы вы предложили для того, чтобы увековечить их память? (варианты детей)

Об Отечественной войне 1812г. и Великой Отечественной войне 1941-1945гг. написано много литературных произведений, снятой много кинофильмов, поставлены спектакли в театрах. Назовите, какие из них вы знаете? (ответ учащийся)

Рекомендовать книги и фильмы: «Четвертая  высота»; «Молодая гвардия»; «Белый тигр»; «Василий Тёркин»; «Семнадцать мгновений весны»; «Война и мир»; «Бородино»; «Освобождение»

Просмотр видео слайд 8. ( «1941-1945г.»)

Учитель: - Ребята, скажите в память тех событий, в нашей стране и не только, каждый год люди проводят шествие, назовите его? (Бессмертный полк)

- Правильно. Скажите, как мы называем в наше время героев этой войны?( ответ детей)

- Верно! Предлагаю вам обратить внимание на слайд (слайд 9, видео - клип «Ветераны»)

- И все же не смотря на боль, утрату, потерю и безысходность все люди празднуют 9 Мая, как день победы, победы над фашизмом.

- Предлагаю и нам вспомнить, этот радостный момент, который кровью прописан в истории нашей страны. (слайд 10 видео - клип «Главный праздник»)

5. Итог занятия.

Учитель: - А каких событиях мы узнали?

- В чем заключалась важность войны?

- Чьей заслугой является?

- Почему назвали Отечественной?

- А кто нибудь из ваших близких-родных, воевали в ВОВ, расскажите о них?(краткие ответы детей)

- Если вы не знаете, то узнайте у родителей, бабушек, дедушек ?

- А сейчас хотелось бы дать слово нашим гостям, ветеранам ВОВ, детям-войны. (Торжественное слово ветеранов, слова о войне).

Беседа детей с ветеранами.

Учитель: - Спасибо за то, что поделились с нами своими воспоминаниями.

- В конце мы хотели прочитать вам стихотворение (3 детей выходят рассказывать ):   (слайд11)

У Могилы Неизвестного солдата

Задержись и поклонись, постой!

Там, под каменной плитой

Вечно спит солдат – герой.

И горит вечный огонь.

“Нашу Родину не тронь”!

Памятник и горд, и скромен.

Складки знамени лежат,

                               Каска, лавра  ветвь венчает

Сла  в                    у  победителей – солдат.

                               И всегда – зимой, весной

                                Тысяча живых цветов,

                                У подножия алеют.

Т                            Ты, солдат, всегда живой.

                         “Имя твое неизвестно, подвиг

                                 твой   бессмертен”.

Минута Молчания, как дань памяти погибших в боях за свою Родину.

Учитель: - Спасибо Вам всем за занятие! (слайд 12)

Посещением школьного музея, посвященного ВОВ и ветеранов.

Список использованной литературы:

  1. Дети военной поры. Э. Максимова – М: Политиздат, 1984г.
  2. Стояли рядом со взрослыми. Сборник документальных очерков.  Лениниздат, 1985г.
  3. Дети-герои Великой Отечественной войны. Рассказы. – М: Дрофа-Плюс,2005г.
  4. В.И. Чуйков. “180 дней в огне сражений”. М., издательство ДОСААФ, 1962г.
  5. “История ВОВ”. Т. 6. Воениздат, М., 1965г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по предмету окружающий мир "Великая война и Великая победа" 4 класс

Цель:Пополнить представления учащихся о Великой Отечествен­ной войне и ее героях, воспитывать патриотизм.Оборудование: карта, слайды  героев Отечественной войны, карточки с индивидуальными ...

Методическая разработка "День Победы"

Страшные годы Великой Отечественной войны отходят всё дальше. Остаётся всё меньше участников и очевидцев этого события. Современные дети знают о звездных войнах, суперменах и космических рейнджерах из...

Методическая разработка "День Победы"

Эта презентация содержит материал о памятниках, мемориалах и скульптурах, созданных в честь  героев и событий Второй Мировой войны....

Учебно-методическая разработка «Уроки Победы», посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

В ходе проведения мероприятия, учащиеся запускают общешкольную акцию памяти «Герои Великой Отечественной Войны». Работа оформлена в виде красочно оформленного поезда воинской славы «...

Методическая разработка урока по русскому языку с презентацией на тему "Великой Победе - 75 лет. Повторение изученного в 3 классе"

        Методическая разработка урока по русскому языку с презентацией на тему "Великой Победе - 75 лет. Повторение изученного в 3 классе" является уроком обобщени...

Международный конкурс методических разработок «Уроки Победы». Разработка классного часа по теме: «История в лицах», по страницам электронной версии газеты «Республика Татарстан»

Разработка пресс-конференции по теме: "История в лицах", по страницам электронной версии газеты "Республика Татарстан" стала победителем муниципального этапа Международного конкурс...