Факторы, способствующие самореализации личности
статья
В человеке с самого его рождения заложено стремление к самореализации в обществе. Каждый хочет чего-то добиться, что-то значить в этом мире, в конце концов, найти свое место под солнцем. Со временем у людей могут поменяться представления конечного результата самореализации, но стремление к чему-то большему будет всегда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopylova_katya_4_kurs._poe.docx | 19.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Факторы, способствующие самореализации личности
Е.Е. Копылова
Научный руководитель: к.к., доцент Петрова В.С.
Нижневартовский государственный университет,
г. Нижневартовск, katya_20.10@mail.ru
«Самореализация - реализация существующего потенциала, осуществление своих имеющихся желаний, своих знаний, умений и способностей, своих сегодняшних представлений о себе и своем пути в жизни».[1]
В человеке с самого его рождения заложено стремление к самореализации в обществе. Каждый хочет чего-то добиться, что-то значить в этом мире, в конце концов, найти свое место под солнцем. Со временем у людей могут поменяться представления конечного результата самореализации, но стремление к чему-то большему будет всегда.
У самореализации нет четкого направления, можно самоутвердиться как женщина, как отец, как справедливый начальник и так далее. За счет выше сказанного, выделяют два типа самореализации – это социальная и творческая. Обычно человек выбирает одну из них, но в некоторых случаях, возможно и саморазвитие обоих типов. Так же немаловажную роль играет то, что социальная самореализация не является синонимом социальной успешности. В социальной успешности человек стремится к какой-либо высокой должности, попасть на телеэкраны, чтобы его увидел весь мир, зарабатывать хорошие для него деньги и так далее. А социальная самореализация подразумевает достижение успешности в самом обществе, добиться именно того чего хочет сам человек как личность, а не того, что от него требует мнения или критерии хорошей жизни в современном обществе.
У любого человека при самореализации есть одна очень важная особенность, при осуществлении каких-либо важных для него единичных проектов, например, таких как выигрыш на олимпиаде, написание какого-либо произведения и так далее, ему всегда будет мало того чего он добился. Какие-либо достижения никогда не смогут до конца удовлетворить потребности личности в его самореализации.
Психологи сделали вывод о том, что успешная самореализация личности будет только тогда, когда она будет правильно заложена в умы людей с самого их детства. «Если родители дали ребенку хорошие образцы, воспитали в ребенке авторскую позицию, умение справляться с препятствиями и думать о своем будущем, этот ребенок, взрослея, станет успешным человеком, вполне реализовавшим себя. Многие психотерапевты убеждены, что все, что нужно для полноценной самореализации личности, это устранить препятствия, преграждающие жизненный путь их пациентов. К сожалению, это заблуждение: без соответствующих социальных образцов и помощи родителей ребенок в полноценного взрослого не превратится». [1]
«Карьера - (франц. carriere) - продвижение человека по ступеням производственной, имущественной, социальной, административной или иной иерархии. Характер, тип Карьеры, ее темп определяются как господствующими общественными отношениями, объективными возможностями, предоставляемыми данным образом для ее осуществления, так и обстоятельствами жизни конкретного индивида, его личными способностями, целеустремленностью, волей, семейным положением, состоянием здоровья и др. Карьера предполагает наличие механизмов социального отбора (селекции) наиболее способных людей в сферах образования, профессиональной подготовки и повышения их квалификации в трудовой, общественно - политипической, военной научной и другой деятельности». [2]
В современном мире ученые выделяют две сферы для самореализации личности – это реализация себя в семейной жизни и реализация себя в деятельности профессиональной. В данный период времени, многие люди выбирают карьеру и поэтому рост в профессиональной деятельности очень актуален для современного человека. Вместе с карьерным ростом вырастают и различные требования к преуспевающему и прогрессивному в жизни человеку, соответственно, растет и конкуренция на рынке труда, что обуславливает вынужденное стремление людей к саморазвитию для построения успешной карьеры.
Такие понятия как саморазвитие и самореализация зависят и от других понятий, таких как самоактуализация и самоопределение. Самоопределение обуславливается собственным определением человека в его жизни, так же оценку самого себя, своих способностей на данный момент времени, оценку способностей к постановке пошаговых задач и реализацию их в жизнь, способность выбирать правильные средства достижения целей и тому подобное. Что касается самоактуализации, то она является тем самым пусковым механизмом для осуществления шагов к самореализации личности, то есть профессиональная самореализация есть не что иное, как постоянно движущийся пошаговый размеренный процесс формирования потенциала индивида на протяжении всего его жизненного пути в творческой деятельности.
Как ни странно, но именно в профессиональной деятельности перед человеком открываются перспективы для его самореализации, так как наиболее полное раскрытие своего потенциала личность может достигнуть только в общественно значимой деятельности. При выборе карьеры, человек отдает этой сфере весь свой потенциал, силы и почти все свое основное время.
В рамках выбранной человеком профессии формируются его различные способности, необходимые для успеха в выбранном направлении, со временем происходит карьерный рост, который дает «свои плоды» в виде материальных благ, и, конечно же, сам личностный рост человека. Это все дает возможность обеспечивать необходимые материальные затраты для реализации максимально комфортной жизнедеятельности человека и обуславливает достижение человеком какого-либо социального статуса в обществе.
«Следование выбранной профессии, применение профессиональных умений – это один из самых значимых критериев достижения определенного уровня жизненной успешности».[3]
В настоящее время ученые выделяют несколько факторов самореализации, которые включают в себя личностные факторы человека. Эти факторы являются общими параметрами прогностического характера для выявления уровня профессиональной самореализации. Так же среди данных факторов можно выделить наиболее значимые личностные факторы, которые способствуют профессиональной самореализации. Они выдвигают самоэффективность личности, неудовлетворенность профессиональной деятельностью и гибкость ее поведения на передний план. Самоэффективность обычно выражается в способности человека самому организовывать свою деятельность, относящуюся к выбранной им профессии, достигать с ее помощью профессионального успеха при постоянном взаимодействии с существующим социумом. За наиболее эффективные межличностные коммуникации и профессиональное взаимодействие между участниками рабочего процесса отвечает, непосредственно, гибкость поведения личности, она стимулирует человека к дальнейшему росту в его профессиональной карьере.
В конце, хотелось бы сделать вывод о том, что любому индивиду, реализующему себя как личность, который хочет развивать свои способности и навыки на максимально профессиональном уровне, следует использовать для реализации своих целей – общество как инструмент в достижении цели. Важно уметь грамотно анализировать опыты в профессиональной деятельности других людей, делать соответствующие выводы чтобы не повторять чужих ошибок, что позволит увеличить скорость профессиональной самореализации.Так при непрерывном процессе саморазвития и самореализации будут достигнуты положительные и полезные для человека результаты.
Литература:
- Козлов Н.И. «Самореализация»; Психологос. Энциклопедия практической психологии [Электронный ресурс] http://www.psychologos.ru/articles/view/samorealizaciya;
- Экономико-социологический словарь/сост.: Г.Н. Соколова. О.В. Кобяк – Минск: Беларус. наука, 2013 – 615 с.;
- Психология и психиатрия. Статья «Самореализация»; [Электронный ресурс] http://psihomed.com/samorealizatsiya/;
- Психология менеджмента: учебник для вузов / под ред. Т. С. Никифорова. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб: Питер, 2004. – 639 с.;
- Громова, Е.М. Профессиональная карьера: путь к успеху : научно-методическое пособие / Е.М. Громова, Д.И. Беркутова, Т.А. Горшкова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова». - Ульяновск : УлГПУ, 2012. - 124 с. : ил., табл. - ISBN 978-5-86045-543-6 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278064 (17.11.2015).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Искусство сотрудничества. Факторы, способствующие сотрудничеству в учебно- воспитательном процессе.
В этой статье я описываю основные направления моей педагогической деятельности. Это- преемственность между детским садом и начальной школой, формирование педагогического сознания родителей, сохр...
Танцевальный опыт как фактор, способствующий развитию адаптивных свойств личности
Данная статья предназначена для педагогов общеобразовательных школ с целью пояснения значимости дополнительного образования (в частности занятия танцами) для педагогического процесса в целом. Та...
Факторы, способствующие привлечению родителей к участию в жизни школы
Выступление на педагогическом совете...
"Факторы, способствующие и мешающие успешной деятельности классного руководителя"
Выступление на МО....
Основные факторы, способствующие укреплению здоровья детей в школе
«Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее»....
Основные факторы, способствующие укреплению и сохранению здоровья ребенка
Родительское собрание. Лекция " Основные факторы, способствующие укреплению и сохранению здоровья ребенка"...
Модель деятельности учителя способствующая самореализации личности ученика.
ull;Современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и приняти...