Рабочая программа внеурочной деятельности по трудовому направлению "Мастерилки"
рабочая программа (2 класс)

Гринкевич Людмила Николаевна

  Программа внеурочной деятельности «Мастерилки» адресована учащимся 2 года обучения по 2 варианту обучения по адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития, напра­влена на развитие необходимых для самореализации и жизни в обществе практических, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возмож­ной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гринкевич Людмила Николаевна,

учитель МАОУ «Школа №7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», Пермский край, г. Березники

Рабочая программа внеурочной деятельности по трудовому направлению

«Мастерилки»

Пояснительная записка

         Программа внеурочной деятельности «Мастерилки» адресована учащимся 2 года обучения по 2 варианту обучения по адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития. Программа является необходимым дополнением к программам всех учебных предметов,  так как развитие сенсорно-моторных навыков, ручной умелости является практическим смыслом  обучения детей данной категории.

     Программа направлена на развитие необходимых для самореализации и жизни в обществе практических, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

     Актуальность программы курса внеурочной деятельности обусловлена следующими причинами:

  • Формирование  посильных трудовых умений и навыков у детей с

умственной отсталостью, ТМНР часто затрудняется спецификой их заболеваний, слабостью мускулатуры, мелких мышц, несовершенством координации движений. Изобразительная деятельность - эффективный способ коррекции нарушений  в развитии, формирования трудовой умелости детей, развития восприятия, сенсомоторных навыков, координации движений.       Бумага – незаменимый материал, дающий  ребёнку с тяжёлой умственной недостаточностью возможность развития, реализации потребности в созидании.

  • Итогом  продуктивных видов деятельности ребёнка (аппликация,

моделирование) является некий продукт творчества, который можно рассмотреть, подержать в руках, подарить близким или друзьям.  

Видеть результат своих усилий особенно важно для ребенка-инвалида – это дарит ощущение собственной значимости и компетентности (Я сумел! У меня получилось!),  вдохновляет на новые свершения.  

  • Соблюдение принципов обучения детей с умственной отсталостью 

(наглядности, концентрического построения занятия, деятельностного и дифференцированного подхода, воспитывающей и развивающей направленности обучения) подбор заданий, соответствующих зоне ближайщего развития детей,

позволяет включать в этот вид деятельности всех учащихся класса без исключения, независимо от физических данных, уровня подготовленности детей.

Цель рабочей программы: младший школьник, способный  к совместной с педагогом изобразительной деятельности,  решать творческие задачи с опорой на усвоенные способы действий с бумагой.

Задачи:

  • развивать интерес к художественному творчеству
  • обучать техническим приемам и способам создания поделок из бумаги
  • развивать мелкую моторику, сенсорные способности

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

учащиеся проявят:

  •  интерес к занятиям  творчеством
  • положительные и эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности
  • умение сотрудничать, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

Предметные результаты:

учащиеся овладеют:

  •  знаниями свойств и разных видов бумаги, техники безопасности
  • приёмами разрывания, сминания бумаги, аппликации из готовых деталей
  •  первоначальными представлениями о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека.

Формы и режим занятий:

программа реализуется на занятиях, требующих особой организации.

  • Помещение для занятий должно быть подготовлено согласно санитарным, эстетическим требованиям. Работа за общим столом позволяет детям видеть действия педагога и товарищей, получать и оказывать помощь. Создаётся творческий микроклимат.  
  • На занятии детям сообщается  только та информация, которая будет полезна для работы. Объяснение теории и показ приемов работы сопровождается демонстрацией натурального объекта, реалистическим изображением, образца.
  • Содержание подбирается с учётом психо-физических особенностей

учащихся. Организуется особое структурирование образовательного пространства и времени, дающее детям возможность поэтапно («пошагово») осваивать материал.

Формы проведения занятий:  экскурсии, игра, совместная с педагогом деятельность, самостоятельная деятельность, выставка изделий.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная,  групповая.

Методическое обеспечение.

Методы обучения:

  • словесный: рассказ, беседа, объяснение, инструктаж
  •  наглядный: показ, демонстрация образцов
  • практический: выполнение работ с применением практических знаний.

Программа включает в себя следующие разделы: «Ознакомление со

свойствами бумаги», «Точечная обрывная аппликация», «Плоскостная обрывная аппликация», «Точечная аппликация из смятых комочков»,  «Контурная аппликация из смятых комочков », «Плоскостная аппликация из смятых комочков»,  «Игрушки из мятой бумаги».

        Содержание программы ориентировано на 1 час в неделю, 34 часа в год.

        Преимущество программы заключается в объединении нескольких

техник изобразительной деятельности по главному признаку: работа с бумагой без использования ножниц, что позволяет достигать творческих успехов даже тем  детям, чьи пальчики ещё не настолько развиты, чтоб  освоить навыки работы с ножницами.  

      Учебно-тематический план

№ п/п

Разделы и темы

Количество часов

Дата

Всего

из них

теорети-ческие

практические

1

2

3

4

5

Ознакомление со свойствами бумаги

4

1,5

2,5

1

Виды бумаги. Назначение. Изделия из бумаги

1

0,5

0,5

2

Упражнения  бумагой: выщипывание, разрывание, сминание

1

0,5

0,5

3

Бумажные салфетки. Свойства. Цвет. Назначение.

1

0,5

0,5

4

Упражнения с бумажной салфеткой: обрывание, разрывание, сминание

1

0

1

Точечная обрывная аппликация

4

2

2

5

Цветы на клумбе

1

0,5

0,5

6

Листопад

1

0,5

0,5

7

Праздничный салют

1

0,5

0,5

8

Звёздочки на небе

1

0,5

0,5

Контурная обрывная аппликация

4

2

2

9

Бабочка

1

0,5

0,5

10

 Груша

1

0,5

0,5

11

 Солнышко

1

0,5

0,5

12

Рыбка

1

0,5

0,5

Плоскостная обрывная аппликация

4

2

2

13

 Гриб с листочком

1

0,5

0,5

14

Чашка с блюдцем

1

0,5

0,5

15

Снеговик

1

0,5

0,5

16

Новогодние подвески

1

0,5

0,5

Точечная аппликация из смятых комочков

4

2

2

17

Снегопад в лесу

1

0,5

0,5

18

Сухой бассейн

1

0,5

0,5

19

 Ёлочная гирдянда

1

0,5

0,5

20

 Букет для мамы

1

0,5

0,5

Контурная  аппликация из смятых комочков

4

2

2

21

 Буква Ш

1

0,5

0,5

22

Буква Н

1

0,5

0,5

23

 Цифра 4

1

0,5

0,5

24

Цифра 5

1

0,5

0,5

Плоскостная  аппликация из смятых комочков

4

2

2

25

  Лев

1

0,5

0,5

26

Цветок

1

0,5

0,5

27

 Грузовик

1

0,5

0,5

28

 Золотая рыбка

1

0,5

0,5

Игрушки из мятой бумаги

3

1,5

2,5

29

 Морковь

      1

0,5

0,5

30

 Репка

1

0,5

0,5

31

Колобок

1

0,5

0,5

32

Поросёнок

1

1

33

Птичка

1

1

34

Чему я научился? Подведение итогов, оформление портфолио

1

1

Итого:

34

15,0

17,0

       

   Содержание программы

Тема 1. Виды бумаги. Назначение. Изделия из бумаги.

Мониторинг знаний:  название, цвет, фактура.

Дидактическая игра «Что? Какой? Какого цвета?».

Рассматривание образцов бумаги. Определение вида бумаги:   цветная, газетная, туалетная, картон, салфетки и т.д.

Рассматривание изделий, изготовленных из бумаги, картона.

Дидактическая игра «Подбери картинку». Соотнесение изделия и вида бумаги.

Тема 2. Упражнения с бумагой:  разрывание, сминание, выщипывание.

Конкретизация знаний о свойствах бумаги: мнётся, разрывается.

Упражнения с бумагой разной фактуры (тонкая, плотная. гафрированная): разрывание, сминание, выщипывание.

Отработка навыков действий с бумагой. Правила техники безопасности.

Тема 3. Бумажные салфетки. Свойства. Цвет. Назначение.

Мониторинг знаний о ьбумажных салфетках:  название, цвет, фактура.

Дидактическая игра «Что? Какой? Какого цвета?».

Определение формы салфетки (квадрат), размера (большая-маленькая).

Назначение: сервировка стола, предмет гигиены, материал для изготовления поделок.

           Тема 4. Упражнения с бумажной салфеткой: обрывание, разрывание, сминание.

Упражнение  на развитие внимания «Что изменилось?». Закрепление знаний основных цветов.

Отработка навыков действий с бумажной салфеткой: обрывание, разрывание, сминание.

Тема 5. Точечная обрывная аппликация. Цветы на клумбе.

     Закрепление знаний о цветах, растущих на клумбе. Рассматривание натуральных цветов, образца.

Умение отрывать маленькие кусочки от полоски бумаги,наклеивать на основу.

Техника безопасности при работе с клеем. 

Оформление выставки поделок.

Тема 6. Точечная обрывная аппликация. Листопад. 

Закрепление знаний о приметы золотой осени.

Умение обрывать от полоски бумаги маленьких кусочков,  ккуратно выкладывать крону дерева, придавая пушистость, подбирать красивое цветосочетание. Соблюдение техники безопасности.

Оформление выставки поделок.

Тема 7. Точечная обрывная аппликация. Солнышко.

Разгадывание загадок, чтение потешек  о солнышке.

Умение обрывать от большого куска бумаги маленьких кусочков, наклеивать, равномерно распределяя на основу.

Оформление выставки поделок.

Тема 8. Точечная обрывная аппликация. Звёздочки на небе.

     Закрепление знаний о временах суток, отличительных особенностях цвета неба.

Умение отщипывать маленькие кусочки бумаги от целого куска.  

Техника безопасности при работе с клеем. 

Оформление выставки поделок.

Тема 9. Контурная обрывная аппликация. Бабочка.

Закрепление знаний о насекомых, внешнем виде, образе жизни бабочки.

Умение обрывать от полоски бумаги маленьких кусочков (квадратики), аккуратно наклеивать по контуру изображения.

Умение закрашивать внутреннюю часть изображения. Развитие чувства формы, пропорций. Оформление дополнительными деталями.

Оформление выставки поделок.

Тема 10. Контурная обрывная аппликация. Груша. 

Закрепление знаний о фруктах, груше.

Рассматривание муляжей, образца.

Умение обрывать от полоски бумаги маленьких кусочков, аккуратно наклеивать по контуру изображения.

Умение закрашивать внутреннюю часть изображения, подбирать цвет карандаша. Развитие чувства формы, пропорций. Оформление дополнительными деталями. Оформление выставки поделок.

Тема 11.  Контурная обрывная аппликация. Солнышко. 

Просмотр видеоролика: «Солнышко». Закрепление формы, цвета солнышка.

Умение обрывать от полоски бумаги маленьких кусочков, аккуратно наклеивать по контуру изображения.

Умение закрашивать внутреннюю часть изображения, подбирать цвет карандаша. Развитие чувства формы, пропорций. Оформление дополнительными деталями.

Оформление выставки поделок.

Тема 12. Контурная обрывная аппликация. Рыбка.

Закрепление знаний о жителях водоёмов. Закрепление знаний о форме, цвете, величине.

Отработка навыков обрывать от полоски бумаги маленьких кусочков, аккуратно наклеивать по контуру изображения.

Умение закрашивать внутреннюю часть изображения, подбирать цвет карандаша. Развитие чувства формы, пропорций. Оформление дополнительными деталями. Оформление выставки поделок.

Тема 13. Плоскостная обрывная аппликация. Гриб с листочком.

Просмотр отрывок из мультфильма «Гриб-теремок». Закрепление знаний о грибах (где растут, в какое время года,  съедобные-несъедобные).

Рассматривание муляжей, образца изделия. Выделение частей гриба.

Умение отщипывать от целого куска бумаги небольших кусочков, заполнение ими пространства внутри контура.  Оформление дополнительными деталями. Оформление выставки поделок.

Тема 14. Плоскостная обрывная аппликация. Чашка 

Рассматривание натурального объекта, анализ  иллюстрации, образца. Подбор бумаги. Умение отщипывать от целого куска бумаги небольших кусочков, заполнение ими пространства внутри контура.  Оформление дополнительными деталями. Оформление выставки поделок.

Тема 15. Плоскостная обрывная аппликация. Снеговик

Просмотр видеоролика «Весёлый снеговик».  Рассматривание,  анализ  иллюстрации, образца. Закрепление формы: круг; размера: большой-маленький; цвета: белый, красный, синий.

Умение отщипывать от целого куска бумаги небольших кусочков, заполнение ими пространства внутри контура.  Оформление дополнительными деталями. Соблюдение правил техники безопасности при работе с клеем. Оформление выставки поделок.

          Тема 16. Плоскостная обрывная аппликация. Ёлочная подвеска 

Расширение знаний о новогодних традициях. Просмотр презентации «Наша ёлка хороша»

Рассматривание,  анализ  образца. Закрепление знаний о форме: круг; цвета: красный, синий.

Умение отщипывать от целого куска бумаги небольших кусочков, заполнение ими пространства внутри контура.  Оформление дополнительными деталями. Соблюдение правил техники безопасности при работе с клеем. Оформление выставки поделок.

Тема 17. Точечная аппликация из смятых комочков.  Снегопад в лесу

Рассматривание иллюстрации, образца. Закрепление знаний о снегопаде.

Освоение техники «Смятые комочки». Упражнение: сминание квадратиков бумажной салфетки в комочки. Наклеивание комочков, равномерно располагая на листе бумаги.

Оформление дополнительными деталями

Тема 18. Точечная аппликация из смятых комочков.  Сухой бассейн.

Конкретизация знаний о бассейне (водном и сухом), его назначении.  Умение выделить отличительные признаки (вода, шарики).

Отработка навыков работы в технике «Смятые комочки». Сминание квадратиков салфетки в комочки, равномерное распределение по листу бумаги. Соблюдение правил техники безопасности при работе с клеем ПВА.

Тема 19. Точечная аппликация из смятых комочков. Ёлочная гирдянда. Закрепление знаний о празднике «Новый год», новогодних традициях.  

Отработка навыков работы в технике «Смятые комочки». Сминание квадратиков салфетки (4*4 см.) в комочки, равномерное наклеивание по изображению ёлки. Соблюдение правил техники безопасности при работе с клеем ПВА.

        Тема 20. Точечная аппликация из смятых комочков. Букет для мамы. Систематизация знаний о способах доставить близким людям радость.  Отработка навыков работы в технике «Смятые комочки». С Соблюдение правил техники безопасности при работе с клеем ПВА.

         Тема 21. Контурная аппликация из смятых комочков. Буква Ш.

 Закрепление  навыка написания буквы Ш. Отработка навыка сминания комочков  из квадратиков бумажной салфетки. Умение выкладывать комочки по начерченному контуру.

Соблюдение правил техники безопасности при работе с клеем ПВА.

         Тема 22. Контурная аппликация из смятых комочков. Буква Н.

Закрепление  навыка написания буквы Н. Закрепление навыка сминания комочков  из квадратиков бумажной салфетки.

 Умение выкладывать комочки по начерченному контуру, оформлять работу дополнительными деталями.

Соблюдение правил техники безопасности при работе с клеем ПВА. Оформление выставки работ.

         Тема 23. Контурная аппликация из смятых комочков. Цифра 4.

Закрепление навыка написания цифры 4. Закрепление навыка сминания комочков  из квадратиков бумажной салфетки. Умение выкладывать комочки по начерченному контуру, оформлять работу дополнительными деталями.

Соблюдение правил техники безопасности при работе с клеем ПВА. Оформление выставки работ.

         Тема 24. Контурная аппликация из смятых комочков. Цифра 5.

Закрепление  написания цифры 5. Закрепление навыка сминания комочков  из квадратиков бумажной салфетки. Умение выкладывать комочки по начерченному контуру, оформлять работу дополнительными деталями.

Соблюдение правил техники безопасности при работе с клеем ПВА. Оформление выставки работ.

        Тема 25. Плоскостная аппликация из смятых комочков. Лев.

Закрепление знаний внешнего вида льва. Просмотр фрагмента мультфильма «Каникулы льва Банифация». Беседа «Животное. Лев». Анализ образца.

Отработка навыков сминания бумажных квадратиков в комочки. Последовательное выкладывание комочками гривы, кисточки хвоста льва.

Оформление дополнительными деталями.

           Тема 26. Плоскостная аппликация из смятых комочков. Цветок.

Систематизация знаний о растительности леса. Просмотр видеоролика «На лесной полянке». Рассматривание натурального цветка: фиалку. Анализ образца. Выделение частей цветка: сердцевинка, лепестки, стебель, листья.

Отработка навыка сминания бумажных квадратиков в комочки. Последовательное заполнение комочками пространства внутри контура.

Оформление дополнительными деталями

          Тема 27. Плоскостная аппликация из смятых комочков. Грузовик.

Закрепление знаний о транспорте, назначении, частях грузовика. Рассказ: части игрушки, цвет, назначение. Анализ образца. Выделение частей машинки: кабина, кузов, колёса. Подбор цвета салфеток. Сминание бумажных квадратиков в комочки. Последовательное заполнение комочками пространства внутри контура.

Оформление дополнительными деталями

          Тема 28. Плоскостная аппликация из смятых комочков. Золотая рыбка.

Закрепление внешнего вида, места обитания рыбы. Рассматривание игрушки: рыбка. Анализ образца. Выделение частей рыбки: плавники, хвост. Подбор цвета салфеток. Сминание  квадратиков бумажной салфетки в комочки. Последовательное заполнение комочками пространства внутри контура.

Оформление дополнительными деталями

          Тема 29. Игрушки из мятой бумаги. Морковь.

Закрепление знаний о моркови (овощ, растёт на грядке). Закрепление знаний о внешнем виде, свойствах, пользе моркови. Умение сминать бумажную салфетку, моделировать форму моркови.

Оформление работы дополнительными деталями

       Тема 30. Игрушки из мятой бумаги. Репка.

Закрепление знаний о репке (овощ, растёт на грядке),  внешнем виде, свойствах, пользе репы. Отработка навыка  сминать бумажную салфетку, моделировать форму моркови.

Оформление работы дополнительными деталями

      Тема 31. Игрушки из мятой бумаги. Колобок.

Закрепление содержания сказки «Колобок», рассматривание иллюстраций. Отработка навыка  сминать бумажную салфетку, моделировать форму колобка.

Оформление работы дополнительными деталями

           Тема 32. Игрушки из мятой бумаги. Поросёнок.

Закрепление знаний о домашних животных, поросёнке.

 Отработка навыка  сминать бумажную салфетку, моделировать форму поросёнка.

Оформление работы дополнительными деталями

           Тема 33. Игрушки из мятой бумаги. Птичка.

Закрепление содержания сказки «Колобок», рассматривание иллюстраций. Отработка навыка  сминать бумажную салфетку, моделировать форму птички.

Оформление работы дополнительными деталями

           Тема 34. Чему я научился?

Рассматривание портфолио, раздел «Моё творчество». Закрепление знаний о техниках изготовления поделок (обрывание, сминание). Оформление выставки.

Итоговый контроль: задания: сомни комочек из квадратика бумажной салфетки, из всей салфетки, наклей, сформируй из салфетки мячик и т.д.. Умение дать объективную оценку своей работы и работ товарищей.

Литература и интернет-ресурсы:

  1. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

2 вариант

2. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: (программно-методические материалы) / Под ред. И.М. Бгажноковой. М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2010

3. Долженко Г.И. Сто поделок из бумаги. Ярославль, Академия развития, 1999

4. Детская аппликация из картона и рваной бумаги - бумажная мозаика http://ejka.ru/blog/podelki/315.html

5. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений. - М., 2008.

6. Поделки для детей.http://podelkidlyadetei.ru/texnika-applikacii-applikaciya-iz-rvanoj-bumagi/

7. Ручной труд как средство коррекции умственного развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью” Дефектология №3 -1996.“

8. Цыплёнок из мятой бумаги http://nebesite.ru/games/podelki/cyplenokizmyatoibumagi.jdx.

http://steshka.ru/shablon-obryvnaya-applikaciya-iz-bumagi

9.   Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Трудовичок"

Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса + календарно-тематическое планирование...