Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения
методическая разработка

Гаврилова Светлана Михайловна

Инновационный педагогический проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_pedagogicheskiy_proekt.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта:

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

Цель истинного образования –

 пробудить в молодом поколении

стремление ко всему духовно-нравственному.

Д.С.Лихачёв

Без глубокого нравственного чувства

 человек не может иметь ни любви, ни чести, —

 ничего, чем человек есть человек.

В.Г. Белинский

Духовный или нравственный потенциал человека во многом зависит от качества  воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. Нравственные качества человека будущего общества включает в себя способность понимать и уважать других, проявлять сочувствие, признавать свои ошибки, мужественно переносить трудности,  быть трудолюбивыми, радоваться жизни, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней.

        Современные дети отличаются от предыдущих поколений, даже тех, кто были 5-10 лет назад. Они более изнежены, свободны, смелы и самоуверенны¸ более активны и осведомлены чуть ли не во всех областях жизни, у них широкий и малоконтролируемый  доступ к информационным каналам и средствам.

Огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, его педагогическому мастерству

В начальной школе огромную роль в духовно-нравственном воспитании играют уроки литературного чтения, включая и внеклассное чтение. Воспитание бесполезно, если оно не затрагивает эмоции человека. Главная проблема! Не в том, что дети не такие какие то! Это то, что  не используется воспитательный и нравственный потенциал литературных источников,  с которыми знакомятся дети в начальной школе! Почему возникла необходимость что то  менять, что то предлагать новое, иное, другое? Потому что то, что есть, не удовлетворяет, не достигает цели, существующая практика не решает в полной мере эту проблему!

        Проведя анализ учебников Литературного чтения в начальной школе, мы делаем вывод, что  имеющегося содержания достаточно. Авторы учебников подобрали достаточно хороших материалов для обучения, развития и воспитания младших школьников, но этот материал учителям качественно надо подавать. Авторами подобраны хорошие тексты, но методические  рекомендации направлены на поверхностный неглубокий анализ, основанный на недоверии в возможности ребенка младшего школьного возраста, ориентированного на некоего усредненного ученика, не выходящей за пределы актуального развития ребенка. А чтобы добиться реального воспитательного эффекта, чтобы произошло проживание этого опыта, эмоциональное осмысление,   надо построить работу с текстом на пределе возможного, т.е. в «зоне ближайшего развития». (Л.С.Выготский)

Цель проекта: разработать и апробировать наиболее эффективные способы духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.

В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:

- определить место духовно-нравственного воспитания в общей структуре содержания на уроках литературного чтения;

- проанализировать учебную программу по литературному чтению для начальных классов в контексте духовно-нравственного воспитания;

-разработать систему уроков по литературному чтению, направленных на духовно-нравственное воспитание;

-разработать методические рекомендации по реализации данного проекта.

- разработать диагностический инструментарий оценки сформированности личностных результатов, включающей в себя воспитание духовно-нравственных основ личности.

Исходя из цели и задач исследования, была выдвинута гипотеза о том, что решение проблемы духовно-нравственного воспитания на уроках литературного чтения будет эффектным, если:

- выявлен и актуализируется нравственный потенциал художественных произведений, изучаемых в начальной школе;

- разработаны методические подходы,  приемы и средства анализа художественных произведений с точки зрения духовно-нравственного потенциала произведения;

- целенаправленно включена в учебную деятельность школьников система заданий, соответствующих направлениям духовно-нравственного воспитания и развития;

- содержание направлено на адекватную эмоциональную реакцию детей; эмоционально-ценностное проживание;  на этическое понимание ценности произведений;

- разработана система мониторинга отслеживания результативности проекта.

Объект исследования – уроки литературного чтения в начальной школе.

Предметом исследования - духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения.

В результате реализации проекта духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования воспитательные результаты распределяются по трём уровням:

Первый уровень результатов 

  Второй уровень результатов 

Третий уровень результатов 

Приобретение воспитанниками социальных знаний  об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п., первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Поддерживается стремление ребенка к новому социальному знанию, создать условия для самого воспитанника в формировании его личности, включение его в деятельность по самовоспитанию.

 

Получение школьниками опыта проживания и эмоционально-ценностного переживания, духовно-нравственного потенциала художественных произведений,  базовых ценностей  общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Получение воспитанниками опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

V.  Механизмы реализации.

«Технология проблемного диалога» применяется мной  и на уроках литературного чтения. При применении технологии проблемного диалога, роль учителя – координирующая, направляющая. Тексту отводится приоритетная роль – его читают, анализируют, трансформируют. По тексту дискутируют, сочиняют.  

        Приём «Противопоставление фактов».

На уроке литературного чтения по теме: Паустовский «Кот-ворюга» (3 класс). После знакомства и обсуждения текста по содержанию, учащимся предлагается выбрать описание поступков кота в начале и в конце рассказа.

- Воровал всё                                                 - Хозяин и сторож

- утащил кукан с окунями                            - Мирно захрапел у печки

- Грозно выл  

 - Вы выбрали две противоречивые характеристики. Как же с котом произошли такие перемены? Объясните причину таких перемен.

В этот момент дети уже готовы назвать главную мысль текста. Учитель предлагает выбрать наиболее точную формулировку главной мысли текста.

  1. Кот – хозяин и сторож дома.
  2.  Человек должен любить животных и заботиться о них.
  3. Лёнька – смышлёный мальчик.

Приём:  «Антиципация» (предвосхищение, предугадывание).

Приём « Яркие личности»)

Приём «проблематизации»

Учитель намеренно даёт задание, с которым до настоящего времени дети не сталкивались.  Учащиеся выполняют его неправильно – отсюда возникает проблемная ситуация. Учитель помогает детям обнаружить противоречие. Так дети поставлены в условия, когда они вынуждены думать, размышлять, искать пути решения проблемы, способы разрешения обнаруженного противоречия

В течение урока, пытаясь её разрешить.

Приём: «Чтение-сканирование» (Чтение с пометками, чтение с выделением ключевых слов). Применяется во время операционно-содержательного этапа.

Такой приём используется, когда нужно внимательно «вчитаться» в текст.

использовать приём «Составление цитатного плана».

Приём «Узелки на память» - для наилучшего запоминания изучаемого материала, на этапе  рефлексии детям предлагается «завязать узелки на память» (Это могут быть карточки, какие-то значки или просто – загибаем пальчики).

В настоящее время широко внедряется в учебно-воспитательный процесс  технология проектной деятельности учащихся.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. С помощью проектной деятельности на уроке можно достичь сразу нескольких целей - побудить ребенка к творчеству, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет красочными работами детей.

Примеры проектов:

Тема проекта

Цель

Форма работы

Результат

Природа родного края

Узнать о богатствах природы нашего края

Индивидуально, в парах

Дети не только узнали больше о природе своего края, они рассказали и об охраняемых редких растениях и животных.

Мы-кулинары

Узнать, в ходе работы над проектом, какие продукты полезны для здоровья

Из полезных для здоровья продуктов научиться готовить интересные блюда

Групповая

В данном проекте многие дети описали традиционные  блюда бурятской и русской кухни.

Я-путешественник

Совершить заочное путешествие в любой город и рассказать о его достопримечательностях

Групповая, в парах

Дети рассказали о городах-героях и городах, в которых они побывали.

Кто нас защищает

Узнать как можно больше об армии, военных и воинских званиях Российской армии

Индивидуальная, групповая

Дети рассказали не только о военных, но и о пожарных, работниках МЧС, полиции  и др. Многие приводили примеры своих родственников, которыми гордятся.  Одна группа рассказала о подвиге героя России Алдара Цыденжапова

Моё любимое животное

Рассказать о своем домашнем питомце

Индивидуальная

Дети с большим удовольствием участвовали в проекте рисовали рисунки, приготовили презентации,  фотографии домашних питомцев.

Моя мама лучшая на свете

Подготовить рассказ о своей маме

индивидуальная

В результате этого проекта появилась книжка-малышка «Моя мама».

VI. Этапы реализации

Проект реализуется в течение четырех лет. 1-4 класс.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.

Об использовании педагогических технологий на уроках чтения в начальных классах пойдёт речь в этой статье....

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения.

В работе представлен опыт учителя начальных классов по формированию у младших школьников нравственных понятий на примере изучения басен И.А. Крылова как одних из наиболее удачных примеров литературных...

Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников на уроках литературного чтения.

Приёмы развития духовно-нравственных качеств личности на уроках литературного чтения в системе учебников Перспектива....

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

            Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.. Ва...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности средствами литературного чтения - одно из важнейших направлений гуманитарного образования современных школьников в семье и школе....

Духовно – нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

  Сегодня о духовно – нравственном воспитании детей заговорили как о проблеме общенациональной. Особенно много внимания этому уделяется в Концепции модернизации российского образован...