"Вежливость на каждый день"
методическая разработка

Харушкина Лариса Викторовна

Сценарий мероприятия по  духовно-нравственному воспитанию детей 5-9 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vezhlivost_na_kazhdyy_den.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

                         «ВЕЖЛИВОСТЬ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ»

Сценарий для детей 5-9 лет

Цель: сформировать у детей представление о вежливости, правильном поведении в обществе.

Задачи:

Научить пользоваться вежливыми словами.

Прививать навыки культурного, вежливого поведения детям в общении друг с другом и другими людьми.

Предварительная работа:

1) Чтение рассказов и стихов о вежливости: В. Осеева «Вежливое слово», «Печенье», «Просто старушка»; Б. Заходер «Очень вежливый индюк»; С. Маршак «Ежели вы вежливы»; В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»; А. Барто «Любочка», «Почему телефон занят».

2) Беседа «Урок вежливости» (приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно жить, учить анализировать свои поступки, воспитывать любовь и уважение к окружающим людям).

3) Игра-викторина «Будь вежлив».

4) Игры «Будь внимателен», «Комплимент», «Давайте поздороваемся», «Вежливые прятки».

5) Конкурс рисунков на тему: «Я – вежливый».

6) Проведение опроса среди детей других отделений по теме «Что такое вежливость? Считаешь ли ты себя вежливым человеком?».

Ход занятия:

Дети (команда 5-6 человек хором зачитывают девиз команды)

«Ничто не обходится так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» (пословица).

Ведущая: Придумано кем-то просто и мудро

                  При встрече здороваться: «Доброе утро!»

                  – Доброе утро! – солнцу и птицам.

                  И каждый становится добрым, доверчивым,

                  Пусть доброе утро длится до вечера.

    Здравствуйте, дорогие дети и взрослые! Сегодня мы с вами находимся на станции «Вежливость». Наши дети провели на всех отделениях видео-опрос по теме: «Что такое вежливость? Считаешь ли ты себя вежливым человеком?». Давайте посмотрим, как ответили ребята (видеосюжет).

Ведущая: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Доскажи словечко». Ребята будут читать вам стихи, а ваша задача – вставить пропущенные слова (игра с залом).

Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома,

Не стесняйся, не лукавствуй,

А скажи погромче:….. (здравствуй).

Зазеленеет даже старый пень,

Когда услышит:……(добрый день).

Вылез крот на белый свет

И сказал ежу:…..(привет).

Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь

Разомкнуть свои уста

И сказать:…..(пожалуйста).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим:…..(простите, пожалуйста).

Если невежей прослыть не хотите,

Очень прошу вас, будьте мудры,

Вежливым словом просьбу начните:

Будьте….(любезны) и будьте (добры).

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого….. (спасибо).

Порвал воробей паутинные нити,

Чирикнул смущенно: ну…..(извините).

Когда я что-то подарю,

Мне говорят:…..(благодарю).

Если встретилась компания,

Не поспешно, не заранее,

А в минуты расставания

Всем скажите:…….(до свидания).

В чужой разговор

Никогда не встревай,

И взрослых ты лучше…….(не перебивай).

Ведущая: Товарищи! Твердите

                  С утра по словарю:

                  Спасибо, извините,

                  Позвольте, разрешите,

                  Я вас благодарю.

    Ребята, наша вежливость не заканчивается на вежливых словах. О нашей вежливости говорят наши поступки. Сейчас мы с капитанами поиграем в игру «Да – Нет». Наши ведущие будут задавать вам вопросы, на которые требуется положительный или отрицательный ответ.

- За столом ведут громкие разговоры? (нет)

- Сливочное масло сначала кладут себе на тарелку, потом намазывают на хлеб? (да)

- Печенье, сухари, фрукты за столом берут руками? (да)

- Хлеб за столом берут вилкой? (нет)

- Мальчик первым входит в темную комнату? (да)

- Если молодой человек и девушка идут по дороге, с одной стороны которой дома, а с другой едут машины, то молодой человек идет со стороны дороги? (да)

- На день рождения дарят четное количество цветов? (нет)

- Уместно ли детям посылать комплименты очень пожилым людям? (нет)

- Нужно ли снимать шапку, если пришел в театр или библиотеку? (да)

Ведущая: Замечательно! Спасибо капитанам за ответы. А теперь игра с залом «Вежливо – невежливо». Наши ведущие будут говорить вам фразы, и, если это вежливо, – вы хлопаете в ладоши, а если нет – топаете ногами. Готовы?

  • Поздороваться при встрече –
  • Перебивать во время разговора –
  • Толкнуть и не извиниться –
  • Уметь соблюдать тишину –
  • Помочь поднять упавшую вещь –
  • Взять билеты в трамвае –
  • Уметь выслушать друга –
  • Не уступить место в транспорте –
  • Пропустить вперед девочек –
  • Не заметить недовольство мамы –
  • Громко разговаривать –
  • Уходя, сказать «До свидания!» –
  • Обозвать обидным словом соседа –
  • Отобрать игрушку –
  • По утрам убирать свою постель –
  • Сидеть в шапке за столом –

Ведущая: Спасибо всем за игру! И последнее наше задание для капитанов. Перед вами лежат карточки с различными ситуациями. Ваша задача – найти верное решение.

Ситуация 1: Однажды по улице шел старичок, опираясь на большую сучковатую палку. Он был очень стар и от старости согнулся, поэтому шел, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову кверху и что-то рассматривая в небе, шел мальчик. Он столкнулся со старичком. Старик очень рассердился на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал, и старичок сразу подобрел. Вопрос: Что же сказал мальчик, отчего дедушка перестал сердиться? («извините, пожалуйста» или «простите, пожалуйста»).

Ситуация 2: По улице шли двое прохожих. Одному 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было пять книг. Одна из книг упала.

– У вас упала книга, – закричал мальчик, догоняя прохожего.

– Разве?! – удивился тот.

– Конечно, – объяснил мальчик, – у вас было пять книг, а теперь осталось четыре.

– Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение, – сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу, – однако, есть правила, которые ты еще не усвоил. Вопрос: Какие это правила? (нельзя кричать на улице, необходимо поднять книгу и отдать пожилому прохожему).

Ситуация 3: Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в трамвай вошла женщина с маленьким ребенком. Вова посмотрел на них и снова отвернулся к окошку. Вопрос: Правильно ли поступил Вова? (Вова должен был уступить место женщине с ребенком).

Ситуация 4: В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Саша увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Анна Петровна!». Вопрос: Какая допущена здесь ошибка? А может быть все в порядке? Нужно поздороваться со всеми.

Ситуация 5: Мальчик  крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?». Вопрос: Какие ошибки сделал мальчик, обращаясь к прохожему? (нельзя кричать, говорить надо спокойно. Необходимо обратиться к прохожему, извиниться  при этом за то, что вы его побеспокоили, вежливо и грамотно произнести: «извините, пожалуйста, не могли бы вы мне сказать, который час?»).

Ситуация 6: Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Вопрос: Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому 11 лет? (дорогу уступает тот, кто вежливее.)

Ситуация 7: Одна девочка жаловалась возмущенно маме: «Во дворе мальчишка такой невежливый – зовет меня Танька».

– А ты его как зовешь? – спросила мама.

– Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: «Эй, ты!» – ответила Таня. Вопрос: Права ли Таня? (нет).

Ситуация 8: Юра покупал в магазине мороженое.

– Так, – сказал он, – дайте вон то мороженое, нет, лучше вот это! И побыстрее, а то я от жары погибаю! Вопрос: Ответь, почему у продавца испортилось настроение? Какие ошибки допустил Юра? (Юра невежливо разговаривал с продавцом, забыв о «волшебных словах»; Юра не продумал заранее, какое именно мороженое он хочет купить).

Ситуация 9: Щеночек Филя во дворе гулял,

                      Вдруг старичка бульдога повстречал.

                      Прошу вас поскорее отгадать:

                      Кто первым должен «Здравствуйте» сказать?

(щенок Филя, т.к. он младше, а младшие первыми приветствуют старших).

Ситуация 10: Вот идет болонка Жулька,

                        Модница, воображулька…..

                        А навстречу – кавалер,

                        Симпатичный скотч-терьер.

                        Отгадаете иль нет:

                        Скажет первым кто «привет»?

(скотч-терьер, ведь он мужчина, а мужчины первыми приветствуют знакомых женщин).

Ведущая: Капитанам большое спасибо за работу! Вы можете вернуться на свои места. А мы, вместе, давайте повторим правила вежливости и запомним их.

ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОСТИ

Здороваться при встрече.

Не грубить, даже если сердишься.

Проявлять доброжелательность.

Извиняться, говорить «спасибо».

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Давайте, ребята, напоследок, посмотрим мультфильм про вежливых людей и все вместе споем песенку про вежливость…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание во 2 классе по теме:«Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника? Полезные советы на каждый день».

Разработка родительского собрания во 2 классе с анкетами для родителей и учащихся, с памятками для родителей....

"Азбука вежливости, или этикет на каждый день

Человек живет среди людей. Отношение к тебе других людей зависит от многих факторов, в том числе от внутренних качеств личности, но людям нужно время, чтобы тебя узнать....

"Каждый день - День Земли"

«Каждый день - День Земли!» Пояснительная запискаЦель: пробудить интерес детей к судьбе нашей Земли, вызвать чувство озабоченности отношением человека к природе, как родного края, так и Земли в ц...

"Вежливость на каждый день"

Цель: формировать у учащихся понимание важности вежливого отношения  к  окружающим людям, развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, пра...

Вежливость на каждый день, или кого называют воспитанным человеком.

Вежливость на каждый день, или кого называют воспитанным человеком.Занятие в ГПД...

Классный час "Вежливость на каждый день"

Классный час "Вежливость на каждый день" для учащихся начальной школы....

Брейн - ринг «Вежливость на каждый день»

Цели:Формировать у младших школьников ценностные ориентации и развить умение учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами этикета.Задачи:Закрепить знания и навыки учащих...