Обобщение опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я – гражданин России»
материал

Обобщение опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я – гражданин России»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty_po_grazhdansko.docx34.23 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию «Я – гражданин России»

1.Актуальность проблемы гражданско - патриотического воспитания

«БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ БУДУЩЕГО» - гласит народная мудрость, а будущее – это дети, которых надо воспитывать на героическом прошлом нашего народа.

     В последнее время активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию школьников. Следует отметить, что это направление деятельности педагога всегда было актуальным и важным. Принятая Правительством Российской Федерации государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» дает право учителю выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины.

      С чего начинается Родина для младшего школьника? С места, где он родился и живет, с красоты природы, которая его окружает, с семьи, которая живет рядом.

Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлении об окружающем его мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Воспитание первых чувств гражданственности у детей – это воспитание любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живет, к родному городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне.

      Высокие чувства любви к Родине, преклонение перед памятью о тех, кто отдал за нее жизнь, не возникают сами по себе в сердцах наших детей, их надо пробуждать. «В детских думах нужно возрастить семена любви к красоте родной природы, к культуре своего народа, к народным обычаям.   (Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям»)

В.А. Сухомлинский писал: «Пусть маленький ребенок задумается над судьбой родной земли… пусть события прошлого предстанут перед ним как истоки настоящего»

Большое влияние на воспитание  у детей чувств гражданственности может оказать пример патриотизма родителей, близких людей.  «… Служение отца людям, верность и преданность родной стране – это гордость детей», - считал В.А. Сухомлинский.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

        В моём  классе обучается  25 человек: 11 девочек и 14 мальчиков.

Все обучающиеся класса активно участвуют в учебной и

внеурочной деятельности. Почти все  дети класса занимаются в кружках,

 секциях ФОК, Школе Искусств, ДТЮ.  Все учащиеся класса посещают занятия

внеурочной деятельности «Занимательная грамматика», «Наглядная геометрия»,

«Танцевальный серпантин», изостудию «Акварель».

Большинство родителей  заботятся о детях, волнуются за их учебу,

интересуются достижениями своих детей в учебной и внеклассной

деятельности. Все родители регулярно посещают родительские собрания,

охотно идут на контакт с учителем.

3. Реализация воспитательной программы «Я - гражданин России»

В своей работе, как классный руководитель,  использую программу «Я - гражданин России». Данная воспитательная программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой начального общего образования МОУ «Средней общеобразовательной школы №3», которая утверждена в 2015 году. Предусматривает реализацию программ: «Программа духовно- нравственного развития и воспитания учащихся»; «Программа формирования  экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни» в рамках введения ФГОС НОО. Школьной  программы «Моё Отечество». 

Программа рассчитана на 4 года, в течение которых дети развивают личностные качества, соответствующие сформированному педагогами, учениками и родителями образу выпускника начальной школы:

  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Исходя из этого, Программа определяет содержание, основные цели и задачи развития гражданско-патриотического воспитания в  начальной школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у обучающихся младших классов.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Цель: воспитание у детей патриотизма, любви к Родине, к родному краю, уважения к историческому прошлому страны.

Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

  • Формирование черт характера, которые помогут ребенку стать человеком и гражданином своей страны.
  • Углубление знаний о Родине, своем родном крае, месте рождения.
  • Пробуждать желания знакомиться с историей своей семьи.
  • Углубление знаний об истории, традициях, культуре,  святынях России.
  • Воспитание уважения к защитникам Отечества.
  • Развивать желание быть полезным в семье, школе, своему народу, участвовать в общественно-полезном труде.

Данная программа была апробирована на учащихся моего предыдущего выпуска. Она принесла свои положительные результаты, поэтому я решила эту программу реализовать на учениках, у которых я сейчас являюсь классным руководителем.

В своей работе я использую следующие направления:

  1. Духовно-нравственное.
  2. Гражданско-патриотическое.
  3. Научно-познавательное.
  4. Художественно-эстетическое.
  5. Здоровьесберегающее.
  6. Экологическое.
  7. Трудовое.

План реализации по годам на 2015-2019 г.

1 класс

«С чего начинается Родина?»

Цель: Воспитание любви к родному краю, помощь детям в осознании причастности их родителей к жизни города.

 Задачи:        

 1.Формировать у детей интерес к истории, традициям своей семьи.

 2. Развивать интерес к прошлому и настоящему родного края.

 3. Воспитывать уважение к защитникам Родины.

 4. Сотрудничать с родителями.

Месяц

Название

Форма проведения

1

Сентябрь

«Знакомьтесь – это мы»

Кл.час. Беседа.

2

Октябрь

«День бабушек»

(Ко Дню пожилых людей)

Праздник для бабушек.

3

Ноябрь

«На кого я хочу быть похожим»

Классный час - вернисаж

4

Декабрь

«Моя столица, моя Москва»

Заочное путешествие

5

Январь

«Поможем птичкам перезимовать»

Акция «Кормушка для птиц». Мастерская умельцев.

6

Февраль

«Песня – душа России»

Концерт.

7

Март

Фестиваль семейного творчества «Талантливы вместе»

Фестиваль.

8

Апрель

«Дорога в космос»

Конкурс плакатов

9

Май:  

«Весёлые старты»

Спортивные соревнования

Первый уровень воспитательных результатов по ФГОС НОО – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.). Достигается во взаимодействии с педагогом.

Остановлюсь на некоторых из них.

     Например, в начале сентября я провела кл.час по теме «Знакомьтесь – это мы». Кл.час проходил в форме беседы учителя с учениками, в ходе которой каждый ребёнок смог рассказать о себе  что – то интересное. Благодаря этой беседе, и дети, и я смогли лучше узнать друг друга. Выяснилось, что у ребят есть общие интересы, увлечения. Данное знакомство помогло детям быстрее сдружиться и чувствовать себя в классном коллективе более комфортно.

      Совершив заочное путешествие по теме «Моя столица, моя Москва», ребята смогли ознакомиться с достопримечательностями нашей столицы. Выяснилось, что некоторые ученики моего класса бывали в этом городе. Они смогли поделиться с одноклассниками своими  впечатлениями  от этого города.

       В марте месяце в нашей школе проходил фестиваль семейного творчества. Ученик моего класса, Ким Даниил, вместе со своей мамой достойно представили наш класс. Они рассказали о своей семье, о своих семейных традициях и увлечениях. В этом фестивале семья Данилы стала победителем в номинации «Талантливы вместе».

Далее вы можете видеть результативность моих учеников в первом классе.

2 класс

«Моя малая родина»

Цель: воспитание любви к Родине, родному краю.

Задачи:

1.Расширять знания  детей об истории, традициях, народных промыслах родного края.

2.Воспитывать уважение к землякам, защитникам Родины.

3.Пробуждать интерес к окружающему, желания быть полезным, участвовать в делах класса, школы.

4.Закреплять в сознании детей, что охрана природы – это помощь Родине.

Месяц

Название

Форма проведения

1

Сентябрь

«На волжском берегу»

Цикл  классных  часов

2

Октябрь

«Посмотри, как он хорош, мир в котором ты живешь!»

Конкурс стихов,  литературных  работ  и рисунков

3

Ноябрь

«Ершовские умельцы – знатные мастера»

Конкурс поделок.

4

Декабрь

«День  освобождения  Сталинграда»

Заочная экскурсия

5

Январь

«Дом, в котором я живу»

Занятие – практикум.

6

Февраль

«Мы живем в России»

Заочное путешествие

7

Март

Фольклорный праздник

8

Апрель

«День космонавтики»

Конкурс рисунков

9

Май  

«За мирное детство – спасибо»

Участие в акции «Бессмертный полк»

Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Достигается в дружественной детской среде (коллективе).

Остановлюсь на некоторых из них.

  Например, в октябре я провела в своём классе конкурс стихов и рисунков по теме «Посмотри, как он хорош, мир в котором ты живешь!». Считаю эту тему актуальной, т.к. дети должны с ранних лет видеть красоту родного края. Тем самым я стараюсь воспитать у детей любовь к родному краю, к своей малой родине. А так же привить навыки бережного отношения к природе.

    В январе в нашей школе проходил областной семинар по теме «Воспитание гражданской активности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности», где я показала занятие со своими учениками по теме «Дом, в котором я живу».  В ходе этого занятия дети рассказывали о своих семьях, о своих семейных традициях, обязанностях в семье.  И пришли к выводу, что родина начинается с семьи.

     Так же мои ученики  приняли активное участие в акции «Бессмертный полк».

Считаю, что дети должны знать свою историю и своих предков, которые отдали свои жизни за мирное детство своих детей и внуков.

На слайде вы можете видеть результативность моих учеников во втором  классе.

3 класс

«Россия – Родина моя».

  Цель: Воспитание любви к Отечеству, своему народу.

Задачи:

1.Формирование осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему.

2.Развивать и углублять знания об истории России, традициях русского народа.

3.Экологическое воспитание.

Месяц

Название

Форма проведения

1

Сентябрь

«Земля - наш общий дом»

Экологический праздник. Конкурс плакатов.

2

Октябрь

Экскурсия  по  страницам  проекта «Ершовцы - граждане  России»

Заочное путешествие

3

Ноябрь

«Русский народный костюм»

Экскурсия в краеведческий музей.

4

Декабрь

«Конституция – главный закон страны»  

Устный журнал

5

Январь

«Преданья старины глубокой»

КТ Д

6

Февраль

«Полководцы и герои»

Познавательная игра

7

Март

«Степь да степь кругом»

Конкурс чтецов

8

Апрель

«Важные вопросы»  

Диспут

9

Май  

«Этот День Победы»

Литературно-музыкальная композиция

Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Достигается в дружественной детской среде (коллективе).

Остановлюсь на тех мероприятиях, которые я уже провела в 3 классе.

    Это экологический праздник. На этом празднике дети рассказывали стихи о природе, показывали сценки об охране природы. В конце праздника был проведён конкурс плакатов на тему «Земля – наш общий дом».

     В октябре мы совершили заочную экскурсию по страницам проекта «Ершовцы – граждане России». В ходе этой экскурсии ребята познакомились не только с достопримечательностями нашего города, но и людьми прославившими наш

родной город.

  В конце ноября мы планируем посетить наш Ершовский краеведческий музей.

На слайде вы можете видеть результативность моих учеников в третьем классе.

4 класс

«Я - гражданин России».

Цель: Растить гражданина и патриота России.

Задачи:

1.Воспитание гражданственности национального самосознания детей.

2.Формирование знаний символов России, прав и обязанностей граждан страны.

3.Создание условий для реализации полезных дел.  

Месяц

Название

Форма проведения

1

Сентябрь

«Ваши права и обязанности, дети!»

Устный журнал

2

Октябрь

«Дорогая моя столица»

Заочное путешествие

3

Ноябрь

«Природа раскрывает тайны»

Экологическая экскурсия с элементами игры и викторины

4

Декабрь

«Герб, флаг, гимн – символы России»  

Видеожурнал

5

Январь

«Помоги птицам зимой!»

Защита проекта

6

Февраль

«Герои Советского Союза – наши земляки»

Урок Мужества

7

Март

«Наш Пушкин»

Литературная конференция

8

Апрель

«Великий праздник»

Встреча со священнослужителем

9

Май  

«Поклонимся великим тем годам»

Вахта Памяти

Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Достигается во взаимодействии с социальными субъектами.

Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость

1.Сформированность чувства гордости и гражданской ответственности за свою малую и большую Родину. Осмысление ребенком себя гражданином и патриотом своего города.

2.  Сформированность уважения и чувства долга по отношению

               - к членам семьи - создание генеалогического древа семьи,

               - к окружающей природе:

               - родному краю.            

3. Развитие творческих способностей, формирование активной жизненной позиции.

4.  Осознание учащимися высших ценностей, идеалов, ориентиров.

Итоги уровня воспитанности в моих классах

(из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным,

 М.И. Шиловой )

Уровень воспитанности

2011-2015 уч.год

1 класс

20 учеников

2 класс

20 учеников

3 класс

19 учеников

4 класс

19 учеников

Высокий

6 ч.(30%)

8 ч.(40%)

8 ч.(42%)

11 ч.(58%)

Средний

8 ч.(40%)

6 ч.(30%)

7 ч.(37%)

5 ч.(26%)

Низкий

6 ч.(30%)

6 ч.(30%)

4 ч.(21%)

3 ч.(16%)

Уровень воспитанности

2015-2019 уч.год

1 класс

25 учеников

2 класс

25 учеников

3 класс

4 класс

На начало

 года

На конец года

Высокий

5ч.(20%)

5ч.(20%)

7ч.(28%)

Средний

10ч.(40%)

13ч.(52%)

12ч.(48%)

Низкий

10ч.(40%)

7ч.(28%)

6ч.(24%)

4. Заключение

Воспитывать гражданина – патриота не просто. На этом пути  могут случаться неудачи и ошибки. Мой опыт работы показывает, что патриотические чувства детей воспитывает не только глубокое изучение прошлого своей страны, своего родного края, его природы, достопримечательностей, но и ясное знание и выполнение сегодняшних трудовых дел и свершений. Тот любит горячо Родину, кто уже с детских лет стремится практическими делами внести свой вклад в её укрепление, могущество, рассвет. И мы должны убеждать детей в том, что патриотический долг выполняется всюду: не только на войне, но и в труде, учёбе, в бережном отношении к природе. Будут ли они защищать свою Родину в бою, честно работать у станка, сознательно учиться, помогать людям, оберегать родную природу – во всём этом и проявляются их патриотические чувства и дела.

Хочется надеяться, что мой скромный каждодневный труд приобретёт значимость в дальнейшей жизни моих воспитанников. Что они, став взрослыми людьми, свою любовь к родному краю передадут своим детям, внукам, что мои ученики будут жить и работать на благо и во имя Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»

Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призва...

Программа гражданско-патриотического воспитания «Я - гражданин России»

Программа гражданско-патриотического воспитания «Я - гражданин России»...

Обобщение опыта на тему "Гражданско-патриотическое воспитание учащихся младшего школьного возраста"

В работе представлено обобщение опыта учителя начальных классов с презентацией, рассказывающее об основных аспектах гражданско-патриотического воспитания учащихся младших классов....

Программа гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания "Я - Гражданин России"

Программа гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания «Я-Гражданин России» МКОУ «Присадская средняя общеобразовательная школа» администрации муниципального образования Киреевский рай...

Обобщение опыта работы по теме «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся через духовно-нравственное развитие личности»

Материал поможет педагогам начальных классов обобщить свой опыт работы по данной проблеме, увидеть недочеты и взять на заметку ещё неизвестное....

Представление опыта работы «Формирование гражданско-патриотического воспитания у обучающихся казачьих классов начальной школы»

Актуальность данной темы заключается в том, что резкое ухудшение духовно-нравственной обстановки в обществе, постепенная утрата традиционно российского патриотического сознания, истинного значения пон...