Брейн - ринг «Вежливость на каждый день»
методическая разработка (4 класс)

Нафеева Леннара Рифатовна

 

Цели:

Формировать у младших школьников ценностные ориентации и развить умение учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами этикета.

Задачи:

Закрепить знания и навыки учащихся культурного поведения в обществе;

Объяснить необходимость соблюдения нравственных правил общения, способствующих созданию атмосферы доверия и облегчающие общение;

Развить потребность употреблять в речи вежливые слова;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vezhlivost.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

«Вежливость на каждый день»

(брейн-ринг)

Цели:

Формировать у младших школьников ценностные ориентации и развить умение учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами этикета.

Задачи:

Закрепить знания и навыки учащихся культурного поведения в обществе;

Объяснить необходимость соблюдения нравственных правил общения, способствующих созданию атмосферы доверия и облегчающие общение;

Развить потребность употреблять в речи вежливые слова;

Ход мероприятия:

Воспитатель:

Здравствуйте дорогие гости и воспитанники. Сегодня,  мы проведем наше мероприятие, тему которого вы мне скажете после стихотворения.

(воспитанник читает стих)  

Вежливым должен быть каждый ребенок,

Вежливость знает даже котенок.

Ты, не должен грубить старикам

И не давать дорогу щенкам.

После приема пищи в обед,

Должен сказать ты «спасибо» в ответ,

Если ты сделал что-то плохое,

Надо сказать «извините». Открою

Я вам секрет: «до свиданья», «привет» –

Эти слова помогут нам с вами,

И вмиг исчезнут все наши страданья!

Это стихотворение  может стать своеобразным эпиграфом нашего мероприятия.

Наше мероприятие будет проходить в необычной форме, а в форме брейн  - ринга. Мы сейчас поделимся на две команды. Выберем капитанов и придумаем названия нашим командам.

Я задаю вопрос и даю время для обсуждения в команде, после этого кто первый поднял руку, та команда отвечает. За каждый правильный ответ вам насчитывается 2 балла.

Если ответ оказался неверным, то вторая команда может спокойно дождаться окончания времени на рассуждение и правильно ответить на вопрос. Когда ни одна команда не дала правильный ответ, ведущий озвучивает верный ответ, и осуществляется переход к следующему вопросу.

В конце соревнования идет подсчет баллов, определение победителя игры и вручение поощрительных призов.

Актуализация имеющихся знаний.

 Для этого предлагается участникам команд пройти тест.

Вопросы теста «Вежлив ли ты?»

Отвечай на вопросы одним словом «да», или «иногда», или «нет».

1. Здороваешься ли ты с соседями по дому?

2. Благодаришь ли ты родителей за завтрак?

3. Извиняешься ли ты, если опаздываешь на урок и входишь в класс после воспитателя?

4. Ты извиняешься перед сверстником, которого случайно толкнул(а)?

5. Папа ( мама) помог решить тебе трудную задачу, благодаришь ли ты его(ее)?

5. Папа (мама) помог решить тебе по дому, благодаришь ли ты его(ее)?

6. Говоришь ли ты спокойно, не повышая голоса, даже если споришь?

7. Поздравляешь ли ты своих родных с праздниками, не забываешь ли о них?

8. Когда ты ложишься спать, желаешь ли всем спокойной ночи?

Подсчитай очки: за ответ «Да» – 2 балла; за ответ «Иногда» – 1 балл; за ответ «Нет» – 0 баллов.

Если ты набрал(а):

- от 12 до 16 баллов: с тобой пока все в порядке. Так держать!

- от 8 до 11 баллов: ты не всегда вежлив(а). Будь внимательнее!

- меньше 8 баллов: тебе еще надо учиться вежливости! Не жалей на это сил и времени!

Человек – постоянно находится в обществе и не живёт изолированно от других людей. Он встречается в кругу семьи с родственниками, отмечает праздники с близкими людьми, приглашает в гости друзей и ходит к ним.

Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. До XVI века слово «вежа» означало «знаток», – тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям.

Попробуем определить, какие вы «знатоки» правил вежливости. Для этого предлагаю игру

Тур 1. «Вежливо – невежливо».

 Я буду называть ситуацию, а вы должны сказать: вежливыми или нет были действия в ней

1) Здороваться при встрече.

2) Толкнуть и не извиниться.

 3) Помочь поднять упавшую вещь.

4) Не встать, обращаясь к учителю.

 5) Взять билет в автобусе.

 6) Не уступить место в транспорте.

7) Сидеть в шапке за столом.

8) Резать - уродовать стволы деревьев.

9) Ломать ветки деревьев и кустов.

10) После отдыха в лесу оставить после себя свалку.

11) Поздравить родных с праздником.

Тур 2. Правильно ли это?

1. В общественном транспорте причёсываться?

2. Ходить в театр в спортивном костюме?

3. Ходить по улице в домашних тапочках?

4. Задеть кого-либо, наступить на ногу.

5. Входить в общественный транспорт в грязной пачкающей одежде.

6. Стричь ногти где попало?

Тур 3. «Словарь вежливых слов». Объясните значение слов.

Вежливый – соблюдающий правила приличия;

Учтивый – почтительно-вежливый в обращении с людьми;

Корректный – тактичный, вежливый, учтивый;

Уважительный – проявляющий уважение к собеседнику;

Предупредительный – скромный, обязательный, вежливый;

Любезный – обходительный, предупредительный, учтивый;

Галантный – изысканно вежливый, любезный.

Тур 4. «Дополните рифму».

• Растает даже ледяная глыба от слова теплого ... (спасибо).

• Зазеленеет старый пень, когда услышит ... (добрый день).

• Если больше есть не в силах, скажем маме мы ... (спасибо).

• Когда нас бранят за шалости, говорим ... (простите, пожалуйста).

• И во Франции, и в Дании на прощанье говорят ... (до свидания).

Тур 5. Знаменательные даты:

Знаете ли вы, что за дата 21 ноября?

21 ноября – международный день приветствий! Да, да, приветствий. Идея этого праздника принадлежит двум американским юношам, братьям Маккормики, предложившим в 1973 году проводить день дружбы и взаимопонимания между народами всех стран мира.

Еще одна замечательная дата. 11 января – Всемирный день «спасибо». Самая «вежливая» дата в году! Слово «спасибо» известно в русском языке с XVI века. Оно произошло от слов «Спаси бог» – этой фразой на Руси выражали благодарность. Теперь «спасибо» – новое слово, которое обозначает «Я вас благодарю и желаю всех благ».

17 февраля – День спонтанного проявления доброты (Random Acts of Kindness Day) – одна из недавних инициатив международных благотворительных организаций. В России этот праздник практически вообще не известен. Предполагается, что в этот день людям следует стараться быть не просто добрыми, что подразумевается само собой, а добрыми беспредельно и бескорыстно.

Воспитанный человек не может быть злым, ведь воспитанность тогда настоящая, когда она искренняя, естественная. Значит воспитанность всегда рядом с добротой, доброжелательным отношением друг к другу, к окружающей среде.

Мы узнаем человека не только, по словам, но и по жестам, по выражению его лица. Оказывается, при разговоре люди придают словам лишь 7% значимости, интонации – 38%, а мимике и жестам – 55%. Один неправильный жест может полностью изменить смысл произнесенных слов.

Тур 6. Собери пословицу (пословицу заранее делим на части)

“В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив”,

“Потчевать потчуй, а неволить не неволь”,

“К обедне ходят по звону, а к обеду по зову”,

“Где рады, там не учащай, а где не рады, век не бывай”,

“В гости ходить – надо и к себе водить”,

“Умей в гости звать, умей и встречать”,

“Приехал – не здоровался, уехал – не простился”, - говорили о невежливом госте.

“У него гостят четыре угла, он сам себе рад” - обсуждали негостеприимного человека.

В жизни вежливого человека  есть слова, которые называются «волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение.

Тур 7. «Стоп - красный свет». Вы знаете, что, когда горит красный свет светофора, идти опасно. Вот и по отношению к людям надо помнить о таком сигнале. Я буду рассказывать вам маленькие эпизоды, как только вы заметите неэтичное, невежливое поведение - поднимите красную сигнальную карточку, если одобряете - поднимите зеленую карточку.

1. Два мальчика о чем-то увлеченно спорили в автобусе и так громко, что все стали на них оглядываться. (Красная.)

2. На перемене у двери буфета два мальчика, обогнав девочку и отстранив ее, первыми вбежали в буфет. (Красная.)

3. Две девочки в столовой «хлюпают» носами, болтают за столом во время еды. (Красная.)

4. Мальчишки нашего двора отнимают мороженое у малышей, дергают за хвост собак и кошек, бросают камни в птиц. (Красная.)

5. По утрам убираем свою постель. (Зеленая.)

6. После игры убираем в положенное место игрушки, книжки, цветные карандаши. (Зеленая.)

7. Взрослые возьмут все-все домашние дела на себя, а мальчишкам и девчонкам будет весело жить-поживать на белом свете. (Красная.)

8. Если я за что-либо обиделся на своего друга, постараюсь поскорей забыть и простить ему свою обиду. (Зеленая.)

Тур 8. «Правила этикета?»

1. Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? (младший)

2. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться тебе с незнакомым? ( да)

3. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, как это сделать? (да, можно просто кивнуть, но не кричать через весь автобус)

4. С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например, в парке, через который ходите в школу. Но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? (да ) ·

5. Кто подает первым руку – старший младшему или младший старшему, мужчина женщине или наоборот? (первым подает руку старший младшему, женщина – мужчине, начальник – подчиненному)

6. Когда юноша идет с девушкой по узкой дорожке, ему следует пропустить ее вперед, но если дорога незнакома, а идти страшно, то юноша или девушка должен идти первым?

7. Если вы позвонили по телефону кому-то, то вы первым должны поздороваться и сразу назвать себя. Для чего? (чтобы собеседник не ломал голову, с кем он разговаривает).

Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее». Следуйте этому правилу – и никогда не ошибетесь.

Вежливость – это умение деликатно, предупредительно относиться к людям, умение вести себя в любой ситуации согласно определенным нравственным нормам. Это сумма поступков, определяющих внутреннюю культуру, отражающих духовное содержание человека. Надо уметь добрыми глазами увидеть радость или беду другого, добрым сердцем откликнуться на нее, добрым делом помочь.

Вежливость ребенка проявляется в его умении правильно себя вести, соблюдать правила поведения, в его внешнем облике, речи, отношении к вещам, характере общения с окружающими. Поэтому каждому ребенку нужно знать правила вежливости и уметь пользоваться ими.

Рефлексия: Правила вежливости знакомы всем нам. Они несложны, и каждый человек может и должен их выполнять. Давайте после нашего занятия сформулируем некоторые из них:

В вежливости проявляется отношение к другим людям;

Вежливый человек всегда здоровается и прощается;

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость;

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим;

Вежливый человек не причиняет никому неприятностей и обид.

Это тот, кто хочет и умеет считаться с другими.

Это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна.

Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшими и с младшими (годами и по положению).

Это тот, кто всегда один и тот же – дома, в школе, в институте, на работе, в магазине и в автобусе.

И в завершении нашего мероприятия хочу вам напомнить слова Д.С. Лихачева «Вежливый человек – это воспитанный человек».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брейн-ринг по русскому языку

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 4 классе....

"Азбука вежливости, или этикет на каждый день

Человек живет среди людей. Отношение к тебе других людей зависит от многих факторов, в том числе от внутренних качеств личности, но людям нужно время, чтобы тебя узнать....

Брейн - ринг к празднику "День Земли"

"День Земли "в начальных классах, построенный в форме увлекательного состязания нескольких команд (классов).Участники брейн - ринга покажут свои знания в области природоведения, экологии и охраны прир...

"Вежливость на каждый день"

Цель: формировать у учащихся понимание важности вежливого отношения  к  окружающим людям, развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, пра...

"Вежливость на каждый день"

Сценарий мероприятия по  духовно-нравственному воспитанию детей 5-9 лет....

Вежливость на каждый день, или кого называют воспитанным человеком.

Вежливость на каждый день, или кого называют воспитанным человеком.Занятие в ГПД...

Классный час "Вежливость на каждый день"

Классный час "Вежливость на каждый день" для учащихся начальной школы....