Родительское собрание
консультация

Бекетова Светлана Алексеевна

Родительское собрание " мама, папа, пощадите... ребёнка намулицу не гоните..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mama_papa_poshchadite._rebenka_na_ulitsu_ne_gonite._r.s.docx25.34 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему

«Мама, папа, пощадите…

Ребенка на улицу не гоните…»

Цели: способствовать формированию у родителей представлений об истинном родительском авторитете, любви и актуализации потребности его проявления в отношениях с детьми; получить сведения об изменениях в отношениях между родителями и детьми.

Участники: психолог, родители 3 (4) класса.

Оборудование: медиапроектор; задания для групп.

Ход собрания

  1. Вступительное слово учителя. Постановка проблемы.

Любим тебя без особых причин,

За то, что ты внук, за то, что ты сын,

За то, что малыш, за то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

В. Берестов

- Казалось бы, что все слова в этом стихотворении незыблемы, любовь родителей к своим детям – это то, что переполняет нас в первые часы, дни его появления на свет. Но проходят месяцы, годы и отношение мамы, папы становится и хорошим, и плохим. Причин много, назовите их…. (Родители называют).  

- Сегодня, в ходе нашего собрания (открывается тема собрания) «Мама, папа, пощадите… Ребенка на улицу не гоните…», мы попытаемся вместе с психологом Е.И. Синицыной найти только некоторые причины, почему дети отдаляются от родителей, семьи и уходят на улицу. Почему только некоторые причины? В каждой семье они разные, т.к. меняется время, общество, взрослеют дети, а значит и причины могут появиться новые.

- Накануне собрания во время классного часа ребята отвечали на вопросы анкеты:

1. С кем в семье ты особенно дружен?

2. Все ли знают о тебе родители?

3. Понимают ли тебя:

-мама

-папа.

4. Всегда ли справедливы к тебе в семье:

-да

-нет

-мне все равно.

5. Кого позовешь на помощь, если попадешь в беду:

-маму

-папу

-брата, сестру

- подругу, друга.

  1. Пробуждение интереса и мотивации к обсуждению предлагаемой темы.

Результаты анкетирования на слайде. Проведем ее анализ. Есть информация к размышлению…. У каждого на парте анализ рисуночного исследования взаимоотношений в семье, ознакомьтесь с его результатами. Таким образом, нам есть над чем задуматься и есть что обсудить. Обозначим ключевые вопросы, по которым вы хотели бы получить информацию.  (Родители предлагают. Можно в письменном виде). Послушаем психолога, в ходе ее выступления вы сможете получить ответы на многие ваши вопросы.  

  1. Знакомство с информацией.

Семья – это …. (назовите, что такое семья для вас, как родителей…). Как много разных ответов.  Несомненно их объединяет одно - это любовь, защита. Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребенка-все это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

Дети во многом ориентируются на своих родителей.

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому.

Родители - пример тому.

Себастьян Брант.

Авторитетные родители - инициативные, общительные добрые дети. Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать их, а объяснять им, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители не потакают детским, капризам. Дети у таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче удается освоение социально приемлемых и одобряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль. Им легче наладить отношения со сверстниками.

            Авторитарные родители - раздражительные, склонные к конфликтам дети. Авторитарные родители считают, что ребенку, не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем беспрекословно подчиняться их воле и авторитету. Они стремятся выработать у ребенка дисциплинированность, не оставляя ему возможности для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав. Жесткий контроль за поведением - основа их воспитания, которое не идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко физических наказаний.

У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развивается чувство вины и страха перед наказанием и, как правило, слаб самоконтроль, если он вообще появляется.

Снисходительные родители - импульсивные, агрессивные дети.

Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать, как заблагорассудится, не требуя у них ответственности, самостоятельности. Такие родители разрешают детям делать все, что они хотят, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение.

Все это приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать социальные нормы поведения, не формируется самоконтроль и чувство ответственности. Они всеми силами избегают чего-то нового, неожиданного, неизвестного из страха избрать неправильную форму поведения при столкновении с этим новым.

В том случае, если в семье проблема, то ребенок, проявляя протест, уходит из дома.  

Чаще всего поводом уйти из дома становится игнорирование потребностей ребёнка, в основе которого лежит отсутствие взаимопонимания с родителями. В основном, уходят подростки 10-17 лет. Традиционно подростковый возраст считается трудным периодом, когда подросток, несмотря на внешнюю браваду, грубость и агрессивность, на самом деле крайне раним и беззащитен. Понятно, что дети никогда не уйдут оттуда, где им хорошо и уютно. Атмосфера тепла, любви и взаимоуважения притягательна даже для самых неуправляемых малышей. Вроде все очень просто и элементарно, однако, полный «набор» семейного благополучия встречается редко. По тем или иным причинам больше половины детей чувствуют себя неуютно в родительском доме. Кстати, материальное благополучие — еще не все, что нужно ребенку для ощущения полного счастья. Почему они уходят?

Во-первых, из-за агрессии со стороны одного из членов семьи. Психологам очень часто приходится сталкиваться с тем, что у многих взрослых система жизненных ценностей бывает истинная и декларированная, когда на людях они одни, а в семье — совершенно другие. И по отношению к своим близким могут относиться деспотично, вплоть до физического насилия или изнасилования (чаще всего, это происходит в семье, где есть отчим).

Во-вторых, это безразличие взрослых к детским проблемам — каждый в семье занят своими делами. Малыша как бы и не обижают, но, вместе с тем, ребенок эмоционально незащищен, ощущает себя ненужным. У таких детей очень ярки воспоминания, скажем, об отдыхе у бабушки в деревне. Она все время ласкала его, целовала, какие-то пирожки пекла, читала сказки... И вот он отправляется на поиски бабушки.

В-третьих, ради интереса, стремясь познать мир вокруг себя или... испытать родителей «на прочность», заставить их обратить на себя внимание. У таких детей сильно развито воображение: я уйду, простужусь, сильно заболею и умру — пусть тогда плачут. Им кажется, что по-настоящему родители оценят их, лишь утратив.

В-четвертых, из дома уходят романтики. Сейчас дети очень много времени проводят перед телевизором, и то, что они там видят, определенным образом формирует их представление о жизни. А так как в возрасте 8-11 лет их действия основываются на подражании всем и всему, они начинают делать то же, что увидят. Вы не задумывались над тем, какое множество жутких ситуаций существует в тех же мультфильмах «Том и Джерри»? А ведь у детей складывается впечатление, что в жизни все происходит так же. Поэтому у детей младшего школьного возраста   просто не формируется чувство опасности. И если на экране в фильмах они видят, что дети уходят из дому, живут в палатках и им при этом хорошо и безопасно, — у них возникает острая потребность испытать то же.

И последнее: часто уходят из дома просто «за компанию». Если ребенка в семье слишком опекают и это вызывает у него раздражение; если родители часто его наказывают или с неуважением относятся друг к другу, он идет на улицу и попадает в компанию к более взрослым детям или просто взрослым людям с сомнительным прошлым.

Что они ищут за стенами отчего дома чаще всего?

Им попросту становится тесно и душно в четырех стенах дома. Ребенку постоянно требуется все больше новых впечатлений. Если семья не смогла обеспечить ему в психологическом плане все необходимое (эмоциональную защищенность, определенную самостоятельность, решение различных детских проблем), «тихой гаванью» становится улица: компании, подвальные тусовки. Ребенок растет, развивается, а его родителям, оказывается, совершенно неинтересно взрослеть вместе с ним. А потом, в один прекрасный день, такие родители с ужасом восклицают: «Мой ребенок совершенно отбился от рук!» — и стараются вернуть его на место старым, испытанным способом — запретами, наказаниями. Цель демонстративного побега из дома — разрушить стену равнодушия и непонимания, изменить обстановку в семье. И, наконец, систематически повторяющиеся побеги из дома могут быть признаком начала дромомании — патологической тяги к перемене мест. Такие дети просто не способны себя контролировать, а после того, как их находят, испытывают раскаяние. Если вы подозреваете, что у ребенка развивается эта болезнь, немедленно обратитесь к детскому психиатру.

Чем страшен уход ребенка из дома как для него самого, так и для его родителей?

Ребенок может испытать дополнительное насилие (как физическое, так и сексуальное). Рано или поздно он начнет под давлением таких же, как и он сам, употреблять наркотики, курить сигареты, нюхать клей, употреблять алкоголь. А это обязательно повлечет за собой полную деградацию личности, так как разрушится гармония его интеллектуального, нравственного, физического, эмоционального и социального развития. Полноценно питаться ребенок тоже вряд ли сможет. Да и чтобы добыть себе какой-то кусок хлеба, ему придется пойти на кражу или воровство...

И потом, ведь не так-то просто выжить среди таких же беспризорников, как и он сам — срабатывает закон волчьей стаи, где выживает тот, кто сильнее.

Самое страшное в этом для родителей — потерять ребенка. Почему-то сейчас принято считать, что семья — когда есть муж и жена. Но это просто брачный союз. А семья основывается на отношениях мама — ребенок, папа — ребенок, мама — папа — ребенок. Если ребенка у пары нет, зачастую семья рушится. Ни быт, ни эмоциональные связи в таком устройстве уже не имеют никакого смысла.

Если с малышом происходит несчастье, то со временем семья может или укрепиться, или распасться – все зависит от темперамента конкретно взятого человека и степени осознания своей вины.

Можно ли предупредить эту ситуацию?

Многие капризы детей можно понять и принять, если знать психологическую подоплеку их поведения. У детей ведущим мотивом является игра, они никогда не уходят из дома всерьез. Чаще всего, они играют в побег, например, на Северный полюс или еще куда-нибудь.

Никогда не угрожайте ребенку, что выгоните его из дома, если он сделает что-то не так. Ребенок воспринимает любые подобные угрозы, как руководство к действию. Боясь, что его действительно выгонят, уходит сам.

Старайтесь вместе с детьми решать, как им проводить досуг. Если их свободное время заполнить интересными и полезными занятиями, многие проблемы будут решены. Малыш интересуется какими-то видами единоборств, плаванием — водите его в секцию. Все-таки, это намного лучше, чем беспризорный досуг.

Еще не поздно подружиться с собственным чадом. Для начала попытайтесь воспринимать его всерьез, ведь когда ему исполнится 12—14 лет, сделать это будет намного тяжелее. Разговаривайте с ним на равных: многие родители очень долго не могут перестроиться с «вытирания носа» на полноправное общение и понять, что имеют дело с почти взрослым человеком.

Старайтесь принимать любые откровения сына или дочери как признак огромного к вам доверия. Выслушивайте ребенка всегда, особенно, если он хочет поделиться чем-то сокровенным. Ни в коем случае не высказывайте категоричных суждений в его адрес, как: «Я предупреждала тебя, что так получится!». Не отбивайте у ребенка желания советоваться с вами. И тогда с любой бедой, проблемой он прибежит именно к вам, зная, что его поддержат и не осудят.

Дерзость и нахальство со стороны ребенка — это тоже стремление к самоутверждению. Постарайтесь не драматизировать ситуацию, а переводить в шутку все его высказывания, старайтесь меньше обижаться, и помните — как бы малыш не критиковал ваши взгляды, вы для него — центр Вселенной. Поэтому, чтобы установить мир, начните с себя.

  1. Осмысление.

Одной из   причин ухода детей из дома вы назвали – дефицит ласки. Взрослые не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому-то внутреннему порыву. Делайте это! Помимо сознательного, целенаправленного воспитания, которое стараются дать родители, на ребенка воздействует внутрисемейная ежедневная атмосфера. Хотелось бы подчеркнуть, что ежедневная.  В чем она выражается? Прежде всего в поведении взрослых и тех словах, которые мы произносим нашим детям. Проведем игру-тест «Какой вы родитель?»

Необходимо из перечисленных фраз выбрать те, которые наиболее часто употребляются в вашей семье. Проставив баллы:

1-2                    8-1

2-1                    9-2

3-1                   10-2

4-1                   11-1

5-1                   12-1

6-2                   13-2

7-2                   14-1

  1. Сколько раз тебе повторять?
  2. Посоветуйте мне, пожалуйста!
  3. Не знаю, что бы я без тебя делала!
  4. И в кого ты такой уродился?
  5. Какие у тебя замечательные друзья.
  6. Ну, на кого ты похожа!
  7. Я в твое время!
  8. Ты моя опора и помощница(к).
  9. Ну, что за друзья у тебя!
  10. О чем ты только думаешь!
  11. Какая ты у меня умница!
  12. А ты как считаешь, сынок (доченька)?
  13. У всех дети, как дети, а ты….
  14. Какой ты у меня сообразительный (ая)!

Теперь подсчитайте общее количество баллов и дайте ответ. Конечно, вы понимаете, что наша игра лишь намек на действительное положение дел, ведь то, какой вы родитель, не знает никто лучше вас самих.

7-8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению личности.

9-10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

11-12 баллов. Необходимо быть к ребенку внимательнее. Авторитет не заменяет любви.

13-14 баллов. Идете по неверному пути. Существует недоверие между вами и ребенком. Уделяйте ему больше времени.

- И пусть уходит детство, но не уходят из семьи дети.

Куда уходит детство

М. Скребцова

Детство — шалостей пора,
Детство — это смех, игра,
Шуток, хохота страна —
Дарит радость всем она.

Жаль, что детство исчезает,
Почему? Никто не знает.
Без него тоска сплошная,
Без него мир замирает.

Он как будто бы немеет
И страдает, и болеет.
Надо сердце попросить
Детство внутрь себя впустить.

Никуда тогда не деться
Будет взрослым всем от детства.
Сразу станет больше света,
Засияет вся планета!

  • Если бы вы могли взять кусочек детства в свою взрослую жизнь, что бы вы взяли?
  • А что бы оставили?

  1. Рефлексия.

-Каким должно быть детство человека, чтобы он на всю жизнь сохранил о нем светлые воспоминания?

Дорогие родители, наши дети приготовили для вас небольшой подарок. Послушайте песню в их исполнении (видеосюжет).

Рисунок

На уроке изобразительного искусства ребята нарисовали свое сердце, а родителям предоставили право написать все ценности детства.

-Постарайтесь всегда хранить эти ценности.

А напоследок…  – мудрые мысли о важном.

Все в твоих руках (притча)

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог дать ответа?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:

– Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

– Все в твоих руках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......

Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....

Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...