Мир моих интересов
календарно-тематическое планирование
Рабочая программа духовно-нравственного направления «Страна радужного солнышка» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Программа внеурочной деятельности «Мир моих интересов» составлена на основе программы внеурочной деятельности «Страна радужного солнышка»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 47.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа духовно-нравственного направления «Страна радужного солнышка» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Программа внеурочной деятельности «Мир моих интересов» составлена на основе программы внеурочной деятельности «Страна радужного солнышка», которая разработана Г.П.Сычевой, учителем начальных классов, и педагогами дополнительного образования Нижегородской области и сертифицирована НМЭС ГОУ ДПО НИРО и областным советом министерства образования Нижегородской области (протокол № 1 от 23.05.2011)
Сохранить детство здоровым, полноценным, радостным, направить познавательную активность ребенка в нужное русло призвано воспитание, понимаемое, с одной стороны, как процесс целенаправленного поступательного развития личности, основанный на эффективном взаимодействии всех учеников образовательного процесса (учитель-ученик-родитель), с другой - как искусство чуткого прикосновения к ребенку, бережного проникновения в его внутреннее «Я». Это искусство помогает, стимулирует его саморазвитие, самоизменение, самовоспитание, самосовершенствование. Роль педагога состоит в том, чтобы раскрыть перед воспитанником многообразие жизненных путей и сформировать готовность ребенка к осознанному выбору, за который в дальнейшем он будет нести ответственность. Проведение отдельных воспитательных мероприятий для решения этих важнейших задач не дает нужного результата - необходимо создание целостной системы воспитательной работы, способной обеспечить максимально благоприятные условия для развития личности ребенка, учитывающей интересы, способности, потребности учащихся, их возможности и творческий потенциал.
Многолетние поиски, изучение педагогической литературы, проверка теоретических положений в практической деятельности позволили создать воспитательную систему класса на основе программы внеурочной деятельности «Мир моих интересов». Основная идея данной программы заключается в создании в детском коллективе комфортной атмосферы, пробуждающей интерес учащихся к самореализации, проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самопознания, саморазвития, самоизменения, самовоспитания, самосовершенствования.
Цель программы: создание условий для приобретения ребенком духовно-нравственного опыта, воспитание у него ответственности, активной жизненной позиции и гуманного отношения к окружающему миру. Достижение этой цели возможно в процессе решения следующих задач:
способствовать формированию у детей позитивного отношения к обычаям, традициям своего народа, своей семьи; чувства сопричастности к истории и судьбе своей Родины; активной гражданской позиции и гуманного отношения к окружающему миру;
поддерживать создание собственной среды ребенка в соответствии с этическими, эстетическими, нравственными и культурными критериями, условий для воспитания чуткости и способности видеть прекрасное;
пробудить стремление к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей;
развить потребность в саморазвитии, самосовершенствовании и способность к становлению и проявлению субъективности и индивидуальности учащихся, их творческих возможностей.
Путь к достижению ценностных ориентиров предполагает индивидуальное и коллективное самоопределение посредством осознания и принятия определенных ценностей. Теоретическую основу программы составляют идеи и работы, рассматривающие вопросы нравственного воспитания (В. А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили, В. А. Караковского и др.). В. А. Сухомлинский первым обратился к процессам духовной жизни ребенка, к необходимости и ценности сопереживания, сочувствия ей, создания необходимых условий для воспитательной деятельности родителей и учителей.
Программа рассчитана на 1 год, 135 часов. В 1 классе - 33 часа, 2-4 классы по 34 часа Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 40 минут во 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4-х классов.
Принципы и подходы программы внеурочной деятельности «Мир моих интересов»:
- деятельностный подход;
- сотрудничество участников образовательного процесса ученик - учитель -
- родители;
- единство требований семьи и школы;
- гуманизация;
- демократизация;
- индивидуализация образовательного процесса;
- духовно-нравственный подход к отбору содержания программы.
Разумеется, ребенок не может развиваться вне общества, в котором он живет. А живет он в стране с определенной структурой власти (управления). Поэтому самоуправление класса представляется как уменьшенная модель системы управления нашей страны.
Принципы организации совместной деятельности классного руководителя, учащихся и родителей в реализации воспитательной системы класса:
гуманистический стиль общения и взаимодействия;
уважительное отношение семьи и классного руководителя к детям и друг другу;
постоянное совершенствование психолого-педагогического уровня общения. Педагогические технологии реализации программы внеурочной деятельности и создания воспитательной системы класса:
педагогика сотрудничества;
технология коллективных творческих дел (КТД);
здоровьесберегающие технологии;
технология проектного обучения;
технология деловой игры;
информационно-компьютерные технологии (ИКТ) и др.
Этапы духовно-нравственного становления и развития младшего школьника
1-й этап
«В нашей дружной стране хорошо тебе и мне!»
Изучение потребностей и интересов родителей, учащихся.
Изучение личности каждого ребенка, становление дружеских контактов с детьми, родителями, определение направлений совместной деятельности, вовлечение учащихся в разнообразные виды деятельности.
Использование различных диагностических методик для изучения относительно устойчивых и неустойчивых свойств личности.
Формирование органов самоуправления класса, распределение поручений.
2-й этап
«Я и мои друзья»
Гармонизация межличностных отношений детей, формирование классного коллектива.
Формирование органов самоуправления, развитие инициативы учащихся. Вовлечение учащихся в разнообразные виды деятельности. Развитие ценностных ориентаций, личностных свойств и качеств школьника.
Расширение возможности самоутверждения и самовыражения учащихся. Повышение значимости общественного мнения.
3-й этап
«Я + другие Я!»
Изучение возможностей дальнейшего продвижения учащихся на пути собственного развития, коррекция их поведения и взаимоотношений в различных ситуациях.
Усиление внимания коллектива к личности и личности к коллективу. Зарождение коллективных традиций. Развитие инициативы органов самоуправления.
4-й этап
«Хорошо, когда вместе!»
Выработка правил, определяющих отношение учащихся друг к другу и к окружающим.
Нацеленность учащихся и коллектива на постоянный рост. Усиление требовательности себе, способность к самоконтролю, саморазвитию, самовоспитанию. Рост социальных потребностей коллектива.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Вся деятельность по построению и развитию воспитательной системы класса направлена на то, чтобы у младшего школьника сформировались личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия в соответствии с портретом выпускника начальных классов, определенным во ФГОС НОО.
Определение результативности реализации программы духовно-нравственного становления личности младшего школьника осуществляется в соответствии с критериями трех уровней.
Результаты первого уровня - усвоение младшими школьниками социальных знаний и базовых нравственных ценностей:
обучающиеся имеют представление о духовно-нравственных ценностях;
получают представление о Родине, обществе, семье как ячейке общества;
проявляют интерес к познанию истории и традиций своей Родины - России, малой родины, семьи;
имеют представление о различных социальных ролях человека в обществе;
знают особенности проявлений важнейших нравственных качеств человека (патриотизм, трудолюбие, честность, совестливость, справедливость, доброта, уважение к людям, ответственность и др );
имеют представления о правилах культуры поведения.
Результаты второго уровня - приобретение опыта позитивного отношения к базовым ценностям общества в процессе контролируемой деятельности:
младшие школьники обладают позитивным отношением к нравственным ценностям, объективно оценивают свои поступки и поступки других людей;
приобретают ценностное отношение к социальной реальности под руководством и контролем взрослых в семье, школе, социуме, природе;
руководствуются в своем поведении нравственно-ценностными нормами;
осознают себя значимой частичкой своей семьи;
осваивают (проигрывают) разные социальные и семейные роли;
приобретают навыки культуры поведения в общественных местах и опыт общения с различными людьми;
участвуют в творческой, учебной, внеурочной деятельности.
Результаты третьего уровня - самостоятельное творческое применение базовых ценностей, коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий в межличностных отношениях с людьми разного возраста, гуманном отношении ко всему живому, в патриотическом восприятии малой и большой Родины, в объективной оценке поступков других людей и своих собственных и т. д.
Критериями эффективности духовно-нравственного воспитания могут служить следующие качества:
- любовь к Родине;
- любовь и уважение к своим близким;
- готовность прийти на помощь нуждающимся в ней;
- способность жить и поступать в соответствии с духовно-нравственными ценностями;
- умение справедливо оценивать себя и свои поступки;
- стремление жить в мире с собой и окружающими;
- бережное отношение к окружающему миру;
- стремление к открытию в себе собственного «Я»;
- творческий и ответственный подход ко всем поручениям и делам;
- умение видеть и формулировать проблемы, самостоятельно организовать себя
Содержание курса внеурочной деятельности
Отечество. «Моя родина - Россия!»
Цель: развитие социально активной и творческой личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и свое будущее.
Задачи:
развивать чувство гордости за свою Родину, за свой родной край;
развивать интерес к истории своей семьи, ее традициям как малой частице своей
Родины;
развивать гуманное отношение к окружающему миру, гуманистическое мировоззрение.
Формы работы:
тематические беседы, диспуты, экскурсии в природу, в краеведческий музей, по городам Самарской области и России.
встречи с интересными людьми, земляками;
Человек. «Я - Человек»
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого предназначения, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи:
развивать у учащихся нравственную культуру;
создавать условия для освоения этических знаний и нравственного опыта прошлого, его связи с будущим и своей роли в нем;
развивать нравственные качества: патриотизм, трудолюбие, честность,
совестливость, справедливость, доброту, уважение к людям, ответственность.
Формы работы:
тематические беседы, диспуты, по нравственной тематике;
изучение нравственного наследия мира и своей страны;
знакомство с историями из жизни замечательных людей, оставивших след в истории своей страны.
Культура. «Все сумею, все смогу»
Цель: создание условий для проявления учащимися инициативы и
самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к различным видам деятельности.
Задачи:
создавать условия для равного проявления учащимися своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности;
использовать активные и нестандартные формы внеурочной деятельности учащихся, отвечающие их интересам и возможностям;
развивать способность адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться успехам других и сопереживать в случае их неудач.
Формы работы:
- посещение музеев, театров, выставок;
- празднование памятных дат календаря;
- клубы и «досуговые центры» по интересам.
Труд. «Путь к профессии»
Цель: оказание учащимся эффективной психолого-педагогической поддержки и создание условий для будущего профессионального самоопределения и самоутверждения. Задачи:
формировать «информационное поле» будущего профессионального самоопределения;
формировать культуру труда и уважение к людям разных профессий, мотивы саморазвития и личностного роста;
развивать умения целеполагания и самостоятельного планирования своей трудовой деятельности.
Формы работы:
диспуты, беседы, час вопросов и ответов «В мире профессий»;
Мир человека. «В мире людей»
Цель: формирование у учащихся социального опыта общения.
Задачи:
познакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений;
развивать культуру общения в системе «учителя - ребенок», «ребенок - ребенок», «ребенок - родители», «родители - учителя»;
создавать комфортные условия для общения всех детей в классе;
учить приемам преодоления проблем в общении;
развивать у учащихся культуру сохранения и укрепления собственного здоровья;
познакомить учащихся с опытом и традициями поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Формы работы:
тренинг общения детей и родителей, лаборатория нерешенных проблем;
презентация себя, своих друзей, своей семьи и т. д.;
праздники, конкурсы, сюжетно-ролевые игры.
Земля и мир. «Мир в нас - мир вокруг нас»
Цель: реализация активного взаимодействия участников воспитательного
процесса, обеспечивающего создание условий для многогранного развития личности ребенка, его самореализации, самовоспитания, саморазвития.
Задачи:
создание единого коллектива «родители - дети - учитель»;
формирование активной позиции родителей;
оказание психолого-педагогической помощи семье в воспитании и обучении детей;
помощь в овладении учащимися суммой знаний, умений навыков, способствующих раскрытию их личностного потенциала.
№ п/п | Направление деятельности | Кол- во | Формы деятельности |
часов | |||
1 | Отечество. «Моя родина - Россия!» | 17 | тематические беседы, диспуты, экскурсии в природу, в краеведческий музей, по городам Самарской области и России. встречи с интересными людьми, земляками; |
2 | Человек. «Я - Человек» | 16 | тематические беседы, диспуты, по нравственной тематике; изучение нравственного наследия мира и своей страны; знакомство с историями из жизни замечательных людей, оставивших след в истории своей страны. |
3 | Культура. «Все сумею, все смогу» | 28 | посещение музеев, театров, выставок; празднование памятных дат календаря; клубы и «досуговые центры» по интересам. |
4 | Труд. «Путь к профессии» | 16 | диспуты, беседы, час вопросов и ответов «В мире профессий»; экскурсии на различные предприятия города |
5 | Мир человека. «В мире людей» | 12 | тренинг общения детей и родителей, лаборатория нерешенных проблем; презентация себя, своих друзей, своей семьи и т.д.; праздники, конкурсы, сюжетно-ролевые игры. |
6 | Земля и мир. «Мир в нас - мир вокруг нас» | 16 | создание единого коллектива «родители - дети - учитель»; формирование активной позиции родителей; оказание психолого-педагогической помощи семье в воспитании и обучении детей; помощь в овладении учащимися суммой знаний, умений навыков, способствующих раскрытию их личностного потенциала. |
7 | Здоровье. «Мир спорта и здоровья» | 30 | Организация и проведение спортивных соревнований, праздников: 1 четверть - «Пикник листопада»; 2четверть-лыжная прогулка с фотоаппаратом «Сказка зимнего леса» 3 четверть - «Веселая лыжня»; 4 четверть - «Туристическая экспедиция»; подвижные игры на воздухе; |
ВСЕГО | 135 |
Тематическое планирование
1 класс (33 часа)
№ п/п | Тема занятия | Кол- | |
во | |||
часов | |||
1 | Выход в театр «Колесо» на просмотр спектакля | 2 | часа |
2 | «Пикник листопада» Экскурсия в осенний парк. | 3 | часа |
3 | Посещение городской библиотеки им. Андерсена | 2 | часа |
4 | «Музеи города» Посещение краеведческого музея. | 2 | часа |
5 | «Путешествие по Тольятти». Экскурсия по городу. | 2 | часа |
6 | «Зимние забавы. Традиции русского народа» Подготовка и проведение | 2 | часа |
игр на воздухе. | |||
7 | Выход в театр «Колесо» на просмотр спектакля «Рождественская сказка» | 2 | часа |
8 | Лыжная прогулка с фотоаппаратом «Сказка зимнего леса». | 3 | часа |
9 | Посещение филармонии. | 2 | часа |
10 | Выход на спектакль в ТЮЗ. | 2 | часа |
11 | Посещение планетария «Мир космоса» | 2 | часа |
12. | Акция «Помоги братьям меньшим». Изготовление и вывешивание | 2 | часа |
скворечников. | |||
13. | Посещение ветеранов на дому. | 1 | час |
14 | Акция «Память». Возложение цветов к Вечному огню. | 1 | час |
15 | Выход в театр «Колесо» на просмотр спектакля | 2 | часа |
16. | «Туристическая экспедиция», выход на природу. | 3 | часа |
Итого: | 33часа | ||
Тематическое планирование
2 класс (34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во |
часов | ||
1 | Выход в театр "Колесо" на просмотр спектакля. | 2 часа |
2 | "Провожаем лето и встречаем осень!" Экскурсия в городской парк. | 2 часа |
3 | Посещение библиотеки №14. | 1 час |
4 | Посещение спектакля театра "Академия". | 2 часа |
5 | Посещение музыкальной школы №3. | 2 часа |
6 | Посещение музея им. П.Тольятти в МБУ СОШ №23. | 2 часа |
7 | Посещение городской библиотеки им. Андерсена | 1 час |
8 | "Веселые забавы", посещение зимнего парка. | 2 часа |
9 | Выход в театр «Колесо» на просмотр спектакля "Рождественская | 2 часа |
сказка". | ||
10 | Посещение катка в СК "Кристалл". | 2 часа |
11 | Посещение музея им. Семизорова в МБУ СОШ №16. | 2 часа |
12 | Посещение Центральной библиотеки города. | 2 часа |
13 | Посещение музея "Наследие". | 2 часа |
14 | Посещение художественного музея. | 1 час |
15 | Посещение музея Эйнштейна. | 2 часа |
16 | Посещение музея ВОВ в МБУ СОШ №1. | 2 часа |
17 | Акция "Помоги братьям нашим меньшим". Посещение приюта для | 2 часа |
бездомных животных. | ||
18 | Посещение технического музея ВАЗа. | 3 часа |
Итого: | 34 часа |
Тематическое планирование
3 класс (34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Кол- |
во | ||
часов | ||
1. | Посещение театра «Колесо». Просмотр спектакля «Иван седьмой». | 2 часа |
2. | Экскурсия на природу «Листья кружатся и падают». Наблюдение за | 1 час |
сезонными изменениями в природе. Сбор природного материала для | ||
урока «Технология» | ||
3. | Встреча с педагогами – ветеранами «Нам есть чему поучиться». | 2 часа |
4. | Посещение выставок краеведческого музея «Лучше один раз увидеть, | 2 часа |
чем сто раз услышать». | ||
5. | Экскурсии по городу «Моя малая Родина». | 2 часа |
6. | Посещение планетария «Освоение далёкого космоса». | 2 часа |
7. | Организация и проведение спортивных соревнований и праздников | 2 часа |
«Чей снеговик лучше?», игра «Царь горы». | ||
8. | Посещение театра «Колесо». Просмотр спектакля «Рождественская | 2 часа |
сказка». | ||
9. | Посещение тольяттинской филармонии. «Классика детям». | 2 часа |
10. | Посещение воинской части «Их призвание – Родину защищать». | 2 часа |
11. | Посещение городской библиотеки им. Г.Х. Андерсена «Как | 2 часа |
прекрасен книжный мир». | ||
12. | Экскурсия в музейный комплекс «Наследие». | 2 часа |
13. | Просмотр спектакля в ТЮЗ. | 2 часа |
14. | Помощь приюту бездомных животных «Мы в ответе за тех, кого | 2 часа |
приручили». | ||
15. | Возложение цветов к Вечному огню. Акция «За тех, кого нет…». | 2 часа |
16. | Посещение выставок музеев школ 23 и 16. | 2 часа |
17. | Посещение выставки в техническом музее ВАЗа. | 2 часа |
18. | Игровая программа «Ура! Каникулы!». Игры на воздухе. | 1 часа |
Итого: | 34 часа |
Тематическое планирование
4 класс (34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во | |
часов | |||
1 | Выход в театр «Колесо» на просмотр спектакля | 2 | часа |
2 | «Пикник листопада» Экскурсия в осенний лес. | 3 | часа |
3 | Посещение городской библиотеки им. Г.-Х. Андерсена | 2 | часа |
4 | «Музеи города» Посещение краеведческого музея. | 2 | часа |
5 | Посещение «Детского морского центра» имени героя Советского | 2 | часа |
Союза Евгения Никонова | |||
6 | Встреча с тренером по фигурному катанию | 2 | часа |
7 | Выход в театр «Колесо» на просмотр спектакля «Рождественская | 2 | часа |
сказка» | |||
8 | Лыжная прогулка с фотоаппаратом «Сказка зимнего леса». | 3 | часа |
9 | Посещение филармонии «Классика детям» | 2 | часа |
10 | Выход на спектакль в ТЮЗ. | 2 | часа |
11 | Посещение планетария «Мир космоса» | 2 | часа |
12. | Акция «Помоги братьям меньшим». Посещение приюта для бездомных | 2 | часа |
животных. | |||
13. | Акция «Память». Возложение цветов к Вечному огню. | 1 | час |
14 | Выход в театр «Колесо» на просмотр спектакля. | 2 | часа |
15 | Посещение музейного комплекса «Наследие» | 2 | часа |
16. | «Туристическая экспедиция», выход на природу. | 3 | часа |
Итого: | 34часа | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мир моих интересов»
· Развитие основных психофизиологических особенностей младшего школьника: памяти, мышления, воображения;· Создание условий для развития логического мышления младшег...

Обобщение опыта по теме «Реализация проектной деятельности в рамках программы «Мир моих интересов»
В данной работе описана реализация проектной деятельности в рамках программы «Мир моих интересов». Отличительные особенности Программы ММИ (г. Томск, для начальной школы) :*программа ...
Комплексная программа внеурочной деятельности «Мир моих интересов»
Комплексная программа внеурочной деятельности «Мир моих интересов»...

«Мир моих интересов» Для обучающихся 1-4 классов
Комплексная образовательная программа «Мир моих интересов» предназначенадляорганизации внеурочной деятельности и дополнительного образованияКомплексная образовательная программа «Мир...

Программа дополнительного образования "Мир моих интересов. Другой взгляд в другой мир"
Программа"Мир моих интересов" рассчитана на четыре года занятий с младшими школьниками и предполагает последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня (первичное пониман...

Коррекционно-развивающая программа «Мир моих интересов» (досуговая деятельность)
Досуг - это зона активного общения, удовлетворяющая потребности детей в контактах, это благоприятная сфера для осознания себя, своих ...



