Мир моих интересов
календарно-тематическое планирование

Шарандова Анна Ивановна

Рабочая программа духовно-нравственного направления «Страна радужного солнышка» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Программа внеурочной деятельности «Мир моих интересов» составлена на основе программы внеурочной деятельности «Страна радужного солнышка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мир моих интересов47.02 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа духовно-нравственного направления «Страна радужного солнышка» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Программа внеурочной деятельности «Мир моих интересов» составлена на основе программы внеурочной деятельности «Страна радужного солнышка», которая разработана Г.П.Сычевой, учителем начальных классов, и педагогами дополнительного образования Нижегородской области и сертифицирована НМЭС ГОУ ДПО НИРО и областным советом министерства образования Нижегородской области (протокол № 1 от 23.05.2011)

Сохранить детство здоровым, полноценным, радостным, направить познавательную активность ребенка в нужное русло призвано воспитание, понимаемое, с одной стороны, как процесс целенаправленного поступательного развития личности, основанный на эффективном взаимодействии всех учеников образовательного процесса (учитель-ученик-родитель), с другой - как искусство чуткого прикосновения к ребенку, бережного проникновения в его внутреннее «Я». Это искусство помогает, стимулирует его саморазвитие, самоизменение, самовоспитание, самосовершенствование. Роль педагога состоит в том, чтобы раскрыть перед воспитанником многообразие жизненных путей и сформировать готовность ребенка к осознанному выбору, за который в дальнейшем он будет нести ответственность. Проведение отдельных воспитательных мероприятий для решения этих важнейших задач не дает нужного результата - необходимо создание целостной системы воспитательной работы, способной обеспечить максимально благоприятные условия для развития личности ребенка, учитывающей интересы, способности, потребности учащихся, их возможности и творческий потенциал.

Многолетние поиски, изучение педагогической литературы, проверка теоретических положений в практической деятельности позволили создать воспитательную систему класса на основе программы внеурочной деятельности «Мир моих интересов». Основная идея данной программы заключается в создании в детском коллективе комфортной атмосферы, пробуждающей интерес учащихся к самореализации, проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самопознания, саморазвития, самоизменения, самовоспитания, самосовершенствования.

Цель программы: создание условий для приобретения ребенком духовно-нравственного опыта, воспитание у него ответственности, активной жизненной позиции и гуманного отношения к окружающему миру. Достижение этой цели возможно в процессе решения следующих задач:

способствовать формированию у детей позитивного отношения к обычаям, традициям своего народа, своей семьи; чувства сопричастности к истории и судьбе своей Родины; активной гражданской позиции и гуманного отношения к окружающему миру;

поддерживать создание собственной среды ребенка в соответствии с этическими, эстетическими, нравственными и культурными критериями, условий для воспитания чуткости и способности видеть прекрасное;

пробудить стремление к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей;

развить потребность в саморазвитии, самосовершенствовании и способность к становлению и проявлению субъективности и индивидуальности учащихся, их творческих возможностей.

Путь к достижению ценностных ориентиров предполагает индивидуальное и коллективное самоопределение посредством осознания и принятия определенных ценностей. Теоретическую основу программы составляют идеи и работы, рассматривающие вопросы нравственного воспитания (В. А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили, В. А. Караковского и др.). В. А. Сухомлинский первым обратился к процессам духовной жизни ребенка, к необходимости и ценности сопереживания, сочувствия ей, создания необходимых условий для воспитательной деятельности родителей и учителей.

Программа рассчитана на 1 год, 135 часов. В 1 классе - 33 часа, 2-4 классы по 34 часа Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 40 минут во 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4-х классов.

Принципы и подходы программы внеурочной деятельности «Мир моих интересов»:

  • деятельностный подход;
  • сотрудничество участников образовательного процесса ученик - учитель -
  • родители;
  • единство требований семьи и школы;
  • гуманизация;
  • демократизация;
  • индивидуализация образовательного процесса;
  • духовно-нравственный подход к отбору содержания программы.

Разумеется, ребенок не может развиваться вне общества, в котором он живет. А живет он в стране с определенной структурой власти (управления). Поэтому самоуправление класса представляется как уменьшенная модель системы управления нашей страны.

Принципы организации совместной деятельности классного руководителя, учащихся и родителей в реализации воспитательной системы класса:

гуманистический стиль общения и взаимодействия;

уважительное отношение семьи и классного руководителя к детям и друг другу;

постоянное совершенствование психолого-педагогического уровня общения. Педагогические технологии реализации программы внеурочной деятельности и создания воспитательной системы класса:

педагогика сотрудничества;

технология коллективных творческих дел (КТД);

здоровьесберегающие технологии;

технология проектного обучения;

технология деловой игры;

информационно-компьютерные технологии (ИКТ) и др.

 Этапы духовно-нравственного становления и развития младшего школьника

1-й этап

«В нашей дружной стране хорошо тебе и мне!»

Изучение потребностей и интересов родителей, учащихся.

Изучение личности каждого ребенка, становление дружеских контактов с детьми, родителями, определение направлений совместной деятельности, вовлечение учащихся в разнообразные виды деятельности.

Использование различных диагностических методик для изучения относительно устойчивых и неустойчивых свойств личности.

Формирование органов самоуправления класса, распределение поручений.

2-й этап

«Я и мои друзья»

Гармонизация межличностных отношений детей, формирование классного коллектива.

Формирование органов самоуправления, развитие инициативы учащихся. Вовлечение учащихся в разнообразные виды деятельности. Развитие ценностных ориентаций, личностных свойств и качеств школьника.

Расширение возможности самоутверждения и самовыражения учащихся. Повышение значимости общественного мнения.

3-й этап

«Я + другие Я!»

Изучение возможностей дальнейшего продвижения учащихся на пути собственного развития, коррекция их поведения и взаимоотношений в различных ситуациях.

Усиление внимания коллектива к личности и личности к коллективу. Зарождение коллективных традиций. Развитие инициативы органов самоуправления.

4-й этап

«Хорошо, когда вместе!»

Выработка правил, определяющих отношение учащихся друг к другу и к окружающим.

Нацеленность учащихся и коллектива на постоянный рост. Усиление требовательности себе, способность к самоконтролю, саморазвитию, самовоспитанию. Рост социальных потребностей коллектива.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Вся деятельность по построению и развитию воспитательной системы класса направлена на то, чтобы у младшего школьника сформировались личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия в соответствии с портретом выпускника начальных классов, определенным во ФГОС НОО.

Определение результативности реализации программы духовно-нравственного становления личности младшего школьника осуществляется в соответствии с критериями трех уровней.

Результаты первого уровня - усвоение младшими школьниками социальных знаний и базовых нравственных ценностей:

обучающиеся имеют представление о духовно-нравственных ценностях;

получают представление о Родине, обществе, семье как ячейке общества;

проявляют интерес к познанию истории и традиций своей Родины - России, малой родины, семьи;

имеют представление о различных социальных ролях человека в обществе;

знают особенности проявлений важнейших нравственных качеств человека (патриотизм, трудолюбие, честность, совестливость, справедливость, доброта, уважение к людям, ответственность и др );

имеют представления о правилах культуры поведения.

Результаты второго уровня - приобретение опыта позитивного отношения к базовым ценностям общества в процессе контролируемой деятельности:

младшие школьники обладают позитивным отношением к нравственным ценностям, объективно оценивают свои поступки и поступки других людей;

приобретают ценностное отношение к социальной реальности под руководством и контролем взрослых в семье, школе, социуме, природе;

руководствуются в своем поведении нравственно-ценностными нормами;

осознают себя значимой частичкой своей семьи;

осваивают (проигрывают) разные социальные и семейные роли;

приобретают навыки культуры поведения в общественных местах и опыт общения с различными людьми;

участвуют в творческой, учебной, внеурочной деятельности.

Результаты третьего уровня - самостоятельное творческое применение базовых ценностей, коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий в межличностных отношениях с людьми разного возраста, гуманном отношении ко всему живому, в патриотическом восприятии малой и большой Родины, в объективной оценке поступков других людей и своих собственных и т. д.

Критериями эффективности духовно-нравственного воспитания могут служить следующие качества:

  • любовь к Родине;
  • любовь и уважение к своим близким;
  • готовность прийти на помощь нуждающимся в ней;
  • способность жить и поступать в соответствии с духовно-нравственными ценностями;
  • умение справедливо оценивать себя и свои поступки;
  • стремление жить в мире с собой и окружающими;
  • бережное отношение к окружающему миру;
  • стремление к открытию в себе собственного «Я»;
  • творческий и ответственный подход ко всем поручениям и делам;
  • умение видеть и формулировать проблемы, самостоятельно организовать себя

Содержание курса внеурочной деятельности

Отечество. «Моя родина - Россия!»

Цель: развитие социально активной и творческой личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и свое будущее.

Задачи:

развивать чувство гордости за свою Родину, за свой родной край;

развивать интерес к истории своей семьи, ее традициям как малой частице своей

Родины;

развивать гуманное отношение к окружающему миру, гуманистическое мировоззрение.

Формы работы:

тематические беседы, диспуты, экскурсии в природу, в краеведческий музей, по городам Самарской области и России.

встречи с интересными людьми, земляками;

Человек. «Я - Человек»

Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого предназначения, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Задачи:

развивать у учащихся нравственную культуру;

создавать условия для освоения этических знаний и нравственного опыта прошлого, его связи с будущим и своей роли в нем;

развивать нравственные качества:        патриотизм, трудолюбие, честность,

совестливость, справедливость, доброту, уважение к людям, ответственность.

Формы работы:

тематические беседы, диспуты, по нравственной тематике;

изучение нравственного наследия мира и своей страны;

знакомство с историями из жизни замечательных людей, оставивших след в истории своей страны.

Культура. «Все сумею, все смогу»

Цель:        создание условий для проявления учащимися инициативы и

самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к различным видам деятельности.

Задачи:

создавать условия для равного проявления учащимися своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности;

использовать активные и нестандартные формы внеурочной деятельности учащихся, отвечающие их интересам и возможностям;

развивать способность адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться успехам других и сопереживать в случае их неудач.

Формы работы:

  • посещение музеев, театров, выставок;
  • празднование памятных дат календаря;
  • клубы и «досуговые центры» по интересам.

Труд. «Путь к профессии»

Цель: оказание учащимся эффективной психолого-педагогической поддержки и создание условий для будущего профессионального самоопределения и самоутверждения. Задачи:

формировать «информационное поле» будущего профессионального самоопределения;

формировать культуру труда и уважение к людям разных профессий, мотивы саморазвития и личностного роста;

развивать умения целеполагания и самостоятельного планирования своей трудовой деятельности.

Формы работы:

диспуты, беседы, час вопросов и ответов «В мире профессий»;

Мир человека. «В мире людей»

Цель: формирование у учащихся социального опыта общения.

Задачи:

познакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений;

развивать культуру общения в системе «учителя - ребенок», «ребенок - ребенок», «ребенок - родители», «родители - учителя»;

создавать комфортные условия для общения всех детей в классе;

учить приемам преодоления проблем в общении;

развивать у учащихся культуру сохранения и укрепления собственного здоровья;

познакомить учащихся с опытом и традициями поколений по сохранению физического и психического здоровья.

Формы работы:

тренинг общения детей и родителей, лаборатория нерешенных проблем;

презентация себя, своих друзей, своей семьи и т. д.;

праздники, конкурсы, сюжетно-ролевые игры.

Земля и мир. «Мир в нас - мир вокруг нас»

Цель:        реализация активного взаимодействия участников воспитательного

процесса, обеспечивающего создание условий для многогранного развития личности ребенка, его самореализации, самовоспитания, саморазвития.

Задачи:

создание единого коллектива «родители - дети - учитель»;

формирование активной позиции родителей;

оказание психолого-педагогической помощи семье в воспитании и обучении детей;

помощь в овладении учащимися суммой знаний, умений навыков, способствующих раскрытию их личностного потенциала.

п/п

Направление

деятельности

Кол-

во

Формы деятельности

часов

1

Отечество. «Моя родина - Россия!»

17

тематические беседы, диспуты, экскурсии в природу, в краеведческий музей, по городам Самарской области и России.

встречи с интересными людьми, земляками;

2

Человек. «Я - Человек»

16

тематические беседы, диспуты, по нравственной тематике;

изучение нравственного наследия мира и своей страны;

знакомство с историями из жизни замечательных людей, оставивших след в истории своей страны.

3

Культура. «Все сумею, все смогу»

28

посещение музеев, театров, выставок;

празднование памятных дат календаря;

клубы и «досуговые центры» по интересам.

4

Труд. «Путь к профессии»

16

диспуты, беседы, час вопросов и ответов «В мире профессий»;

экскурсии на различные предприятия города

5

Мир человека. «В мире людей»

12

тренинг общения детей и родителей, лаборатория нерешенных проблем;

презентация себя, своих друзей, своей семьи и т.д.;

праздники, конкурсы, сюжетно-ролевые игры.

6

Земля и мир. «Мир в нас - мир вокруг нас»

16

создание единого коллектива «родители - дети - учитель»;

формирование активной позиции родителей;

оказание психолого-педагогической помощи семье в воспитании и обучении детей;

помощь в овладении учащимися суммой знаний, умений навыков, способствующих раскрытию их личностного потенциала.

7

Здоровье. «Мир спорта и здоровья»

30

Организация и проведение спортивных соревнований, праздников:

1 четверть - «Пикник листопада»;

2четверть-лыжная прогулка с фотоаппаратом «Сказка зимнего леса»

3 четверть - «Веселая лыжня»;

4 четверть - «Туристическая экспедиция»; подвижные игры на воздухе;

ВСЕГО

135

Тематическое планирование

1 класс (33 часа)

№ п/п

Тема занятия

Кол-

во

часов

1

Выход в театр «Колесо» на просмотр спектакля

2

часа

2

«Пикник листопада» Экскурсия в осенний парк.

3

часа

3

Посещение городской библиотеки им. Андерсена

2

часа

4

«Музеи города» Посещение краеведческого музея.

2

часа

5

«Путешествие по Тольятти». Экскурсия по городу.

2

часа

6

«Зимние забавы. Традиции русского народа» Подготовка и проведение

2

часа

игр на воздухе.

7

Выход в театр «Колесо» на просмотр спектакля «Рождественская сказка»

2

часа

8

Лыжная прогулка с фотоаппаратом «Сказка зимнего леса».

3

часа

9

Посещение филармонии.

2

часа

10

Выход на спектакль в ТЮЗ.

2

часа

11

Посещение планетария «Мир космоса»

2

часа

12.

Акция «Помоги братьям меньшим». Изготовление и вывешивание

2

часа

скворечников.

13.

Посещение ветеранов на дому.

1

час

14

Акция «Память». Возложение цветов к Вечному огню.

1

час

15

Выход в театр «Колесо» на просмотр спектакля

2

часа

16.

«Туристическая экспедиция», выход на природу.

3

часа

Итого:

33часа

Тематическое планирование

2 класс (34 часа)

№ п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

1

Выход в театр "Колесо" на просмотр спектакля.

2 часа

2

"Провожаем лето и встречаем осень!" Экскурсия в городской парк.

2 часа

3

Посещение библиотеки №14.

1 час

4

Посещение спектакля театра "Академия".

2 часа

5

Посещение музыкальной школы №3.

2 часа

6

Посещение музея им. П.Тольятти в МБУ СОШ №23.

2 часа

7

Посещение городской библиотеки им. Андерсена

1 час

8

"Веселые  забавы", посещение зимнего парка.

2 часа

9

Выход в театр «Колесо» на просмотр спектакля "Рождественская

2 часа

сказка".

10

Посещение катка в СК "Кристалл".

2 часа

11

Посещение музея им. Семизорова в МБУ СОШ №16.

2 часа

12

Посещение Центральной библиотеки города.

2 часа

13

Посещение музея "Наследие".

2 часа

14

Посещение художественного музея.

1 час

15

Посещение музея Эйнштейна.

2 часа

16

Посещение музея ВОВ в МБУ СОШ №1.

2 часа

17

Акция "Помоги братьям нашим меньшим". Посещение приюта для

2 часа

бездомных животных.

18

Посещение технического музея ВАЗа.

3 часа

Итого:

34 часа

Тематическое планирование

3 класс (34 часа)

№ п/п

Тема занятия

Кол-

во

часов

1.

Посещение театра «Колесо». Просмотр спектакля «Иван седьмой».

2 часа

2.

Экскурсия на природу «Листья кружатся и падают». Наблюдение за

1 час

сезонными изменениями в природе. Сбор природного материала для

урока «Технология»

3.

Встреча с педагогами – ветеранами «Нам есть чему поучиться».

2 часа

4.

Посещение выставок краеведческого музея «Лучше один раз увидеть,

2 часа

чем сто раз услышать».

5.

Экскурсии по городу «Моя малая Родина».

2 часа

6.

Посещение планетария «Освоение далёкого космоса».

2 часа

7.

Организация и проведение спортивных соревнований и праздников

2 часа

«Чей снеговик лучше?», игра «Царь горы».

8.

Посещение театра «Колесо». Просмотр спектакля «Рождественская

2 часа

сказка».

9.

Посещение тольяттинской филармонии. «Классика детям».

2 часа

10.

Посещение воинской части «Их призвание – Родину защищать».

2 часа

11.

Посещение городской библиотеки им. Г.Х. Андерсена «Как

2 часа

прекрасен книжный мир».

12.

Экскурсия в музейный комплекс «Наследие».

2 часа

13.

Просмотр спектакля в ТЮЗ.

2 часа

14.

Помощь приюту бездомных животных «Мы в ответе за тех, кого

2 часа

приручили».

15.

Возложение цветов к Вечному огню. Акция «За тех, кого нет…».

2 часа

16.

Посещение выставок музеев школ 23 и 16.

2 часа

17.

Посещение выставки в техническом музее ВАЗа.

2 часа

18.

Игровая программа «Ура! Каникулы!». Игры на воздухе.

1 часа

Итого:

34 часа

Тематическое планирование

4 класс (34 часа)

№ п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

1

Выход в театр «Колесо» на просмотр спектакля

2

часа

2

«Пикник листопада» Экскурсия в осенний лес.

3

часа

3

Посещение городской библиотеки им. Г.-Х. Андерсена

2

часа

4

«Музеи города» Посещение краеведческого музея.

2

часа

5

Посещение «Детского морского центра» имени героя Советского

2

часа

Союза Евгения Никонова

6

Встреча с тренером по фигурному катанию

2

часа

7

Выход в театр «Колесо» на просмотр спектакля «Рождественская

2

часа

сказка»

8

Лыжная прогулка с фотоаппаратом «Сказка зимнего леса».

3

часа

9

Посещение филармонии «Классика детям»

2

часа

10

Выход на спектакль в ТЮЗ.

2

часа

11

Посещение планетария «Мир космоса»

2

часа

12.

Акция «Помоги братьям меньшим». Посещение приюта для бездомных

2

часа

животных.

13.

Акция «Память». Возложение цветов к Вечному огню.

1

час

14

Выход в театр «Колесо» на просмотр спектакля.

2

часа

15

Посещение музейного комплекса «Наследие»

2

часа

16.

«Туристическая экспедиция», выход на природу.

3

часа

Итого:

34часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мир моих интересов»

·    Развитие основных психофизиологических особенностей младшего школьника: памяти, мышления, воображения;·    Создание условий для развития логического мышления младшег...

Обобщение опыта по теме «Реализация проектной деятельности в рамках программы «Мир моих интересов»

В данной работе описана реализация проектной деятельности в рамках программы «Мир моих интересов». Отличительные особенности Программы ММИ (г. Томск, для начальной школы) :*программа ...

Мир моих интересов

Календарно-тематическое для 1 класса. Мир моих интересов...

Комплексная программа внеурочной деятельности «Мир моих интересов»

Комплексная программа внеурочной деятельности «Мир моих интересов»...

«Мир моих интересов» Для обучающихся 1-4 классов

Комплексная образовательная программа «Мир моих интересов» предназначенадляорганизации внеурочной деятельности и дополнительного образованияКомплексная образовательная программа «Мир...

Программа дополнительного образования "Мир моих интересов. Другой взгляд в другой мир"

Программа"Мир моих интересов" рассчитана на четыре года занятий с младшими школьниками и предполагает последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня (первичное пониман...

Коррекционно-развивающая программа «Мир моих интересов» (досуговая деятельность)

Досуг - это зона активного общения, удовлетворяющая потребности детей в контактах, это благоприятная сфера для осознания себя, своих ...