Главные вкладки

    Конспект урока " Шахматная доска"
    план-конспект урока (1 класс) на тему

    Асанова Элиза Орозовна

    Конспект урока " Шахматная доска", первый год обучения по программе И.Г.Сухина " Шахматы - школе".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл конспект урока " шахматная доска"24.73 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя школа №6»

    Тема :

    «ШАХМАТНАЯ ДОСКА» 

                                                              план – конспект  урока

    по программе И.Г. Сухина «Шахматы – школе»

     

    Работа выполнена:

    Асанова Элиза Орозовна

    учитель начальных классов,

    МБОУ СОШ №6, г.Югорск

     

     

    г. Югорск

    2018г

    Тема: Шахматная доска

    Цель: дать представление детям о шахматной доске.

    Задачи:

    развитие внимания и логического мышления;
    обучение шахматным терминам: шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
    воспитание чувства, такта, уважения к своему партнёру.

    Методы: наглядный, эвристический, словесные.

    Оборудование: шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур, компьютер с колонками,  экран с проектором, комплект шахмат для каждого ученика, видео-материала «Мудрые сказки тётушки Совы – Медвежонок Ых и цветы дружбы. Шахматы.» , раскраски «Шахматная доска».

    ХОД

    1. Вступительная часть

     -Здравствуйте, дети!

    - Для того, чтобы вы могли лучше понять то, чем мы с вами будем заниматься, предлагаю вам просмотреть волшебную сказку. А когда вы закончите просмотр, то постарайтесь ответить на один вопрос: «Что такое шахматы?

    Просмотр видео-материала «Мудрые сказки тётушки Совы – Медвежонок Ых и цветы дружбы. Шахматы.»

    - И так, что же такое шахматы? (Ответы детей)

    Верно ребята, шахматы - это спортивная игра! И как в любом другом виде спорта, в шахматах существуют правила, которые необходимо соблюдать, чтобы наши тренировки и занятия приносили пользу. Сегодня я познакомлю вас только с первыми двумя правилами, но усвоив их, вы уже сделаете первый шаг на пути к победе:

    1. Дисциплина. Игра в шахматы учит думать и быть внимательным, развивает изобретательность и логическое мышление. А думается лучше всего в тишине! Поэтому, если вы решили заняться этим видом спорта, помните о дисциплине, иначе придётся вас исключить, чтобы вы не мешали развиваться другим детям.

    Взаимоуважение. В спорте главное – это тренировки. Даже у великих спортсменов не всё получается с первого раза, поэтому нужно с уважением относиться, как к победителю, так и к проигравшему.

    -  Мы с вами отправляемся в  Волшебную шахматную школу!

    2. Основная часть.

    Послушайте одну удивительную историю. Сегодня утром, я обнаружила на столе карту, посмотрите на нее (Показывает карту, на которой написано «Путь в Черно-белое Королевство») Что это за королевство такое и где оно находится, я не знаю. А вы, ребята, знаете? (Предположения детей)

    - Давайте внимательно посмотрим, может быть, из карты мы что-то поймем. (Рассматривают, обнаруживают сходство предметов и названий с групповым помещением) Кажется, я догадалась. Черно-белое Королевство находится где-то здесь, неподалеку. Давайте отыщем его.

    Дети по карте ищут дорогу и находят большую демонстрационную шахматную доску с названием Черно-белое Королевство.

    - Вот мы его и отыскали, вы узнали, что это за королевство?

    Дети: Да, это шахматная доска.

    - Верно, это шахматная доска, но почему же Королевство называется Черно-белым?

    Дети: Потому что на доске черные и белые клетки.

    - Правильно эти клетки в шахматах называются полями, на доске есть черные поля и белые поля, они располагаются определенным образом, кто скажет как именно.

    Дети: По порядку, поочередно, белые и черные чередуются.

    - А кто из вас сможет сосчитать, сколько на доске белых полей?

    Дети: 32.

    - А черных?

    Дети: Тоже 32.

    - А каких полей больше черных или белых?

    Дети: Одинаково, их равное количество, поровну, белых полей столько же, сколько и черных.

    - Правильно. Белых – 32 и черных – 32, а всего 64 поля. В шахматном Королевстве есть улицы. Те улицы, которые идут слева направо, называются Горизонталями и обозначаются цифрами, а те улицы, которые расположены сверху вниз – Вертикалями и обозначаются буквами. Сосчитайте, сколько вертикальных улиц?

    Дети: 8.

    - А сколько горизонтальных?

    Дети: 8.

    - Кто сможет показать 1 вертикаль?

    - Какого цвета 1-я клетка во второй горизонтали? (белая)

    - А последняя? (чёрная)

    Дети тренируются показывать сначала вертикали, потом горизонтали.

    Очень хорошо. Но есть в Королевстве еще и переулки, большие и маленькие, и они называются Диагоналями. Проходят они наискосок, и они всегда одного цвета или белые или черные.

    - Покажите самую длинную черную диагональ, самую длинную белую диагональ, самые короткие белые диагонали. Сколько их? Самые короткие черные диагонали. Сколько их?

    Дети тренируются показывать диагонали.

    - Черные и белые диагонали пересекаются в центре шахматной доски. Это Центральная площадь Королевства, из скольких полей она состоит?

    Дети: Из четырех.

    - Сколько в центре белых полей?

    Дети: 2.

    - А черных?

    Дети: 2.

    - Правильно. Ребята, почему-то Королевство совершенно пустое и никто из жителей нас не встречает, может быть, здесь что-то случилось? (Предположения детей)

    - Но кто-то для нас оставил маленькие шахматные доски, только они какие-то странные, все белые. (Показывает заранее приготовленные расчерченные бумажные доски) Наверное, жители Черно-белого Королевства просят нас о помощи, и хотят, чтобы мы раскрасили доски, правильно чередуя черные и белые поля. Справитесь?

    Дети: Да!

    Дети раскрашивают свои маленькие шахматные досочки.

    - Отлично, все справились с заданием, но что случилось в Черно-белом Королевстве, мы узнаем только на следующем занятии.

    3. Шахматная физкультминутка

    Исходное положение - сидя на стуле.

    Раз и два, и три, четыре – (руки поочередно: вверх, затем на плечи)

    Ставим ноги мы пошире. (ноги на ширину плеч)

    Руки вбок, наклон вперед, (руки на поясе, наклон вперед)

    Вправо, влево. Вот народ! (наклоны туловища вправо-влево)

    Засиделся, застоялся – (руки на плечи,

    В шахматы так заигрался… вращения вперед-назад)

    Раз – наклон, вправо – два: (наклоны головы влево-вправо)

    Отдохнула голова. (вращение головы)

    Смотрим вниз, смотрим вверх, (вращательные упражнения

    Охватить нам нужно всех. для глаз)

    Обнять себя, приободрить, (обхватить себя, похлопать по плечам)

    И про друга не забыть! (погладить соседа)

    Побежали наши ножки (имитация бега)

    Вперед, по шахматным дорожкам!

    4. Закрепление

    Вот вам листочки и карандаши.

    - Задание такое: нужно правильно раскрасить две горизонтали: 1-ю и 2-ю. Внимательно посмотрите на демонстрационную доску. Чем отличаются эти две горизонтали?  (Порядком чередования белых и чёрных полей). Обратите внимание, что у одних   вначале стоит черное поле, а у других – белое. (Дети закрашивают под музыку)

     (Большим сувенирным карандашом дети ставят на своих работах звёздочки за правильное выполнение задания. Тем, кто не справился, даю ещё один листик – переделать)

    5. Итог

     На этом наше путешествие в Волшебную шахматную школу подошло к концу. До свидания!

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    открытый урок по кружку на тему:"Как появилась шахматная доска"

    открытый урок по кружку "Шахматы" на тему: "Как появилась шахматная доска"...

    Презентация по шахматам для внеурочной деятельности на тему: "Шахматная доска"

    Дети Ален и Лена, пройдя через бурную реку, жгучий огонь и темный лес, познакомились с увлекательной игрой  - шахматы....

    План-конспект урока "Шахматная доска"

    План – конспект  урока  по программе И.Г. Сухина «Шахматы – школе». Тема урока "Шахматная доска"...

    План-конспект урока "Шахматный король"

    Приведены правила ходов и взятия короля...

    Урок шахмат "Шахматы.Шахматная доска. Шахматные фигуры"

    Методическая разработка в рамках программы внеурочной деятельности "Шахматный Всеобуч"....