КВД "Игры на шахматной доске"
методическая разработка

Программа курса внеурочной деятельности «Игры на шахматной доске» реализует обще интеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена на основе программ «Первый год обучения» Федерального курса «Шахматы – школе», автор И.Г. Сухин.

Цель программы:

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения играм в шахматы, шашки, обратные шашки(поддавки)

Задачи:

- обучить правилам игры в шахматы, шашки, обратные шашки(поддавки), уголки;

-воспитать уважительное отношение в игре к противнику                          .                                      Программой предусмотрено проведение 8 занятий.   Программа рассчитана на детей 7-14 летнего возраста.   Используется методический материал, наработанный педагогом, а также ресурсы сети Интернет .

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kvd_igry_na_shahmatnoy_doske_1.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к курсу внеурочной деятельности «Игры на шахматной доске».

Программа курса внеурочной деятельности «Игры на шахматной доске» реализует обще интеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена на основе программ «Первый год обучения» Федерального курса «Шахматы – школе», автор И.Г. Сухин.

Цель программы:

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения играм в шахматы, шашки, обратные шашки(поддавки)

Задачи:

- обучить правилам игры в шахматы, шашки, обратные шашки(поддавки), уголки;

-воспитать уважительное отношение в игре к противнику                          .                                      Программой предусмотрено проведение 8 занятий.   Программа рассчитана на детей 7-14 летнего возраста.   Используется методический материал, наработанный педагогом, а также ресурсы сети Интернет .

Результаты  освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами изучения данного внеурочного курса являются:

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

 Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Развитие любознательности и сообразительности;

 Развитие целеустремлённости, внимательности, умения контролировать свои действия;

 Развитие наглядно-образного мышления и логики.

Метапредметные результаты.

 Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

 Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

 Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

 Предметные  результаты:

1. Знакомство с правилами игры в шахматы.

2. Знакомство с правилами игры в шашки.

3. Знакомство с правилами игры в обратные шашки(поддавки).

4. Знакомство с правилами игры в уголки.

2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

 

 1.  ШАХМАТЫ.

 Ша́хматы  —  настольная логическая игра со специальными фигурами на 64-клеточной доске для двух соперников, сочетающая в себе элементы  искусства (в том числе в части  шахматной композиции ),  науки и спорта Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур.  Игра происходит на доске, поделённой на равные квадратные клетки, или поля. Размер доски — 8×8 клеток. Вертикальные ряды полей (вертикали) обозначаются  латинскими буквами от а до h слева направо, горизонтальные ряды (горизонтали) — цифрами от 1 до 8 снизу вверх; каждое поле обозначается сочетанием соответствующих буквы и цифры. Поля раскрашены в тёмный и светлый цвета (и называются, соответственно, чёрными и белыми) так, что соседние по вертикали и горизонтали поля раскрашены в разные цвета. Доска располагается так, чтобы ближнее угловое поле справа от игрока было белым (для белых это поле h1, для чёрных — поле а8).

У игроков в начале игры имеется по одинаковому  набор фигур Фигуры одного из игроков условно называются «белыми», другого — «чёрными». Белые фигуры окрашены в светлый цвет, чёрные — в тёмный. Сами игроки называются «белые» и «чёрные» по цвету своих фигур.

В каждый комплект фигур входят:  король(, ),  ферзь (, ), две  ладьи (, ), два  слона (, ), два  коня (, ) и восемь  пешек (, ). В начальной позиции фигуры обеих сторон размещаются так, как показано на диаграмме. Белые занимают первую и вторую горизонтали, чёрные — седьмую и восьмую. Пешки расположены на второй и седьмой горизонталях соответственно.

Игра заключается в том, что игроки поочерёдно делают ходы. Первый ход делают белые. За исключением  взятие на проходе и  рокировки , описанных ниже, ход заключается в том, что игрок перемещает одну из своих фигур на другое поле по следующим правилам:

  •  Фигуры (кроме коня) передвигаются по прямой линии, при этом все промежуточные поля между начальным и конечным должны быть свободны (на них не должно быть своих или чужих фигур). Исключением является ход коня, см. ниже.
  • Ход на поле, занятое своей фигурой, невозможен.
  • При ходе на поле, занятое чужой фигурой, она снимается с доски (взятие).
  •  Король ходит на соседнюю клетку по вертикали, горизонтали или диагонали.
  •  Ферзь ходит на любое расстояние по вертикали, горизонтали или диагонали.
  •  Ладья ходит на любое расстояние по вертикали или горизонтали.
  •  Слон ходит на любое расстояние по диагонали.
  • Конь ходит «буквой Г»: на две клетки по вертикали и на одну клетку по горизонтали, или наоборот, на две клетки по горизонтали и на одну клетку по вертикали. Или же можно сказать так: он ходит на любую из клеток окружающего его квадрата 5х5, кроме тех, что расположены от него по вертикали, горизонтали или диагонали. При этом цвет поля, на которое ходит конь, всегда противоположен цвету поля, на котором он стоит. Конь отличается от остальных фигур также тем, что другие фигуры, стоящие пути коня, не препятствуют его ходу (он через них «перепрыгивает»).
  • Пешка может ходить только вперёд (направлением «вперёд» называется направление к восьмой горизонтали для белых или к первой для чёрных): без взятия — на одно поле вперёд по вертикали, а со взятием — по диагонали на одно поле вперёд-вправо или вперёд-влево. Если пешка находится на начальном поле (вторая горизонталь для белых и седьмая для чёрных), то кроме этого, она может сделать ход без взятия на два поля вперёд. Когда пешка ходит на последнюю горизонталь (для белых — на восьмую, для чёрных — на первую), она заменяется по выбору игрока на любую другую фигуру того же цвета, кроме короля ( превращение пешки). Превращение пешки является частью того хода, которым она перемещается на последнюю горизонталь. Таким образом, если, например, превращённая из пешки фигура угрожает королю противника, то этот король в результате хода пешкой на последнюю горизонталь немедленно оказывается под шахом.

Ходы всех фигур показаны на диаграмме ниже. Знаками «Х» отмечены поля, на которые может переместиться фигура с того поля, на котором она находится сейчас.

Поле называется находящимся под ударом или битым, если при своём ходе фигура могла бы взять находящуюся на этом поле фигуру противника (независимо от того, есть ли такая фигура на этом поле). Поле считается битым, даже если фактически ход фигурой туда невозможен, так как ставит под бой собственного короля.

  • Король, находящийся на битом поле, называется «стоящим под  шахом». Сделать ход, после которого король противника оказывается под шахом, значит «объявить шах». Ходы, после которых король сделавшего ход остаётся или оказывается под шахом, запрещены; игрок, король которого находится под шахом, обязан немедленно его устранить.
  • Если король игрока находится под шахом и игрок не имеет ни одного хода, позволяющего устранить этот шах, этот игрок называется «получившим мат» и, соответственно, он терпит поражение. Цель игры и состоит в том, чтобы поставить мат королю противника.
  • Если игрок при своей очереди хода не имеет возможности сделать ни одного хода по правилам, но король игрока не находится под шахом, такая ситуация называется  пат.

Игра завершается выигрышем одной из сторон или  ничьей.

2.  ШАШАШКИ.  

Ша́шки — логическая  настольная игра для двух игроков, заключающаяся в передвижении определённым образом фишек-шашек по клеткам  шашечной доски. Во время партии каждому игроку принадлежат шашки одного цвета: чёрного или белого  . Цель игры — взять все шашки соперника или лишить их возможности хода (запереть). Существует несколько вариантов шашек, отличающихся правилами и размерами игрового поля.

Основные правила игры, которые действуют во всех вариантах шашек:

  • Все шашки, участвующие в партии, выставляются перед началом игры на доску. Далее они передвигаются по полям доски и могут быть сняты с неё в случае боя шашкой противника.
  • Брать шашку, находящуюся под боем, обязательно.  
  • Существует только два вида шашек: простые и дамки. В начале партии все шашки простые. Простая шашка может превратиться в дамку, если она достигнет последнего противоположного горизонтального ряда доски (дамочного поля).
  • Простые шашки ходят только вперёд на следующее поле. Дамки могут ходить и вперёд и назад


3. ОБРАТНЫЕ  ШАШАШКИ (ПОДДАВКИ). 

Обратные шашки (поддавки)   — игра в  шашки с противоположной целью — лишить себя возможности хода, создав ситуацию, когда все свои шашки отданы сопернику или заперты. Являются традиционным и наиболее популярным видом обратных шашек в России ]. Игра в поддавки возможна благодаря основному шашечному правилу, обязывающему брать шашку, находящуюся под боем.

 4.   УГОЛКИ  

Уголки —  настольная логическая играна квадратном поле размером 8x8   клеток для двух участников.

Цель игры переставить все свои шашки в дом соперника. Игрок, сделавший это первым, выигрывает. Однако, если второй игрок закончил перестановку в тот же ход, что и первый игрок, то игрокам потребовалось равное количество ходов. В этом случае засчитывается ничья.

Проигравший достраивает свой дом и считает, на сколько ходов (очков) он отстал от победителя.

Каждый игрок может за один ход переместить одну шашку. Шашки можно перемещать в любом направлении на соседнюю пустую клетку, шашки могут перепрыгивать через свои и чужие шашки. Перепрыгивать можно по вертикали, по горизонтали и наискось. Если за шашкой есть пустая клетка. Прыжки могут быть многократными, при этом перепрыгивать шашка может как свои шашки, так и шашки противника. Длина прыжка не принудительна, то есть игрок может решить в любое время прекратить многократный ход.

Тематическое планирование

Тема

 Всего часов

Теоретические занятия

 Шахматы

5

5

 Шашки

1

1

 Обратные шашки(поддавки)

1

1

 Уголки

1

1

Итого

8

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по кружку на тему:"Как появилась шахматная доска"

открытый урок по кружку "Шахматы" на тему: "Как появилась шахматная доска"...

Презентация по шахматам для внеурочной деятельности на тему: "Шахматная доска"

Дети Ален и Лена, пройдя через бурную реку, жгучий огонь и темный лес, познакомились с увлекательной игрой  - шахматы....

План-конспект урока "Шахматная доска"

План – конспект  урока  по программе И.Г. Сухина «Шахматы – школе». Тема урока "Шахматная доска"...

Урок шахмат "Шахматы.Шахматная доска. Шахматные фигуры"

Методическая разработка в рамках программы внеурочной деятельности "Шахматный Всеобуч"....

Конспект урока " Шахматная доска"

Конспект урока " Шахматная доска", первый год обучения по программе И.Г.Сухина " Шахматы - школе"....

Разработка занятия по теме: «Внеурочная деятельность через шахматное образование» КВН для учащихся 2-ых классов «Сражение на шахматной доске»

ЦЕЛЬ:Прививать интерес к шахматной игре.Задачи:• Развивать мышление, воображение, изобретательность, интерес, внимание,дисциплину, выдержку и волю, стремление к победе.• Воспитывать в процес...